1

В  80-х годах компьютерные СМИ лживо создавали образ богатого программиста имевшего огромные гонорары и крутые спортивные тачки. Реальность в большинстве случаев была иной. Настоящая правда о том как жили программисты тех лет становится доступной только сейчас, благодаря журналистским расследованиям Великага ААА. Я постараюсь докопаться до правды тех лет и взять интервью у самых знаменитых программистов, работавших на платформе ZX Spectrum. Моё интервью будет о людях и о игровой индустрии тех лет.

[b]Интервью с Jonathan Smith.[/b]

[img]http://zxaaa.net/store/images/jonathansmithocean.jpg[/img]

[i]Джонатан Джоффа Смит считается одним из самых лучших программистов ZX Spectrum своего времени. Большую часть своей карьеры он проработал в компании Ocean Software. Его главным направлением в работе была конверсия аркадных и приключенческих игр сделанных по сюжетам фильмов со сторонних платформ на ZX Spectrum.  В этом интервью, которое я взял в январе 2001 года, Джонатан расскажет о своих ранних годах,  том, чем он занимался и как завершил карьеру программиста на ZX Spectrum.[/i]

[b]Как ты приобщился к компьютерам?[/b]
Это сейчас может показаться странным, но в детстве мне не разрешали заниматься на компьютере в школе. У моего друга был компьютер BBC model B  и я у него играл.

[img]http://zxaaa.net/store/images/BBCDE1.JPG[/img]
[b]BBC Model B German Version[/b]

[b]И когда же ты впервые увидел ZX Spectrum ? Какие у тебя были первые впечатления?[/b]
Впервые я увидел рекламу ZX Spectrum в журнале [b]Your Computer[/b]. Он был запечатлен в полный размер на развороте журнала. Мне ещё показались странными его кнопки, которые были кремового цвета )) Даже сейчас помню, что подумал тогда, - «Я собираюсь взять тебя, детка!». Но для этого мне пришлось продать часть своих личных вещей. И это всего лишь, чтоб купить ZX Spectrum 16kb.

[img]http://zxaaa.net/store/images/zxspec16js.png[/img]

[b]Как называлась первая игра, которую ты сделал?[/b]
Сначала я разбирался с программированием на Бейсике. Но это не давало мне результатов, которые я получил позже. В какой то момент я всё таки продал две игры журналу. Правда я уже не помню в какой. Затем я апгрейдился до 48 килобайт и научился программировать в машинном коде. Моей первой коммерческой игрой, которую я выпустил в свет, была [b]Pud Pud In Weird World[/b].

[img]http://zxaaa.net/store/images/pudpud1.png[/img][img]http://zxaaa.net/store/images/pudpud2.gif[/img]

Так же я написал игры: [b]Donkey Kong, Pacman и Invaders[/b].

[b]Какие игры ты опубликовал на ZX Spectrum?[/b]
Pud Pud - Ocean
Kong Strikes Back (with Nigel Alderton) - Ocean
Hypersports - Imagine
Daley Thompson's Super Test (with Paul Owens) - Ocean
Mikie - Imagine
Green Beret - Imagine
Cobra - Ocean
Terra Cresta - Imagine
Hysteria - Special FX/Software Projects
FireFly - Special FX/Ocean
Hyper Active - Sinclair User cover game
Batman The Caped Crusader - Special FX/Ocean

[b]Расскажи пожалуйста о истории создания своего псевдонима, которым ты подписывался в играх, а так же о том почему иногда ты его писал в обратном порядке? И что такое Plip Plop Programming?[/b]
Я писал  'Smifff' потому что так было заведено в школе где я учился (Widnes, Cheshire), а все, кого зовут Джонатан, получили прозвище «Joffa». Что касается переворота надписи? Да фиг его знает, наверно в то время я подумал что это круто и весело. )) Ещё как то использовал имя J.M.Sweed в игре Super Test, потому что был ею сильно недоволен. Хотя потом я поменял мнение о игре. Кстати говоря, мне приписывают имя 'Eric Richgit' в игре Firefly, хотя почему так, для меня загадка? Но это точно не из за моего финансового положения, которое было в то время.

