http://zxpress.ru/article.php?id=10010
Сегодня нашими собеседниками будут люди, пы-
тающиеся совершить технический переворот в мире
Spectrum'а. И они явно взвесили свои шансы. Но
об этом лучше судить вам, уважаемые читатели. А
пока представляем вам Николая Носкова, гене-
рального директора фирмы Петерс и руководителя
проекта Sprinter, а также Ивана Макарченко,
специалиста фирмы Петерс и разработчика нового
компьютера. Отправившись на встречу с ними, мы
решили оставить в покое технические вопросы, и
услышать мнение создателей о перспективах кото-
рые ждут новую машину, носящую рабочее название
Sprinter.
Spectrum Progress: Николай, скажите, чем мо-
жет привлечь Sprinter пользователей в ближайшем
будущем, пока нет еще написанного под его рас-
ширенные режимы программного обеспечения?
Николай Носков: Уже сейчас, в режиме обычного
Spectrum'a, вы можете использовать весь мега-
байт ОЗУ. То есть, вы используете 256 килобайт,
как обычный, например, Scorpion или что-то еще,
а остальная память организуется в виде
электронного диска на 800 с лишним килобайт.
Это фактически емкость одной дискеты. Вы всю
дискету туда сбрасываете и с этим диском прек-
расно работаете. Потом, если хотите записываете
содержимое на дискету.
SP: Это, кажется, уже делается на мегабайтном
Profi...
НН: М-м-м... Таким образом, Sprinter имеет
реально работающий электронный диск. Теперь.
Есть графический акселератор и его точно так же
можно использовать...
SP: Имеется ввиду видеоакселератор?
НН: Это не совсем видеоакселератор, это даже
некорректно. Это ускоритель экранных операций с
основным и видео ОЗУ. Он ускоряет операции как
в основном ОЗУ, так и в видео ОЗУ. То есть если
вы пишите программу, вы во-первых, используете
тактовую частоту 14 МГц (и программа уже будет
быстрее проворачиваться) и во-вторых можете ис-
пользовать возможности акселератора: пересылка,
использование таблиц акселератора для перекоди-
ровки из одного формата в другой...
Иван Макарченко: То есть перекодировка табли-
цы символов.
НН: Да. Очень удобно для текстового редакто-
ра... Кроме всего этого, делая, например, игру
для обычного Spectrum'a на его маленьком экра-
не, можно, предусмотреть включение режима более
высокого разрешения на той части, которая заня-
та border'ом. Там можно сделать красивую рамку
или выводить дополнительную информацию. Даже в
таком варианте программы будут более интересны-
ми, чем на стандартном Spectrum'e, а труда тре-
бует от программистов относительно небольшого.
Нужно лишь предусмотреть вариант запуска вашей
игры на Sprinter'e.
SP: Это мы говорили о новом программном обес-
печении, а как обстоят дела со старыми, полю-
бившимися уже играми? То есть будет ли обеспе-
чен уровень совместимости сравнимый с уровнем
совместимости того же Scorpion'а?
НН: Что значит - Scorpion'а... Насколько я
знаю у Scorpion'а просто отвратительная совмес-
тимость с Pentagon'ом. Далеко не каждая игра на
нем идет...
SP: Кстати в свое время велись споры какая из
существующих машин ближе всего к ZX-Spectrum.
НН: В этот спор мы ввязываться не хотим. У
нас будет предусмотрены различные варианты кон-
фигурации портов. Независимо от того под что
написана программа, под Scorpion или Pentagon,
ее можно использовать. Включаете нужный режим
конфигурации и работаете. Мы решили проблему
вот таким образом. Дабы не мучится, решая кто
из них святее папы римского...
ИМ: Схема конфигурации портов позволяет реа-
лизовать четыре варианта, если стоит 128-я ПЗУ
и восемь, если - 256-я.
НН: Ну восемь, как я понимаю, никому не нуж-
ны - у нас не так много форматов компьютеров...
Вобщем, эту проблему мы решили так, поэтому все
существующее программное обеспечение, за исклю-
чением завязанного на разные хитрости (вроде
теневого монитора), должно работать. Ну, мы
проведем, естественно, испытания. Сейчас прог-
рамм достаточно много, ориентированных на то
или иное. Например, возмем в Logros'е несколько
сот дискет и посмотрим что бы компьютер работал
со всеми видами программ. Вы точно также можете
принять участие в тестировании, что бы подтвер-
дить потом, что да, действительно обнаружена
достаточно полная совместимость или наоборот -
несовместимость. Это надо будет прилюдно сде-
лать, чтобы сомнения отпали сами сабой. Пусть
приносят с собой дискеты, чтобы не кричали, что
мы переделали программы... Или проведем незави-
симые испытания. Прибудут дискеты в опломбиро-
ванном ящике


