[b]Интеврью - автор монитора отладчика STS - Stalker.[/b]
http://zxpress.ru/article.php?id=4044
ZF> Расскажите,как вы занялись
программированием.
Stalker> Самое начало у меня бы-
ло на микрокалькуляторах, типа
Б3-34, МК-52 (до сих пор лежит у
меня дома). Потом у нас в
Харькове впервые поставили Ямахи
в пединституте, где преподает
мой отец, ну и естественно я по-
шел поглядеть на это чудо. Чудо
понравилось. Но помимо игрушек
меня интересовало еще и програм-
мирование. Бейсик мне показался
чем-то архисложным, после прос-
того и понятного языка микро-
калькуляторов, но тем не менее я
его освоил. Как и все начинающие
рисовал там всякие окружности и
т.д., одним словом - мучал гра-
фику. Потом от msx я отошел, по-
тому что надо было куда-то
ехать, да и наплыв студентов -
пользователей был большим. Один
кооператив, впоследствии вырос-
ший в довольно крупную торговую
фирму, организовал в городе нес-
кoлько БК'шных класов. Немножко
посидел я и на БК'шках, даже
чуть не написал там игрушку
(правда тоже на бейсике).И имен-
но на БК'шке я стал заниматься,
собственно, ассемблером. Мне
всегда этого хотелось, потому,
что я даже на Ямахе пытался
выспросить, на каком же языке
написаны все такие красивые, ле-
тающие, стреляющие игрушки и что
такое ассемблер - это просто ка-
кой-то быстрый бейсик, как я
тогда думал, или нечто другое.
Но, к сожалению, мне никто ниче-
го тогда не объяснил. На БК'шке,
купив какую-то книжку ( кажется
"фокал для мини и микро компью-
теров"), в которой было приложе-
ние, я впервые узнал что такое
ассемблер. Правда некоторые сло-
ва были непонятны, типа там "за-
щелка", "ловушка", "переход",
"регистры" и т.п., но, в принци-
пе, через некоторое время разоб-
рался. Даже написал своего рода
микровирус, который состоял из
одной команды, размножающей себя
на всю память. Ну а потом я уви-
дел ZX-Spectrum, захотел, конеч-
но, себе. И, если не ошибаюсь,
году в 89-90 я уговорил отца ку-
пить себе это чудо. Мы пошли на
рынок, выбрали там "Краснодар"
48-й, без дисковода, без всяких
наворотов. Надо сказать, что
тогда вообще в природе существо-
вало схемы 4-ре. И их производи-
ли некоторые заводы. У нас быв-
ший военный завод производил
компьютеры "Аризон". Но на тот
момент я выбрал такой компьютер.
Кассета - это,конечно мало, но и
на кассете я пытался что-то пи-
сать. Первой моей взломаной иг-
рушкой была S.F.Cobra, потому
что она мне показалась очень ув-
лекательной и интересной. Долго
над ней мучался, примерно месяц,
но в итоге, при помощи MONS'a и
filecopy (copy-copy) она была
успешно обессмерчена. Потом вы-
пускал какие-то свои кассетные
версии, но в конце концов успеш-
но расширил свой "Краснодар" до
128к, поставил дисковод и первым
делом написал хорошую дисковую
версию F-16, кажется она называ-
лась F-16 new. Там был мой пер-
вый уничтожающий глаза атрибут-
ный scroll. Но, в принципе, я
вложил немножко своей души в
этот загрузчик, в введенные из-
менения. Вообше, почему я взялся
именно за нее - мне в то время
начинали нравится игрушки - си-
муляторы. Т.е. "tomahawk",
"f.bomber" и тому подобные. Но
это было очень давно. Потом я
подцепил себе sound, ну и в та-
кой конфигурации до сих пор ра-
ботаю. Т.е. я пишу на 128-й ма-
шине, с раздельным полем памяти,
у которой тормозят экранные
странички. Ну а потом, как я го-
ворил, меня привлекали всякие
имитаторы, и когда появился
"Battle Command" из-за бугра
(кстати, он пришел через Питер -
от Копрова - к Максу, от него -
ко мне) я взялся за его дискети-
рование. Там я попытался реали-
зовать идею, которая всем каза-
лась невозможной на Spectrum'e.
