Интервью с DESALEX'ом/XPJ.

Ответить
Аватара пользователя
AAA
Сообщения: 40449
Зарегистрирован: 08 июл 2016, 23:04
Откуда: Москва
Контактная информация:

Интервью с DESALEX'ом/XPJ.

Сообщение AAA »

Интервью с DESALEX'ом/XPJ.

http://zxpress.ru/article.php?id=9483

Интервью с DESALEX'ом/XPJ

(c) Mad Killer/PG/P7S
(c) набрал всё это Cooper/RSM/P7S
Прим.ред. Орфография и построение предложений автора сохранены!
──────────────────────────────────────────
Mad Killer> Что, где и когда?

DESALEX>
Впервые компьютер я увидел в далеком
1986-м году, когда учился в ПТУ после шко-
лы. Это были "Агаты" - красные моноблоки,
зеленая монохромная графика, и мне с дру-
гом, как лучшим специалистам в области ин-
форматики (на программируемых микрокальку-
ляторах !!!), было поручено под присмотром
преподавателя распаковать это добро и рас-
ставить его на столы... Поработать на них
так и не удалось - забрали в армию. В ар-
мии несколько мичманов (по-сухопутному -
прапорщиков) собирали себе самодельные
"Специалисты" и подмазывались к каждому
электронщику с вопросом, не мог ли он поп-
росить выслать с гражданки те или другие
детали к этой технике - ведь, скажем,
КР580ИК55 - это дефицит был страшный!!!
Еще пару человек как-то странно писали ци-
фру 0 - они ее перечеркивали, и при рассп-
росах гордо заявляли, что на гражданке по-
сещали кружок ЭВМ, где изучали БЭЙСИК!

После армии я устроился на хорошую рабо-
ту, где вся новая техника появлялась сразу
после того, как о ней было где-то сказано.
Так, там были пару видиков, видеокамера,
ксерокс (!) и два компа - "Электроника -
60" и БК-0010 Эти же БК-0010 оказались и в
моей родной школе - целых 12 шт. - компью-
терный класс. Естесственно, сначала я иг-
рал на них попеременно то на работе, то в
школу принесу немного "свежачка" п/о, а
оттуда на работу и т.п. Затем увлекся бэй-
сиком и освоил его от и до - вплоть до
вставки в бэйсик машинных кодов. Написал в
1990-1991-м году целых четыре игры - они
занимали всю память, все 32 Кб и по внеш-
нему виду практически не отличались от тех
которые были написаны в машинном коде.

А неподелеку от работы, в магазине "Дет-
ский мир" работал небольшой отдельчик ко-
мпьютерных игр - стояло 3 TV, а к ним было
подцеплено 3 самодельных SPEC'а. Детвора
резалась вовсю, а я на обеденных перерывах
заходил постоять, посмотреть на красивен-
ную (по сравнению с БК) графику и на бес-
конечное разнообразие игрового п/о (на БК
мне удалось собрать тогда около 70 игрушек
всего). Через некоторое время пару началь-
ников на работе купили своим детям компью-
теры "Дубна" - спектрумсовместимые, только
очень уж тормознутые - тактовая частота
была вдвое ниже стандартной. Некоторые иг-
ры не шли вообще, но зато к TV подключа-
лись прямо к антенному входу, без каких-
либо переделок в самих TV. Так как я был
уже асом на БК (и не только - на работе
появилась парочка "ДВК-2" - она же была
преподавательской машиной в школьном КУВТ-
86, поэтому и ее я освоил до уровня, что
написал базу данных на бэйсике со вставка-
ми машинного кода), то мне на работе было
поручено начальством собирать п/о для
SPECCY для детей начальников. Сами началь-
ники посодействовали в знакомстве с людь-
ми, которые содержали тот компьютерный
уголок в "Детском мире" и преподавателем
информатики в политехе - и п/о потекло ре-
кой! Естественно, через пару месяцев я на-
шел подходящую системную плату "Спектру-
ма", собрал клавиатуру, блок питания, под-
ключил все это к ч/б телевизору - и стал
счастливым обладателем ленинградской вер-
сии ZX-SPECTRUM 48 Кб с кассетным магнито-
фоном. Это был март месяц 1991-го года.

Сначала я просто игрался, заводил связи
по всему городу, обмен п/о шел немыслимым
потоком, начал переписываться со спектру-
мистами из других городов. Летом 1992-го
года начал продавать кассеты с играми че-
рез комиссионные магазины города - тиражи-
ровал их сразу на три магнитофона, кассеты
закупал ящиками (благо, Шостка рядом), до
сих пор помню, в ящике - 120 кассет...
Ящика хватало недели на две... Бабла было
немеряно - покупал себе всего, чего душа
желала, регулярно мотал на Харьков по све-
жее п/о и начал замечать, что кассет ста-
новится все меньше и меньше, а дискет -
все больше и больше. Естественно, забала-
бенил себе новый комп - 128 Кб, AY, цвет-
ной монитор, два дисковода - это был 1993
год, ближе к его концу.

