[b]Похожие статьи с форума:[/b]
История образования демо сцены в Польше
Демо сцена Украины через призму группы Code Busters (НАЧАЛО пути)
как правило ААА не согласен с авторами статей,
но тем не менее эти людишки имеют небольшое право на своё незначительное мнение...
[b](C) Павел Высоцкий/Gendalf, 1998[/b]
http://zxpress.ru/article.php?id=666
В свете грядущего FunTop'a, a также в отблесках прошлых Enlight'ов есть некоторый смысл задуматься о таком интересном явлении, как МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, или просто DEMO. Ведь значительная часть софта, который был создан в ex-USSR принадлежит, как ни странно (хотя, может, как раз,
и не странно), к этому, так сказать, жанру.
Вначале стоит отметить одну интересную вещь: все DEMO творились на одном компьютере и для него одного (отгадайте, для какого), но тем не менее, сравнить DEMO 1989 года и 1998 не придет в голову никому. То есть при полном отсутствии эволюции платформы, успешно проходит эволюция идей, а также естественный отбор на фестивалях, где выживают сильнейшие из них. И такой прогресс радует. Заканчивая это лирическое отступление, а точнее - вступление, хотелось бы сказать, что с подвигло меня на написание сего чуда. Вернее даже не что, а кто, а именно Хакер Рашпиль, главный редактор нашей газеты. Он высказал идею о полезности такого материала и попытался предоставить весь необходимый материал (я имею в виду, что _ВЕСЬ_материал, то есть все демошки мира, предоставить вообще не очень-то возможно, так что главный редактор сделал все, что мог). Не знаю, что помешало Рашпилю самому взяться за работу, но идею я все-таки решил воплотить в нашу сумасшедшую жизнь.
[b]──══ I. Прелюдия ══──[/b]
Вот представьте: 1987 год, трое (или четверо) почитателей Speccy собрались за пивом отпразновать пятый день рождения предмета почитания. Один хвалится, что комп перепаял, второй, что игру прошел, а третий, что эту игру сломал и изъял оттуда неплохой музон. Оказывается, что переломал он уже тысячу и одну игру и теперь ищет, куда бы деть музоны из этих игр. Тут кому-то (именно ему надо бы поставить памятник) приходит идея все эти музоны склеить, прибавить красивую картинку и проигрывать. Именно тогда и родилось название "Демонстрация", потому как эти музоны именно демонстрировались широким массам, которые не умели ничего ломать.
Хотя сейчас может показаться, что те далекие творения восьмидесятых совсем и нe Demo, и названы так по ошибке. Но если бы не те неказистые программки, в которых при переключении музонов поднимался вой, то не бывать и сегодняшним шедеврам.
Назывались эти творения тоже просто: какое-то странное слово, а потом "demo" или "demo 128". В некоторых из них первого слова не было, что усложняло их разделение. По сути, все эти первые демки мало чем отличались друг от друга: немного кривая картинка, иногда с элементами анимации, бегущая строка, в которой то на польском, то на ломанном английском передавались приветы, список музонов, которые можно услышать, нажимая на соответствующие клавиши. Кстати, традиция передачи приветов - тоже возникла благодаря тому поколению демок. Ну а элементы анимации были более чем скромные: где-то пытались изобразить пыхтящий в работе плейер (у меня эта демка фигурирует под названием [b]Demo 3[/b]),
youtube.com/watch?v=vYBTrfj6ydw
где-то очень наглядно демонстрировали игру музыкантов [b](Drum Warriors)[/b],
youtube.com/watch?v=8s9yKcYmMUY
a в [b]Szafran Demo 128[/b] рисованная от руки красавица подмигивала при выборе музона.
youtube.com/watch?v=L-M0TulF4O8
То есть и здесь были какие-то изыски, новые идеи, но в целом эти демонстрации музонов (не путать с музыкальными демонстрациями - это далеко не одно и тоже) были уж очень стандартными. Небольшое разнообразие внесли оцифровки: все оставалось на своих местах, но музон был уже один. К примеру, [b]Lambada[/b],
youtube.com/watch?v=2HV2iEAlpqM
которая даже сейчас приятно удивляет качеством оцифровки. Или демка [b]Laugh[/b] - смех, смех поистине идиотский - никогда так не смейтесь. Но все равно, нужны были по-настоящему новые идеи, новые концепции, и уже староватому жанру пришлось умереть.
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195.png[/img]
Добавить к этому можно разве что две вещи. Родиной и главным пристанищем "Демонстрации музона" [b]стала Польша[/b] - во всяком случае, основная масса дошедших до нас демок того золотого века была сделана именно там. Когда эти демошки начали отживать, пришел 1989 год - время расцвета Speccy на Западе, когда игрушки перестали быть плосковатыми, а графика стала красивой.
