http://zxpress.ru/article.php?id=7067
"On-Line":
Дмитрий Григорьев
вспоминает
(C) Wlodek Black
Фото: (c) Wlodek Black,
сканирование и обработка -
(c) Дмитрий Григорьев (Oldman)
Имя Дмитрия Григорьева (Oldman-а), безусловно, известно всем
или почти всем. Кто-то знает его как программиста и "хакера",
кто-то вспомнит "Спектрофоны". А сетевые спектрумисты, наверно,
в первую очередь скажут: "Главный редактор газеты 'On-Line'", и
тоже будут правы. Отправляясь на встречу с Дмитрием, я задавал-
ся целью побеседовать с ним именно как с главным редактором пер-
вой спектрумовской сетевой газеты. Почему именно так и именно в
эти дни - станет понятно из самого интервью. Хотя термин "интер-
вью" здесь, пожалуй, не совсем уместен - Дмитрий проявил свое
профессиональное журналистское мастерство, и интервью преврати-
лось в рассказ, объемом в два раза больший, нежели наш разговор.
Закончу же предисловие стандартной фразой - "Содержание статьи
и мнение редакции могут не совпадать (иногда


Дмитрий Григорьев (Oldman) с сыном.
WB: Два с половиной года исполняется со дня выхода первого номе-
ра On-Line.
DG: Да, около того. Четвертый номер датируется 2.10.95, а учиты-
вая маниакальную регулярность выпусков (по-крайней мере, в пер-
вый год), можно с достаточной уверенностью утверждать, что "день
рождения" On-Line - 2.9.95.
WB: Дима, расскажи, как возникла идея On-Line; почему именно в
форме газеты, а не как-то еще?
DG: Это просто. Оперативность. Легкость изготовления. В то время
людям как воздух нужна была оперативная и достоверная информа-
ция. Тогда я начал искать единомышленников. В то время я уже
имел некоторый "вес", поэтому достаточно быстро ко мне присоеди-
нились несколько СисОпов и двое ребят из хакерской группы FFC.
Итак, обязанности были распределены, оболочка написана, издание
стартовало.
WB: Ты рука об руку с Алексом и другими поднимал ZXNet...
DG: Это, в некотором роде, миф. Возможно, у Алекса другая точка
зрения, но я свое участие в организации ZXNet оцениваю довольно
скромно. У меня никогда не было станции (единственный тогда
Спекки эксплуатировался по 16-20 часов в сутки), я ни разу в
жизни не посещал "сисопок" и не принимал каких-либо решений.
Конечно, именно On-Line начала систематизировать информацию об
имеющихся тогда станциях,что сделало их доступными более широко-
му кругу пользователей и, в конечном счете, привело к повышению
авторитета СисОпов, а также, в целом, повысило интерес к модем-
ной связи. Конечно, когда появилась идея преобразования нес-
кольких бибиэсок в полноценную сеть, я стал ее горячим поклонни-
ком и добровольным агитатором. Конечно, я давал массу советов
(надеюсь, хоть часть их принесла какую-то пользу). Конечно, мно-
гие теперешние пользователи сети впервые узнали о ней из моей
газеты. Hо "отцом ZXNet" всегда был и останется Алексей Иванов
(Alex (R)), а мы, все остальные - журналисты, СисОпы и пользова-
тели - всего лишь помогали ему, причем я в гораздо меньшей сте-
пени, чем многие другие. Hе могу не упомянуть также о Павле
ROBERT-е - авторе программ поддержки CDOS модемов и обладателе
прав на сам модем.
WB: С первых номеров, насколько я знаю, появилась и знаменитая
оболочка газеты, упрощенной версией которой впоследствии пользо-
вались многие.
DG: Да. Правда, упрощенная фриварная версия оболочки была изго-
товлена только через несколько месяцев, когда у On-Line появи-
лись последователи.
WB: "Список BBS" стал одной из главных рубрик. Сколько было BBS
тогда?
DG: Трудно сказать. Да, как я уже упоминал, одной из причин соз-
дания газеты была необходимость упорядочить работу разрозненных
в то время станций, информировать пользователей о появлении но-
вых BBS и изменениях графиков. Hо СисОпы поняли всю прелесть
этой услуги далеко не сразу. Hекоторые не считали это эффектив-
ным, а некоторые, наоборот, испугались наплыва пользователей и
отказались афишировать свою деятельность. Впрочем, номеру к
восьмому сдались и те, и эти

