Интервью с разработчиком компьютера HOBBIT Дмитрием Михайловым.

Ответить
Аватара пользователя
AAA
Сообщения: 40449
Зарегистрирован: 08 июл 2016, 23:04
Откуда: Москва
Контактная информация:

Интервью с разработчиком компьютера HOBBIT Дмитрием Михайловым.

Сообщение AAA »

Интервью с разработчиком компьютера HOBBIT Дмитрием Михайловым.

http://zxpress.ru/article.php?id=4022

Предлагаем Вашему вниманию
первую (вступительную) часть ин-
тервью с разработчиком HOBBIT'а,
одним из лучших программистов
страны на платформе Amiga и
просто хорошим человеком -
Дмитрием Михайловым.
________________________________

ZX-FORMAT: - Расскажите о се-
бе.Как вы впервые встретились с
компьютерной техникой?

Дмитрий Михайлов: - Родился я в
1956 году. После бурной хиповой
музыкальной молодости, отслужив
в армии и остепенившись, я уго-
дил в 4-ый автобусный парк, во-
дителем автобуса. Крутя баранку,
я вдруг почувствовал, что у меня
с мозгами по-маленьку становится
напряженка. И чисто случайно,
один мой товарищ, который закон-
чил ЛЭТИ и имел доступ ко всем
интегральным микросхемам, продал
мне за 15 рублей процессор
КР580ИК80А и фотографию с его
системой команд. Меня это дело
как-то заинтересовало и я решил
попробовать что-то сделать, тем
более, что я по молодости бало-
вался радиолюбительством. Купил
тестер, купил логический пробник
и так, шаг за шагом, как гово-
рится, в свободное от автобуса
время, в основном по ночам (всю
жизнь спал по 3-4 часа), за год
сделал машину на трех 580-ых
процессорах, у которой было 1150
микросхем, которая по 5 В пот-
ребляла 28 А, имела около 35-ти
портов по управлению внешними
устройствами и пыхала жаром так,
что воздух над ней колебался.
Эта машина проработала 12 лет,
ни разу не выключаясь из сети. В
1978 году клавиатуру было купить
просто нереально, поэтому я по-
шел по простому пути - набрал
транзисторов, спилил с них ноги
и прилепил на лист фанеры, ис-
пользовав их в качестве сенсор-
ных датчиков (ну приходилось
иногда палец слюнить). Получился
лист фанеры, на котором было
штук 200 этих головок транзисто-
ров и подписаны буковки. Еще бы-
ло 16 тумблеров на шине адреса и
8 тумблеров на шине данных. И
вот я на этих тумблерах набрал
программу прошивки ПЗУ 560РТ5,
которая сама себе ПЗУ и прошила.
Другого выхода не было. У меня
не было ни единого байта, ни чу-
жих программ - ничего!
А в качестве винчестера для
моего компьютера использовался
магнитофон "Электроника". На нем
с грохотом мотались кассеты, ос-
танавливаясь с миллиметровой
точностью. На кассетах записыва-
лось порядка 200 Мб информации.
Одним словом, этот "винчестер",
обвешанный телевизионными
трансформаторами, пышащий жаром,
-это надо видеть! Короче, после
прошивки ПЗУ я написал небольшой
системный монитор и уже мог ра-
ботать не с тумблерами, а слюня-
выми пальцами по транзисторам. А
дальше (аппетит приходит во вре-
мя еды) я вдруг почувствовал,
что за спиной вырастают крылья.
Ну и дальше пошло: написал ас-
семблер, компилятор с BASIC'а ,
компилятор с СИ, компилятор с
ФОРТа.

ZF: - И какая самая интересная
программа была написана Вами на
этом компьютере?

ДМ: - Самая интересная - это са-
мообучающийся "Преферанс", у ко-
торого через 2 месяца я перестал
выигрывать, что меня сильно по-
забавило и обрадовало. Тогда я
очень хорошо понял, что если я
когда-нибудь буду серьезно зани-
маться компьютерами, то я буду
заниматься приближением компью-
тера к человеку. И все-равно,
что некоторые говорят, что это
железяка. В конце концов люди
тоже состоят из трех ведер воды
и щепотки соли.

