http://zxpress.ru/article.php?id=10107
GAMING LIKE IT USED TO BE! - провозглашает лозунг на сайте
Cronosoft. Лейбл который возвращает нас к тем дням, когда
игровая индустрия не была захвачена мультинациональными
корпорациями, делающими деньги вместо реально захватывающих
игр. Дням, когда индивидуумы исследовали неизвестные территории
только что возникшего явления - компьютерных игр. Это так
необычно для современного мира, порабощенного высокими
технологиями, что я не смог устоять и узнать больше о лэйбле и
о человеке, стоящем за ним.
elfh> Представься, пожалуйста. Когда у тебя появился первый Спектрум?
simon> Меня зовут Simon Ullyatt, живу я в Бостоне, Великобритания. Мой
первый компьютер (ZX81) появился в 1982, а затем был Спектрум в
1984, на пике его популярности здесь в Англии.
elfh> Как возник Cronosoft? Я имею в виду, что тебя заставило?
simon> Чуть раньше в этом году закончилось мое участие в последнем в
Англии компьютерном журнале от Oric/Atmos под названием
'Rhetoric'. Журнал закрылся, и я захотел начать новый проект. Я
заметил, что существовало несколько групп и людей, старающихся
продвигать восьмибитную (или ретро) сцену всеми возможными
способами, хотя только некоторые группы "релизят" программы на
кассетах, так как это было раньше, много лет назад, когда эти
компьютеры считались мэйнстримом.
Я подумал, что могу попробовать идею рекламирования, упаковки и
распространения программ для всех, кто в этом заинтересован,
конечно, в идеале, платя разработчикам за каждую проданную
копию. Ведь если программисты могут получать дополнительно хоть
немного денег за свои старания, они могут написать ещё больше
нового софта!
elfh> Что ты думаешь о месте ретрогейминга в современном мире?
Какое будущее у этого занятия?
simon> Я думаю, что ретрогейминг будет существовать всегда. Даже с
сегодняшними современными системами как PS2, Xbox, Gamecube
рано или поздно произойдет то, что они перестанут быть
выгодными для мэйнстрим корпораций и канут в лету.
Печально то, что когда такое происходит, остается тысячи людей,
которые по прежнему любят свои старые машины и по возможности
готовы купить новый софт.
Хорошо, что интернет помогает этим людям быть вместе и делать
что-то новое

elfh> Какого критерия ты придерживаешься, когда отбираешь игры,
для реализации?
simon> Важно, чтобы было интересно играть. Игра не должна быть
оригинальной или с восхитительной графикой, но главное, чтобы в
нее было приятно играть. К примеру, я не отвергну игру,
написанную на Basic или с помощью 'THE QUILL' или 'GRAPHIC
ADVENTURE CREATOR'. Игровой интерес куда важней.
elfh> Ты играешь сам в эти игры? Сколько времени ты тратить на
Cronosoft? (как я знаю, ты сам копируешь все кассеты - не
скучно ли это? Как насчет рекламы?)
simon> Да! Конечно! Я люблю играть и это на самом деле большая честь
играть в новую игру одним из первых

На Cronosoft я трачу столько времени, сколько может
понадобиться... Это на очень интересно, особенно
когда кто-то купил игру и пишет тебе, что она великолепна! Это
на самом деле окупает все старания. Да, я сам пишу все кассеты,
печатаю и вырезаю все вкладыши, это может быть действительно
нудно, но возможность снабжать людей играми и тем самым
радовать их стоит того!
Рекламировать софт весело, вот как вчера (1го ноября) мы ездили
на компьютерное шоу в Норвиче продвигать релиз новой игры и
встретили много интересных фанов спектрума.
elfh> Какой релиз по-твоему был наиболее удачным?
simon> Трудно сказать... все наименование продаются примерно
одинаково, хотя EGGHEAD IN SPACE, вероятно, является
бестселлером. У меня большие надежды на нашу новую игру ROUGH
JUSTICE

elfh> Является ли Спектрум главной платформой для Cronosoft или
же ты равноценно относишься ко всем восьмибитным машинам?
simon> Да, на данный момент Спектрум - наша главная платформа,
здесь
у нас 5 релизов. У нас есть еще 4 проекта на будущее для
Спектрума. Также есть одна игра для Commodore 64 и ещё одна
запланирована под Acorn Electron/BBC. Я рад выпускать софт под
все системы - Spectrum, ZX81, C64, Vic 20, Oric, Sord M5,
Dragon32 и многие другие...! Причина, по которой у нас сейчас
больше релизов на Спектруме в том, что лично мне это интересней

