[b]Интервью с Mat of ESI[/b]
[i]Перевод ААА.[/i]
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/056a33fda82db7d0990d6374f384cc99.jpg[/img]
1. [b]Твоё неожиданное выступление в конкурсе демо на фестивале Forever 2012, кажется это твоя первая работа спустя много лет. Чем вызвано возвращение на платформу?[/b]
Вы знаете, это скорее Ваша настойчивость в этом вопросе))
Если серьёзно, то мне всегда нравилось заниматься программированием "маленьких" устройств. Моё хобби было трамплином к тому чем я сейчас занимаюсь каждый день. Долгое время я раздумывал стоит ли писать что то на платформу ZX Spectrum или Sam Coupe. Идея выступления у меня возникла как раз в тот момент когда я бездельничал и я решил дописать свой эффект до конца. Эффект в итоге, думаю, получился весьма интересным.
2. [b]А кто же такой этот Mat?[/b]
Хммм... Это очень трудный вопрос. 1971 год выпуска. По специальности инженер электронщик, но работал в этой должности всего два месяца и было это очень давно. По профессии я считаю себя "компьютерным учёным" (мне очень нравится это название, к сожалению оно не прижилось в нашем лексиконе). Уже более 10 лет являюсь администратором крупной торговой компании. Естественно заядлый программист.
3. [b]Как ты стал работать на Спектруме? С чего всё началось и в каком году это произошло?[/b]
Началом моего увлечения компьютерами можно считать 1984-1985 года. Сначала я прочитал все книги, которые только можно было в то время прочитать о компьютерах. Первый "физический контакт", если можно так сказать конечно, у меня произошел в 1985 году в доме культуры в компьютерном кружке. Мне очень понравился подход к работе организатора клуба. В начале он показал нам компьютерные игры, как я помню, это была игра Chuckie Egg, а затем сказал, что если кто-то наедятся что мы тут будем играть то это далеко не так. Вот как раз там я впервые узнал на практике, а не из книг, как выглядит MatBASICa ZX Spectrum и в самом конце нашей встречи мы посмотрели программу The Complete Machine Code Tutor.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/8169134a93f6edf4369b33446d2b1a0a.gif[/img]
В то время я не понимал всех тонкостей языка - ассемблер, а моё плохое знание Английского языка затрудняло изучение ассемблера. После того как я сменил первый компьютерный кружок на второй, а затем на третий мои родители сдались и осенью 1986 года наконец то решили мне приобрести компьютер. За 100.000 злотых я купил свой первый спектрум. Тогда, на самом деле я на нем играл только в игры. Потерял всех друзей... Я до сих пор помню обоняние таких игр, как: Manic Minner, Boulder Dash, Jet Set Willy. Это было для меня будущее )) Наконец то у меня появился свой собственный компьютер, который не могли отнять. Вот теперь я мог серьезно заняться изучением ассемблера.
4. [b]Ты помнишь название компьютерного клуба в котором впервые начал играть на ZX Speccy?[/b]
Самый первый клуб это был дом культуры "Centrum" в городе Торуни. Потом был "Elana Klub" - это клуб при заводе на котором работали мои родители. И WDK в котором была гораздо мягкая политика, потому что там позволяли играть на компьютерах и не организовывали курсов по обучению работе на них. Так же я посещал курсы в местном доме пионеров. В общем я участвовал во всём что можно было охватить. ))
5. [b]Как мы знаем твоё обучение не пропало даром... Какие программы ты написал?[/b]
В то время? Я лишь упражнялся в программировании. Это была попытка написания простых графических эффектов и тому подобное. Через полтора года я купил AY микросхему к своему компьютеру и начал смотреть демо. Посмотрев чужие демки я загорелся написать свои. Моя первая демо... к счастью она не сохранилась до наших времён )) Я написал её в 1989 году. В демонстрации играла музыка из игры Netherworld, летел какой то простой скроллер. Ещё там были какие то персонажи, если не ошибаюсь состояли из 16 пикселей и анализаторы под прыгивающие на каких-то пружинных ножках. Сейчас мне даже стыдно вспоминать что я показывал кому то эту демонстрацию, но в то время очень сильно гордился собой. Я так же помню как в журнале Компьютер появилась статья о работе с кассетой и прочитав её я написал несколько разных процедур чтения/записи, изменения скорости загрузки и раскраски цветных полосок или загрузку вообще без каких-либо полосок. Кульминацией этого было написание на заказ для товарища процедуры чтения/записи изображения, в котором можно было отмечать определенные экранные области в которые сохранялись данные. (эффект использован в какой то коммерческой игре), а затем и в своей собственной программе для загрузки программы необычным способом.