ZF: - Вы знали тогда о существо-
вании других компьютеров?

ДМ: - Я тогда не видел никакого
другого компьютера, хотя что-то
слышал об IBM PC. Про Spectrum
даже не слышал, и думал, что мой
компьютер так и будет у меня ра-
ботать до конца моих дней. Я не
читал никаких компьютерных жур-
налов, ничего. Я сидел и полз
своим путем, как Робинзон Крузе,
каждый кирпичик клал сам.

ZF: - Как Вы узнали Spectrum и
как появилась идея создания
"Хоббита"?

ДМ: - В 1988 году я познакомился
с одним человеком, который, как
оказалось позже, был просто ор-
ганизаторский гений. Этого чело-
века звали Михаил Георгиевич
Асетинский. Он хотел организо-
вать сборку отечественных
школьных компьютеров. Сначала на
эту роль был выбран Spectrum.
Когда я увидел эту конструкцию -
меня чуть кондратий не хватил.
Любой компьютер, в котором стоят
резисторы, компьютером может на-
зываться с натяжой. Но тем не
менее синклер работал и был не-
дорогой моделью. К тому же у не-
го был очень хороший ассемблер.
Одним словом, за полтора месяца
я спроектировал первую версию
"Хоббита". Название для этой ма-
шины придумал брат Михаила Асе-
тинского - Лев Асетинский. "Хоб-
бит" очень быстро пошел. Таджи-
кистан его закупал в неимоверных
количествах, во все школы. И
тогда мы поехали в Москву в Ми-
нистерство образования, дабы уз-
нать, нельзя ли сделать "Хоббит"
школьной машиной, на что нам бы-
ло сказано: "Товарищи! Вся стра-
на, как один человек, поворачи-
вается в сторону IBM-совместимых
машин. Вопрос уже решен на самых
высоких уровнях".

ZF: - Были ли у Вас связи с за-
рубежными производителями и
пользователями компьютерной тех-
ники?

ДМ: - Да. В 1990 году меня вмес-
те с Михаилом Асетинским пригла-
сили в Англию, и мы взяли туда
показать "Хоббит". Надо было ви-
деть физиономии англичан (тогда
был еще синклеровский бум), а в
прессе появлялись заметки:
"Русские нас переплюнули. Давай-
те у них учиться! Синклер! Учись
как надо делать компьютеры!".
После второй поездки, в 1992 го-
ду, в Англии просто поднялся
вой. Англичане были готовы поку-
пать "Хоббит" по 200$, и счита-
ли, что это дешево. Но у фирмы,
производившей "Хоббит", возник
ряд своих проблем, в результате
чего производсво вообще прекра-
тилось.

ZF: - Одно время Вы работали с
Николаем Родионовым. Какое он
произвел впечатление?

ДМ: - Талантливый мужик. Здорово
он прославился на работе с чужи-
ми программами. Причем у него
это делалось со вкусом и ка-
чественно.Он выбирал себе какую-
то точку в программе и начинал в
нее бить, бить, бить, пока не
доводил до совершенства. Я был
главным специалистом в фирме, а
он был програмистом в этой-же
фирме. Когда он только устраи-
вался на работу в эту фирму, мы
встретились. Я смотрю - глаза
умные, парень совершенно раско-
ванный. Мы с ним мгновенно нашли
общий язык. Он очень легок в от-
ношении к жизни, настоящий хи-
пак - хипак от компьютеров. В
фирме он продолжал работать с
чужими программами. Его куриро-
вала довольно строгая дама, и
Коля с ней вообще не очень ужил-
ся. Колей управлять нельзя. Та-
кие люди - они, в хорошем смысле
этого слова,неуправляемы. Можно
заставить бескрылых исполните-
лей, но только не Колю. Потом,
когда пришла пора расстаться, мы
расстались абсолютно довольные
друг другом.

