1

[b]МЫСЛИ ГИТАРИСТА-ПРОГРАММИСТА[/b]
[b]Владимир Трофимчук[/b]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379.png[/img]

[b]ZX SPECTRUM #1[/b]

Не знаю как вы, читатели блога, а я застал ещё бытовой компютер Spectrum, который у нас в стране был популярен с 1992 года и примерно до 1999 года. В нашей стране, правда, выпускались спектрум-совместимые компютеры Ленинград, Кворум, Пентагон, Скорпион, Профи. Я с этим компьютером "познакомился" после работы в клубе КЛИП (Клуб Любителей Игровых Программ по переписке) в котором участвовал техническим редактором бюллетеня клуба "ЭКС-ПРЕСС". В этом самиздате публиковались листинги калькуляторных игр, которые были сделаны авторами клуба. В декабре 1991 года был закат деятельности клуба, так как рынок Российский наполнился бытовыми компьютерами. Получив по почте свой первый компьютер, я начал изучать игры на нём. После знакомства с адвентюрами через журнал ZX-Ревю, я заинтересовался русификацией английских игр и программ. Сначала русифицировал адвентюры, написанные на языке Basic. Встраивал в свободной пространство памяти русский шрифт, переводил в Basic-е текст на русский. То-есть писал примерно так:

250 PRINT "Vy vidite dom i nebolx3u4 reku vozle nee."

Примерно так выглядело в листинге, но при запуске выводилось так:

Вы видите дом и небольшую реку возле нее.

Почему? Потому, что  две системные ячейки бэйсика, отвечающие за начало бэйсик-шрифта программно изменялись с помощью команд POKE. Архитектура спектрума простая, не такая сложная, как на PC, поэтому программировать на его ассемблере было очень легко впоследствии. А суть её такова:

вся память компьютера делилась на такие части:

1. Память для операционной системы со встроенным калькуляторным движком и Бэйсик-движком (ПЗУ)
2. Память экрана
3. Память для принтера
4. Память для системных переменных
5 Память для программ пользователя либо на Бэйсике, либо в машинных кодах.

Там, где находились ячейки памяти системных переменных и находились две ячейки, в которых помещался адрес начала шрифта для вывода сообщений из Бэйсик-строк на экран.

Таким образом проводилась русификация игры [b]KENTILLA[/b]. Я в те спектрумовские времена придумал себе ник Сталкер или Stalker. Потом, как оказалось ник Stalker в спектрумовском сообществе был не у одного меня и, уже работая в эмуляторе спектрума на PC в 1999 годах, я придумал ник [b]Troll[/b]. В эти 1999-2000 года не было ещё интернета у меня, а был Фидо-нет.

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_2.PNG[/img]

Дисковая версия не получилась.  Оригинал же у меня был кассетный, а в интернете кассетной версии нет, поэтому только заставка и выводится. Кассеты со своими играми я давно по-выбрасывал.

[b]Planet of Death[/b] была в машинных кодах, поэтому её я русифицировал с помощью дизассемблирования её кода и переводом нужных частей на русский. Картинку к русифицированной версии делал Алексей Мазур, спектрумист Владивостока.

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_3.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_4.PNG[/img]
Шрифт для этой игры уже не помню как делал, но он либо был взят из русифицированной Elite, или я его сам делал похожим на шрифт из игры Elite.

Ещё одна космическая адвентюра мной переведённая:

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_5.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_6.PNG[/img]

Перевод Гремлинов:

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_7.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_8.PNG[/img]
На этом скриншоте (выше) даже моя фамилия красуется.

А это уже перевод с польского. Переводил естественно по словарю.

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_9.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_10.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_11.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_12.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_13.PNG[/img]

В этой игрушке интересный интерфейс. В ней есть текстовой инвентарь и текстовые команды-глаголы, которые появляются в красном окне по мере необходимости. Игрок же когда идёт, то его положение показано квадратиком на части лабиринта, этим квадратиком и управляется игрок. При приближении к объектам в лабиринте, эти объекты в большом масштабе показываются в нижнем окне интерфейса.

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_14.PNG[/img]

После переводов таких игр я начал лучше понимать ассемблер и задумал сделать что-либо своё. Так как своих процедур у меня тогда ещё не было, то я пользовался процедурами из дизассемблированных программ. Эти процедуры видоизменялись мною и на их основе создавался движок для игр. Движков было много разных. Но так как сценарии создавать - не моё, то и полноценных игр не выходило. Только игры-демонстрации.

"Портирование" на спектрум игры с приставки Sony Play Station тоже нельзя считать моей с братом игрой, так как сама концепция игры была другой фирмы.

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_15.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_16.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_17.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_18.PNG[/img]
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39379_19.PNG[/img]

         В этой игре я с братом объединились в группу [b]"Brothers"[/b] для создания совместного игрового продукта. Эта игра была создана полностью на собственных процедурах и почти с "нуля". Вначале создания этой игры на экране лишь перемещался спрайт анимационный влево и вправо, потом при добавлении других движений спрайтов моим братом и дополнялся код игры. Всё дополнялось постепенно. День за днём, час за часом. И из нескольких сотен байт программа расширилась до огромных килобайт. О мегабайтах во времена спектрума даже не мечтали. Предел памяти компьютера последней модификации Скорпиона - 256 кб. Игры уже тогда грузились не с кассеты, а с дискеты.

2

[quote="AAA"]

при запуске выводилось так:
Вы видите дом и небольшую реку возле нее.

все татары кроме я ?

ну а если серъёзно то этот дядька из Владивостока.
вспоминаю что в середине 90х мне прислал его переведённые игры другой дядька из Перьми.
взамен он попросил сделать сканы из журнала SinclairUser,
его номера были в какой-то научнотехнической библиотеке,
но меня туда со студенческим, но без зачётки непустили.
очень строгая была контора,
Инфорком там в основном заказывал сканы страниц