[b]Интервью Prodatron / SymbiosiS (июнь 2012 г.)[/b]
[i]Перевод осуществил Великай ААА.[/i]
[b]Jörn[/b] известный на демосцене под ником [b]Prodatron[/b] когда то славился своими сногсшибательными демонстрациями на компьютере Амстрад. В то время с 1993 по 1994 год, когда демонстрации были насыщены большими скроллерами и другими сложными эффектами, он дал новый свежий дух творчества, выйдя за пределы Amstrad CPC с помощью 3Dредактора в реальном времени и музыки в MOD формате. Мне было любопытно узнать больше об этом человеке, о его прошлой работе, а также о его настоящем, так что я действительно рад, что он согласился ответить на мои вопросы!
[img]http://zxaaa.net/store/images/2546257_orig.jpg[/img]
Когда этот ребенок достигает 140 км в час, вы понимаете какое-то серьезное дерьмо!
[b]1. Привет, Jörnн. Можешь ли ты кратко рассказать о себе? (твой возраст, страна, твоя работа ..)[/b]
Привет, Arnaud (Арно), большое спасибо за интервью! Мне 37 лет, я живу в Моерсе это Германия, совсем недалеко от голландской границы. С 1999 года я работаю самостоятельно в интернет-бизнесе. В настоящее время я являюсь техническим менеджером проектов в одной из наших компаний, которая занимается разработкой веб-приложений для нескольких клиентов.
[img]https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/84/Moers%2C_Schloss%2C_2014-01_CN-01.jpg/1280px-Moers%2C_Schloss%2C_2014-01_CN-01.jpg[/img]
[img]http://zxaaa.net/store/images/421069.gif[/img]
[b]2. Как начал изучать программирование на CPC Amstrad? Сколько тебе было тогда лет?[/b]
Я начал программировать регулярно в конце августа 1987 года на компьютере Amstrad CPC. В начале 1983 года, когда мне было 8 лет, я впервые увидел в своей семье домашний компьютер. Это был Sinclair ZX-81, и я был зачарован когда комп на экране строил диаграммы! Мой отец был учителем математики. В те дни в школе впервые вводили информатику в качестве нового предмета. Тогда не было никаких учителей по информатике, поэтому моему отцу пришлось выполнять эту работу. Чтобы ему самому изучить новый предмет и подготовится к уроку, он взял ZX-81, а затем TI99 / 4A из школы к нам домой.
[img]http://zxaaa.net/store/images/9084665.jpg[/img]
Поэтому, на [b]TI99 / 4A[/b] я получил свой первый базовый опыт в 1983-1984 годах. Позже мой отец переехал в другую школу, и, к сожалению, он не мог принести оттуда компьютеры домой. Мне пришлось писать свои первые программы на отдельных бумажных листах, надеясь, что они в будущем смогут стать реальностью на компьютере. В 1985 году меня заинтересовал [b]C64[/b] в течение недолгого времени. Но мой отец внимательно изучил характеристики как C64, так и CPC и убедил меня более внимательно рассмотреть Шнайдера (немецкий клон Амстрада). Я сделал это, и полюбил эту машину сразу! В те далекие дни у нас в городе был магазин, в котором всегда демонстрировались запущенные компьютеры, где вы могли даже самостоятельно кодировать и тестировать свои собственные программы. Так что между 1985 и 1987 годами я много времени проводил в этом магазине, кодируя простые базовые игры и системные программы на CPC Amstrad - без возможности их сохранения на диск. Мне потребовалось долгих 3 года, пока я не собрал достаточно карманных денег, чтобы купить собственный CPC-6128 произошло это в конце 1987 года. Эта машина до сих пор по-прежнему остается моим главным компьютером в жизни.
[img]http://zxaaa.net/store/images/117242.gif[/img]
[b]3. Какая демонстрация из созданных тобой лучшая и почему?[/b]
Моя лучшая демонстрация это [b]Digital Orgasm[/b]
https://www.youtube.com/watch?v=9Q1gK_3-BXY
На тот момент, когда я заканчивал писать эту демонстрацию в конце 1993 года, я был немного расстроен, поскольку у меня было ощущение, что CPC на тот момент умирал. Французская сцена, которая всегда была для меня эталоном, была не очень активной в это время, а в Германии у нас «только» был
[img]http://zxaaa.net/store/images/2821898.jpg[/img]
[b]Face Hugger[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/9922600.jpg[/img]
и [b]Odiesoft[/b], это два последних активных и очень талантливых кодера на все времена!