комиссия вскроет его

совместимости для нас принципиальный и мы уде-
ляем ему много внимания.
SP: Да, это уже понятно. А как вы собираетесь
решать такую проблему: пользователи не уверены,
что программисты будут писать новые программы
для Sprinter'а и поэтому сомневаются, стоит ли
его покупать , а программисты не уверены, что
пользователи будут покупать этот компьютер и
сомневаются, что их программы окупятся. Как
разрубить этот узел?
НН: Этот узел разрубается...
SP: Просто?
НН: М-м-м... Вообще-то говоря эта проблема
немножко надумана, я так считаю...
SP: И все-таки с чего вы хотите начать?
НН: Мы хотим начать комплексно. Потому что,
когда компьютер будет окончательно готов...
Вернее уже на предварительном этапе, когда мы
будем уверены, что компьютер работает так как
предпологалось, перед тем как он пойдет в серию
мы будем проводить широкую разъяснительную ком-
панию среди программистов и потребителей. Могу
сказать, что у нас уже есть небольшая очередь
на этот компьютер. Нам уже несколько месяцев
просто руки выворачивают, мол, когда сможем
приобрести... Поэтому... Вопрос о том, будут ли
его покупать? Будут! Потому что половина из
этих желающих - владельцы Scorpion'ов, которые
услышали о новом компьютере и хотят сдать свои
машины, чтобы приобрести наше изделие.
Единственное, что их интересует, будет ли прог-
раммная совместимость. Ну, и конечно - будет ли
теневой монитор.
ИМ: Привыкли вот.
НН: Да, они к этому привыкли... С теневым мо-
нитором мы вопрос решим в любом случае. Потому
что есть в теневике некоторые функции, которые
удобны и нужны. Вобщем, наиболее интересные та-
кие вещи мы постараемся внедрить у себя, чтоб
это было.
SP: Самое ценное в теневике, то что программу
можно остановить, покапаться в ней, а потом за-
пустиь дальше. И тут возникает вопрос о защите
авторских прав. Вас это не беспокоит?
НН: Я с этим согласен. Более того, получается
что? Получается, что кто-нибудь останавливает,
поковыряется в программе, потом ломает защиту,
если она там была. После дает копию взломанной
программы другу, свату, брату. Программа начи-
нает таскаться по разным компьютерам и тут на-
чинаются проблемы. Вдруг программа начинает
глючить, начинают теребить программистов, про-
изводителей, мол, как же так я тут купил, а у
меня не работает. Где ты купил? Откуда вообще
взялась эта версия?.. Понимаете, та возмож-
ность, что была заложена Зоновым, была заложена
четыре года назад когда все с удовольствием
этим делом занимались и вопрос о том, что при-
дется защищать авторские права программистов
вообще не стоял, все было вокруг колхозное, все
вокруг мое... Сейчас ситуация другая и объек-
тивно не должно быть выгодно ни нам ни вам,
чтобы каждый мог перепахивать ваши программы.
Нам это не выгодно, потому что потом к нам при-
дут с претензиями, что, мол, ваш компьютер не
работает с такими-то и такими программами. Я
устану объяснять, что, ребята, покупайте лицен-
зионное ПО. И такие ситуации обязательно воз-
никнут.
SP: Призывы к честности могут оказаться мало-
эффективными...
НН: А может быть это и не нужно... Я так ду-
маю, что у компьютера должны быть другие преи-
мущества достаточно весомы, чтобы человек отка-
зался от подобного и в то же время не отказался
от компьютера. То есть какие-то нетральные воз-
можности (вроде остановки и распечатки картин-
ки) не позволяющие испахабить замысел програм-
миста, нужно оставить. Ведь это сервисные воз-
можности, которые нужны любому человеку.
SP: То есть кнопка Magik у компьютера будет?
НН: Да, будет.
SP: Это будет сделано как в Scorpion'е, то
есть будет какое-то теневое меню, или будет
как-то перехватываться?
НН: Понимаете, теневой монитор это такая шту-
ка... Вот вы спрашиваете, а что будет? А я хочу
знать, а что нужно?
SP:

НН: Будет то, что нужно!
SP:

