http://pikabu.ru/story/_3506867

Текст получился довольно большой и я разбил его на 7 частей:
Часть 1: Поворот
Часть 2: (лирическое отступление) Школа и медвуз
Часть 3: Microsoft Student Partners Germany
Часть 4: Подготовка к интервью
Часть 5: Интервью
Часть 6: Практика в Майкрософт Бинг в Сан-Франциско
Часть 7: Работа в Майкрософт Бинг изнутри
За 17 лет, прошедших после окончания школы, я окончательно рассорился с русской пунктуацией, и если правописание мне еще как-то подсказывает проверка орфографии, то запятые я ставлю совсем уж наугад. Буду рад любым вашим замечаниям!
=============
Так получилось, что в 27 лет жизнь моя зашла в тупик, из которого я не видел простого выхода. Закончив с золотой медалью школу и с красным дипломом медицинский, отучившись в аспирантуре в Германии три года и дописывая диссертацию, я вдруг окончательно осознал, что мне уже почти тридцать, а я всё ещё занимаюсь в жизни совсем не тем, чем я хотел бы заниматься.
С первого класса я мечтал стать информатиком (так я сам называл эту профессию, что-то среднее между программистом и администратором). Однако информатика всю мою жизнь оставалась лишь моим хобби, занятие которым давало мне силы и энергию на другие сферы. Моей профессией сначала было изучение медицины (как студента-медика), потом я подался в фундаментальную науку (так как она была более близка к тому, чем я думал, я хотел бы заниматься, нежели рутинная работа врачом-педиатром – специальность, что стояла у меня в дипломе). Посвятив исследованиям четыре года во время учебы в ВУЗе и еще три года после в аспирантуре, я все больше разочаровывался в себе, в своих способностях. Жизнь просто и незаметно завернула не туда и, казалось, уже не вывернет куда мне надо.
Однако, так сложились обстоятельства, что у меня появилась возможность начать всё сначала. Такое решение помогла мне принять моя (тогда еще будущая) супруга, и в возрасте 27 лет я пошел учиться в Технический Университет Гамбурга (TUHH, Technische Universitt Hamburg-Harburg), на факультет инженерной информатики (Informatikingeneurwesen), на первый курс. Как ни странно, в свои 27 лет я был 5-м или 6-м студентом на потоке по возрасту (то есть были люди и старше 30!). Это помогло мне число психологически влиться в студенческую жизнь и не чувствовать себя белой вороной.
Мне сложно сравнивать студенческую жизнь в Германии с тем, как преподают информатику в России, ведь я в России в ВУЗе я изучал только медицину, а это такая вещь в себе, наполненная походами в анатомический театр и зубрежкой анатомических и прочих терминов начиная с самой первой недели первого курса и практически до пятого курса. Учеба в медицинском была для меня трудной, напряженной работой на протяжении всех шести лет обучения, с редкими праздниками и встречами вне рамок учебы. Я ни до, ни после никогда не был вынужден ежедневно прикладывать столько усилий для того, чтобы просто удержаться на плаву. Я помню, что очень часто во время учебы я вспоминал высказывание Чёрной Королевы из Алисы Кэрролла: Иногда нужно бежать изо всех ног чтобы просто оставаться на месте.
Учеба по специальности Informatik-Ingenieurwesen (информатика и инженерное дело), по сравнению с учебой в России, показалась мне намного проще. Возможно, здесь сыграл роль тот факт, что я всегда интересовался информатикой и к моменту начала учебы у меня уже были (пусть и разрозненные) знания. А, может быть, это просто специфика обучения в техническом ВУЗе.