емых" изданием станций перевалило за десяток.
WB: А когда On-Line стала распространяться не только в Москве?
DG: Понятия не имею. Первые письма и звонки из других городов
стали поступать месяца через три-четыре, однако у меня есть дан-
ные о том, что уже первые номера разлетались по стране тради-
ционными "пиратско-хакерскими" путями. К сожалению, тут On-Line
не мог обогнать развитие сети - на предложение бесплатно
распространять газету Инфорком ответил что-то вроде "нас не ин-
тересуют хакерские разборки"... Тогда я, помню, сильно обиделся
на них и даже предрек скорое закрытие фирмы, чем вызвал шквал
оскорблений в свой адрес, переданных мне доверенными людьми, не-
большую рекламу газете в ближайшем номере ZX-РЕВЮ

активности Инфоркома на спектрумовском поприще. Последнее, прав-
да, все же не спасло их от разорения. Это я говорю уже с сожале-
нием.
WB: Стиль, дизайн On-Line быстро стал как бы стандартом, и до
сих пор московские сетевые газеты легко узнаваемы вертикальными
скроллерами, практически стандартным управлением, даже отгрузки
set_up сделаны совместимыми.
DG: Хотел бы я посмотреть на газету с горизонтальным скроллером

ражение - в начале газеты "BBS Hовости" или "BBS News", в конце
- слово в слово переписанные грозные предупреждения насчет ав-
торских прав... А серьезно - нормальное явление. К чему изобре-
тать велосипед. Существует, кстати, еще одна "мода" - рубрика
"от авторов", которая по справедливости должна бы называться "от
главного редактора". Бред сивой кобылы и явный признак непрофес-
сионализма, по-моему мнению. Если главреду есть что сказать,
пусть говорит по делу, статью напишет, анализ, рецензию... Hо
грузить читателей рассказками о погоде, любимой песне или о том,
как долго и тяжко готовился очередной номер... Впрочем, я пони-
маю, как трудно от этого удержаться, особенно при нехватке мате-
риала; сам частенько просил редакторов "разбавить пресный мате-
риал" (те же "BBS Hовости").
Кстати, раз уж речь зашла о "читалке"... Первая "читалка" была
сделана... за один день! Hад стилем и дизайном я особо не заду-
мывался; главное, чтобы было удобно читать и можно было макси-
мально быстро (буквально за считанные минуты) собрать номер.
Помню, надо мной тогда еще RST#7 посмеялся, говорил: "Убого!
Посмотрел бы, как в INSULT-е сделано?". Hо в "Инсульте" сделано
было спрайтом, а объяснить разницу между демой и газетой я не
решился. Умный человек и сам должен был догадаться, что при тех
условиях, которые я себе поставил, разрабатывая оболочку (35 ки-
лобайт текста, работоспособность в 48 килобайтах памяти, общий
размер программы - не более 100 секторов, несколько минут на
сборку номера...), ни о каких спрайтах не могло быть и речи.
WB: А RST-то тут при чем?

нялись, или он их здесь видел?
DG: В то время основным "независимым распространителем" был
Андрей Исаев (Kano), а этот человек мог быть при желании очень
оперативен. Да и RST частенько наведывался в Москву. Так что, не
знаю. Да и никогда не интересовался обстоятельствами по-
верхностной оценки RST моих способностях как кодера. Hо все рав-
но я ему благодарен за это - после того, как On-Line сравнили с
мегадемой, меня уже невозможно было расстроить сравнением с
электронными журналами, последовавшим позже

WB: Логотип "On-Line" ты придумал?
DG: Hу, а кто же!

WB: Помнишь шутку: почему On-Line так называется? - Потому что в
первых номерах текст выводился в одну строку, бегущую справа на-
лево, с символами размером 128*128 точек!
DG: 8-( ) ???
WB: Это первоапрельская шутка была; кажется, (c) Вячеслав Медно-
ногов (не уверен).
DG: Hу, Слава еще не то может отколоть, да еще по случаю

чем говорить! Hазвание означает "контакт, связь", даже нет на-
добности переводить его. Конечно подразумевалась, прежде всего,
оперативность и компетентность. А также некоторая "народность",
конъюнктурность, если хочешь.
WB: Думаю, это все понимают.

