Интервью с Nicodim'ом (Р.Романовым) автором игры Prince of Persia.
http://zxpress.ru/article.php?id=559
Мы решили продолжить добрую тради-
цию, начатую в предыдущих номерах, и се-
годня предлагаем вашему вниманию интервью
с создателем нашумевшей весной этого го-
да игры "Prince of Persia" - Романовым
Романом (Nicodim).
От лица ADVENTURER'а интервью брали
Федоров "Chasm" Владимир и Колин "Never"
Алексей из Infosoft Group, а также Елфи-
мов "Elf" Константин из Auryn Group.
ADVENTURER: Думаем, всем будет интересно
узнать когда и с чего началось твое ув-
лечение Speccy ?
NICODIM: Мой первый Spectrum появился у
меня в 1992 году и это был "Ленинград".
Тогда я еще учился на первом курсе сво-
его вуза и пока, на компьютере,только иг-
рал. Потом я собрал себе "Pentagon 48"
(кстати,"Ленинград" паял тоже сам), прав-
да прожил он у меня недолго - я его ско-
ропостижно спалил. Точно помню даже дату,
когда это случилось - первого января 1993
года. После этого я начaл делать себе
Pentagon 128.
A: А когда ты вообще первый раз увидел
Speccy ?
N: Когда я учился в одиннадцатом классе,
Speccy только начали появляться в Ярос-
лавле. Модная тогда штучка была. Купил,
помню,себе чувак из нашего класса. Я пос-
мотрел, в игрушки поиграл - себе тоже за-
хотелось такой.
A: Ты учишься на программиста. Что тебя к
этому подтолкнуло ?
N: Сначала я хотел поступать на электро-
ника, а потом, ближе к концу школы, ког-
да теснее познакомился с компьютерами,
мне захотелось побольше о них узнать. Вот
и решил поступить на программирование.
A: Игрушки - игрушками. А когда у тебя
возникло желание написать чего-нибудь са-
мому ?
N: Дa давно. Я всегда, в принципе, хотел
что-нибудь сделать. До Spectrum'a я рабо-
тал на УК-НЦ, еще тогда возникало такое
желание. А на Speccy, после того, когда
играть надоело, тогда и решил чего-нибудь
сам...
A: А когда это было ?
N: В принципе, как спаял 128'ой, так и
программы начал писать.
A: Если не секрет, что это было ? Какими
были твои первые шаги ?
N: Я тут немного ошибся. Первые шаги я
сделал еще на 48'ом. Писал разные подпро-
граммы работы со спрайтами на ассемблере.
Типа LASER BASIC'а. А если честно приз-
наться - такая лажа была...
A: В то время была мода на загрузчики к
играм. Делал ли ты что-нибудь подобное ?
N: Да, да, да. Загрузчики делал. Сделал,
вроде, игрушкам к трем. Кажется,к "Silent
Service", "Phantis" и к "Tarzan".
A: Распространялись ли где-нибудь игрушки
с твоими интрами ?
N: Если и продавались, так только в Ярос-
лавле. Мы хотели с друзьями их в Москву
спихнуть, но там сказали, что такого доб-
ра у них и самих навалом.
A: Какая была твоя первая работа, которая
заинтересовала окружающих ?
N: Первой серьезной для себя работой, я
считаю дисковый доктор. Правда,окружающих
он не заинтересовал, потому что эту прог-
рамму я делал для себя. Просто те, подоб-
ные программы, что были в моем распоряже-
нии меня не устраивали. Конечно, в моем
докторе было много глюков, но для меня он
сгодился. А из того, что заинтересовало
окружающих - пожалуй, это были "Пираты".
A: До нас доходило много слухов, что ты,
якобы, пишешь или собираешся писать "Пи-
раты 2". Правда ли это, а если собираешь-
ся, то когда ждать выхода этой игры ?
N: После того, как я сделал "Пиратов", в
принципе,ко мне приходила такя мысль. Мо-
жет быть, я кому-нибудь что-то в этом ро-
де и говорил, но серьезно я этим проектом
не занимался, а сейчас и не собираюсь на-
чинать.
A: Ты сделал себе имя, выпустив "Prince".
Почему это былa именно эта игра, а ни ка-
кая-нибудь другая ?