НН: Не хотелось бы придумывать, что-то делать
и навязывать это людям, мол, вот мы сделали и
покупайте все вот в таком виде. Здесь надо идти
от противного: ребята, что вы хотите, мы вам
сделаем!
SP: Но давайте вернемся к предыдущему вопро-
су...
НН: О том кто будет покупать и кто будет пи-
сать программы?... На первом этапе, ну скажем в
течение девяносто седьмого года, Sprinter'ом
можно вполне торговать как скоростным Spectrum-
'ом, который быстрее работает с программами и
имеет более развитую переферию. К тому же мно-
гие просят что бы был мегабайт ОЗУ даже на
обычной машине... Так что даже в этом виде
компьютер удовлетворит возросшие требования
достаточно большого количества людей за счет
большого ОЗУ, за счет развитой переферии, за
счет высокой производительности, за счет, в
конце концов, того же расширенного текстового
режима, в котором удобно работать с текстовым
редактором. Если вам нужно работать с докумен-
том и сделать его качественно, пожалуйста,
включаешь компьютер и делаешь. А если еще ис-
пользовать имеющиеся знакогенераторы, то можно
готовить документы более качественные, чем даже
на PC.
SP: А сколько знакогенераторов?
ИМ: Семь знакогенераторов по двести пятьдесят
шесть символов. Они расположены в ОЗУ, а значит
их можно подгружать с диска...
НН: Да, их можно подгружать с диска и иметь
всегда под рукой. Это лучше даже чем на PC...
Таким образом, компьютер найдет какой-то спрос,
а мы будем вести учет клиентов и продолжать ра-
боту с программистами. Мол, друзья мои, прошло
три месяца, продано такое-то количество компью-
теров...
SP: У программистов должна быть машина, чтобы
писать что-то...
НН: Да это-то не проблема... Вот это как раз
не проблема.
SP: Программисты не уверены, что получат в
свое распоряжение машину, техническую докумен-
тацию и так далее.
НН: Почему они не уверены?
SP: О фирме Петерс мало кто знает. Нет ника-
кой информации.
НН: Это другое дело. Но мы сознательно какое-
-то время подтормаживали процесс рекламы, пос-
кольку хотелось дождаться того, что бы машина
нормально заработала. Потому что тот путь кото-
рый мы прошли осенью девяносто шестого, был
очень тяжелый. Несколько этапов, и каждый раз -
вот-вот она, удача. И, раз! Доходишь до како-
го-то этапа, когда машина вообще прекращает ра-
ботать потому что у тебя очередной шаг по подъ-
ему частоты и он все обрезает. Допустим, пол-
ностью переразводишь плату, потом какой-то ку-
сок формируешь, доводишь и опять, раз, упор. И
только с третьего раза мы сделали плату так,
чтобы все части заработали между собой на тех
частотах на которых должны. Потому что для того
чтобы проворачивать информацию через видео ОЗУ
и для того чтобы работал акселератор и палитра,
эти микросхемы работают на сорока двух мегагер-
цах.
SP: Но теперь, когда компьютер работает, на-
до, наверное, наверстывать время... Например,
многих интересует уложитесь ли вы в объявленные
восемьсот тысяч?
НН: Уложимся. У нас пока планы не изменились,
то есть компьютер с одним мегабайтом ОЗУ, в
штатном режиме будет стоить в пределах восьми-
сот тысяч. Мы не будем задирать цену, поскольку
у нас есть возможность, в случае если сама пла-
та окажется слишком дорогой, сэкономить за счет
других комплектующих.
SP: А может быть вы планируете окупить за
счет продаж? Сколько компьютеров вы планируете
продать за первое время серийного производства?
НН: Вопрос стоит так, что надо в течение по-
лугода продать несколько сот штук.
SP: И это реально?
НН: Достаточно реально. Дело в том что у нас
есть заявки ото всюду. Например, из-за Урала,
из Владивостока, из Сочи, из Благовещенска. Из
Екатеринбурга звонил очень интересный человек.
Он разработчик тоже какого-то графического ус-
корителя для Spectrum'а. Он мне так гордо
представился, что я сразу понял, что это широко
известный в узких кругах человек

ло стыдно, что его не знаю и я честно признался
в этом. Как этот самый... у Бунина, кажется...
"я газет не читаю, а если будет война, будет
объявлено в полковом приказе"

SP: Идей графического расширения было нес-
колько, но до схем дошли немногие...
НН: Вобщем нельзя сказать, что нет никакого
интереса. Потому что ребята из Владивостока,
например, просили в максимально короткий срок
поставить им партию компьютеров, поскольку их
здорово устраивает, ко всему, вариант подключе-
ния писишного модема. Они собираются организо-
вать там свою сеть, и компьютерные классы, ка-
жется.
SP: А платами никто не интересовался?
НН: Да, как раз Благовещенск и Екатеринбург
просили платы для переоборудования. Мы не про-
тив. Кого не устраивает смена компьютера цели-
ком мы готовы ему продать отдельную плату. То
есть вопрос не в том, чтобы в течение первого
полугода получить максимальную прибыль. Я даже
не ставлю цель сразу окупить затраты, хотя де-
нег уже вложено много и что бы вернуть их пона-
добится год работы...
SP: Значит идете до конца?
НН: Конечно. Думаю проблем не будет. Будем
торговать и одновременно рекламировать. Снабдим
всех торговцев рекламными материалами. К тому
же чем больше будет продано компьютеров, тем
больше людей будет о нем знать. Самую тяжелую
полосу, полосу непонимания, мы уже прошли.
SP: Что ж мы можем только порадоваться вашему
оптимизму и желанию работать. От лица всех чи-
тателей нашего журнала мы благодарим вас за это
интервью, желаем удачи и надеемся, что эта
встреча не последняя, посвященная Sprinter'у.