Об учебном процессе в Германии можно писать много и долго: за те 6 лет, что мне понадобились, чтобы закончить ВУЗ по моей новой специальности, я успешно сдал около 40 письменных и 10 устных экзаменов, написал около 20 работ (включая преддиплом и диплом), прошел через 30 кафедр, на ряде которых я даже немного подрабатывал тутором (помощником преподавателя). Мне очень нравилось, что, в отличие от России, на многих лекциях никто не пытался нас отмечать. Более того, конспекты лекций (слайды презентации или сканы того, что писал профессор на overhead-проекторе), а в некоторых случаях даже видеозаписи лекций, выкладывались в сеть и их можно было смотреть несколько раз. В конце семестра силами самих студентов организовывались курсы подготовки к экзаменам по ключевым предметам (математика, теория систем, электротехника, механика и т.п.), когда студенты, успешно сдавшие этот экзамен в прошлые годы, разбирали с теми, кому этот экзамен только еще предстоит, наиболее важные и сложные моменты теории и задачи. Таким образом, сравнивая медицинский и инженерный диплом, я могу лишь сказать, что моё второе высшее образование далось мне намного легче первого, и больше напоминало отдых и общение с интересными людьми нежели тяжелый труд.
Примерно через полгода от начала учебы моя жена, случайно зайдя к нам в университет перекусить в студенческой столовой, нашла на доске объявление вакансию, которая бы мне подошла – разработка формуляров и написание запросов к базе данных товарооборота (Warenwirtschaftssystem, WaWi) в небольшой фирме, расположенной в 5 минутах езды на автобусе от университета.
В этой фирме я и проработал всё время учебы, пройдя путь от практиканта на 6 часов в неделю до ведущего разработчика. Именно это работа позволила мне финансировать учебу и мою семью, особенно когда на втором курсе у нас родился сын и моя жена была вынуждена уйти со своей работы. Мне повезло работать с удивительными людьми, которые решали практические задачи каждый день и которые многому меня научили именно в том, что касается практики программирования (теории мне хватало и в ВУЗе). Мне также очень повезло с директором фирмы, немцем по имени Зёнке, которым я искренне восхищаюсь до сих пор. Он много раз отвозил меня домой на своём Порше, когда автобусы уже не ходили и идти через индустриальный район было бы страшно. Он несколько раз ночевал со мной на работе, когда надо было что-то срочно починить до утра в моей части кода. И на третий день работы на фирме, еще только в самом начале испытательного срока (который по договору был полгода), он сказал мне – увольняйся со свой второй работы - (я еще работал в аэропорту, в отделе подготовки документов на грузы) – здесь ты можешь работать столько, сколько ты захочешь и пока ты хочешь. Сейчас, через много лет, я очень благодарен ему за то доверие и веру в меня, которая тоже сыграла немалую роль в моей карьере.
Я никогда не забуду то чувство эйфории, которое охватило меня через неделю-две после того, как я начал работать на этой фирме. Информатика и программирование вдруг так быстро и неожиданно стали из хобби, которое я лелеял 20 лет и плоды которого не мог оценить практически никто из моего медицинского окружения, в профессию, что кормила меня.
Одной из первых систем, что я написал, стала система автоматического распределения персонала по рабочим местам в небольшой фирме, что занималась предоставлением временных рабочих различным заказчикам. У меня ушло три недели на написание этой системы и уже через два дня после этого она стояла у клиента и – что самое удивительное – вполне сносно работала. Система сама определяла какого рабочего куда лучше послать, учитывая его квалификации, где он раньше работал и различные приоритеты заказчиков (которые хотели работать с определенными рабочими и не хотели с другими), генерировала всю необходимую документацию (лист убытия на объект, обходной лист, накладные по учету времени работы, счета заказчику за выполненные работу, зарплатные листы рабочим с учетом надбавок и прочее).
Через два года, к сожалению, выяснилось, что в программе была ошибка в расчёте надбавок в вечернее время по праздникам, приходившимся на будние дни и субботу (система не учитывала надбавку субботы). В результате фирма даже хотела подавать на нас в суд в виду убытков, что она получила, но дело так ничем и не кончилось.