[img]http://zxaaa.net/store/images/voyage93-intro1.gif[/img]
[b]Voyage 1993 megademo[/b]
[b]Voyage megademo[/b] был технически современным по тем временам, но дизайн демонстрации был не идеальным. Концовка мне не нравилась. Мы очень гордились тем, что в нем были 3D-части, но на этом всё.
[img]http://zxaaa.net/store/images/pdtmegademo-intro.gif[/img]
[b]Prodatron Megademo[/b]
[b]Prodatron Megademo[/b], который я написал раньше, совсем не имел отношения к искусству, но, честно говоря, мне было гораздо интереснее создавать его и в последствии многократно смотреть. Просто выпуская [b]CPC-DigiTracker[/b] с лета по осень 1993 года, я захотел создать своё второе Megademo.
В нашей новой группе [b]SymbiosiS[/b] у меня была BSC (музыка) и Made - один из лучших графических художников, которых я встречал в то время. С этими парнями я смог создать несколько хороших частей демонстрации, что было бы хорошей предпосылкой для создания нового мегамедемо. Но в то время я уже перешел на платформу 80x86 в начале 1994 года и мне не удалось завершить всю работу. Поэтому я закончил её под названием [b]Digital Orgasm[/b]. Разве я мог в 1994 году представить что в 2000-ых годах у нас будет такое сильное возрождение платформы CPC благодаря ретро-движению!
[img]http://zxaaa.net/store/images/4625123.gif[/img]
Prodatron's Digitracker, проигрыватель и редактор музыки для Amstrad CPC
[b]4. Как думаешь в 1988-1993 годах существовала «виртуальная война» между французскими и немецкими демосценерами на Amstrad CPC? 3D в реальном времени от Вашей группы поставило окончательную точку в этой войне? [/b]
Да, возможно, в те дни происходило нечто подобное. Всегда существовала конкуренция между всеми демонстрационными группами, и в большинстве случаев французские ребята были лучшими. Французские группы использовали гораздо лучшие методы и делали серьезные проекты
[img]http://zxaaa.net/store/images/desslogon.jpg[/img]
(например, [b]Logon System[/b], Demo),
http://logon.system.free.fr/indexeng.html
https://www.youtube.com/watch?v=Yc5Gi84I5Qs
https://www.youtube.com/watch?v=Xtd-fFOGnak
чем это делали немецкие группы например: [b]Cadjo Clan[/b], [b]Terrific Demo[/b]).
С его демо [b]S & KOH[/b]
http://www.pouet.net/prod.php?which=1190
, [b]Overflow[/b] создала самую передовую аппаратную демонстрацию, когда-либо создаваемую на CPC старого поколения, по моему мнению - так или иначе эта демонстрация была непобедима в то время.
[img]http://zxaaa.net/store/images/300pxEgs.jpg[/img]
Только [b]Elmsoft[/b] из Австрии был почти на том же уровне, что и французские парни.
Затем появился [b]Face Huggerr[/b], который выпустил свой
[img]http://zxaaa.net/store/images/00001184.gif[/img]
[b]Ultimate Megademo[/b].
У него не было отличного дизайна, но его [b]3D[/b] и программные части были революционными для демосцены CPC. Это было очень мотивирующим для нас, и поэтому мы также начали с векторной графики, чтобы не отставать от французской демосцены.
[img]http://zxaaa.net/store/images/169088_orig.gif[/img]
[b]5. Почему на твоем сайте http://www.prodatron.net написано Prodatron Rejects Beng! В Вашей группе было у кого-то что-то не в порядке?[/b]
Ой, мне жаль за это недоразумение! :-)) [b]The Rejects[/b] (оклонение) - это имя моей первой сценовой группы, которую я основал вместе с [b]Leather Rebel 1991/1992[/b]. Позже мы переехали в Бенг! Где я действительно отлично провел время, прежде чем мы основали [b]SymbiosiS[/b] в 1993 году. Я просто хотел упомянуть все свои группы на веб-сайте, мне смешно, что это приводит к таким выводам :-)
[img]http://zxaaa.net/store/images/2768412.gif[/img]
[b]6. В 1994-1995 годах ты покинул платформу CPC Amstrad для того чтобы программировать на PC. Затем на PC ты сделал [/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/00002266.jpg[/img]
Autark discmag,
http://www.pouet.net/prod.php?which=2266 , а также новую версию [b]Digitrakker[/b]. http://www.prodatron.net/digitrak.htm
[b]Затем ты несколько раз переставал работать на демосцене. Почему ? Неужели демомакинг плохой опыт для тебя?[/b]
Честно говоря, мое время проведенное в демосцене MS-DOS / 80x86 между 1994-1996 годами было так же прекрасно, как и в CPC-сцене. На это было много причин ...