Еще на кассетах, примерно летом 1992-го
года, играться стал все меньше, а интере-
соваться устройством игр все больше - меня
не устраивало, например, что на одну сто-
рону кассеты не влезало 7 игр и я начал
игры компрессировать, мне не нравилось,
что в некоторые игры практически невозмож-
но было играть без бесконечной жизни и я
стал сначала искать для них в литературе
POKES, а затем, осваивая таким образом ас-
семблер, стал находить такие POKE сам. До
сих пор помню, что первая моя обессмерчен-
ная игра - это MASTER BLASTER - очень уж
мне нравились космические леталки-стрелял-
ки, хотелось пройти и эту, но вот дальше
второго уровня - ну никак... Помню, как я,
пользуясь дизассемблером MONS (STS'а с его
фантастическими возможностями тогда еще не
было!!!) понаходил все команды DEC A в те-
ле игры, выписал их на бумажку (таких DEC
A оказалось десятка три), а затем пробовал
из бэйсика загасить их NOP'ами - и на од-
ном из POK'ов это удалось - жизни переста-
ли убавляться - вот было радости! Никогда
не думал, что когда-то буду писать об этом
мемуары Изображение!!!

Дальше - больше. Чем больше я лазил в
игры, тем быстрее находил, что хотел -
"зациклить" простую игрушку стало делом
10-ти минут... И за весь период своего
хаккерствования таких игрушек насчиталось
штук 800... Одновременно с этим я начал
замечать, что не все игрушки не только
снаружи,но и внутри выглядят "нормально" -
стал различать разные системы взломов и
восстанавливать игры до максимально возмо-
жного приближения их к фирменному вариан-
ту. К 1995-96 году материала стало доста-
точно для написания своей большой статьи
по восстановлению игр в полиграфическом
издании "ZX-РЕВЮ-УКРАИНА" - на эту тему
это была первая русскоязычная статья - на
саму редакцию издания она произвела такое
впечатление, что они предложили мне сотру-
дничество на любых моих условиях, лишь бы
я писал статьи. Было написано еще две ста-
тьи - о обессмерчивании игр и о адаптации
подгружаемых игр с кассет на дискеты, пока
"ZX РЕВЮ" скоропостижно не загнулось.

Естественно, шла активная переписка со
спектрумистами со всех уголков Украины,
обмен п/о и информацией, продажа кассет
(продолжалась до 1998-го года!) и дискет
(писал под заказ). В 1996-ом году пригла-
сили вступить в X-PROJECT, с момента его
основания.

Во втором, третьем и четвёртом номерах
журнала ZX POWER были опубликованы римейки
моих статей в ZX РЕВЮ со значительными до-
полнениями+статья о новом п/о, первых ви-
русах на SPECCY и т. п. Одновременно Dr.
Squizer подогнал кучу исходников не видан-
ных ранее у нас игр (он их обменял у сло-
ваков на ENLIGHT'97) и я их восстановил,
написал интро и т.п.

Как всегда, всё наиболее впечетляющее
запарывается в самом рассвете сил... IBM
всё крепчали, оттесняя SPECCY. Если пона-
чалу 286-я модель вызывала смех (по срав-
нению со спеком), то 486DX с Windows'ом,
CD-ROM'ом и MORTAL KOMBAT'ом как "центро-
вой" игрой фактически вышибла землю из-под
ног SPECCY. Спектрумисты начали уходить.
Первые потери начались где-то в середине
1993-го года, а к концу века о Спектруме
как о компьютере забыли вообще и лишь из-
редка, увидя у кого-то дома в кладовке или
на шкафу запыленный Робик перед глазами
всплывает картина - очередь в "Детском ми-
ре" за этими Робиками, кассеты с п/о разг-
ребаются десятками (вчера в магазин принес
20 - а сегодня смотрю - осталось штук 5) -
знакомые из "Детского мира" сказали, что
самих только Робиков было продано тысяч
пять, а до этого продавали ещё Блицы, а
сколько же было изготовлено самодельных...

На мой взгляд, первая и основная причи-
на, по которой Спектрум не смог конкуриро-
вать с ПЦ кроется не в крутизне софта под
ПЦ, и не в том, что на нём можно смотреть
фильмы и слушать настоящую музыку. Основ-
ная проблема была в том, что вовремя не
было налаженно мощное серийное производст-
во хорошей машины. Если бы в году эдак 92-
93-м нашлось мощное оборонное (конверсион-
ное) предприятие, которое бы наладило мас-
совый выпуск Спектрумов в солидном (техни-
чески привлекательном) системном блоке,
хорошей выносной клавиатурой, может, даже
мышью, 128 Кб, AY и, что немаловажно, мо-
дулятором TV, чтобы можно было подключить
без переделки телевизора, то, я думаю, что
такой аппарат был бы не очень дорогой (за
счет большого тиража) и смог бы выстоять
до наших дней. Ведь что мы имели - Робики
и иже с ними, кассетные, 48 Кб, без досто-
йного звука, да еще TV надо под него пере-
делывать, да и игры идут не все... Любого
выведет из себя неудачная загрузка с кас-
сеты и требование родаков освободить теле-
визор для просмотра мелодрамы. А вот такая
машина, как я описал, возможно, и сейчас
бы покупалась подростку как альтернатива
IBM, если бы стоила впятеро дешевле неё и
по соседству у двух-трёх друзей такая же
пахала с 1000-ю игр на дискетах...

Что ж, надеюсь, я ответил на твои вопро-
сы. Желаю тебе и всем "живым" спектрумис-
там всего наилучшего в их нелегкой жизни.
Пока!

27.01.2004 С уважением - ex.DESALEX.
Ответить