[b]MSX в России - Интервью с Евгением Брычковым[/b]
[i]/Перевел ААА/[/i]
MSX - удивительный компьютер, ведь одна из его моделей под названием MSX-2 Sony HB G900 была установлена на Российской космической станции МИР. Она работала там в течении 25 лет. Мы - любители платформы MSX испытываем гордость осознавая тот факт от того что наш компьютер помогал покорять Космос!
[img]http://zxaaa.net/store/images/mir2msx.jpg[/img]
[b]Sony G900 установлена на Российской космической станции МИР[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/2ae93b10.png[/img]
[b]MSX-2 Sony HB G900[/b]
Как мы выяснили платформа MSX присутствует как в космосе так и на земле. Мне удалось связаться с Евгением Брычковым, который занимался коммерческим распространением системы MSX в России. После моего письма он с удовольствием согласился дать интервью форуму zxdemo.ru и рассказать о тех светлых временах MSX. Нам всем очень любопытно узнать о том как на самом деле развивался MSX в России, поэтому обещаю, что это интервью будет очень интересным. Откиньтесь на свои неудобные кресла, наливайте чай-спитак и читайте ниже:
[b]Rafa Corrales: В Испании мы знаем о MSX то что он был наиболее развит в таких странах, как Нидерланды, Япония, Бразилия. И нам, истинным Испанцам-Каталонцам, патриотам, очень интересно узнать как обстояли дела в России. Как ты стал пользователем MSX?[/b]
[b]Евгений Брычков:[/b] Начиная с 1985 года платформа MSX была очень популярной в СССР. 1999 год был последним годом существования платформы MSX в России. Я говорю прежде всего об официальном использовании этой платформы в школьных заведениях. Компьютеры имели распространение в основном в больших городах СССР, а позже СНГ и России, таких городах как: Москва, Харьков... Они работали в самых престижных образовательных учреждениях таких как Новосибирский Государственный Университет, научных центрах, Институте информационных проблем. Основная роль платформы MSX в школах и университетах была - образовательной. Многие ребята, которые росли в ту эпоху, занимались программированием и информационными технологиями с использованием компьютера Yamaha MSX, пока IBM PC не был внедрен в образовательную систему, а случилось это примерно в 1990 году.
https://www.youtube.com/watch?v=qiVlVaW10iE
Поэтому моё знакомство с MSX-1 произошло как у всех детей СССР - в школе. С детства у меня было призвание я обожал электронику и электричество. Возможно в девстве в какой-то момент меня очень сильно ударило током и после этого я начал верить в силу электричества :-) В возрасте 8 лет я разбил свой первый радиоприемник, а в 11 лет стал посещать радио-кружок во дворце пионеров. Наша группа занималась изучением радиоэлектроники. В те годы я сделал несколько радио устройств. Одно из них приемник "Мальчиш" желтого цвета:
[img]http://zxaaa.net/store/images/malchisch2_11.jpg[/img]
второй приёмник "Юность-101"
[img]http://zxaaa.net/store/images/274_original.jpg[/img]
Как Вы видите я начал довольно серьезно заниматься сборкой радио конструкторов, что дало мне очень серьезную базу знаний по радиоэлектронике.
В возрасте 12 лет я впервые попробовал работать на компьютере серии MSX-1, в частности Yamaha 503II, соединенный по сети посредством RS-232. Всего в классе было установлено 16 компьютеров. Первый год общения с компьютером был посвящен написанию программ на языке Basic и наслаждению от игр в видео-игры. Впервые я использовал свой опыт - радио электронщика когда приспособил к аудиовыходу компьютера динамик. Дело в том что ни у компьютера ни у монитора динамика не было. Я это сделал чтобы было веселее играть в игру [b]King's Valley[/b]
https://www.youtube.com/watch?v=dqXx_JLcikw
[b]King's Valley - Playthrough[/b]
Потом для игры в [b]Knightmare[/b]
https://www.youtube.com/watch?v=VjzHcunnNaE
[b]Knightmare - Playthrough[/b]
я сделал джойстик и присоединил его. Вот он на фотографии:
[img]http://zxaaa.net/store/images/joystickmsx.jpg[/img]
[b]Информационные технологии и дерево - отличные компаньоны)) Идея взята от компьютера Apple 1[/b]
В институте у меня стало ещё больше общения с компьютерами MSX-1. У нас был целый класс из таких компьютеров. Я был самым умным студентом в области вычислительной техники и программирования. В то время у нас появилась системная программа BD (дисковый доктор). Эта программа была системной программой очень похожей на «Norton Disk Doctor». В не учебное время я участвовал в исследовательской работе связанной с созданием видео игр, которые были организованы в Институте информационных проблем:
http://www.ipiran.ru/english/main.asp
Последняя игра над которой я работал называлась "дайвинг". В мою задачу входило создание движка с движением дайвера.