[img]http://zxaaa.net/store/images/2746877.gif[/img]
В некотором смысле структура PC начала 90-х годов была очень похожа на CPC: примитивная операционная система, которая вам вообще не нужна, если вы хотите делать свои собственные вещи; у вас было прямое и чистое аппаратное управление; за исключением доступа к массовому хранилищу, вы могли использовать с низким уровнем кода все, включая все аппаратные средства, самостоятельно; особенно графику.
- VGA был стандартным и полностью совместим со всеми машинами; он имел почти тот же CRTC, что и CPC, с некоторыми дополнительными регистрами;
- на компьютерах тех дней ты знал больше всего битов, байтов и портов всей машины; так что все было в твоих руках, если ты программировал на ассемблере;
- Ты программировал таким же образом и с тем же задором, что и на CPC, но у тебя было гораздо больше возможностей: больше регистров процессора и бит на регистр, гораздо более быстрый процессор и более мощные инструкции; в отношении графики у тебя было ощущение, что теперь ты можешь всё, о чем мечтал, включая сложные 3D-векторные миры;
- Демо сцена была очень огромной и активной; Я посетил гораздо больше демонстрационных мероприятий, чем в период CPC за несколько лет до этого.
[img]http://zxaaa.net/store/images/8512734_orig.gif[/img]
[b]Digitracker (PC version)[/b]
В 1996 году всё изменилось. Использование видеокарт VGA стало всё более и более важным. В отличие от стандартного режима VGA, у тебя больше нет совместимости, если ты всё ещё хотел использовать специальные аппаратные средства (CRTC) и низкоуровневое кодирование. Также в 1996 году Microsoft Windows 95 окончательно заменила MS-DOS. В связи с этим старая CPC-подобная низкоуровневая среда окончательно исчезла на платформе 80x86!
Уже тогда в 1995 году я открыл [b]World Wide Web[/b]. Поэтому в 1996 году я прекратил кодирование 80x86 Assembler и начал работать в сфере веб-разработки. Это было интересно, и я мог заработать много денег в первые годы развития Интернет. Хотя это было далеко не так круто, как кодирование на Z80 и 80x86 в начале 90-х.
[img]http://zxaaa.net/store/images/8770513_orig.gif[/img]
[b]Autark discmag (PC)[/b]
[b]7. В начале 2000 ых годов ты решил вернуться с Amstrad CPC (затем позже на все 8-битные машины на базе z80), создав новую ОС SymbOS. Не мог бы ты рассказать нам об этом больше?[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/screensossymb.png[/img]
Уже тогда, в конце 80-х я мечтал о графической оболочке для CPC, которая могла бы конкурировать с Amiga Workbench. Некоторые из моих друзей владели этой фантастической машиной, и я был очень изумлен её системе. Я также видел некоторые снимки
[img]http://zxaaa.net/store/images/GeOS_Commodore_64.gif[/img]
[b]GEOS[/b] и действительно завидовал ребятам из C64.
В начале 90-х годов я предпринял несколько попыток написать такой графический интерфейс для CPC. Но на тот момент у меня не было большого опыта программирования графических оболочек, поэтому CEUS Desktop 2.0 был единственным оконченным результатом. Это оболочка была бесполезна для серьезных приложений, поэтому я так и не исполнил свою мечту.