Plip Plop программирование это один из способов написания звуковых процедур, когда совместно с музыкой звучат барабаны. Это называется "'phasing' music".

[b]Что думаешь о выпущенных тобой играх? У тебя есть любимчик?[/b]
Мне не очень нравятся мои первые игры. Моё единственное оправдание в том что они были плохого качества это то что для написания игры мне давали только три месяца. А этого времени явно не достаточно для написания качественной игры. Моей любимой игрой является FireFly. Мне показалось что в этой игре всё было сбалансировано. И ещё мне очень сильно нравится в этой игре загрузочный экран, он довольно крутой.

[img]http://zxaaa.net/store/images/fireflyzx.png[/img]

[b]Средства массовой информации 80-х годов создавали ложное впечатление о жизни программистов. Они рисовали радужную картину в которой все программисты немыслимо богаты, у них спортивные тачки и они добились невероятных высот благодаря написанию игр. Общение с программистами тех лет развеяли этот миф, появились совсем другие истории. Как ты чувствовал себя в то время. Как тебя спонсировали? И как ты думаешь, получил ли ты заслуженную награду за свой труд?[/b]
Я начинал с очень маленькой зарплаты, однако довольно таки быстро стал получать большие гонорары за работу. Я очень хорошо относился к работе в фирме Ocean, возможно  я работал усердней других. Поэтому моё вознаграждение за работу постоянно росло. Всё это благодаря тому что я очень быстро писал игры и при этом они были хорошего качества. Я старался держатся в то время подальше от общения с прессой и отказывался от очень многих рекламных проектов. Если кто - то вспомнит мой рекламный ролик, то я взбешусь!

https://www.youtube.com/watch?v=XnVqttcDT7g

[b]Как ты ушел со спектрума? Тебе было тяжело уходить с платформы?[/b]
Фирме Special FX получила двух недельный контракт на производство анимации для комедийного фантастического сериала Red Dwarf II.

[img]http://zxaaa.net/store/images/serialtv.jpg[/img]

Мне тогда показалось что это идеальная возможность для перехода на другую компьютерную платформу - Atari ST. На самом деле бюджет этого проекта был настолько мал, что 'beeb' пришлось заимствовать компьютеры для монтажа нашего шоу! В то время я был счастлив распрощаться со спектрумом. Мне очень хотелось работать на компьютере Amiga.

[b]Чем ты занимался после ухода со спектрума и чем ты занимаешься сейчас?[/b]
[b]Special FX Software (Liverpool)[/b]

На платформе Atari ST я сделал игру Midnight Resistance, Red Heat (причем это заняло всего несколько недель и это видно по качеству игр!) Потом я сделал Hudson Hawk. Что то я уже не помню, всё таки возможно сначала сделал Red Heat, а потом Midnight Resistance? Не могу вспомнить. Ещё я сделал игровую заставку Recoil для  компьютерного журнала Zero. Я тупа сделал конверсию из Defender.

[img]http://zxaaa.net/store/images/recoil_1.png[/img][img]http://zxaaa.net/store/images/recoil_3.png[/img]

Потом начал работать над игрой Mr.Do! на платформу Gameboy, это было на Рождество 1991 года. К сожалению  Special FX Software закрыли и проект не был закончен. Странно, ведь Ocean давало ему распространять программы ограниченным выпуском по Европе.

[b]Software Creations (Manchester)[/b]

В этой фирме я работал всего несколько месяцев. Там я занимался графикой для платформы SNES в частности для The Xmen - Arcades Revenge. Мне не понравилась атмосфера которая складывалась в коллективе на работе и я вернулся обратно в Ливерпуль, чтобы присоединится к старой команде Special FX, которая к тому моменту запустила компанию Elephant Software. Я взял новый псевдоним и начал работать в Rage!