После 1991 года в мою жизнь вошёл IBM PC. На тот момент я считался высококлассным специалистом в области компьютерных технологий. В течении нескольких лет работал в московском системном интеграторе занимающемся ремонтом оборудования персональных компьютеров, материнских плат высокой сложности с пониженным напряжением, жестких дисков, мониторов с трубкой 20кВ. В течении двух лет был одни из инженеров уполномоченных компанией Intel на ремонт оборудования и компонентов в их официальном офисе. После этого три года преподавал в институте, а так же занимался написанием докторской связанной с безопасностью и эффективностью компьютерных сетей. В компании Hewlett Packard я работал инженером EMEA, специализирующемся на устройствах хранения данных. Благодаря этому GR8BIT имеет собственную систему хранения. В 2008 году, покинув компанию HP я решил воплотить одну из своих идей, о которой мечтал долгое время. Первая задача, которую я себе поставил была восстановление и перерисовка схемы компьютера MSX-2 Yamaha YIS805. Я сделал это в программе «Microsoft Visio», для этого мне потребовалось несколько месяцев, правда были перерывы на выполнение другой работы. К тому времени я действительно смог хорошо понять схему MSX. После этого я решил заняться сборкой своих периферийных устройств и созданием под них программного обеспечения и игр на языке ассемблер.
[img]http://zxaaa.net/store/images/perefmsx.png[/img]
Именно так родился проект GR8BIT. Эта работа доставила мне удовольствие, сравнимое с тем, которое я получал в девстве, но в этот раз всё было сделано прежде всего с образовательной точки зрения.
[img]http://zxaaa.net/store/images/nijmegen2012_22.jpg[/img]
[b]Rafa Corrales: на телевидении CCCР были какие-то рекламные ролики про MSX?[/b]
Нет. Компьютеры MSX никогда не появлялись в рекламе на телевидении в СССР. Все компьютеры приобретались по государственным контрактам и это был единственный способ получить их. Конечно вы могли получить доступ к таким компьютерам в каком-либо государственном учреждении закупившим их. Или попросить кого-либо из знакомых купить их и привезти Вам из-за границы. Я не уверен что в СССР в 1980-ые годы люди сильно интересовались компьютерами. У нас в те годы были другие увлечения, например футбол, театр, кино, математика, химия... Следует отметить что в СССР была государственная инфраструктура для развития детей в кружках радиоэлектроники, а позже и в компьютерных кружках.
Вы когда нибудь задумывались почему так много русских программистов? Просто они занимались программированием в молодости потому что им это очень сильно нравилось. Все они были увлеченными фанатиками своего дела. Они не получали за это заработной платы и учились всему для себя.
[b]Rafa Corrales:Ты говоришь что MSX широко использовался в школе. Это было чьё то официальное решение?[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/ok_290720142984.jpg[/img]
[b]Евгений со своим персональным компьютером Yamaha YIS503II[/b]
Это было не то что бы официальное решение, а целая государственная программа. Сначала был большой конкурс в котором участвовали помимо компьютера MSX: Sinclair, Amstrad и многие другие персональные компьютеры. Не стоит забывать что были разные поставщики компьютера MSX, такие как Yamaha, Sony, Panasonic и Sanyo. К счастью в те годы была важна не цена, а конфигурация компьютера, поэтому выбирали лучшую. Самую дешевую версию компьютера не выбрали, хотя по моему мнению она была лучшей с позиции цена -качество. Был выбран Yamaha YIS503II с 64 Кбайт основной памяти, V9938 с 16 КБ VRAM и очень важным сетевым интерфейсом RS232. Компьютерные классы были организованы через подключение 15 компьютеров по сети к основному компьютеру у которого был Floppy Disk. Сеть была ключом к радости студентов, которые ожидали загрузки игры с центрального компьютера. Тогда появился термин "насос", что означало «пожалуйста, закачайте игру на мой компьютер», эта фраза предназначалась преподавателю, который сидел за центральным компьютером, так называемый "компьютер учителя".
[b]Rafa Corrales: Какая цена компьютера MSX была по сравнению с средней заработной платой рабочего?[/b]
Это не очень то простой вопрос. Эти компьютеры не продавались в обычных магазинах. Их можно было найти только в комиссионных магазинах в небольших количествах. Я никогда не просил своих родителей покупать мне Yamaha, потому что времени для работы с компьютером мне хватало в школе или институте. Моя работа с компьютерами была сбалансирована ведь я занимался разработкой проектов и их дальнейшей реализацией. К сожалению в наше время компьютеры стали слишком доступны, многие люди пропускают фазы обучения и работы на них и начинают сразу играть. Эта привычка должна изменится если мы хотим достигать каких-либо серьёзных результатов при работе на компьютере.