Мне и сейчас, спустя 10 лет, безумно нравится программировать и отлаживать код. Но тогда за полгода полной эйфории я умудрился написать столько всякого разнообразного софта: софт для электронной подписи накладных на автоматических весах, на которых взвешивают грузовики, систему шифрованной передачи финансовой информации между кораблями и базой (в рамках которой мне пришлось частично переписать код известного архиватора 7-zip и я даже послал автору этой программы патч, добавляющий новый ключ для удаления файлов после добавления их в архив – это была часть функционала, что не было в архиваторе и что требовалось для нашей системы), систему автоматической генерации прайс-листов в Экселе и HTML формате для системы товарооборота, написанной главной фирмы и внедряемой в качестве решения у всех клиентов фирмы.
Самое интересное, что примерно через три месяца от начала работы директор фирмы вдруг неожиданно стал брать меня на встречи с клиентами или приглашал для участия в телефонном разговоре. И каждый раз он находил способ дать мне слово, как нашему специалисту. Я думаю, что это не в последнюю очередь связано с моим русским акцентом. Все-таки качество русских хакеров хорошо известно в Европе и я думаю, что шефу хотелось подчеркнуть тот факт, что в фирме работает русский программист (тем более, что я там единственным не немцем).
Всё это, наверное, вместе, и привело к тому разговору, который случился у меня с одним из сотрудников за столом на корпоративной вечеринке по случаю Нового Года, который спросил а почему ты не пытаешься пойти работать в Гугл или Майкрософт? С твой энергией и работоспособностью тебя туда непременно возьмут!.
Честно говоря, для меня это было совершенно неожиданно. Я то и в школе не был первым по информатике, да и тогда, несмотря на то, что я был уже в начале второго курса, я не блистал какими-то достижениями в учебе (они скорее были скромные). Все мои достижения сводились к сугубо практическим вещам, что я написал за полгода на этой фирме. В моём же представлении Гугл и Майкрософт берет только лучших из лучших, победителей олимпиад или гениев математики.
Напиши им, - советовал мне коллега, - они наверняка ведь еще студентами набирают себе сотрудников, обучают и потом берут уже окончательно. Написать им? Что? Что я студент, работаю вот на фирме и мне коллега посоветовал у вас спросить, не нужны ли вам студенты в качестве кандидатов в будущие сотрудники? Что за бред!
Так получилось, что в это же время мы переезжали из общежития, где мы до этого жили, в собственную квартиру, и у меня оказалось пара свободных вечеров в пустой квартире, которые я посвятил поиску вакансий для студентов на сайтах Гугла и Майкрософт. Быстро слепив своё резюме из того, что было, я отправил два е-мейла на найденных в сети адреса.
Майкрософт ответил через несколько минут автоматическим мейлом, что моё письмо принято к рассмотрению и ему присвоен некий внутренний номер. Через два дня мне написал представитель студенческой программы Майкрософт Microsoft Student Partners в Гамбурге, который сообщил мне, что моё резюме им понравилось и они хотят меня пригласить на очное интервью в начале следующего года (шла как раз предпоследняя неделя декабря, впереди были почти недельные рождественские каникулы) и что мне нужно подготовить 20-минутный доклад на немецком языке на любую, связанную с Майкрософт тему.
Чтобы завершить разговор о Гугле скажу, что он тоже ответил мне, но лишь полтора-два месяца спустя. Мне пришёл стандартный ответ, что, не смотря на все старания, они не смогли найти для меня подходящую позицию в настоящий момент. Но в это время я уже сильно продвинулся с Майкрософтом и этот ответ мне был не так важен.

Так выглядит главная площадь кампуса Технического Университета Гамбурга, где я учился.
В здании справа, на четвертом этаже, находится кафедра программных систем, где я провел больше всего времени.

Так выглядил интерфейс одной из первых программ, что я написал, для генерации прайс-листов их базы данных описаний товаров...