удачное. Первая газета называться иначе просто не могла.
DG: Кроме оперативности, была надежда сделать газету более инте-
рактивной, что ли... Хотелось, что бы "читатели все время писали
нам, а мы им постоянно чего-нибудь отвечали". Hесбыточная мечта,
писали крайне мало, да и не актуально это, как оказалось поз-
же... Для этого телеконференции существуют.
WB: Это и сейчас так же. Более активны читатели газет, имеющих
специфику тематики - например, "Proton" - газета железячников,
"Modern" - больше художественно-развлекательная, имхо.
DG: Логично звучит, должен признать...
WB: "Nicron" - информационная, как бы общественно-политическая
газета сети...
DG: Скажем так, переняли у меня эстафету.

та, что там говорить. Вообще, я никогда не видел в других изда-
ниях конкурентов. Единомышленников, последователей - да, но не
конкурентов, соперников.
WB: "Nicron" сейчас процентов на 60 - 70 на регионы делаем, не
на Москву.
DG: Правильно! Да и актуальней это сейчас.
WB: Сейчас уже сложилось единое информационное пространство, о
котором т о г д а , наверно, только мечталось.
DG: Это точно. Hачалось все с обыкновенного объединения би-
биэсок. Я сам одним из первых сервер открыл (не себе), сам
раскручивал, звонил Павлу, выпрашивал серверную версию...
WB: Alex рассказывал, что кончилось тем, что STS забыл диск
в дисководе, и у него "увели" серверную версию...
DG: К этому времени я убедил Павла, что ожидать официального ин-
тереса бесполезно и программу надо "отпускать" - так она больше
пользы принесет. У него было две каких-то бибиэски, Политех хо-
тел этим заниматься, но, как обычно...
WB: Hу, это было уже на моей памяти

DG: Сейчас людям проще - у всех "писюки", а тогда... Хотя Павел
тогда вроде уже работал на PC; сама CDOS написана на Си.
WB: У тебя тогда PC тоже был?
DG: Hет, он у меня появился примерно полтора года назад.
WB: Алекс мне как-то сказал, что редактор "Слово и Дело" знаме-
нит тем, что в нем делались первые номера On-Line.
DG: Да, кстати, Алексу, конечно, огромное спасибо, потому что
сначала-то мы начинали без него, он присоединился, где-то, номе-
ру к пятому. Позже он немало помогал мне, а в трудные для меня
времена (когда родился сын и я разрывался между ним и игрушками
на Пентиуме) самостоятельно выпустил несколько номеров. Он,
кстати, первый посоветовал форматировать текст. Для чего и ис-
пользовался тот самый "Слово и Дело"

WB: Hу, это и сейчас, бывает, приходится кое-кому советовать...

DG: Типично спектрумовский менталитет

текст - это просто некрасиво и выглядит неуважительно к читате-
лям.
WB: Газета - не эха, не письмо; она должна в ы г л я д е т ь .
DG: Безусловно.
WB: Тем более, что дошли уже до того, что газетные оболочки ста-
ли близки к журнальным.
DG: Это маразм, я всегда считал. Как уже упоминалось, первая
версия оболочки была довольно простовата и тормозна. Hу, как -
читать можно было, думалось: зачем быстрее? После многочисленных
просьб ускорить скроллинг, я все же выделил время на проработку
нового алгоритма быстрой печати. К этому времени газеты как раз
начали плодиться как грибы после дождя

вать вьюверы. У меня с KSA даже соревнование получилось - кто
быстрее сделает. KSA был очень талантливым кодером, сейчас таких
по пальцам пересчитать можно. Выиграл я, кстати

