[b]Интервью с DEN'ом - победителем CC'2004 ( 2004 г.)[/b]
Интервью состоялось 04/09/2004 года
[b]Den[/b] - Денис Сибилев, [b]Frog[/b] - Петр Соболев
Frog: Итак, на CC'04 ты завоевал главный приз. В качестве основания оргкомитетом были названы твоя 4к intro (Morning Haze) и тот факт, что ты единственный, кто вызвался участвовать в Realtime coders compo. Учитывая, что на прежних СС слышно тебя не было, скажи о себе несколько слов?
Den: На прошлых CC о нас не было слышно, потому что нас тогда еще не было Фестиваль CC4 можно считать днем рождения нашей группы - первая наша работа была опубликована на CAFe'03, который проходил как раз в 20-х числах августа.
Зовут меня, как можно догадаться, Денис Сибилев. Мне 22 года, учусь в СПбГЭТУ "ЛЭТИ". Живу в пригороде Санкт-Петербурга, в такой глуши, которая не на каждой военной карте отмечена, так что вряд ли стоит рассказывать подробнее.
Мне не очень понравилось, то что все "лавры" отдали мне и совсем забыли об остальных членах нашей группы. Да, основной код в нашей 4k писал я, но работа все же командная - без jekyll-а я бы наверно очень и очень не скоро смог подобные вещи умещать в 4096 байт. Ну а без Dr.Pain-а, как можно догадаться, не было бы музыки. Так что это все же командная работа.
Frog: А почему решили писать именно 4к, а не demo или 64к intro?
Den: Не было времени... Все силы были отданы 4k intro "factory" для Assembly 2004, которая, кстати, провалилась из-за "хорошей" совместимости карт ATi и nVidia. После Assembly 2004 (включая отмечание результатов) оставалось около 10-ти дней до Chaos Constructions'2004. На 64k intro нужна хорошая идея и довольно много времени, ну а Demo в нашем 2004-м году я уже не считаю программерским compo. Сейчас Demo - это compo дизайнеров, художников и моделлеров. От программиста практически ничего не требуется. В 16mb можно разгуляться.
Frog: Morning haze использует акселератор или там чистый software rendering?
Den: Акселератор. На платформе OpenGL. Это сказано в readme.txt из архива. В 4k довольно дорого тащить свою 3D движку, да и зачем? Кстати, для меня было удивление, когда я увидел, что на ATi Radeon 9800 она пошла с такой же скоростью, как и на моей nVidia GeForceFX-5200. Так же не порадовал тот факт, что не было видно солнца, если учесть то, что после обдумывания ошибок, допущенных на Assembly 2004, я приложил все возможные усилия для наилучшей совместимости. Похоже, еще есть над чем подумать...
Frog: Один человек со спектрума, когда давал интервью Fox'у, о твоей интре сказал что "...если хорошенько подумать, такое можно и на Спектруме написать".
Была ли возможность лучше соптимизировать код? Согласись, для обычного зрителя торможение на 2.4ГГц + Radeon 9800 довольно простого ландшафта с деревьями - возмутительно А что скажет об этом настоящий амижник - страшно даже вообразить!
Den: Дело в том, что работа была написана за неделю без особой спешки. То есть, это равносильно полутора-двум суткам постоянной работы. Человек правильно сказал - "если хорошенько подумать". Хорошенько подумать было некогда. Работа была написана потому, что не хотелось идти на родную demoparty с пустыми руками. Я вообще не ожидал, что получу главный приз фестиваля. Да и дело в том, что номинация 4k intro как раз не для обычного зрителя.
Объективно оценить работу в этой номинации сможет либо программист, либо человек, интересующийся демосценой в течение многих лет. Я вообще был удивлен что в зале апплодировали при показе, потому что сам не считаю эту работу особо серьезной...
Возвращаясь к человеку со спектрумом... У меня был спектрум, и я могу сказать, что как там хорошенько не подумать - на спектруме такого не написать. Из-за малого FPS (я от Radeon-а ожидал большего) было практически непонятно что деревья "шевелятся", да и, как я уже сказал, не было солнца с lens flare (или как там они называются?) - плата за совместимость. На амиге - легко, на спектруме - не верю.