N: "Prince" была первая серьезная игра,
которую я увидел на компьютере, в част-
ности на PC. И по старой памяти мне захо-
телось перенести ее на Spectrum.
A: Ты делал его один, или кто-нибудь по-
могал тебе в этой работе ?
N: Для этой игры мне D.J. MUSICSOFT напи-
сал музыку. А все остальное я делал сам,
причем графику срисовывал очень интерес-
ным способом - прямо с экрана монитора в
режиме "пауза".
A: В последнее время программеры уже на-
сытились дисковыми загрузчиками, и появи-
лось новая мода на разные демы и мегаде-
мы. Твое отношение к демам ? Хотелось ли
тебе когда-нибудь сделать свою мегадему ?
N: К мегадемам у меня отношение,в принци-
пе, нормальное, но сам я никогда не хотел
этим заниматься, потому что особо крутые
эффекты у меня не получаются, и вообще,
считаю, что это все бессмысленно, во вся-
ком случае для меня. Особого таланта у
меня к этому нет. А так, если кто-нибудь
этим занимается, то пожалуйста - бывает
интересно посмотреть. Хотя,всречается до-
вольно много фуфла.
A: После появления SPECTROFON'а, как гри-
бы после дождя, повылезали различные
электронные издания. Как ты относишься к
этому явлению ? Какие журналы ты можешь
выделить из общей массы ?
N: На сегодняшний день мне нравятся все-
го лишь три журнала. Это, конечно, самый
первый журнал - SPECTROFON, потом ZX-FOR-
MAT и ADVENTURER. Других серьезных журна-
лов я не видел.
A: А как же харьковский FAULTLESS ?
N: Я видел один номер этого журнала. Осо-
бого впечатления он на меня не произвел.
Мне там даже нечего было почитать. Ника-
ких интересных статей.
A: Какие у тебя планы на будущее ? Мы
слышали, что ты сейчас начал делать но-
вую игру. Расскажи об этом поподробнее.
N: Пока игра в стадии зачатия. Хочу сде-
лать игру в жанре QUEST.Это будет "Legend
of Kyrandia". Хочу перегнать ее с Amiga
на Spectrum. Мне она понравилась - вот и
решил сделать. Сейчас перекидываю графику
и обдумываю основную концепцию игры - как
там все программироваться будет.
A: То есть сейчас уже можно с уверенно-
стью сказать, что проект не будет отложен
в "долгий ящик", и игра увидит свет ? Что
это только вопрос времени ?
N: Да, вы правы. Я уже серьезно занялся
этим делом.
A: Знаком ли ты с какими-нибудь людьми
из других городов, которые тоже делают
серьезные вещи на Speccy.
N: Связи у меня только внутри города, ну
и, конечно, с вами - рыбинцами. Никто
просто не изъявлял такого желания.
A: Мы знаем, что у вас в городе есть своя
компьютерная тусовка. У тебя никогда не
возникала мысль - воплотить в жизнь инте-
ресные идеи других людей ?
N: Вообще-то, я в Ярославле не знаю тех
людей, у которых есть много интересных
идей относительно Spectrum'a, поэтому
обмен мыслями с этими людьми затруднен.
В принципе, идей у меня и у самого хвата-
ет. Так что проблем с этим нет.
A: Если не секрет, то какими инструмен-
тальными средствами ты пользуешься для
воплощения своих идей в жизнь ?
N: Насчет ассемблера : я всегда работал
и буду работать в TASM. Из графических
это ART STUDIO, SPRITE EDITOR v1.0 - вро-
де московский. Вообще-то,он не очень кру-
той, но лучше я не видел. Возвращаясь к
ассемблерам : много их я перепробовал,
это и XAS, MASM, PASM. Когда я делал
"Prince", я пытался перегнать программу в
любой из этих ассемблеров и у меня ничего
из этого не выходило. Какой-то ассемблер
ругался, что у него памяти не хватает,
другой просто повисал при ассемблирова-
нии. Так что я считаю, что TASM на сегод-
няшний день самый приличный продукт.
A: Что тебя побудило написать "Prince" ?
Хотелось добиться известности, может быть
денег или тебе было просто по-приколу
написать игрушку, чтобы люди порадова-
лись ?
N: Скажу, что слава меня никогда особо
не заботила. Мне нравится программиро-
вать, а если за это можно получить еще и
деньги - то почему бы и нет. То есть
деньги - это не последний фактор, кото-
рый побудил меня написать игру.