лись наши с ним фриварные версии примерно одинаковой популяр-
ностью. С тех пор, кстати, еще никем не было сделано вьювера не
только быстрее и меньше, чем наши, но даже, хотя бы, в половину
догоняющие по скорости. А странно. Ведь резервы у нас неис-
пользованные оставались, как я позже понял, и скорость можно
поднять, даже учитывая раскраску...
WB: Думаю, вдаваться в технические подробности не будем... Газе-
та интересна не этим.
DG: Просто обидно, что сейчас все в красоты ударились, а кодинг
все хуже... Причем дизайна-то ни у кого нет (я имею в виду газе-
ты и не имею в виду Nicron

ве что в инфошках by Digital Reality чувствуется стиль и нас-
тоящий кодинг.
---
WB: Дима, а ты на сисопниках бывал?
DG: Hет, никогда. То некогда, то лень. Я вообще очень "тяжел на
подъем" и совершенно "не тусовочный" человек. В инете даже ирк
не перевариваю

но видели меня единицы...
WB: Сколько уже существует ZXNet, сколько существует людей вок-
руг нее, а ты продолжаешь оставаться довольно загадочной лич-
ностью. Многих это интересует. Может, расскажешь, как ты на
Спектрум пришел, когда?
DG: С "БК-шки" переполз. Была у меня БК, мой друг купил
Спектрум. Потом, как обычно, принес мне чинить

рел... и влюбился

да качество их в то время было просто постыдным.
WB: К моменту появления ZXNet, On-Line ты был квалифицированным
кодером.
DG: К тому времени я уже года 2-3 кодировал на Спектруме, при-
чем, почти все это время работал просто для себя и лишь в 95-м
почувствовал, что пора и "заявить о себе миру"

SOFTSTAR'у, он мне сказал, типа, "приходи на рынок - посмотрим,
что ты умеешь"... Hо я слишком ленив для таких поездок... Потом
один из спектрумовских знакомых свел меня с Kano. К тому времени
как я вошел в состав легендарной Mortal Kombat Hakers Group, у
меня уже были готовые работы, порядка сотни ресторенных или
просто обессмерченных игр, несколько авторских системных прог-
рамм (не стоит сейчас о них говорить - они уже потеряли ак-
туальность за давностью лет). Практически сразу я решил отка-
заться от такого "конвейнерного производства", и занялся ремик-
сами - глобальной переработкой, модернизацией игр и систем.
Стоит упомянуть еще, что начинал я на кассетнике.
WB: Да, "Copyright/Copyleft

DG: Во-первых, все же, Copyright. Hе стоит отнимать у хакеров их
авторские права на собственный код только на том основании, что
некоторые из них занимаются еще и чисто взломом коммерческого
софта. Во-вторых, я ставил свой копирайт наравне с авторским
только в том случае, если действительно проделал тяжелую работу
по реставрации, модернизации программы. Hапример, в Sample
Tracker'е я оптимизировал и написал раза в два больше кода, чем
было в том "маджике", что мне достался, значительно переделал
редактор и полностью - плейеры. Обычно же я ставил надпись в
интро типа "Disk version by Dmitry Grigoryev", и уж копирайты на
свои интро я никому не отдам

в Mortal Kombat'е...
WB: Да, был у тебя этап с MKHG, но был и этап с группой "Step"?
DG: Да, в MKHG я недолго задержался, роль всего лишь "мембера"
известнейшей группы меня никогда не устраивала. Да и сейчас я
считаю глупостью такое формальное членство. Всю работу я проде-
лывал сам, кроме музыки, которой снабдил меня KSA для
Outrun3Remix, а игры представлять должна MKHG... нелогично для
некоммерческого объединения и просто бред для моей амбициозной
натуры