[b] ──══ II. Lyr'ическая революция ══──[/b]
Только-только демонстрации стали называть килодемами, как появилась одна из первых МЕГАдем, которая, кстати, более других оправдала свое громкое название:
[b]Lyra II Megademo![/b]
youtube.com/watch?v=bzir5x_-jPo
Был еще [b]Shock[/b],
youtube.com/watch?v=p759eULdiRg
были [b]другие неплохие творения[/b], но мне, да и не только мне, особенно запомнилась именно эта демка, также сделанная в Польше некой группой под интересным названием [b]Ethanol Soft Inc.[/b] (более известной как E.S.I.) примерно в том же памятном 89'om. Лично мне не раз приходилось слышать очень лестные отзывы о ней, к примеру: "На Speccy просто мучал игрушки, лень было делать что-то самому, но когда я
увидел Lyra II..."
Это был действительно рывок вперед: даже сейчас многие идеи из демки не утратили своей притягательности: взять хотя бы часть с плавающей бутылкой (кстати, вы знаете, что она не пустая - там, в демке, так и написано, еще кого-то грузят за то, что он полную бутылку так обидел) или с танцующей незнакомкой.
[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195_2.png[/img][img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195_3.png[/img]
Все девять частей демки явно неплохие, особенно для того далекого времени. Lyra II - это классика, о которой знают все. Это одна из первых настоящих, а не "усеченных" демок. Это... Да вы и сами знаете! Не видел я, к сожалению, Lyra I (a такая, судя по всему, должна быть). Жаль.
От ААА, я всё видел ))
[b]Lyra, The[/b]
youtube.com/watch?v=8uJJZo5W2-E
Вот и вся лирика. Дальше полякам, как и многим другим нежителям СССР почему-то вздумалось предать Speccy: расхотелось делать новые гигадемы, и все ненадолго зачахло. Но совсем ненадолго, так как скоро Speccy возродился в том же СССР, а затем процветал в СНГ. Но демомейкинг развился далеко не сразу.
[b]──══ III. Интры ══──[/b]
Если кто не понял, ИНТРЫ - это множественное число от "ИНТРО". Так вот, почему-то эти самые "интры" вначале полюбились нашим кодерам значительно больше, чем
демки в чистом виде. Хотя некоторые интро и были неплохими, но были чисто утилитарными: их существование было целиком и полностью посвящено конкретной игре. А настоящая дема не может быть утилитарной - она должна быть искусством ради искусства и только. Тем более, на первых порах, до появления новых харьковских мегадем, эти интро были более чем однотипными и какими-то скучными. Но все же это была и школа для многих.
Со временем интры преобразились, но их и дальше многие ругали. К тому же, это не настоящие демки, так что распространяться о них сейчас особенно нечего.
[b]──══ IV. А в Харькове... ══──[/b]
...творились новые шедевры. В 94 - 95'ом годах, в основном при участии группы [b]Code Busters[/b], в Харькове были созданы небезысвестные [b]Satisfaction[/b] и [b]Insult[/b] (удовлетворение и инсульт соответственно).
youtube.com/watch?v=KcCBo4dBfMkyoutube.com/watch?v=b_aX9mke23A
Писались они долго, зато результат превзошел все ожидаемые результаты [img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195.gif[/img]. Даже сейчас эти демки старыми или морально устаревшими не назовешь. Было воплощено в жизнь то, что в виде идей висело в воздухе по всему СНГ. Это был один из первых толчков; эти демки стали эталоном. Даже сейчас, в силу традиции, лучшего ждут именно из Харькова: нового шедевра, который вновь откроет всем глаза на настоящий демомейкинг.
Примерно в то же время (так и неизвестно, кто на кого позитивно повлиял), на далеком острове под названием Британия проклятые капиталисты пытались реанимиривать Speccy (поздно спохватились). Группа [b]Extasy-3[/b], которая еще и выпускала журнал, подарила своему народу, да и не только ему, несколько демок. Я приостановлюсь на одной из них: [b]Inner Universе[/b].
youtube.com/watch?v=U-aWcrOP0FM
Это название довольно трудно перевести, во всяком случае, вариантов перевода может быть несколько. Например, "Внутренний мир (мироздание)". Но в их демках, несмотря на несколько интересных моментов, преобладают бегущие строки и другие традиционные вещи. Словом, авторам никто не открывал глаза на истинную сущность МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕМОНСТРАЦИИ. Тоже жаль. А то, может быть, был бы еще один пример для подражания (что-то их в последнее время слишком много развелось [img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195_2.gif[/img]).