ZF: - Когда Вы впераые натолкну-
лись на компьютер Amigа?

ДМ: - Когда я был в Англии в
1990 году, я познакомился там с
одним журналистом, Джимом Беат-
сом, и мы с ним впоследствии
очень подружились. Он был редак-
тором журнала World Micro, очень
известного лондонского компью-
терного журнала, и писал рецен-
зии на компьютерную технику. Я
гостил у Джима и, как-то раз,
наблюдал любопытную картину. Ему
звонят в дверь, он открывает, а
за дверью - новый лазерный прин-
тер. Фирма делает ему подарок,
чтобы он в статье изложил свое
мнение о данной модели. У него
под домом был огромный подвал,
просто заваленый всякой техни-
кой. И вот как-то раз, покопав-
шись в подвале, он, со слова-
ми:"Ты знаешь,ты придумал что-то
совсем необычное. Вот, посмотри
- еще одна необычная машина" -
подарил мне Amiga 500...

Продолжение следует.
________

В качестве послесловия, спешим
сообщить всем заинтересованным
лицам - наконец-то вышла в свет
(то есть поступила в продажу)
первая книга на русском языке по
платформе Amiga. Ее автором, как
Вы уже могли догадаться, являет-
ся Дмитрий Михайлов, ее название
- "AMIGA #1". Несмотря на до-
вольно-таки высокую цену ($17 в
розничной торговле) и небольшой
тираж (2000 экз.), она имеет все
шансы стать "настольной книгой
начинающего (и не только) амиж-
ника" (как в свое время книга
Н.Родионова и МОА для синклерис-
тов).
Если бы меня (А.Р.) спросили -
"А стоит ли она того?", я бы од-
нозначно ответил утвердительно.

По поводу оптовой и розничной
торговли данным печатным издани-
ем, обращайтесь в студию LOGROS
или XLD (реквизиты в статье "Ав-
торы").
____________

Интервью подготовлено Михаилом
Акимовым и Андреем Проскуряко-
вым.
Аватара пользователя
AAA
Сообщения: 40449
Зарегистрирован: 08 июл 2016, 23:04
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение AAA »

Интервью - интервью с разработчиком клона HOBBIT (2-я часть).

интервью Д.И.Михайлова.

( основная часть )

music by DNK
________________________________

ZX-FORMAT: - С чего началось Ва-
ше увлечение Amig'ой-?

Дмитрий Михайлов: - Сначала на
Amig'е я играл в одну единствен-
ную игру - гонки на старинных
самолетах. Что там внутри, меня
интересовало мало. Ну конечно
обалденная графика, совершенно
невероятный звук, все это по
размеру ненамного больше чем
"Хоббит", но я все равно работал
с "Хоббитом". Amiga, конечно,
великолепная машина, игрушки хо-
рошие - ну и пусть себе стоит.
Никакой информации, книг, доку-
ментации на нее не было.

Когда прекратилась эпопея с
"Хоббитом" я решил немножко заг-
лянуть в этот ящичек у меня на
столе, называемый компьютером
Amiga. Ну у меня было такое ощу-
щение, как будто бомба перед
глазами взорвалась! Меня постиг
полный ужас, что я потерял
столько времени. "Хоббит" я за-
был в течение нескольких секунд.
Вы конечно можете спросить, по-
чему я, как и все нормальные лю-
ди, не пересел с "Хоббита" на
IBM PC-? Ну вот не тянуло. Я
просто чувствовал, что оттуда
дурно пахнет. Меня не покидало
ощущение "некрасивости" IBM PC.
А в Amig'е я сразу почувствовал
красоту,возведенную в тысячные
степени. Эта машина просто спас-
ла меня, как дельфин спасает
утопающего, выталкивая его на
поверхность.