A: У тебя, кроме Speccy, еще есть Amiga.
Что ты думаешь о разных компьютерных
платформах вообще, и что бы ты посовето-
вал, как довольно уже известный програм-
мист, использовать в дальнейшем начина-
ющему пользователю Speccy ?
N: На счет того, что мне нравится, тут
двух мнений быть не может - это безуслов-
но Amiga. А так советовать я не могу -
кому что нравиться, тот себе то и покупа-
ет. Думаю, что PC - это лажа. Я выбрал
Amiga, потому что,поработав на ней немно-
го, сразу ощущается большая разница по
сравнению с PC. Не надо перегружаться,
когда программа требует другую конфигура-
цию. Никакой возни с платами периферии -
в Amiga сразу есть почти все, что нужно
для нормальной работы. Взять тот же самый
звук - на Sound Blaster сплошное пилика-
ние и завывание. Графика на Amiga смот-
рится гораздо приятнее. PC - это такая
машина на которой можно запускать одну,
ну, максимум, две программы. Чтобы запус-
тить третью - нужно переделывать полнос-
тью всю машину и менять всю систему. PC -
машина для офисов, когда работают преи-
мущественно с базами данных. Сейчас мно-
гие покупают IBM как бы автоматически.
Спросишь такого человека - зачем купил ?
Крутая что ли машина ? А он говорит -
у всех есть PC, и я себе взял. Вот такая
ситуация складывается.
A: Ты говоришь, что тебе нравится рабо-
тать на Amiga. А сам на ней ты что-нибудь
сделал ?
N: На Amiga я пока никаких программ не
пишу. Ее я использую как инструмент. Ко-
нечно, преимущественно я на ней играю, ну
и делаю графику, хотя бы для той же
"Kyrand'ии". У меня есть друзья, которые
пишут на Amiga музыку. В принципе,исполь-
зую ее, как домашний компьютер.
A: Мы слышали, что у вас в университете
есть возможность выхода в Internet. Ты
имел опыт рабоы в этой сети ? Если да,
то интересно узнать о твоих контактах с
любителями компьютеров из других стран.
N: Конечно, есть желание связаться с кем-
нибудь, но я еще в этом деле новичок. По-
ка только выхожу на известные сервера.
Так, недавно я вышел на сервер фирмы
"Team 17". Там я нашел много информации,
которую можно почитать : советы по игруш-
кам, как вставлять разные cheat'ы, есть
интервью у людей из фирмы. Вещь интерес-
ная, хотя из дому общаться - дороговато.
А на халяву всем бы посоветовал поиграть-
ся.
A: Среди программистов на Spectrum'е на-
метилась такая тенденция - практически
все пишут конверсии с разных машин: c PC,
Amiga и даже с Dendy. Появляются, конечно
неплохие работы : "НЛО", твой "Prince".
В планах некоторых людей "Dune 2", "War-
craft", "Mortal Kombat". Не хочется ли
тебе сделать что-нибудь свое, и если у
тебя возникало такое желание, то что по-
мешало реализации этого проекта ?
N: Да, это довольно-таки больной вопрос.
Передрать игру с других платформ - самый
легкий путь, а чтобы полностью самому
сделать игру, мало уметь программировать
и хорошо рисовать. Тут нужен человек, ко-
торый может написать сценарий. Крутой
гейм-дизайнер, который умеет творить что-
нибудь свое. Сейчас, в основном, везде
одни программисты, которые умеют писать
программы - и все.
A: Если бы тебе предоставилась возмож-
ность написать полностью свою игру, какой
жанр ты бы предпочел и почему ?
N: На сегодняшний день я бы предпочел
сделал игру в жанре QUEST, хотя не прочь
и STRATEGY, но мне кажется, игры этого
жанра гораздо сложнее программировать.
Если делать ACTION, то нужен крутой ху-
дожник. Но на Spectrum'е ничего выдающе-
гося в этом жанре сделать нельзя, потому
что графика у компьютера довольно позор-
ная.
A: А как же "R-Type", "Navy Seals", "Ro-
bocop" ? Они ведь довольно неплохо сдела-
ны.
N: Не знаю. Ведь сейчас появляется много
игр подобного жанра, но они уже не поль-
зуются большим спросом. В свое время наз-
ваные вами игры были хитами, но на сегод-
няшний день их любая приставка переплю-
нет.