6. [b]Делал ли ты свои собственные программы или демонстрации?[/b]
Конечно я тогда делал свои демонстрации. С музыкой никогда не было проблем - брал её из игр. Графика делалась самостоятельно, до тех пор пока не произошло образование группы и последующее разделение на кодеров, музыкантов и художников. Можно сказать демо появлялась через мгновенье. В то время написание кода было у всех индивидуальное и даже несколько амбициозное. Каждый делал всё, чтобы извлечь из компьютера всё возможное. Групповые демо мы начали выпускать достаточно поздно. Я помню, что первое демо, которое я выпустил совместно с Ziutek с музыкой из Sound Tracker называлось: [b]The Best Of Phil[/b]
https://youtu.be/fF2m8dinp_Y
https://zxaaa.net/view_demo.php?id=6398
В этой демонстрации Ziutek сделал графику и написал музыку. Это было в дальнейшем отличительной чертой наших демок т.к. он везде делал графику и музыку. Кстати из того периода я вспоминаю что я не понимал как писать эффект в один фрейм. В какой то момент KAZ изобрел концепцию написания двойного буферного экрана. Графику генерировали не на экране, а заносили в буфер, где могла быть организована линейная память. Это облегчило написание эффектов, но был недостаток, с буфера необходимо было произвести копирование на экран в определенный момент. В этот момент что то дергалось т.к. я не умещался в прерывание. Тогда это нас не особо беспокоило, потому что мы делали крутые эффекты и мы полностью не понимали что же там происходит. Но в один прекрасный момент Hacker Kicia, посмотрев нашу новую демонстрацию сказал что действительно эффект дёргается. Только одно единственное демо из тех что мы делали в то время таким способом сохранилось до наших дней это как раз таки [b]The Best Of Phil[/b]. Затем мы научились вмещаться в прерывание и больше у нас ничего не дергалось. Части в The Lyra 2 мы делали таким же образом, но там уже ничего не дёргалось.
7. [b]При каких обстоятельствах ты познакомился с Ziutek, KAZ. Как была создана группа ESI (Ethanol Soft Inc.)? Кто придумал название группы?[/b]
С Ziutek, KAZ мы ходили в одну и туже школу. С Ziutek некоторое время даже в один класс. В любом случае мы пересекались с ними в компьютерных кружках. На самом деле я сейчас точно не помню с кем я познакомился в начале а с кем в конце. Насколько мне память не изменяет сначала я познакомился с KAZ. Мы вместе подключали FDD 3, который он покупал для компьютерного кружка в доме культуры. С Ziutek-ом я познакомился намного позже. Тут меня память совсем конечно подводит. Единственное что я помню, так это то что c Ziutek я познакомилсяв тот момент когда он рисовал компьютерную графику на ZX Spectrum.
ESI с самого начала задумывался как обозначение программного обеспечения которое мы выпускали - Ethanol. Оно появилось в результате нашей работы над текстом бегущей строки к демонстрации которую я назвал во время программирования - Lyra. Важное дополнение в том, что три части которые мы сделали для этой демонстрации первоначально не называли Lyra - это название не имело никакого отношения к музыкальному инструменту. Lyra не переводится с Польского языка это всего лишь игра слов. Но я точно помню что именно в этой работе мы впервые использовали имя Ethanol Software.
Спустя некоторое время у нас появилось пять дней за которые мы более крупной группой ребят начали делать концепцию The Lyra 2 Megademo, было это с 1-5 мая 1991 года. Вот именно тогда мы решили использовать наше совместное название «Ethanol Soft Inc.», а так же более краткое написание "E.S.I.". Именно эти точки после больших букв стали причиной спора. Kaz и Muad'dib хотели использовать пунктирную линию при написании названия. Я настаивал на написании по "американски" совсем без точек. Мы даже проголосовали. Затем на SamCoupe в демо "Surprise" появился ярлык с точками, а все последующие демонстрации на Sam Coupe и даже Shock Megademo на ZX использовали версию без точек просто писалось "ESI". Подводя итог сказанному, это название, как и другие имена появлялись случайно исходя от того момента когда это происходило. В результате эволюции название остаётся со мной неизменно до сегодняшнего дня. Я его до сих пор использую в своей деловой деятельности.
