
Родился 2 ноября 1976 года в селе Успенское Краснодарского края. При рождении получил имя Николай. В возрасте нескольких недель, когда врач по ошибке вколола ему инъекцию хлористого кальция, перенёс инсульт. Частично омертвели ткани мозга, что привело к лёгкому аутизму. В семь лет сделал первый работающий радиоприёмник. В начальных классах у Криса появился первый компьютер — Правец 8Д, болгарский клон британской машины Oric Atmos с документацией на болгарском языке. Компьютер подключался к магнитофону и цветному телевизору. На Правец 8Д Крис Касперски написал первую игру
Следующий компьютер был Электроника БК-0010, за которым Крис освоил ассемблер. Третьим компьютером был ZX Spectrum, четвёртым — Агат. Интересно, что, за исключением своего дня рождения, Крис вообще не помнит точных дат, а хронологию событий восстанавливает по моделям компьютеров, которые у него были в разное время.
....
А вот третье задание — сломать crack me — я решил немножко не с того бока, с какого они ожидали. Было там условие: нельзя патчить код. Они имели в виду, что нужно написать кейген. Я практики взлома crack me не имею и понял, что долго буду париться, а мне дали компьютер и сказали — сиди, занимайся.
Подумал — ну, написано нельзя править код, а вот секция данных — это же не код? Там есть захардкоренный ключ, если я его поменяю на мой ключ — я фактически решил задание безо всякой сложной математики, которая предполагалась.
....
Как меня принимали в московский офис — это отдельная история. Во-первых, в Москве слегка офонарели, когда узнали, что моя зарплата у них будет больше, чем у всех сотрудников, вместе взятых. И конечно, за такие деньги они хотели видеть меня в офисе каждый день, а я жить в Москве не хотел. В итоге удалось убедить их, что я буду работать удаленно из села Успенского, получая при этом американскую зарплату через московский офис.
...и вот сидишь ты сейчас за свежепроапгрейденным Р-3, опротив семнадцатидюймового монитора, слушаешь квадро-саунд из четырех колонок (или, в худшем случае, шестнадцатибитный саунд из двух колонок)... Что, думаешь, люди так всегда жили? Ни хрена собачьего. Это только за последние несколько лет компы реально так раскрутились, а что было до наших дней - прикинуть страшно. И уж тем более, если говорить, что называется, в тему - а тема номера, как ты уже врубился - демо-сцена - так вот, если в тему говорить, то сейчас на таких компах, как твой, демки делать и впрямь несложно. И информации об этом надыбать вполне можно, и ресурсов полон Инет, и вообще, жить, как говорится, хорошо. Но ведь десять лет назад люди тоже как-то жили! И демо-сцена уже была. И демки уже, естественно, тоже на чем-то делали. На чем? Хе, ну ты спросил. Слушай сюда.
Компьютеры никогда не были "чиста (как любят говорить новые русские) вычислителями". Даже в те незанятные времена каменного лампового века находились люди, которые вытворяли с компами непостижимые трюки. Рисовали перфоратором (компьютерным, а не реальным нейлганом, чтоб ты не подумал плохо) портрет Моны Лизы в натуральную величину, устраивали из индикаторов "бегущие огни", а на процессоре первой отечественной БЭСМ-1... играли "Семь сорок" (да, тогда еще не было никаких звуковых карт, но выполнение инструкций проца сопровождалось писком разных тональностей - комбинируя выполняемые команды в определенной последовательности, было можно добиться приемлемого звучания). Но все это делалось только под покровом темноты - в ночные смены, в строжайшей тайне от начальства, которому было наплевать на искусство, а подать сюда отчет о загрузке машинного времени. Так что реально демо-сцена никогда бы не раскрутилась до сегодняшних масштабов, если бы не появление ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРСОНАЛЬНЫХ компов, которые полностью принадлежали их владельцам.
Commodore 64
В то время это был большой скачок вперед! Графический 16- цветный (ЙЕС!) дисплей с разрешением 320х200 и цветной текстовый режим принесли в этом мир не только первые шедевры ANSI искусства, но даже и графическую анимацию.
Сегодня даже трудно вообразить себе, каких невероятных усилий стоило в то время на таких компах создание хотя бы простых "демок". Еще не было развитой сети BBS, Интернет еще не опутал всю планету... неоткуда было ждать помощи, короче, не у кого было попросить совета. Приходилось коротать ночи наедине с компьютером в попытках изучить странный язык ассемблер. На встроенном бейсике, ясер арафат, далеко не убежишь. Даже простая заливка экрана могла занять целую минуту, а ну о более серьезных вещах говорить и вовсе не приходилось. Никаких графических редакторов еще не существовало - их еще предстояло написать. Да и вообще, из необходимого инструментария не было ничего, только сам компьютер, пиво да голова. В те годы никто не говорил о "демо-мэйкерах" - красочные картинки и заставки были лишь побочным продуктом деятельности программеров-любителей. Да, именно программеров, и работы их часто были интересны не столько с позиции изобразительного искусства (чаще они были "кальками" с работ великих мастеров), сколько с позиции мерила крутости программиста и его умения разбираться с регистрами и командами процессора, чтобы втиснуть в скромные ресурсы как можно больше графики и анимации. Все что делалось - делалось исключительно ради собственного удовлетворения и удовольствия. Многие работы и вовсе не были показаны никому, кроме себя - сетей же в то время практически не существовало.
