http://zxpress.ru/article.php?id=14511
Alw/ Когда-то давно, еще во времена минс-
кого Lprint'а (а некоторые из нас еще
помнят те времена) некоторой популяр-
ностью пользовалась рубрика Личность,
в которой читателей знакомили с более
или менее известными спектрумистами.
Мы решили возродить сие начинание. И
в этом номере публикуется интервью с
одним из столпов минского спектрумов-
ского движения - One Man'ом, благо он
входит в редакцию и ведущему рубрики,
Любиму Александрову, такая идея приш-
лась по душе.
(c) Любим Александров
Откуда берутся One Man'ы?
ЛА: Здравствуйте, Александр.
OM: Ну здравствуйте, здравствуйте...
ЛА: Первый вопрос - стандартный: как в Ва-
шей жизни появился ZX Spectrum и чем он
для вас стал?
OM: А он не появился. Я его купил на ра-
диорынке. Отдал за него всю свою первую
получку. А ваще, я уже писал на эту те-
му, так что расскажу вкратце: иду, смо-
трю, вижу, покупаю, везу домой, подклю-
чаю, врубаю, тащусь

Что же касается второй части вопроса,
дык стал он для меня, ... он для меня
стал... для меня стал он....

[вытирает рукавом огромную крокодилью сле-
зу]
Спрашивай дальше.
ЛА: Ваша BBS в Минске одна из наиболее по-
сещаемых (после Fatality BBS, разумеет-
ся - все-таки монополия на эхи ZXNet не
шутки!). Что Вы можете сказать о "юзе-
рах" и каково это - быть сисопом?
OM: Ооооо!!! West BBS rulezzz!! Насчет по-
сещаемости, дык это ты, Любим, точно
подметил

сейчас около четырех активных юзеров,
то, по самым скромным подсчетам, West
BBS посещают около 75%

нелегкое время является немыслимым ко-
личеством. А быть СисОпом очень даже
интересно. Вот, например, задрал тебя
юзер - а ты ему off и все

не жизнь, а настоящая сказка. Тем бо-
лее, что юзеры у нас активные. Каждый
день мессагами закидывают так, что по
нескольку раз в год приходится диск би-
биэсный чистить.
ЛА: А как же Гомель? Забыли, да?
OM: Нет. Если бы не Гомель, WEST BBS прек-
ратила бы работу давно.
ЛА: То есть заявления о том, что Минск для
Spectrum'а умер, имеют под собой реаль-
ную почву?
OM: Почву? Мммм.... Ну это очень сложный
вопрос для любого One Man'а

не умер. Да и Спектрум пока еще не
умер. Скорее он сейчас находится в ре-
анимационном отделении, правда врачам
(которые орут "Да вы, ублюдки, че вы
сделали для больного?!!") дела до него
нету. Есть правда несколько профессоров
заморских (Гомельских), которые сейчас
и пытаются за всех отдуваться.
ЛА: Как известно, Ваша деятельность не ог-
раничивается West BBS - ведь One Man -
ведущий художник творческого коллектива
Optical Bros., не так ли?
OM: Да, я велик

явился в этом замечательном, всеми лю-
бимом

ше, может быть моих работ было бы по-
больше.
ЛА: И в каких проектах Вы принимали учас-
тие, если не секрет?
OM: Сейчас попробую пересчитать по пальцам
левой ноги: Плеер под саунд драйв, Лан-
гольеры, газета "Overlog" (заставки к
двум номерам), Digger (умер, не родив-
шись), 2color Sprite Editor (тоже умер)
ну и ClickMania, которая делается сей-
час.
ЛА: Вот у меня тут в шпаргалке записано,
что вы принимали самое деятельное учас-
тие в проекте "C.H.I.F."...
OM: Принимал... Правда оценить сие творе-
ние могли только те пиплы, которые лич-
но знакомы с Чайником.
ЛА: Кстати, насчет ClickMania. Так что там
за история с обиженным Mast'ом?
OM: Не обиженным, а ОБИженным

Mast музон. Вроде ничего, но далеко не
шедевр. Так получилось, что через нес-
колько дней Set залил мне свой музон,
который оказался приятнее Mast'овского.
Впоследствии, мы решили вставить его в
игру. Ну а Mast на нас вовсе не обидел-
ся.
ЛА: И еще о Clickmania. В чем там загвозд-
ка, почему объявленная почти месяц на-
зад игрушка до сих пор не вышла?
OM: Ну тут масса причин. Первая - нехватка
времени у всех: Spectre учится, Mentat
работает, Filosof философствует, а я
торможу

работой, которая проделана, в результа-
те чего, все переделывается по несколь-
ку раз и утверждается специальной коми-
ссией на многочисленных "тампонниках".
И только в случае утверждения мы дружно
беремся за выполнение следующей части
работы.
ЛА: Вот насчет работы - интересно, чем же
занимается One Man в свободное от Spec-
trum'а время?
OM: Ночью сплю, днем работаю, вечером пью
чай и иногда играюсь на PC (чего греха
таить