8. [b]Какие демонстрации являются итогом совместной работы с Ziutek и KAZ и что сделано остальными участниками группы ESI?[/b]
Демки, которые 100% сделаны с Ziutek и KAZ это:
https://youtu.be/fF2m8dinp_Y
https://youtu.be/Nwho8D63v-0
https://youtu.be/xLngHYFig5w
Так же совместно с KAZ я делал [b]Summer Monitor[/b] (часть программы была моей, KAZ очень хорошо понимал интерфейс FDD 3000. Отладчик сидел в дополнительной внутренней памяти и загружался оттуда.) Так же я помню что демонстрация KAZ 6 была сделана им совместно с Ziutek.
https://youtu.be/zByrLoW8THY
Затем начался период [b]Ethanol Soft Inc.[/b]. В тот период сделаны обе Lyra 1 и 2. Далее мы перешли на компьютер Sam Coupe где сделали Shock Megademo, сделанное с Ziutek за исключением моей средней части. И ещё была моя последняя работа на спектруме, когда [b]Muad'dib[/b] убедил меня сделать какую-то "music bank", на самом деле это была простая работа.
https://youtu.be/zaGQnfGpSBQ
То был период Sam Coupe и конечно прежде всего E-Tracker.
https://www.youtube.com/watch?v=MWrimJOSbSc
Ещё мы сделали демо "Surprise"
https://www.youtube.com/watch?v=OndtDEiEYvY
в которой звучала музыка на 6 ти каналах, а это фактически целых два Sound Tracker, на которых могут играть двое. После периода работы в E-Tracker на SamCoupe остальная часть моего творчества проходила совместно с Ziutek, который отвечал за производство музыки и графики в демонстрациях "The Lyra 3", "The Bulgulators", "Out of Colour". KAZ тем временем работал сразу над несколькими проектами из которых единственным, что увидело свет был «Ice Chicken» с музыкой Ziutek, насчёт графики в этой работе я не уверен была она KAZ или Ziutek или же совместная.
https://youtu.be/GWqxgAsE_AA
Естественно моральная поддержка по случаю всех видов мероприятий в том числе злоупотребления спиртным после заработанных денег с публикации наших работ в Великобритании и технических, таких как производство Lyra 2 Megademo - конвертация графики и анимации с компьютера С64 сделана в сотрудничестве с Rackne. В Lyra 3 таблица анимации мяча во второй части рассчитывались на компьютере Амига - Janco. Таким образом появлялись другие участники в группе ESI, но основным ядром продержавшемся 2-3 года всё же были: я, Ziuket и KAZ.
9. [b]Расскажи о своих утраченных демонстрациях. например о Flame 1?[/b]
https://youtu.be/30zTm6PCY3A
О, если бы это было так просто найти я бы не писал что это почти не реально! Нет конечно! Первой моей демо была работа под названием "Micro Demo" или что то подобное в названии. Вероятность того что я её смогу найти равно нулю. Эта демонстрация была только у меня на аудио кассете. А кассеты я выбросил давным давно. Демонстрация [b]Flame[/b] имеет дату производства написанную в верхнем скролле - март 1990 года. А первая моя демонстрация была написана как я писал ранее на мой день рождения 1989 года. Вторая дема имела эквалайзер с большим "vu-metr" атрибутного вида и наклонным скроллером, это было написано в октябре 1989 года. Я помню, что первую свою демонстрацию написал акурат в свой день рождения. ))
Flame это серия моих демонстраций. Я точно помню что делал их несколько штук и скорее всего другие части не выжили. Я помню, что делал демо на рождество 1989 гожа, помню что то связанное с названием «Running Man», где основным эффектом была анимация из кинофильма «Running Man». Так же отчетливо помню что писал еще одну рекламную демонстрацию для магазина моего друга. Так же я писал что то под рабочим названием "Демо - калькулятор" (Kalkulator Demo). Она выглядела как Советский калькулятор Электроника БЗ-38
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/7c30ceae33e66aae8de1fe9428475a54.jpg[/img]
Это был такой крошечный карманный научный калькулятор со скроллером расположенном в дисплее. Для смены мелодии нужно было стрелочкой выбирать мелодию, нажимая на клавиши калькулятора. Конечно же были ещё демонстрации, которые я создавал. Об этом можно почитать в скроллах других созданных мной программ, но я уже не помню их названий.