И вот в 1992 году, я уже име-
ющий Amig'у, поехал в Англию. И
там, во время встречи с журна-
листами, сказал, что у меня Ami-
ga. Как они на меня набросились.
Я умудрился дать пять или шесть
интервью, толком не зная, что
такое Amiga.

Через пол года, когда я был
уже в Питере, мне позвонил по-
мошник капитана с английского
судна, который был председателем
какого-то амижного клуба. Он
пригласил меня на корабль, нада-
рил кучу SOFT'а, звуковой
Sampler и просил меня не бросать
Amig'у. Позднее я написал письмо
в фан-клуб Amig'и. Попросил за-
регистрировать меня, и, по воз-
можности, выслатдь какую-либо
справочную информацию. Мне прис-
лали дискеты с СИ-компиллятором.
До этого я уже был знаком с СИ,
поэтому освоить СИ не составляло
проблемы. Но самое главное,
пришли файлы описывающие функции
библиотек Amig'и. В ту секунду,
когда я развернул список этих
функций, я как будто заново ро-
дился. И,как вы наверно поняли,
меня от этого компьютера было
уже не оттянуть за уши.

ZF: - Чем отличается программи-
рование на IBM PC от программи-
рования на Amig'е-?

ДМ: - Представьте, что вы сто-
ляр. Перед вами лежат три молот-
ка. Один весом в 500 килограмм,
другой в "рюшечках", прямо юве-
лирный шедевр, а третий молоток
великолепно ложится в руку и вы
о нем не думаете. Вам надо за-
бить гвоздь - ударяете и забива-
ете. Этот небольшой пример об-
разно показывает, чем отличается
программирование на IBM PC от
программирования на Amig'е.

Программируя на PC вы ведете
героическую битву. Надо прор-
ваться еще на 10 байт вперед, и
что бы это все не рухнуло. IBM
PC всеми силами отторгает все
попытки на нем программировать.
IBM PC надо купить, а потом
рассказывать всем, сколько у вас
там мегагерц, страшно этим гор-
дясь. И ведь никто никогда не
спросит: "Зачем тебе эти мега-
герцы-?"

Вообще, IBM PC можно сравнить
с нефтяной вышкой, из которой
нефть хлещет фонтаном, а рядом
стоит дяденька с пипеткой и со
счастливой улыбкой на лице, пы-
таясь зачерпнуть этой пипеточкой
некотрое количество нефти.

Система в Amig'е дает полный
простор самой дикой и изощренной
фантазии, разрешает все, не зап-
рещает ничего. Она устойчива! По
показателю ресурсосбережения она
на минимум на порядок выше, чем
компьютеры других платформ. Поп-
робуйте поставить на IBM PC 7
МГц и запустить Multimedia. Поп-
робуйте то же проделать на Amig-
'е, и если у вас после этого
возникнут вопросы, то значит я в
этой жизни чего-то не понимаю.

ZF: - Почему Amig'а при сравни-
тельно низкой тактовой частоте
умудряется работать с такой вы-
сокой эффективностью-?

ДМ: - Если в PC все ложится на
беднягу процессора, то в Amig'е
процессор просто спит, пока его
не "дернет за ногу" какое-либо
устройство: "Слушай, я тут за-
кончило с этим". Процессор: "От-
дыхай." - и опять спит. Хотя ко-
нечно бывают задачи, где ско-
рость процессора ставится во
главу угла. К примеру Doom.
Здесь все ложиться на сырую про-
цессорную мощность. А вообще ма-
шина, с архитектурой подобной
IBM PC, напоминает некий сюрреа-
листический завод, где директор
вечно носится от станка к стан-
ку, в то время, как в его каби-
нете непрерывно трезвонят теле-
фоны. А Amig'a сталь высокоэф-
фективна по тому, что сделана
красиво. Чего стоят 24 канала
прямого доступа к памяти, лишь
один из которых работает на про-
цессор, а все остальные распре-
деляются умными микросхемами,
которые очень хорошо знают, как
воспользоваться этими каналами,
для того, чтобы решать постав-
ленные задачи.