[b]Rafa Corrales: Помимо платформы MSX, расскажи пожалуйста какие ещё компьютеры были популярны в СССР ?[/b]
Мне стыдно признаться, но я никогда не работал на компьютере ZX Spectrum. Однажды, в конце 1980-ых годов я руководил клубом Гарри Каспарова (нашего знаменитого шахматиста), компьютерный класс состоял из компьютеров Schneider, но это было пожалуй исключением из общего правила.
[img]http://zxaaa.net/store/images/schneider_PCW8256.jpg[/img]
Что касается домашних компьютеров то я работал с компьютером БК. Я не хочу говорить что мне понравилось, потому что к тому моменту я имел опыт работы с Yamaha MSX-1. Если Вы посмотрите в Википедию, то там записано что цена компьютера БК в те годы составляла от 2-10 заработных плат рабочего. Я не буду говорить сколько стоил в те годы MSX потому что я не знаю его рыночной цены. У меня был постоянный доступ к этому компьютеру и мне его вполне было хватало.
[b]Rafa Corrales: У нас в Испании проводились компьютерные встречи MadriSX - любителей платформы MSX, подобное было в России? Если такое было, сколько людей приходило на такие мероприятия?[/b]
Я никогда не участвовал ни в одном таком мероприятии. Думаю что их не было в России. Я знаю несколько энтузиастов платформы MSX в России. Один из них недавно умерший Егор Вознесенский и Игорь Виторец. Так же были люди, которые отвечали за предоставление и использование MSX в образовательных учреждениях, таких как Александр Гиглавый (в настоящее время известный директор " Московского ИТ-Лицей №1533 "). Иногда мы с ним встречаемся и говорим о MSX.
[b]Rafa Corrales: В настоящее время существуют какие либо фанатские клубы по MSX?[/b]
Есть немногочисленные поклонники... Но классика нынче не в моде. Люди предпочитают торчать в своих Iphone.
[b]Rafa Corrales: Мы очень мало знаем об аппаратных разработчиках в России, таких как ты например. Расскажи что нибудь ещё о себе? Почему ты самостоятельно решил создать плату MSX в образовательных целях?[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/Intelligent-Audio-Board-Backside.jpg[/img]
[b]"макароны" от разработчика. Ручной дизайн платы - настоящее искусство![/b]
На самом деле если Вы не знаете кого-то это вовсе не значит что их не было. Например, как я уже говорил это Егор Вознесенский создатель «BEER IDE». Камил Каримов, создатель интерфейса клавиатуры PS/2. Оба они являются очень активными участниками сцены «1chipMSX». Я лично с ними встречался и очень уважаю их.
Успех проекта GR8BIT заключался в нескольких аспектах. Во первых - это моё убеждение выработанное с детства что MSX это наилучший 8 битный компьютер с точки зрения архитектуры и возможностей. Второй аспект - это очень большой выбор программ: системных и игровых. Третье - это его модульность и простота. Я старался его сделать модульным и вместе с тем очень простым. Четвёртое что меня побудило на сборку - это доскональное знание стандарта MSX, а так же мой опыт работы в области информационных технологий и программного обеспечения.
[img]http://zxaaa.net/store/images/Brychkov-mini-technical-data-book-MSX-1.jpg[/img]
Я очень давно занимаюсь технологическим сектором. К сожалению вижу то что качество знаний инженеров ухудшилось. Очень тяжело найти толкового инженера-программиста. Последнее время люди считают что программное обеспечение - это наше всё. Я бы мог согласиться с этой точкой зрения, если бы не одно но! Инженер-программист обязан понимать аппаратное обеспечение для написания эффективного кода. Вы можете сказать, -"у нас гигабайты памяти!" Но я бы на это ответил, что чем меньше Вы думаете об оборудовании на стадии написания программы тем больше оно начнет ограничивать Ваше программирование, ограничивая возможности творчества и производительности. Как пример я могу сказать что у нас есть специальное оборудование (например в оборонно-космическом комплексе), которое требует квалифицированного обслуживания. У меня есть друг, который работает в конструкторском бюро где создается система навигации для ракет (она работает не на базе процессоров Intel). Это очень умные настраиваемые системы, которые чрезвычайно эффективны. Другими словами я за тех инженеров, которые могут разрабатывать новые современные гаджеты. Они должны быть идеально сделаны с точки зрения аппаратного и программного обеспечения. Эти инженеры должны быть готовыми изобретать и не боятся обогнать современные технологии.