10. [b]Музыкальная демонстрация «The Best of Phil» содержит 3 песни Фила Коллинза. Кто был его поклонником? Какова история создания демо?[/b]
[img]https://zxaaa.net/screen3/bestphil.png[/img]
Эта демонстрация одна из концептуальных идей Ziutek. Он действительно был большим поклонником Коллинза. А музыка в этой демонстрации ничто иное, как его первые попытки работы в Sound Tracker редакторе. Графика в демо так же нарисована Ziutek. Я не удивлюсь если он её нарисовал с фотографии музыканта. Скроллер и спрайты леталки, насколько я помню, не вписывались в прерывание, но меня это в то время не особо беспокоило.
Интересным фактом в этом демо являются три мелодии. Их только три не случайно. Проблема заключалась в том, что Ziutek написал их на демонстрационной версии Sound Tracker, в котором не было компилятора. Поэтому музыка, которая играет в этой демонстрации играет в исходном формате [b]S[/b], а плеер был извлечен мной из самой программы Sound Tracker. Исходный формат мелодии имел огромный размер по сравнению с компилированной мелодией, но не смотря на это, демонстрация была первой в которой мы использовали музыку собственного сочинения сделанной впервые в редакторе Sound Tracker. К тому же музыка получилась весьма приличная.
11. [b]Игра Logo Part 1 в то время была откровением. Расскажи что заставило тебя написать эту игру. Что такое Rainbow Dreams? Почему не вышла вторая часть?[/b]
Весело конечно )) Я начал производство этой игры и сам был удивлен полученным результатом. Интро было реализовано благодаря тому, что я научился кодировать двойной экран. (моя кривая техника кодирования видна на экране по дерганью спрайтов) Это один из эффектов который я помнил и применил в интро. Музыку из какого то Японского мультфильма, который я любил в то время написал Ziutek по моей личной просьбе.
[b]Rainbow Dreams[/b] - это организация созданная на время из участников Kaz, Mat, Ziutek и "Ethanol Soft" в последствии ставшие ESI. Сейчас вспоминаю что у нас были амбициозные планы выпускать свой собственный журнал на бумаге. )) Но все наши планы были закончены на стадии создания логотипа. Rainbow Dreams закончила своё существование. Что касается самой игры, я уже не помню были ли у нас на самом деле какие то планы на создание второй части игры. Возможно да. Но они точно небыли реализованы. Я вспоминаю что вторая часть игры получилась менее интересной чем первая. Поэтому мы остановились на первой.
Сама игра действительно вышла очень хорошо, главное что очень аккуратно. Впрочем мы всё в те времена старались делать аккуратно. Единственным недостатком игры (который выявился после её публикации) являлось то, что шаблоны для укладки присваивались определенному месту на игровой доске и если игра начинается с неправильной точки, несмотря на то что правильная укладка прокладывается игра не проходит по макету платы. Даже не смотря на это игра оказалась на обложке журнала Your Sinclair и мы получили чек на 50 фунтов. С получением этих денег у нас появилась проблема, потому что нам пришлось делать поездку с двумя пересадками из города Торунь в город Быдгощ, а это была очень серьёзная причина чтобы забухать. ))
12. [b]Прототип игры ранее был сделан на Amiga. Ты помнишь как она называлась? Что из оригинальной игры было включено в Logo?[/b]
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/a3aa5dbc8f1f9c323ce3bf4d8954f0c1.gif[/img]
Прототипом послужила одноименная игра Logo. Я знаю о существовании игры на компьютерах Amiga и C64, а это означало то что игра не могла быть коммерческой на других платформах. Из оригинальной версии мы взяли общую механику игры. Всё остальное было нашим. Возможно какие то элементы спрайтов, блоков и отдельно взятой графики повторялись, но сама программа являлась полностью нашей работой.
13. [b]Текст скролла в музыкальной демонстрации The Lyra говорит нам о том что Вы очень весело проводили время. Ты помнишь что это было за событие и по какому поводу вы забухали? Чья идея была делать такой dyc скролл и вращающиеся бутылки?[/b]
Вы действительно думаете что ребятам в возрасте 19 лет нужен был повод чтобы нажраться? )) Пятница или субботние вечера, которые мы обычно проводили в мужских компаниях с компьютерами и алкоголем. Всё как у всех, просто мы иногда записывали в блокноты потоки сознания проявляющегося под воздействием алкоголя на подростковую психику. Написание кода в бухом состоянии редко приводило к хорошему результату. Когда я писал код пьяным, то я мучился всю ночь переписывая заново куски кода, которые на трезвую голову утром создавал за каких то пять минут. Поэтому эта демонстрация написана в муках за несколько дней. Всё что Вы видите на экране - вероятнее всего было общей идеей. Скроллер - насколько я помню это то же техника второго экрана. Он очень хорошо сочетался с алкогольными анализаторами и запыхавшимся от пьянства робокопом упавшим на колено, подготовленным для демо Ziutek. Много текста в скроллере было написано как раз таки вечером в разгаре нашей вечеринки.