Короче говоря, если в IBM PC
львиную долю задания выполняет
процессор, то в Amig'е
центральный процессор командует
другими, специально созданными
для этого микросхемами, периоди-
чески подключаясь к работе, дабы
помочь им.

ZF: - Попробуйте сравнить по по-
казателю качества, цены и коли-
чества ПО для Amig'и и IBM PC.

ДМ: - Составляя программу для
IBM PC вы ломаете головой бетон-
ную стену. И соответственно за
это вы хотите получить соот
ветствующие деньги. На Amig'е
программировать гораздо проще,
соответственно на написание
программы уходит меньше времени
и сил, и стоить она будет намно-
го дешевле. Вообще SOFT для
Amig'и достается либо совсем
бесплатно, либо очень дешево.
Что касается качества, то амиж-
ные программы занимают на поря-
док меньше памяти, чем программы
для PC. Если мы возьмем "наворо-
ченный" пакет, который вообще ни
с чем не сравнить по возможнос-
тям и мощности за 20$, я
представляю сколько стоил бы по-
добный пакет на PC, если бы су-
ществовал, наверное где-то
1500$. Нет, ребята! Amiga нам
дает такие возможности, которые
PC не достигнет никогда, а ка-
чество программ соответствует
возможностям компьютера. Конечно
распространение Amig'и в России
оставляет желать лучшего, в свя-
зи с чем количество ПО для Amig-
'и предлагаемое розничной тор-
говлей еще мало, но я уверен,
что скоро найдутся люди, которые
серьезно этим займутся. Ну а у
меня, к примеру, 14 Гб SOFTа, и
это без игрушек.

ZF: - Как получилось, что такая
прекрасная машина настолько мало
распространена, и о ней так мало
знают, по крайней мере у нас-?

ДМ: - Дело в том, что лучший в
мире компьютер попал в лапы худ-
шей в мире фирмы. Более за-
комплексованную и дурацкую фир-
му, чем была фирма Comoddore,
найти трудно. Так вот, эта фир-
ма, получив в руки бриллиант,
сделала все, чтобы этот брилли-
ант раздробить, размельчить на
кусочки, разменять и в конце
концов выбросить. Информация про
Amig'у во всем мире распростра-
нялась молвой, так как фирма Co-
moddore не считала нужным тра-
тить деньги на рекламу в ка-
ких-либо ощутимых количествах.
Если на один проданный Apple Ma-
cintosh расходуется приблизи-
тельно 800$ для рекламы, то у
Amig'и цифры были порядка 3-4$.

Но класс Amig'и проглядывает-
ся уже в том, что все компьюте-
ры, фирмы-производители которых
обанкротились, были забыты, а
Amig'у выкупили. И теперь фир-
ма-производитель Amig'и ведет
совершенно иную политику, чем
вела фирма Comoddore. Будем на-
деяться, что это даст ощутимые
результаты и покажет всему миру,
что такое Amiga.

ZF: - Какие пожелания вы можете
выразить читателям нашего журна-
ла-?

ДМ: - Ребята! Не бейтесь физио-
номией о Spectrum! Я понимаю,
что хорошо так говорить с высоты
4000 Amig'и, но пожалейте себя.
На Spectrum'е нельзя нормально
творить, развернуться во всю
мощь своей фантазии. Ну если уж
Ваши финансы не позволяют перей-
ти на машину более высокого
уровня, то с этим ничего не по-
делаешь. А вообще помните, что
Русские программисты - очень
сильные программисты. Нигде в
мире нет таких фанатиков, как
программисты из России. Это я
знаю точно. Поездил по миру,
посмотрел. Поэтому когда вы бу-
дете (а вы когда-нибудь будете)
выбирать более "высокую" машину,
хотя бы посмотрите, что такое
Amiga. Если уж Вы подняли
Spectrum на такую высоту, то я
представляю, что вы сможете нат-
ворить на таком классном компью-
тере, как Amiga!

Успехов!

ZF> NO COMMENT...
Ответить