интерес к этому формату.
elfh> Что заставляет тебя двигаться дальше? Какие планы на будущее
развитие? О чем ты мечтаешь?
simon> Я бы хотел, чтобы лейбл стал более известным, чтобы релизов
было больше и больше на всех платформах. Я на самом деле
надеюсь, что мы можем иметь достаточно высокие продажи чтобы
наконец-то заняться производством игр на картриджах, для таких
систем, как ATARI 2600, GAMEBOY, Nintendo NES и др. Также я бы
хотел поддержать некоторые менее известные системы вроде SORD
M5, TI99 и SHARP MZ. Даже если у нас будет совсем немного
продаж, все равно это будет стоить того, чтобы поддерживать эти
платформы, пусть мы продадим всего 5 копий игры!
elfh> Знаешь ли ты о русских игровых некоммерческих
релизах на Speccy? Например, этим летом появилось несколько
новых названий, в большинстве своем аркад: 'Lethargy', 'Milos
Kasmus', 'Fire And Ice', 'Death Valley', др.
simon> Нет, я об этом ничего не знал, но я знаю, насколько популярен
Спектрум в России и Восточной Европе, и я видел потрясающие
примеры мастерства, которое показывают русские кодеры, выжимая
из Спектрума все возможное! Я бы хотел услышать от кого-нибудь
из них предложение релизить что-нибудь через наш лэйбл.
elfh> Не хочешь ли ты использовать дискеты как носитель наряду с
кассетами (для Speccy, я имею в виду) или это вопрос
идеологии/духа?
simon> В конце концов, я надеюсь мы расширим нашу сферу и используем
диск. Есть небольшая проблема в том, что существует очень много
дисковых форматов, а также то, что многие в Великобритании,
кому приходится использовать трехдюймовые диски, просто не
могут их достать. Хотя кассета не идеальна, она позволяет ВСЕМ
владельцам Спектрума иметь доступ к софту. Я также могу
поставлять .TAP/.TZX файлы по email, если кто-то хочет
использовать их под эмулятором.
elfh> Что для тебя значит Cronosoft (работа, ностальгия, уход от
повседневной реальности?)
simon> Я не думаю об этом как о работе! Это определенно for fun, и для
того, чтобы помочь сцене. Мне надоели последние игры для PC и
других игровых консолей - дух 80-х и 90-х исчез из современных
игр. Это попытка разбудить в себе все хорошее, что было во
времена, когда ты был владельцем Спектрума, или иного
компьютера. Это очень занимательно, и я очень рад быть частью
сцены, общаться с такими же энтузиастами, увлеченными и
интересными людьми.
elfh> Как ты объяснишь феномен "слияния" человека с машиной? Он
хорошо работает со старыми классическими играми даже без всех
этих высокотехнологичных достижений. Человеческое воображение
- ключ ко всему?
simon> Я не совсем понял, что ты здесь имеешь в виду... Человеческое
воображение ключ ко всем хорошим играм. Высокие технологии не
нужны для создания хорошей игры. Лучшие игры делают по одному,
либо несколько человек, вдохновленные одной идеей. В создание
сегодняшних игр для SONY/XBOX вовлечено сотни людей, с большим
количеством денег, просто участвующих в проекте под
каким-нибудь лейблом. И в этом нет воображения, и нет стимула
для программистов делать хорошие игры, так как они не могут
использовать свои собственные идеи. А на старом компьютере ты
можешь сделать все что угодно! Никаких ограничений, ни сроков,
ни правил...!
elfh> Ну и в конце несколько слов нашим читателям.
simon> Я бы хотел поприветствовать всех русских друзей, надеюсь вы
быдете продолжать показывать всему миру, на что способоен
Спектрум! Очень бы хотелось общаться со всеми

chaosmongers@yahoo.com
Также спасибо вам за интервью

С наилучшими пожеланиями, Simon (CHAOSMONGERS)
cronosoft.co.uk