[b]Rage часть 1[/b]

В новом офисе в Bootle я начал работать над оригинальной игрой Cluster Buster на платформе SNES. Это был eight-way scrolling (скроллинг экрана состоящий из восьми слоев) с огромными взрывающимися планетами и лунами. К сожалению никто так и не заинтересовался публикацией этой игры. Sonic the Hedgehog был в ярости, поэтому проект был заморожен. 

Потом я демонстрировал сорцы игры сделанной на основе сюжета про Тин Тин на Sega Megadrive. Этот проект заказывала Sega UK. Они хотели получить эксклюзивные права на персонажа. К сожалению из-за того что они хотели делать игру только для платформы Sega, они потеряли контракт.

Затем я сделал версию игры для Sega Megadrive - [b]Power Drive[/b]. Это была игра с прокруткой сверху вниз. Хуйня игра, но по крайней мере она была выпущена!

https://www.youtube.com/watch?v=Lg4UEDDImR8

До лета 1995 года мне было очень досадно терять время которое я проводил за играми на компьютере. У меня была перспектива написания Striker (игры про футбол) на приставку Sega Saturn и я ждал эти дни.

Мои последующие годы я помню смутно. В те годы я диджействовал в Blackpool.

[b]Rage часть 2[/b]

Примерно в марте 2000 года ко мне обратились с Rage с просьбой сделать игру для телефонов с WAP. Я согласился потому что очень сильно нужны были деньги. И этим я занимаюсь сейчас. Если у тебя есть телефон с WAP, тогда ты можешь играть в мою последнюю игру по ссылке:  www.btinternet.com/~joffa.smifff/airlock/main.wml

[b]Что было хорошим и самым плохим при работе на ZX Spectrum?[/b]
Я сейчас вспоминаю как мы использовали Sinclair Microdrives для сохранения данных в фирме Ocean. Они были невыносимы! Я потерял уйму времени в работе сними. Одна из стенок в моей комнате по центру была увешана сломанными корпусами микродрайва с инструкцией о бережном отношении к ним.

[b]Какие у тебя любимые игры на спектруме и почему? [/b]
Мне очень нравились игры фирмы Ultimate's. Потому что они были полностью отточены и играбельны. Я играл в Lunar Jetman, потому что был крутым игроком в аркадах. Кто нибудь находил там таинственный мультик?

[b]Какие у тебя любимые кодеры, музыканты и художники на платформе ZX Spectrum?[/b]
Паренек по имени Mike Webb был просто потрясающим программистом в Ocean. Он был талантливым и простым парнем, у него всё получалось легко. Сейчас он под ником M.D. работает в Software Creations. И кстати он богатый! Colin Grunes (Nodes of Yesod) был отличным художником аниматором. Мне очень нравился стиль графики фирмы Ultimate.
Martin Galway невероятный музыкант, он делал музыку к играм Ocean. Недавно я с ним встречался. Он долгое время прожил в Соединеных Штатах Америки.  Fred Gray's делал классные вещи, он был независимым музыкантом и работал на Denton Designs.

[b]Ты пользуешься эмуляторами, чтобы играть в свои любимые старые игры?[/b]
Да. Я кстати подумал что неплохо было бы сохранить все свои старые работы чтобы они не потерялись на всегда для будущего поколения. В свои игры я не играю никогда.

[b]Какую игру для спектрума ты написал последней? У тебя есть какие-то незавершённые проекты? Есть шанс что мы их когда то увидим? [/b]
Последней игрой, которую я написал для спектрума, была Batman The Caped Crusader. Первоначально я должен был написать её на Atari ST, но программисты спектрума смогли ее перенести! К счастью мне удалось завершить все мои проекты на спектруме. У меня есть первая копия игры Donkey Kong, под названием The Thing,  которую я написал перед Pud Pud и она никогда не публиковалась.