Ну тогда появились первые Amig'и
и все стояли на ушах, особенно
Макс Ивамото и RST7.
ZF> Короче говоря - квазимно-
гозадачность, в виде загрузки во
время работы программы.
Stalker> Да, загрузка одновре-
менно с работой программы. Время
показало, что это весьма доступ-
но. Кстати, спустя некоторое
время это было сделано и в "IN-
SULT". В то время RST7 написал
свой TASM, и даже начал писать
свой дебаггер. Но т.к. у RST
часто случались проблеммы с пор-
чей дисков, а порой даже с забы-
ванием их на вечеринках, все на-
работки были потеряны. А са-
диться заново за работу RST не
захотел. По этому я решил напи-
сать свой монитор. И где-то че-
рез год была готова первая вер-
сия, которую я предложил Инфор-
кому. Причем мне это было очень
удобно, т.к. я ехал к родствен-
никам через Москву и по дороге
туда я им эту программу отослал,
а на обратной - получил не-
большое вознаграждение и реко-
мендаци по дальнейшему направле-
нию работ. Первая версия практи-
чески была демонстрационной и
почти не распостранялась. Потом
я написал вторую, третью, на
данный момент - 4.4.
Как я уже говорил, меня прив-
лекало то, что всеми считалось
невозможным. Ну и естественно,
т.к. в то время все тащились от
DOOM'a (или от Wolf'a) мне захо-
телось сделать нечто в этом ду-
хе. И в течении года я над этим
вопросом работаю. На сегодняшний
день написано хождение по 3D ла-
биринту произвольной сложности.
Т.е. стены смыкаются под любым
углом, сложность лабиринта не
влияет на скорость. Сейчас можно
играть довольно плавно и до-
вольно быстро - скорость смены -
4-7 прерываний. Пока что против-
ников нет, но, как пишут многие
авторы, "моя игрушка похожа на
DOOM",и в отличие от многих моя
действительно похожа. Потому
что, когда поворот происходит
только на 90 градусов из 360, да
еще все это делается спрайтами,
а не масштабированием и наложе-
нием текстур я счтитаю невозмож-
ным говорить о сходстве с "DO-
OM". Это скорее будет программа,
похожая на Might and Magic, Lans
of Lore...
ZF> Игра будет выглядеть, так
же, как и "doom demo" ?
Stalker> Да, все, что было в
этом недоделанном кусочке OVER
THE TOP будет и в игре. Экран
останется того же размера, но
будет оружие, повороты, открыва-
ющиеся двери. Я думаю добавить
всяких приятных мелочей типа
кнопочек, рычажков, скролирова-
ния стенок... Естествено будут
противники, будут всякие предме-
ты. Скорее это будет не чисто
ACTION, а ACTION/ADVENTURE, т.к.
спектрумовский народ, судя по
всему очень любит играть думаю-
ще.
ZF> Когда планируется заверше-
ние ?
Stalker> Это зависит от многих
причин. Не зная объема работ я
планировал выход на осень прош-
лого года. Так как помимо
Spectrum'овских дел я еще и
учусь в институте... Я сейчас
перешел на четвертый курс
Харьковского политехнического
университета. Кажется все тяже-
лое уже позади, но надо уделять
внимание и учебе. Конкретных
сроков я называть не хочу.
Ну и еще один существенный
момент для программиста - я не
поддался всеобщей моде увлечения
чистым искусством в виде де-
мостроения.
ZF> Работаете на рынок ?
Stalker> Да, и мои принципы та-
ковы: это не должно быть сделано
до меня, желательно чтобы все
считали это невозможным и это
должно быть нужно людям.