[b]──══ V. Enlight'96 ══──[/b]
Эх... Вот это по-настоящему оборотный момент в истории спектрумовского демомейкинга. Соискателей получить признание лучшего творца в этой области нашлось сравнительно немного. Но значение данного мероприятия для развития демостроения трудно переоценить.
В этих демках каждый эффект был продуман, почти каждая идея была или свежая или освеженная [img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195.gif[/img]. Музыку старались фиксить под то, что творится на экране, а не наоборот, как было в восьмидесятых. В демках уже появлялись некоторые идеи, то есть, внутренние логические связи, хотя большинство эффектов все же были "безыдейными".
Быть признанными на этом Инлайте означало в дальнейшем быть узнаваемыми везде. Отчасти поэтому новгородская группа [b]Digital Reality[/b], демка которой заняла третье место, так быстро стала лидером. (от ААА автор что-то путает с местами, Digital Reality ничего не заняла)
youtube.com/watch?v=__eG4hmuBqM
Первое место долго делили между собой [b]Illusion (X-Trade)[/b]
youtube.com/watch?v=TSsY0AUSlWA
youtube.com/watch?v=EUr4uPpptzM
Я совсем запутался, кто же все-таки получил почетный титул, было несколько версий, то есть первой оказывалась то та то другая демка, но мне лично больше пoнравилась Vibrations.
Именно здесь родилась классическая дема, в которой не надо ничего нажимать для подгрузок, в которой должна быть не только анимация. Появился и некий моральный кодекс, по которому в любой уважающей себя
демке должно быть минимум скроллов и все должно быть своим: никакой выдранной музыки.
Наконец окончательно образовался неформальный клуб демомейкеров, которые в большинстве уважают друг друга. Именно Enlight'96 дал толчок и пример для подражания многим кодерам (плох тот солдат, который не мечтает победить на Enlight'e... вернее не мечтал, так как Enlight'97 был, судя по всему, последним [img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195_3.gif[/img] ).
...[b]Digital Reality[/b] со своей демкой 7th Reality заняла 3 место. Через год та же группа заняла первое место... (От ААА: опять он попутал, автор запездился )) 2 место с демой [b]Binary Love[/b]!)
[b] ──══ VI. Через год после Е'96 ══──[/b]
Практически ровно через 365 дней после успешного окончания Еnlight'96, скандально закрылся Enlight'97. Но конкурс демошек успели провести, и выяснилось, что идей у кодеров всё ещё хватает (правда, не у всех).
И что самое главное, демки представленные на Enlight'97, несли какую-то общую задумку, идею (мораль сей басни такова...), что, несомненно, существенно повысило их ценность (и не только материальную). Не все, конечно, демки, были такими умными, но, по крайней мере:
- в [b]Binary Love[/b] отстаивается ценность истинной любви (романтики);
youtube.com/watch?v=I0W5LYjKKug
- в [b]Noumenon[/b] можно ознакомиться с кабалистическими символами и даже немного с
черной магией, а также послушать отличную музыку (чернокнижники);
youtube.com/watch?v=PTExrngptVI
- в [b]Shit 4 Brainz[/b] колоритно показано воздействие наркотика на человеческие мозги, даже, я бы сказал, более чем колоритно (наркоманы).
youtube.com/watch?v=pf_9b8HxNhk
В общем, прогресс, прогресс, прогресс... Но! Но во всех этих шедеврах нещадно эксплуатировался один и тот же эффект: плазма. Не буду спорить, эффект отличный, но во многих демках ему уделялось уж очень много внимания. Это однообразие плохо сказалось на общем впечатлении, но повторю: это все равно был прогресс. Жалко только, что сам фестиваль был впоследствии сорван. ЧТО ЖЕ БУДЕТ НА FUNTOP98???
[b]──══ VII. Десерт: перспективы ══──[/b]
Все, конечно, происходит исключительно в радужных тонах: фестивали проводятся в каждом городе, изобилие "Новых Васюков", демки со Speccy ставят в пример програм-
мистам с других платформ. Ладно, не нужно нам фестиваля в каждом городе, хватит нам и Москвы (кто едет на FunTop ?!). А в пример нас и так уже можно ставить. [img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_19/33195.gif[/img] Совершенно ясно, что демомейкинг шагает вперед, и что пути назад, к выдираемой музыке и корявым процедурам, нет. Будет конкуренция, новые идеи, новые тенденции. Я думаю, больше внимания будут уделять смыслу демок. На FunTop'e все действительно станет на свои места. И я надеюсь, что эти места будут призовыми (звучит коряво, но почти адекватно выражает мою мысль).
Павел Высоцкий/Gendalf (0322) 64-34-88