У этой демонстрации есть один маленький секрет, о котором может быть не все ещё знают. После нажатия кнопок: [b]CAPS SHIFT+SPACE[/b] на короткое время появляется надпись DON'T WORRY, BE HAPPY и музыка меняется на Bobby'ego McFerrin'a", естественно это ремикс от Ziutek.
14. [b]Теперь давай перейдем вновь к маю 1991 года. Как познакомились участники группы. Расскажи о концепции работы над Lyra 2 Megademo. Что особенного ты запомнил о тех 5 днях, может что-то веселое и анекдотичное?[/b]
О да, тут есть что вспомнить интересного. Мы собрались в доме подготовленном к сносу. У Kaz были ключи от этого дома. Я сейчас точно не помню что это был за дом и где он находился. Помню что место было загадочным: дом с окнами, которые были забиты досками. Тем не менее в этом доме было электричество, свет и вода. Он стоял в огороженной забором области заросший кустами и деревьями, это была противоположная сторона уличного кладбища. Естественно мероприятие проходило в тайне от наших родителей. Им бы точно не понравилась идея пятидневного алкогольного мероприятия. Поэтому каждый из нас для своих родителей придумал оправдание чтобы убежать. Все эти оправдания мы описали в одном из текстов бегущих строк. Честно говоря я сейчас не очень хорошо помню кто был в те дни на вечеринке. То что я могу вспомнить точно, что там был: Ziutek, Kaz, Rackne и я. У нас было вроде бы два ZX Spectrum, С64 какой-то магнитафон аля "бумбокс" и слишком много противного югославского пойла, который мы пили в небольших количествах. Это для нас стало большой проблемой. Дело в том что город Торунь был небольшим и мы не смогли бы там незаметно вдруг появится и закупаться нужными нам алкогольными напитками. Мы начали свою вечеринку днём в среду и закончили утром в воскресенье. Поэтому, на самом деле она продолжалась не 5 дней, а всего 4. В то время мы были отравлены алкоголем и могли только созерцать демонстрации и игры на ZX Speccy и C64. Мы много обсуждали разные темы и слушали музыку. Хитом тогда была кассета с группой Ice MC, которая нам служила как утренний будильник. Тот из нас кто первым мог проснуться и доползти до магнитофона включал эту кассету и выкручивал громкость магнитофона на полную катушку. Конечно же самым главным событием этой попойки была общая концепция мегадемо и определение его названия. На мероприятии я даже немного кодил, но впоследствии всё что накодил изменял множество раз. Была так же выработана концепция последней части мегадемо. А непосредственная сборка демонстрации закончилась спустя пол года после этого мероприятия.
15. [b]Как создавалась демонстрация Timothy Follin Demo 2?[/b]
https://youtu.be/Nwho8D63v-0
Фанатом Тимма Фолина и его музыки из игр был в основном Ziutek. Его просьбы заставили меня сделать эту демонстрацию включающую в себя мелодии написанные в редакторе Sound Tracker. Демо очень хорошо вписывается в эстетику тех времен. Есть скроллер который очень хорошо сочетается с каракулями рисующимися на экране. Даже сегодня все смотрится очень забавно на экране. В тексте скроллера есть объяснение на какой клавише какая мелодия и откуда она. А в конце скролла мы сообщаем о том, что в июле 1991 года выйдет демонстрация The Lyra 2 Megademo. Работа над Lyra 2 Megademo началась в мае 1991 года.
16. [b]Музыкальная демонстрация Music Bank 2 выглядит как работа сделанная на скорую руку, расскажи о её создании?[/b]
https://www.youtube.com/watch?v=VvPKBpHumq4
Да это так. Это была одна из моих последних программ на ZX Spectrum. Она была написана всего за один день, потому что [b]Muad'dib[/b] необходимо было срочно что то добавить к своему паку [b]swappers[/b]. В то время у него был ZX Spectrum+2 серого цвета. Я помню, что написал эту программу у него дома. В этой демонстрации мной впервые использован многоцветный эффект - мультиколор. Это был единственный раз когда я писал такой эффект в то время. Демка работает корректно только с родными таймингами ZX Spectrum 128.
