1

[b]Как при помощи запекания энтузиасты восстанавливают магнитные ленты[/b]

[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/f42afc1bc85d13a6f6ec5850725fe543.jpeg[/img]

В 80-х и 90-х годах прошлого века системы резервного копирования на магнитной ленте были очень популярны из-за их относительно большой емкости и доступной цены. В то время многие были уверены, что лента с резервной копией, которая хранится где-то в дальнем углу шкафа, будет в приличном состоянии даже спустя годы, и ее можно будет прочитать.

Сейчас технологии ушли далеко вперед, о магнитной ленте уже многие забыли, но информация, которая на них хранится, может представлять определенный интерес. Поэтому находятся энтузиасты, которые ищут способы эту информацию считать.

Команда Strand Games, которая в этом году была основана соучредителем Magnetic Scrolls Хью Стирсом и поклонником интерактивной фантастики Стефаном Мейером, в этом году взялась за восстановление игрового кода Magnetic Scrolls, чтобы оживить текстовые квесты и создать новые инструменты проектирования игр жанра Interactive Fiction с открытым исходным кодом. Компания уже выпустила восстановленную версию первой игры Magnetic Scrolls 1985 года The Pawn.

Следом команда решила восстановить картриджи TK50 с единственной известной резервной копией игр Magnetic Scrolls, разработанных на миникомпьютере DEC MicroVAX. Все резервные копии были сделаны центральным миникомпьютером с использованием технологии резервного копирования.

Это работа, связана с поиском и восстановлением значимых достижений игровой индустрии, которые часто требуют много времени, чтобы сохранить их историческую ценность. В одном из случаев пришлось поступить оригинально — выпекать в бытовом духовом шкафу при 45° в течение примерно восьми часов драгоценные картриджи с единственными в мире копиями исходников ранних текстовых квестов компании Magnetic Scrolls.

Долгое время эти картриджи пылились на полках, и в конце концов их сложили в коробки и забыли о них на семнадцать лет. Тогда Стирс загорелся идеей прочитать и переиздать игры на них. Однако в 2000 году не нашел подходящие средства для чтения устаревшего уже на тот момент формата ленты, и отложил эту идею. Коробки продолжали пылиться в офисе до тех пор, пока один из сотрудников не перевез их к себе домой, где они продолжали лежать уже на чердаке.

Спустя еще семнадцать лет по счастливому стечению обстоятельств картриджи вновь оказались у Стирса, и он решил во что бы то ни стало прочитать их. Но как это сделать? С этим вопросом он обращался к людям на форумах, пока не познакомился таким образом с Робом Джарратом, у которого оказалась работающий компьютер марки DEC и, что тоже важно, совместимый стример в рабочем состоянии. Роб предложил помочь восстановить данные. Казалось, проблемы позади: достаточно прочесть данные.

Ленты не читались. Оказалось, что старая лента потеряла склеенность — у неё начался так называемый синдром sticky shed. Это означало, что лента в таком состоянии перекрывала стример, могла «забить» головку и испортить направляющие ролики. Кроме того, она была немного липкой из-за того, что впитала в себя влагу. В некоторых случаях связующий клей, удерживающий оксид железа(III) в пластиковой подложке, может разрушаться, оставляя ржавые частицы на направляющих головках и, как правило, на поверхности стримера.

Роб слышал, что некоторым энтузиастам удавалось решить ее при помощи запекания. Идея заключалась в том, чтобы нагревать ленту в течение нескольких часов при относительно низкой для печи температуре, чтобы высушить ее, а затем без проблем прочитать. Однако никто не мог точно сказать, при какой температуре и как долго следовало выпекать ленту. К тому же не было известно, что станет с лентой, если ее случайно перегреть или передержать.

[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/119cf0d42b13cf4bbaec8717a608cf59.jpg[/img]

Они попытались найти правильный «рецепт». В первом эксперименте участвовала старая лента, которую выпекали при 50° в течение 5 часов. Тогда Роб и Хью пришли к выводу, что температура оказалась слишком высокой, и лента могла испортиться. Но поскольку состояние ленты до эксперимента было неясным, не было уверенности, что именно из-за воздействия высокой температуры она испортилась.

Затем Роб попробовал выпекать другую пробную ленту при 40° опять же 5 часов. Это почти помогло. Часть нечитаемой до выпечки ленты удалось прочитать, но затем она застряла в приводе. Ту же самую кассету оставили в духовке сначала на 8 часов при 40°, и команде удалось восстановить список каталогов, прежде чем лента снова застряла. Наконец лента провела еще 8 часов в духовке при температуре в 45°, и это сработало. Лента перестала прилипать, а Роб и Хью восстановили некоторые фактические файлы.

Таким же образом выпечка решила проблему липкости картриджей с играми Magnetic Scrolls, но не подошла для борьбы с оксидными отложениями, из-за которых лента становилась нечитаемой. Роб мог чистить головку привода при каждом считывании, но не позволит полностью прогнать всю ленту, прежде чем она снова засорится. Эта проблема усугубилась еще и тем, что стример TK50Z прокручивал ленту перед чтением в поисках нужного раздела. Ему нужно было знать, что было на ленте, перед тем, как извлечь данные.

На приводе TK50Z невозможно очистить головки в момент, когда установлена лента — ее нужно поднимать, чтобы добраться до них. Но когда привод работает, ленту нельзя сдвинуть с места. Это связано с тем, что во время работы головки перемещаются вверх и вниз, и двигатель, который заставляет их перемещаться, включается только тогда, когда есть питание.

Поэтому TK50Z можно было очистить только после снятия ленты. И каждый раз, когда загружается другая лента, стример прокручивает ленту вверх и вниз, поскольку DLT-ленты хранят данные в параллельных дорожках на всей ее длине.

https://youtu.be/5qcK8gyj8V0

Тогда команда решила отказаться от TK50Z и перешла к TZ30, который может читать (но не записывать) картриджи TK50. Сам по себе привод не особо решал проблему, но команда обнаружила, что можно снять пару стопорных колец из механизма TZ30 и поднять головку достаточно, чтобы очистить ее смоченными изопропиловым спиртом ватными палочками. Таким образом головку привода можно было очистить до фактического считывания данных.

В результате удалось прочитать 70МБ с одной ленты и 54МБ с другой при том, что максимальная емкость картриджей составила около 90МБ. На обеих лентах были копии важных исходных данных, и сравнение файлов, восстановленных с каждой ленты, показало, что они идентичны и хорошо читаются.

В своем блоге команда сообщила, что исходный код нескольких игр был полностью восстановлен. В настоящее время Standard Games работает над релизом ремастерированной версии игры Magnetic Scrolls 1987 года The Guild of Thieves, которая будет включать оригинальный исходный код и особую благодарность Робу Джаррату.

2

Выложил не как образец того как надо действовать принеся кассету домой или дискету, а просто для чтения варианта. Всегда есть для дискет ААА и годбай и для кассет сайт: http://spectrum4ever.org/

И там и там вам помогут востановить ваши демы и игры дорогие сердцу. У вас сиськи, а у ААА опыт!