[img]http://zxaaa.net/store/images/820186.gif[/img]
По про шествию 10 лет мне стало немного скучно заниматься веб-программированием (это моя коммерческая работа), и я решил снова взглянуть в 8-битный мир. У меня всё ещё была давняя мечта о мощном [b]CPC-GUI[/b], поэтому я просмотрел некоторые сайты [b]C64-GEOS[/b], где обнаружил очень интересный, но незавершенный проект C64 CLiPS. За эти годы я стал немного мудрее, был знаком с такими вещами, как объектно-ориентированное программирование и многозадачность, поэтому началась моя история с созданием собственной [b]SymbOS[/b].
[img]http://zxaaa.net/store/images/3367803_orig.gif[/img]
[b]SymbOS (PCW version)[/b]
Сначала я начал работу с графическими интерфейсами. SymbOS должна была работать во всех трех разрешениях CPC-экрана. Таким образом, я должен был четко разделить программы высокого и низкого уровня экрана, так как для каждого расширения требуется собственная библиотека низкого уровня. Летом 2001 года я закодировал микро ядро с его многозадачным планировщиком процессов. Для многозадачной среды требуется инкапсуляция всех подпрограмм для работы с серверами внутри микроядра (доступ к 1 МБ оперативной памяти для запуска параллельных процессов в 8-битной системе). Это было не реально в 2001 году, но только из-за этих двух фактов стало возможным позднее переносить SymbOS на другие платформы Z80. В конце 2004 года я был уверен, что SymbOS может стать реальностью именно так, как это было в моих фантазиях. Моя работа вместе с [b]Dr.Zed[/b] и [b]Trebmint[/b] сильно меня вдохновила, и весной 2006 года я смог наконец воплотить свою 20-летнюю мечту с первым официальным релизом [b]SymbOS[/b]. http://www.symbos.de/index.htm
[b] 8. Ещё вопрос о SymbolS. После нескольких версий SymbOS я ощущаю, что ты больше не мотивирован на проект. Ты действительно демотивирован тем фактом, что лишь немногие люди создали программы для этой ОС?[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/4657112.gif[/img]
[b]SymbOS (MSX version)[/b]
Нет, абсолютно нет. У меня никогда не было проблем с этим, я был просто рад высокому интересу и отличной обратной связи, и вы могли видеть, что SymbOS работает на всех ретро-вечеринках. Об этом говорили даже люди из других компьютерных систем. Это звучит смешно, но, наоборот, одна из причин моего дальнейшего интереса - это получение обратной связи от пользователей системы. Особенно на MSX-сцене я получал массу отзывов неделю за неделей, и мне приходилось постоянно помогать всё большему количеству людей с вещами, касающимися SymbOS. Поэтому в конце проекта я потратил гораздо больше времени на общение с людьми, чем дальнейшей разработке SymbOS. В 2007 году SymbOS работала на трёх разных платформах, и в особенности на платформе MSX. Были представлены десятки разных машин от разных производителей, с использованием разных контроллеров флоппи-дисков и жестких дисков. Я реализовал сменные драйверы запоминающих устройств для SymbOS MSX и пытался поддержать самые важные драйверы, хотя было удручающе, что было всё ещё много не поддерживаемых систем, и их пользователи снова и снова просили меня поддержки.
[img]http://zxaaa.net/store/images/7890822_orig.jpg[/img]
Prodatron большой фанат K.I.T.T. (гоночные машины)
Настоящая причина, почему я остановил свою деятельность, была другой. В конце 2007 года я занялся своим новым увлечением. Так или иначе, это был компьютер с 80-х годов, но с четырьмя колесами. Это K.I.T.T., говорящий автомобиль с телесериала 80-х годов Knight Rider с Дэвидом Хассельхоффом, который является модифицированным Pontiac Trans Am. Эта серия была очень популярна в Германии, и когда я был маленьким мальчиком, то восхищался этой машиной. В конце 2007 года, неожиданно для себя, я купил такой автомобиль. И у меня появилось новое любимое хобби. Я хотел полностью восстановить его и построить настоящий KITT со всеми деталями, включая панель управления в кабине. Я также интегрировал компьютер, который распознает голосовые команды и способен управлять многими компонентами автомобиля. Сейчас этот проект закончился. К моей коллекции присоединились еще несколько кинокаров, таких как DeLorean, известные из Back to the future, и это есть то что я сделал за последние четыре года.