Frog: Ты, стало быть, начинал со Спектрума.. А как расцениваешь современную ситуацию со спектрумом на отечественных demo party? Не смущает, к примеру, существующее разделение на "спектрумовский" и "писишный" дни?
Den: Нет, я начинал с Радио РК-86. Мне тогда 4 года было Спектрум появился позже, где-то годам к 7-ти. С него вообщем-то я и понял, что программирование это то, чем я буду заниматься всю оставшуюся жизнь
Разделение demo party по дням я поддерживаю. Может это и снижает суммарную продаваемость билетов, но это более гуманно к зрителю, у которого появляется выбор, какую из платформ он хочет посмотреть.
Frog: Как программист, ты наверное считаешь, что оценивать demo и intro должны специалисты, а не зрители?
Den: Я думаю 50 на 50. Тогда будет честно. Зрители могут оценить слайд-шоу из обалденных картинок, специалисты могут оценить 4k факторизующее 50-ти значные числа за секунду. У каждого свои взгляды и понятия, поэтому я думаю, что и тех и других должно быть поровну.
Frog: А есть какие-то личные фавориты среди demo/intro вышедших, скажем, за последний год?
Den: Конечно. Для меня не только за последний год, но и вообще за все время главным фаворитом в 64k intro является Zoom3 by AND. Были и близкие к нему работы, например Paradise by RGBA и Project Nemesis by Conspiracy, но Zoom3 все же the best.
Лучшая 4k intro, в моем понимании, это mojodreams - победитель breakpoint 2003.
По поводу demo... Как я уже сказал, я не считаю demo программерской compo, поэтому тут трудно сказать. Интересная работа была от kewlers на Assembly 2004, написанная полностью на point sprites. Были еще какие-то интересные работы, но особо ничего в душу не запало.
Frog: Насчет Zoom3 и Paradise - почему ты лучшей посчитал именно Zoom3? Сможешь привести аргументы?
Den: Zoom3 написан одним человеком, Paradise писали RGBA и Conspiracy (еще бы пол демосцены подписали). Zoom3 несравнимо динамичнее, каждый раз когда его смотрю, замечаю что-то новое. На синхронизацию в Zoom3 понадобилось (как я понимаю) гораздо больше времени, а это, поверьте мне, очень неприятный процесс, особенно если работу писать втечение года. У AND-а один из лучших (если не лучший) sfx синтезатор для 64k/4k intro. Жаль только, что за этот год он не продвинулся. Отбросить в Paradise животных и от него ничего не останется. В Zoom3 всего понемногу, в итоге - полная картина. Мне не нравится, когда в работе присутствует одна-две-три умопомрачительных модели и всю интру камера летает то вокруг одной, то вокруг другой. Картина должна быть полна. Да и просто, по-человечески, Zoom3 мне нравится больше.
Frog: А как же сюжет, дизайн? Все бы тебе код Ладно, тогда скажи - как ты думаешь, почему поучаствовать в Realtime coders compo было настолько мало желающих (а вот для Realtime Music compo даже компьютеров не хватало)?. В то же время, на Enlight'96 было много желающих участвовать именно в Realtime coders compo.
Den: Для сюжета и дизайна есть demo compo (RGBA, не обижайтесь )
Вообще jekyll собирался записаться на realtime coders, но... вообщем не смог Я думаю, что ответ в количестве работ на фестивале - музыки было гораздо больше, чем demo/intro, то есть композиторов у нас больше чем программеров. Да и наверно разные это вещи - написать программу за две недели или за 2 часа. Enlight'96, насколько я помню, был первым отечественным фестивалем. В те времена о демосцене знал вообще только узкий круг соотечественников и я думаю поэтому на первый enlight пришло гораздо больше программистов, чем на CC04, хотя лично там не был, утверждать не могу.
Frog: Ждать тебя на CC'05? С работой?
Den: Если CC'05 состоится, то конечно. После CC'04 остались только хорошие воспоминания, все было замечательно.
Frog: Мне, как одному из организаторов, приятно это слышать. Хотя конечно я в курсе, что мы были не идеальны
Спасибо тебе за подробные ответы, успехов!