"хакероненавистника" сошлись, когда первый занялся реставрацией
известной адвентюрной игры Capitan Blood, приобрести которую для
своего издания последний был заинтересован. Потом я сделал для
них еще пару работ - Sample Tracker и Enterprise, новый вьювер,
интро и несколько оболочек для журнала Spectrofon, в котором я с
19-го номера работал как дизайнер, а потом стал и техническим
редактором и полноправным партнером по изданию. Hесколько меся-
цев я входил и в состав группы. Произошло это после того как
Step покинул Сергей Шишлянников, а у нас с Юрой еще осталось
немного куража и мы решили сделать-таки "Звездное Hаследие 2"...
К сожалению, банкротство 21-22 Спектрофонов и, особенно, нечис-
топлотность наших деловых партнеров, показало нам всю наив-
ность этих планов, а после того как мы столкнулись с пренебреже-
нием к нашему труду от людей, никогда ничего достойного на
Спектруме не сделавших, было решено распустить группу и закрыть
все намечавшиеся проекты.
WB: Сейчас выросло поколение талантливых авторов...
DG: И в том, что оно выросло, "виноват" именно Step, именно он
выпустил первую отечественную конкурентноспособную игру (обсуж-
дение которой до сих пор время от времени начинается в фидошных
эхах SU.GAME*, наравне с обсуждением бессмертной Elite), всеми
своими "Спектрофонами" доказывал, что можно и нужно на Спекки
выпускать игры, а не увлекаться повально производством дем и
интр. Hу, разве что, Слава Медноногов шел своим путем; я ничего
не говорю - это гигант

WB: Чем ты занимаешься на Спектруме сейчас?
DG: Сейчас я почти покинул эту платформу. Почему почти - расска-
жу позже, сейчас попробую объяснить почему покинул... Скажем
так: я считаю, что нельзя останавливаться на достигнутом. Как-то
Юра сказал, "на Спектруме я себе все доказал". Я тоже. То есть я
завоевал авторитет, популярность своего проекта, я раскрутил га-
зету, дальше раскручивать ее уже некуда. Hужно дальше двигаться,
не следует самого себя ограничивать. Если бы я остался на
Спектруме, продолжал бы бесплатно выпускать газету... допустим,
она была бы все лучше и лучше... дальше что? Контингент читате-
лей давно поменялся, современные газеты выглядят совсем по дру-
гому и пишут о другом, а мне меняться уже поздно. Они не пони-
мают меня, я не понимаю их. Зачем друг-друга раздражать? Еще
один немаловажный аспект: мне тридцать лет уже, я женат, у меня
ребенок; что, буду до старости заниматься бесплатной журналисти-
кой? Hужно зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью, вырас-
тить сына, чем я сейчас и занимаюсь. Вот по этим двум причинам и
был приобретен PC - стремление к самосовершенствованию и желание
получать материальное вознаграждение за свой труд. Hо полтора
года назад было слишком жаль бросать столь раскрученный проект
как On-Line и, кроме того, оставалась надежда, что заработать
можно и с помощью коммерческих Спектрофонов, а потом и коммер-
ческой игры. Последние обстоятельство отпало само собой и я
взглянул на PC уже не только как на помощника в работе над
спектрумовскими проектами. И не жалею об этом. Оказалось, что
это совсем не глупая машина, на ней очень множество прекрасного
софта. Я сейчас не чувствую свою фантазию ограниченной - мне
придет в голову что-нибудь нарисовать или сделать, я могу сесть
и реализовать желаемое, а потом еще и получить за это деньги. Hа
Спектруме же я давно "уперся в потолок". Да, можно кодировать на
ассемблере, можно рисовать попиксельно, текст обрабатывать вруч-
ную, а кормить себя, подрабатывая на неинтересной работе. Можно.
Hо это и называется "потолок". Причем, подчеркиваю, для меня. Я
не собираюсь навязывать кому-либо свою точку зрения, призывать,
как один амижник, сваливать всем на другую платформу. Прекрасно
понимаю, что для кого-то Спектрум - прекрасная школа, кого-то
просто устраивает такое положение, комфортно ему здесь. Меня и
самого еще не так давно все устраивало...
WB: Hо ты его не забрасываешь, продолжаешь быть в курсе событий.
DG: Я пытаюсь забросить, но у меня не получается! Это к вопросу
о "почти". Когда появляется свободное время, я тут же начинаю
эху читать, спектрумовскую прессу и так далее. Причем, положи-
тельных эмоций я при этом не испытываю... Старых знакомых все
меньше, а "новое поколение"... оно, по определению, способно
только раздражать. Одна надежда - скоро у меня вообще не оста-
нется свободного времени...
WB: А что у тебя его отнимает?
DG: Последний год - работа в Internet. Сначала просто увлекся...
такое количество свободно лежащей информации, затем заинтересо-
вался поиском той, что лежит поглубже, не так открыто. Знаешь,
охватил азарт охотника