[b]9. Я помню что Longshot из Logon System, сказал, что SymbOS + Symbiface 2 (это дополнительное оборудование, способное обрабатывать расширенную память, жесткий диск IDE и многое другое ..) - это новая платформа, а не слишком ли много для CPC Amstrad. Какова твоя точка зрения по этому поводу?[/b]
Я даже не знаю, должен ли я это воспринимать как комплимент или нет. Возможно, наши вещи настолько революционны, что люди чувствуют, что это ещё одна платформа, а не CPC середины 80-х годов. Приятно слышать!
[img]http://zxaaa.net/store/images/9675454.jpg[/img]
[b]SymbOS + Symbiface 2[/b]
Но, возможно, Longshot не говорит о простой философии вопроса. Может он говорит о технических аспектах SymbOS и SYMBiFACE II, что мол это полностью изменило ядро CPC? В этом случае я совершенно не согласен. Помимо часов реального времени, RAM- и ROM-расширений, которые уже существовали в 80-х годах точно таким же совместимым способом, SYMBiFACE II представляет собой не что иное, как чистый интерфейс без какого-либо собственного интеллекта. Он не заменяет основную часть CPC, поэтому CPC сама по себе остается самостоятельной машиной. CPC все еще управляется с помощью небольшого процессора Z80, выборка каждого байта происходит из жесткого диска IDE. Вспомни, у нас уже были интерфейсы в 80-х годах, такие как контроллеры RS232 или даже MFM harddisc и т.д.. Ядро CPC по-прежнему остается неизменным.
Я помню некоторые компьютерные пати, на которых люди смотрели SymbOS, проигрывая фильмы на CPC с SYMBiFACE II, и эти ребята действительно думали, что все видеоматериалы будут обработаны через SYMBiFACE II. Это, конечно, совершенно неправильно, все по-прежнему обрабатывается CPC и Z80.
[img]http://zxaaa.net/store/images/60465.jpg[/img]
[b]наиболее важные части, составляющие SYMBiFACE II[/b]
[b]SYMBiFACE II[/b], вероятно, является самым многофункциональным оборудованием, когда-либо созданным для CPC. Это был первый официальный интерфейс с IDE. Но вы не должны смешивать его с зверями, такими как [b]CMD SuperCPU[/b] для C64, который превращает машину C64 в глупый графический / клавиатурный терминал зомби, в то время как вся работа и интеллект выполняются картой расширения.
Что касается SymbOS: это операционная система предназначена для работы на голой CPC-6128 без каких-либо расширений - даже расширений ромов не требуется. Без дополнительной памяти вы можете запускать только одно крупное приложение или несколько меньших одновременно. Любая другая операционная система для CPC не может запускать более одной программы одновременно, так что? SYMBiFACE II и SymbOS - отличная комбинация, но вы все равно можете запустить SymbOS с аппаратными расширениями 80-х годов. Вам просто нужно больше Ram (дополнительных 256KB dk'tronics / Dobbertin, более чем достаточно), и всё! Жесткий диск IDE необходим только для воспроизведения видео, всё остальное возможно с использованием оригинального оборудования CPC. Поэтому нет оснований думать, что SymbOS требует другой платформы.
SymbOS вместе с SYMBiFACE II можно назвать командой мечты, но они могут использоваться и как автономные решения, так как они не зависят друг от друга. С технической стороны они вообще не меняют CPC на другую платформу. С философской стороны: Да, конечно! : D
[img]http://zxaaa.net/store/images/3166878.jpg[/img]
[b]SimCommander, работающий под SymbolS, может использоваться для просмотра содержимого с жесткого диска![/b]
[b]10. Продолжаешь ли ты просматривать демоверсии на Amstrad CPC? Что думаешь о демонстрациях, выпущенных за последние 3 года, включая недавно выпущенную демо-версию «Batman Forever» от Rhino?[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/2475234.png[/img]
Конечно, я иногда смотрю новые демонстрашки для Amstrad, и я всё еще так же впечатлен, как это было в прошлом, когда смотрю новые демо CPC. Это действительно здорово, что всё еще можно создавать демоверсии, которые превосходят старые - это какое-то сумасшествие!