A: После того, как ты сделал "Prince",
тебе пришлось его распространять. И у те-
бя,наверно,появился опыт в подобного рода
делах. Посоветуй,какие способы дистрибью-
ции наиболее эффективны.
N: Не понял вопрос ! Какие методы ?! У
нас один метод распространения - скопиро-
вать у друга. Или,в крайнем случае,купить
на рынке. Но я думаю, что при желании
можно нормально распространять свою про-
дукцию.
A: В твоем "Prince", было дано предложе-
ние о распространении его по почте непос-
редственно от автора. Интересно, этот
способ принес результаты ?
N: По почте ? Была недостаточная актив-
ность покупателей.
A: То есть, в основном, ты распространял
свои программы через Москву ?
N: Я продал копию в Москву и в Петербург
местным дистрибьютерам за единовременное
вознаграждение. Они получили право рас-
пространять программу в городе и области.
Но вряд ли они ограничились этим. Особен-
но наши московские коллеги, типа Magic
Soft'а или Softstar'а. То есть, они рады
кому-нибудь из-под полы продать, чтобы
автор не узнал.
A: Как ты относишся к творчеству извест-
ных в мире Spectrum'а людей и объедине-
ний, вроде Медноногова или Code Busters ?
N: Больше всего, конечно, меня радует
творчество питерских людей или групп, по-
тому что из Москвы никаких программ прак-
тически и не выходит. Там собрались,види-
мо, одни хакеры и барыги. То есть они
стараются на халяву выжать из всех реги-
онов программы и качают бабки с этого.
Из украинцев хочу поблагодарить Rst 7 за
TASM и Stalker'а за STS. Все остальные
свалили со Spectrum'а окончательно, кто
куда.
A: Если ты не возражаешь, несколько воп-
росов, касающихся личной жизни.
N: Почему бы и нет.
A: В твоей игре "Пираты", все корабли,
насколько мы заметили, были названы сор-
тами пива. Наверно,пиво играет немаловаж-
ную роль в твоей жизни ?
N: Это правда. Из всех алкогольных напит-
ков единственный, который я признаю - это
пиво. А в "Пиратах" и правда, корабли бы-
ли названы сортами, которые в то время
были моими самыми любимыми.
A: Кстати говоря, нам стало известно, что
кроме компьютеров, ты занимаешся еще од-
ной интересной фишкой - вы, с твоим дру-
гом Афанасием выпускаете MC RADIO. Это
довольно прикольная штучка, и мы бы всем
любителям Speccy посоветовали связаться
с Nicodim'ом и записать пару выпусков.
Прикололись бы вы клево ! Послушав пару
кассет,нам просто стало интересно узнать,
какой резон вам заниматься этим.
N: Ну, во-первых, идея пришла не мне, а
Афанасию. Он большой меломан, любит раз-
личную музыку, а я занимаюсь, в основном,
аппаратной частью проекта. Конечно,мы ис-
пользуем непрофессиональную аппаратуру в
своих записях. А побудило к созданию это-
го проекта то, что на сегодняшний день
на всех радиостанциях, которые мы можем
услышать в УКВ диапазоне, довольно позор-
ная музыка. Например, та же "Европа+" нас
очень раздражает, потому что там очень
много грузят попсой. А с другой стороны,
то, чем мы занимаемся, нам просто по-при-
колу.
A: Да, мы имели удовольствие прослушать
несколько выпусков. Особенно понравился
(мне - Chasm'у) раздел "Пивное ревю".
N: Самая моя любимая рубрика.
A: Какой у тебя любимый жанр среди игр ?
N: Это самый сложный для меня вопрос. По-
тому что мне нравятся практически любые
игры, лишь бы они были классно сделаны.
То есть я люблю и STRATEGY, и QUEST, и
ARCADE. Многим, например, не нравятся ар-
кадные игры. Они говорят, что это детские
игры, или они тупые. Но я с этим не сог-
лаесен, мне вообще очень нравятся некото-
рые аркады. Взять того же "Prince". Так
что мне трудно выделить любимый жанр, я,
вообще, заядлый игрок.
A: Нам было очень приятно с тобой побесе-
довать, мы все неплохо провели время.
N: Спасибо и вам. До новых встреч за кру-
жечкой пива !