Я занимаюсь поддержкой и помощью людям, которые осуществляют сборку GR8BIT. Если нужно, то даю подробные консультации по сборке. У меня есть давние рабочие отношения с Французским разработчиком Эриком Боезом. Я помогал ему разрабатывать "универсальную плату ASCII».
http://msx.ebsoft.fr/mab/MAB_Doc_1-2.pdf
Так же мы сотрудничали по другим проектам. Эрик Боез так же изучал EAGLE и я написал статью KB0015,
http://kb.gr8bit.ru/KB0015/GR8BIT-KB001 … EAGLE.html
чтобы помочь ему и другим реализовать свои проекты.
[b]Rafa Corrales: Расскажи о своем первом опыте создания платы GR8BIT?[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/img_8050_0.jpg[/img]
GR8BIT
GR8BIT - это не надпись на надгробии. Это комплексное решение позволяющее получать удовольствие от обладания собственным MSX. Это программное обеспечение, и многие другие доступные сервисы. Прежде чем начать работу по разработке GR8BIT я исследовал подобные проекты типа конструкторы "сделай сам". Мне было интересно выяснить всё подробно потому что многие из этих проектов потерпели неудачу, потому что у них не было в дальнейшем хорошей программной поддержки. Поэтому я пошёл по другому пути изменив ситуацию. Я предоставил хорошую поддержку своему проекту, давал консультации по сборке и написанию программного обеспечения. В ходе этого у меня образовалась дружба с участниками моего проекта. Те кто собрал компьютер, помогали другим. Так у нас завязалось общение. Я горжусь именно этим.
[img]http://zxaaa.net/store/images/20140728_155049.jpg[/img]
[b]Евгений со своим другом Александром Гиглауем в Московском музее MSX[/b]
[b]Rafa Corrales: Как ты познакомился с Nishi-san из Японии?[/b]
Я знаю, что этот вопрос звучит удивительно: как я добрался до Nishi-san и рассказал ему о своем проекте? У нас с ним есть несколько совместных проектов которые начались совсем недавно и я считаю что всё это очень здорово! Проблема заключается в том в какой момент наше хобби стало небольшим бизнесом. Пожалуйста воспринимайте в моём рассказе слово "бизнес" немного иначе чем "рост продаж" (который может кем-то быть воспринят как что-то негативное) На самом деле бизнес это занятие чем-то полезным и нужным. Я хочу быть полезным для других людей, но предлагаю эту пользу не бесплатно. Бизнес должен гордиться тем что передает не только объекты производства, но и приносит пользу! Прежде чем выходить на рынок со своим проектом вы должны подумать не только о том чтобы создать плату, но и обеспечить ей поддержку и советы по её сборке.
Теперь я хочу сказать несколько слов о Nishi-san. На самом деле он гений и очень увлечённый человек. Он очень занятой, потому что как и все пожилые Японцы участвует во множестве исследований и разработках, так же преподавательской деятельности. Я несколько лет строил с ним доверительные отношения прежде чем начинать обсуждение проекта GR8BIT. По моему мнению Nishi-san по прежнему интересуется MSX, но правда заключается в том что он в настоящее время больше заботится о своем имидже и занимается текущими интересами. Кстати, пользуясь возможностью я бы хотел попросить не использовать имя MSX 3 при создании своих новых проектов без разрешения Nishi-san.
[b]Rafa Corrales: Вопрос о компьютерных играх. В России были компьютерные компании, которые создавали бы свои видео-игры для компьютера MSX ?[/b]
Я не уверен что такие были. В прошлом было много разработчиков программного обеспечения, а не только видео-игр. Например Леонид Бараз (в настоящее время старший инженер-программист Google), который в своё время разрабатывал знаменитый "debugger". Большинство людей работали в серьёзных учреждениях институтах, университетах и делали программы для своих серьёзных целей.
[b]Rafa Corrales: У тебя есть еще что то рассказать о тех временах, может есть что то забавное или наоборот важное?[/b]
У меня есть небольшая коллекция компьютеров MSX и я очень горжусь тем что на них написано "СДЕЛАНО В ЯПОНИИ"
[img]http://zxaaa.net/store/images/070820142998.jpg[/img]
[b]пример из моей коллекции[/b]
Перед тем как закончить это интервью я хочу сказать что следующее интервью нужно брать у Александра Гиглави, потому что он был одним из ключевых лиц, который принимал решение о приобретении и установке компьютеров MSX в СССР.
[b]Rafa Corrales: Огромное спасибо Евгению за это интервью. Я постараюсь разыскать Александра чтобы узнать у него больше и посетить музей MSX в г.Москве.[/b]