ЛА: Интересный факт: и Werewolves, и One
Man, и Monarch - неплохие белорусские
художники, и одновременно - звукоопера-
торы. К чему бы это?
OM: Наверно к дождю

так до сих пор и не познакомился с WW и
Monarch'ом.
ЛА: Из достоверных источников мне извест-
но, что Вы кроме NFS4 увлеклись, смешно
сказать, Duke Nukem'ом. Что бы это зна-
чило, и не потеряем ли мы еще одного
спектрумиста в пользу PC?
OM: Если бы потеряли, WEST была бы в дау-
не. Ну а Дюк меня ужо задолбал, там ну-
жно кое-где шевелить извилинами, что
для нас, One Man'ов, является делом
очень мучительным

ко под тетрисы и диггеры

ЛА: Но вы все же закрыли BBS на прошлой
неделе. Ваши комментарии...
OM: Она не закрылась, она затаилась... на
время...
ЛА: А с какой целью?
OM: В данный момент я размышляю над смыс-
лом жизни... Когда-нибудь и откроются.
Как только смысл - так сразу и BBS

Кста, насчет PC - сам че, ни разу на
ней не геймился? Знаю я вас, хоть вы и
прикидываетесь НАСТОЯЩИМИ (как сказал
кто-то где-то) спектрумистами, но гре-
шите, пока вас никто не видит.
ЛА: Из-за отсутствия наличия новья на Spe-
ccy приходится... Каюсь, люблю с друзь-
ями ночку за HalfLife по сети скоротать
- ну да кто из нас без греха. Но вер-
немся к Spectrum'у - как по-вашему, ну-
жны ли новые игры, и если да, то какие?
OM: Нужны. Но современные игры должны быть
конкурентоспособными. Т.е., авторы дол-
жны выжимать из Спекки все, что только
возможно. И графика, и музыка, и код
должны быть сделаны на уровне. И только
в этом случае Спектрум может протянуть
еще некоторое время.
ЛА: А что Вы сами хотели бы реализовать?
OM: Мечта всей моей спектрумовской жизни -
Digger,

старым дураком

ЛА: Позвольте не согласиться с "несерьез-
ностью" Digger'а. Очень серьезная идея.
Еще об играх: как Вы, Александр, отно-
ситесь к "модемизации"? Ведь это новое
дыхание для многих старых хитов.
OM: Да, но если бы это дыхание прорезалось
хотя бы годик назад.... А сейчас, как
говорит Spectre, "поздно пить Боржоми,
почки отвалились...".
ЛА: Стоит ли сейчас заниматься разработкой
собственной игры, в плане сюжета, гра-
фики, или имеет смысл конвертировать
игры с pc, где, как правило, для созда-
ния того же сюжета было привлечено дос-
таточное количество профессионалов?
OM: Мне кажется что стоит и то, и другое.
Но, к сожалению, это только оттянет
конец

тить..
ЛА: А к "реставрации" как относитесь? Или
даже к римейкерству? Ведь Elite-3, Diz-
zy-X,Y, Super laser squad... навряд ли
могли быть созданы на пустом месте, без
их предшественников?
OM: Реставрация дело хорошее, но проблема
сейчас в том, что делать это не для ко-
го. Слишком мало народу на Спекки оста-
лось.
ЛА: Ну теперь самое время спросить - какие
игры, по-вашему, стали "столпами" Спек-
трума? Какие - лучшие?
OM: Elite, Dizzy's, Laser Squad's, UFO-II,
Black Raven, Звездное наследие, La aba-
dia, Last Ninja. Хотя, конечно, можно
еще целую кучу назвать, но очень трудно
отдать чему-то предпочтение. Я оценивал
не уровень кодинга, а скорее, интерес-
ность сюжета и красоту графики. Мне ка-
жется, что если человек взялся за изго-
товление игры, то он должен сделать ее
красивой и интересной. В противном слу-
чае, эта игра не сможет оставить отпе-
чаток в истории Спектрума.
ЛА: Хоть Вы и входите в состав редколлегии
Always, ваша роль там организаторская.
Прошу Вас, пару слов для наших читате-
лей...
OM: Читатели, не пора ли вам стать писате-
лями?

ЛА: Спасибо за интервью.
OM: Не за что... Приходи еще.
Alw/ Конечно, Любим Александров - личность
собирательная. В последующих интервью
могут прозвучать и ваши вопросы, если
вы их пришлете на адреса редакции.
А в следующем номере Любим Александ-
ров планирует насесть на одиозного и
в Минске известного Spectre/o.b. При-
сылайте ваши вопросы!