Но мир на месте не стоял. К концу восьмидесятых ситуация стала меняться. С появлением BBS в компьютерном мире появилось такое неприятное явление, как плагиат. Стоило только скачать несколько демок, объединить их в одну, немного измененную под свой вкус, и, кончено же, вписать собственное имя такими большими буквами на переднем плане. Очень скоро появились мегабайты демок, на которые было противно смотреть - мало того, что они копировали уже приевшиеся фичи, но и сваливали в одну кучу все, что только попадалось автору под руку. От этой пестрой палитры только рябило в глазах. Никаких чувств ЭТО в душе не вызывало - автору (можно его так назвать?) было нечего сказать, он ничего не хотел выразить этой работой. И все затеяно-то было лишь ради желания показать всему миру собственное имя. Реальным программистам же в этом болоте день ото дня становилось невыносимо душно. Хорошие работы приходилось буквально "вылавливать" среди тысяч дерьмовеньких однодневок. А после появления различных редакторов и других тулзов для демо-мейкинга написание демки (состоящей, разумеется, из готовых "кубиков") занимало и вовсе пару-другую минут. И потекли гигабайтовые реки сорного мусора, в мутной воде которого задыхались действительно достойные работы. Задыхались потому, что любой юзер, заходя на BBS, видел громадный список демок. Скачивал несколько из них наугад и... Посмотрев эти потуги, уже не горел желанием смотреть ничего вообще. Даже телек. Между тем аппаратные ресурсы C64 уже начинали хватать за горло, и мир его поклонников таял на глазах. Это был закат его культуры, в которой так и не прозвучала ни одна лебединая песня.
Те, кто стоял у истоков этой культуры, уходили теперь на новые земли....
AMIGA
По тем временам она тянула на "полупрофессиональный компьютер". Еще бы, модная память (в идеале до 512 килобайт), цифровой музон, мощный процессор... Разве могло это сравниться со старичком C64? И программисты ринулись осваивать новую целину. Предстояло сделать много, очень много.
Прошло некоторое количество времени, и появились первые музыкальные трекеры, а вместе с ними и mod файлы. Это привлекло к Амиге людей, совершенно не разбирающихся в программировании, но знающих толк в музыке. И Амига зазвучала... Музицирующий компьютер - по тем временам это было нечто потрясающее!
Демо-сцена на Амиге постепенно обрела привычное для нас представление и мало изменилась за прошедшее время. Естественно, над демой уже тогда работал не один человек, а целый коллектив - музыкант, художник, кодер и дизайнер (это минимум).
Конечно, кто-то мог совмещать в себе две или более специализаций, но это случалось редко. И без того каждому приходилось много знать и иметь незаурядную эрудицию. Амига была достаточно мощным компьютером, и это во всю использовалось для создания первой трехмерной графики. Такая привычная сейчас - она была тогда в новинку. Прежде всего, не существовало в доступном виде эффективных алгоритмов рендеринга и отсечения лучей. Их предстояло компьютерщикам придумать самостоятельно. Но придумать - это только полдела, ведь прежде чем они оживут, их нужно запрограммировать! Требовалось нечеловеческое терпение, чтобы реализовать это на ассемблере. Мощности остальных языков, существующих на Амиге, не хватало. Ни Форт, ни Фортран, ни даже Си не могли справиться с такими задачами. Поэтому написание одной демы занимало один, а чаще и два-три месяца. Но зато все написанное становилось шедевром. Красивая графика, оригинальные цветовые решения, музыка, идеально вписывающаяся в общий план... Мир на экране, созданный руками человека... Программисты и математики не щадили себя, и скоро "проволочные каркасы" оделись в градиентную заливку, а потом и вовсе покрылись текстурами. Разработчики Амиги, кстати, тоже не стояли в это время на месте и занимались совершенствованием своего детища. Но, увы... это не кончилось ничем хорошим. Во всяком случае, для демо-сцены. Вновь набежали толпы плагиаторов, которые выхватывали готовые демы и переделывали их по-своему. Без малейших навыков и представлений об искусстве. История повторялась...
Но неожиданно фирма "Амига"... обанкротилась. И большинство производителей поддерживать эту модель компьютера отказалось. Почему? Рынок требовал "серьезных" машин, а за "Амигой" прочно укрепилась репутация игровой платформы. Да и выполнена она была, скорее, как игрушка, а не серьезный компьютер. Поэтому фирме IBM ничего не стоило перехватить пальму первенства, хотя она значительно уступала "Амиге" по всем позициям. История играет по своим правилам, и с 1993 года об "Амиге" упоминали все реже и реже, хотя мы до сих пор пользуемся ее наследием. Это и знаменитые mod файлы, и алгоритмы эффектов пламени, снега, дождя... Наконец, не остывающие сердца поклонников и приверженцев, которые до сих пор сохранили эту машину и даже иногда работают на ней. Время от времени, чтобы не забыть свою молодость...
А теперь?
Ух, аж слезу пробило. Молодость, молодость... А чего теперь? Теперь тоже всё, вроде, неплохо. РС, как ты знаешь, оказался мощной платформой, и практически все демщики работают сейчас на нем. Но если уж какого-нибудь старпера пропирает, и он достает с антресолей старенькую Амигу - мы его за это не осудим. Были ж времена. Придет день, и ты с ностальгией в голосе скажешь: эх, вот у меня был комп - Р-3, так это было круто по тем временам. Но это будет потом, а прямо сейчас - смотайся, мой тебе совет, в ларек, возьми пивка и - за упокой первых демо-компьютеров. Коммодор 64 и Амига. Спите спокойно.Отредактировано GoodBoy (2016-10-09 09:10:04)