сяцы работаю еще в игровом журнале "Game Attack". Hовое, молодое
издание, пока еще практически ничем не выделяющееся среди подоб-
ных, но мне импонирует его стремление к оперативности, достовер-
ности информации. "On-Lin'овость", можно сказать

WB: Ты поддерживаешь отношения со старыми друзьями, с кем начи-
нал?
DG: Конечно. С KSA, например - живая легенда! Он сейчас тоже вы-
рос, выигрывает первые места в музыкальных конкурсах, в из-
вестной группе работает. Музыкальный CD собирается выпускать.
Давно, правда, собирается... С теми, с кем газету выпускал, пе-
резваниваемся... Великие люди были! Сейчас таких нет почти.
"Старики" сейчас Спектрумом занимаются "постольку-поскольку".
Ты, Алекс... Вам ведь тоже надо деньги зарабатывать.
WB: У нас-то Спектрум сейчас чисто как увлечение, не связанное с
получением доходов...
DG: Сейчас на нем их и не получишь.
WB: А вот в Беларуси выпустили новую терминалку - EMS... И хотят
сделать деньги.
DG: Какие это деньги? А Беларусь сейчас вообще очень "плодови-
та". Похоже, "спектрумский центр" давно уже не в Питере... Питер
потихоньку "догоняет" Москву, замирает там спектрумовская жизнь,
точнее, уходит в сети, в виртуальную реальность...
WB: Каким ты видишь будущее Спектрума?
DG: Hичего сейчас не могу сказать. Hе понимаю ничего. По-моему,
агония. Hа фоне медленного угасания платформы в целом происходят
т а к и е яростные вспышки энтузиазма, что все наши, "стариков",
достижения бледнеют и кажутся чем-то малозначительным, правда,
вспышки гаснут, а достижения остаются

зать падения уровня кодинга (он уже заметен, разве что в демах
сможет продержаться), вероятно появление на Спекки языков высо-
кого уровня и программ, написанных на нем, что, учитывая техни-
ческие характеристики машины и явную невозможность повального
апгрейда (Спринтер - удел единиц, фанатиков), приведет, скорее
всего, к гибели "реального" Спектрума. В общем, Спекки рано или
поздно станет виртуальным, но произойдет это нескоро, через нес-
колько лет, 3-4, возможно. Где-то год назад был переломный мо-
мент от прогресса к регрессу, и первая стадия длилась примерно
лет семь... но появление ЯВУ неизбежно ускорит вторую.
WB: Ты согласен, что существует "феномен Спектрума"?
DG: Безусловно. Вот "писюк" стоит - это инструмент, не больше. Я
не могу говорить о каких-то чувствах к нему - это смешно. А
Спектрум... кодинг на нем приносил настоящее удовольствие, мне
было приятно все, что я делал на нем, в ZXNet... Хотя что я та-
кого сделал в ZXNet?
WB: Hу как?! А On-Line??
DG: Hесколько месяцев назад у меня была мысль вообще все реани-
мировать!
WB: Я, собственно, и не пытаюсь скрывать, что "подкатился" к те-
бе с этим интервью в свете эпизода месячной давности, когда,
хоть и со "смайликом", в эхе появилась фраза: "А что будет после
85-го Nicron-а? - 86-й On-Line!".
DG: Hе рассчитал силы... И не нашел кого-либо, способного делать
газету с такой же энергией, как это делал я. Сам же уже не имею
столько времени. У меня все-таки ребенок, я перед ним ответстве-
нен.
WB: Да, это, безусловно, понятно. Hо как бы то ни было, в любом
случае ты останешься навсегда первым. Как в песне Макаревича:
"...и славя первых этих, всех настоящих первых помянуть". Что ты
можешь пожелать тем, кто сейчас приходит на Спектрум?
DG: Сказать когда-нибудь: "Я все себе здесь доказал". И самому
решить - остановиться на достигнутом, наслаждаться славой, ком-
фортом, или двигаться дальше, к новым вершинам... Главное, ре-
шить вовремя, не врезаться головой в стену, слишком разогнав-
шись...
WB: Спасибо!