Мне также нравятся новейшие демо CPC +, так как на технической стороне они совершенно разные и свежие по сравнению с классическими демонстрациями CPC. Когда я связался с системой MSX, то узнал, что большое количество демо-эффектов основано на технике разделения строк, и я задавался вопросом, почему мы не использовали эту технику этим крайне экстремальным образом в CPC. Теперь я увидел, что в [b]Batman Forever[/b] это отлично применили! И да, экспрессивная смесь его фантастических программных и аппаратных технологий невероятно меня впечатляет.
https://www.youtube.com/watch?v=dqjZNnjNu3Y
[b]11. Как ты видишь будущее относительно платформы Amstrad CPC? И ещё с более широкого угла зрения, 8-битные машины Z80? Планируешь ли ты создать что-то новое? Есть ли шанс увидеть новые работы от Symbiosis для Amstrad CPC в ближайшем будущем?[/b]
В течение последних четырех лет я постоянно надеялся, что в один прекрасный день я вернусь на платформу Z80 и SymbOS. Я по-прежнему посещаю ретро-пати на регулярной основе. Иногда я даже начинал писать код, правда не долго. Но теперь, начиная с мая 2012 года, мне кажется, что я действительно вернулся к CPC. [b]Kangaroo Musique[/b], наконец, удалось убедить меня сделать это. Теперь я работаю над небольшим проектом CPC, который должен оставаться секретом для следующих нескольких месяцев (NoRecess: really ?? ). Когда он будет закончен, я очень надеюсь на то что он будет выпущен в конце этого года, я действительно хочу снова продолжить работу с SymbOS. Есть еще много дел, поэтому давайте посмотрим что покажет время ...
[b]12. Планируешь ли ты обновлять свой сайт?[/b]
Да, думаю мне нужно немного обновить сайт Prodatron.net. Как только я вернусь к работе с SymbOS, я, конечно же, обновлю свой собственный сайт Symbos.de.
[b]13. Наконец, этот вопрос для тебя! Что-то, чем ты хотели поделиться с нами ..?[/b]
Я хочу поблагодарить всех участников ретро-сцены за их деятельность! За ваши демо вклады и приятные чаты и за то, что это замечательное хобби все еще так интересно. Забавно, что наше очень странное увлечение 8 битными машинами, где обычные люди просто закатывают глаза, для нас являются самым приятным хобби и дарят нам столько эмоций. Так что давайте останемся фриками, а не скучными ребятами;)
[i]Спасибо, million Jörn за ответы на мои вопросы. Независимо от будущего на CPC Amstrad, мы все благодарим тебя за прошлые заслуги. Ты всё ещё остаешься живой легендой для нас. [/i]
[b]Добавлено от Longshot/Logon System 19 Сентября 2012[/b]
Реплика: [b]Longshot[/b], который мной цитировался в вопросе 9 с предложением о CPC с SymbOS + Symbiface 2 [...] [i]больше не является CPC[/i]. К сожалению, у меня было непонимание его слов и сам Лонгшот хотел добавить несколько слов, чтобы уточнить свои мысли:
Я думаю, что symbiface - это интерфейс, который обновляет собственные возможности CPC, потому что он добавляет интерфейс IDE, часы реального времени ... и я не думаю, что у меня больше нет CPC ... Просто это CPC у которой больше возможностей чем у обычной. Я думаю, что это уникальная ситауация, что Prodatron разработал такую ОС на CPC. Хотя я лично к такой вещи не имею никакого интереса. Ведь делать демо для этой штуки не имеет никакого интереса. Я думаю, что Jörn удалось создать очень хороший теоретический проект. К сожалению, эта огромная работа проделана для малого количества людей..
Большинство программ CPC были разработаны для Z80A, непосредственно подключая порт ввода-вывода оборудования. Все карты, разработанные после эпохи микрокомпьютеров, мало популяризированы, и поэтому мало кто их использовал. Единственное, что действительно было разработано "не зря" в «крупном масштабе», это устройство ввода эмулятор hxc floppy, который не увеличивает возможности CPC, а лишь расширяет их.
Программное обеспечение, написанное для использования symbiface, будет доступно только человеку, обладающему интерфейсом. Другими словами, это очень малое колличество людей. Люди не хотят ограничения, если это уменьшает количество пользователей. Кодер соглашается использовать дополнительные 64 КБ CPC, потому что он уверен в том что блок памяти довольно распространен. Тем не менее, немногие коммерческие программы 80-х годов действительно использовали 128Kb ... Это потребовало долгого времени, прежде чем 128Kb стало считаться нормой.