[b]Ты никогда не задумывался о написании ещё одной игры, просто ради ностальгии по старым временам? Я думаю в Интернет сети был бы огромный ажиотаж по этому поводу.[/b]
Конечно я бы хотел! Например режиссерскую версию игры сделанную по фильму Cobra! Это стило бы сделать! Кто нибудь может получить права на публикацию?

[b]Что думаешь о современных играх? Могут ли они конкурировать со старыми игрушками? Что ты думаешь о музыкальных демоснтрациях?[/b]
Все эти музыкальные демонстрации - это просто пустая трата времени! Для чего они нужны? Вы их смотрите более двух раз?  Современные игры должны разрывать старые игрушки на Британский флаг! Но разве это нужно? На работе в обед мы играем в сетевую версию Unreal Deathmatch Tournament на PC. Вот это действительно безумие!

[b]Заставляет тебя хоть что-то скучать по старым временам?[/b]
Думаю да! Я скучаю по старым временам. Ведь я не помню ничего плохого что происходило в то время. Но особенно я скучаю по секретаршам из фирмы Ocean, среди них были действительно классные девчонки.

[img]http://zxaaa.net/store/images/secretocean1.png[/img]
[b]секретарша фирмы Ocean[/b]

[img]http://zxaaa.net/store/images/oceangang1987.jpg[/img]
[b]разно-рабочие фирмы Ocean[/b]

[b]Расскажи что-то забавное, смешное из прошлого?[/b]
Я помню, как кто-то случайно выключил питание удлинителя в тот момент когда

[img]http://zxaaa.net/store/images/martingalwayatwork.png[/img]
[b]Martin Galway[/b] делал музыку для игры Cobra. И я потерял всю сделанную работу. Это объясняет почему музыка в игре не соответствует стандарту.

[img]http://zxaaa.net/store/images/secretocean12.png[/img]
[img]http://zxaaa.net/store/images/secretocean123.png[/img]
[b]рабочая обстановка в Ocean Software[/b]

[b]У тебя есть что сказать пацанам, которые всё ещё пользуются ZX Spectrum?[/b]
Мужики! На самом деле создание игр у меня очень много времени и сил отняло, поэтому я очень рад, что до сих пор кто-то в них играет.

[b]Несколько фото сотрудников фирмы Ocean из архива ААА:[/b]

[img]http://zxaaa.net/store/images/jonwoods.png[/img]
[b]Joon Woods - коммерческий директор фирмы Ocean[/b]

[img]http://zxaaa.net/store/images/billharbissinocean.png[/img]
[img]http://zxaaa.net/store/images/davidwardocean.png[/img]
[img]http://zxaaa.net/store/images/jonritmanocean.png[/img]
[img]http://zxaaa.net/store/images/simonbytlerocean.png[/img]
[img]http://zxaaa.net/store/images/markjonesoceansoftware.jpg[/img]

2

Ну хотя бы чуть шлифовал свои переводы, а то местами уж очень коряво)

3

[quote=dr.Titus  43615]Ну хотя бы чуть шлифовал свои переводы, а то местами уж очень коряво)

помогай скатина, что не нравиться пиши? После грязного перевода я еще их шлифую два три дня. У ААА лучшие перевыоды на спектруме:

https://zxdemos.ru/oldforum/viewtopic.php?id=11679
https://zxdemos.ru/oldforum/viewtopic.php?id=11681
https://zxdemos.ru/oldforum/viewtopic.php?id=11682
https://zxdemos.ru/oldforum/viewtopic.php?id=11684
https://zxdemos.ru/oldforum/viewtopic.php?id=11688

ААА не зная рускага и англдиского перевел больше чем ПИДОР интроспек, которому всего то надо тупа написатьб перевод на русском даже не думая. ААА БОГ а вы все пидорасы и никчемности. ААА делает мегадему не умея кодить, переводить тексты не зная языка. И старается для спеки. А вы все му да ки! Особенно Титус, который только советы дает а сам нихуя ничего не скодил с 1996 года.