17. [b]Наступила осень 1991 года. наконец то вышла Ваша The Lyra 2 Megademo. Вы как то это отпраздновали? Как распространяли свою программу?[/b]
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/09915913dcf644d1686bc4634fd8320d.png[/img]
Нет не было никакого праздника у нас. Завершенная работа была передана Muad'dib, который занимался ее распространением и выводил нашу программу в мир. Это был основной канал распространения наших демонстраций, за исключением поездок на Варшавский рынок.
С завершением The Lyra 2 Megademo есть одна интересная история. После той пятидневной работы, которая была скомкана алкоголем, мы услышали что программист из Германии The Mad Guys так же как и мы делает мегадемо и он хочет сделать его первым. Мы решили во что бы то ни стало обогнать его и сделать первыми. Именно это соревнование придало нам сил завершить данную работу.
Демонстрация от The Mad Guys сделаная только в 1993 году:
https://youtu.be/ENilkYYQPnY
В настоящее время доступна русская версия [b]The Lyra 2 Megademo[/b] от Антона Васильева:
[img]https://zxaaa.net/screen/lyravas.png[/img]
https://zxaaa.net/view_demo.php?id=3827
Так же tap версия «дискретизированный вид». А на WOS есть tzx версия где написано, что это "неопознанная копия", так вот это и есть оригинальная версия, которая, как я ранее думал потеряна на всегда. )) В оригинальной версии есть специальный загрузчик, загружаемый с ленты отдельными частями с черными и желтыми полосами, и если демонстрация была запущена на фирменном ZX Spectrum 128, полосы проходили через весь экран, а не только границу (эффект возможен благодаря двойному аппаратному экрану ZX Spectrum 128).
[b]Отступление от ААА:[/b] Конечно же Поляк не знает о том что версий гораздо больше в архиве ААА: https://zxaaa.net/view_demos.php?t=0&am … itle=Title
18. [b]Ты создал часть с приветами для Shock Megademo. Расскажи как ты её создавал? Ты знаешь причины почему KAZ сделал демо версию Shock Megademo на ZX Spectrum, когда Вы все перешли на компьютер Sam Coupe?[/b]
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/4b3a0faec3d7f108ee5dbdefdd3d774e.gif[/img]
Kaz купил себе Sam Coupe позже нас, поэтому он сделал Shock Megademo на ZX Spectrum. Кроме того, несколько эффектов ранее были написаны, насколько я помню ещё до выхода Lyra 2 Megademo. Было бы глупо не использовать их в новом мегадемо? В последние дни работы на ZX Spectrum Kaz достиг такого уровня кодинга, что его программы выглядели безупречно. Я смотрел на них, понимая, что смогу лишь частично повторить некоторые его эффекты.
Моя часть к Shock Megademo с сегодняшней точнки зрения, на фоне всех остальных частей, выглядит средненько. Хотя технически мне не на что жаловаться. Я даже сейчас не уверен смогу ли я имитировать 4 буферных экрана быстрее чем я сделал это тогда. И поскольку буферизация экрана требовала всё свободное место в прерывании за исключением проигрывания музыки - я смог в нижнюю часть экрана уместить только простенький скроллер с приветами, чтобы занять свободное место на экране и сделать часть эстетически выверенной. Эстетика части, возможно изменилась бы в лучшую сторону, если бы я добавил какие то спрайты, но тогда я об этом не подумал. Мой эффект в этой части это воспроизведение бесконечных шариков, (в упрощеной версии), которые мы сделали в первой части демонстрации Surprise на компьютере Sam Coupe. На Sam Coupe такой эффект сделать намного проще за счёт переключения аппаратных экранов. На ZX Spectrum большую часть времени процессора пожирал вывод эффекта из буфера памяти на физический экран.
19. [b]Часть приветы в Shock Megademo ты написал на Sam Coupe?[/b]
Нет конечно. В то время у Ziutek всё ещё был ZX Spectrum. Я помню, что писал эту часть у него.
20. [b]Демы и игры это ещё не всё. Что ты сделал как хаккер?[/b]
Я думаю что первое это мой монитор отладчик под названием Summer. Хотя я точно не знаю, кроме нас его хоть кто то использовал? Поэтому не знаю стоит ли его упоминать. С исторической точки зрения наиболее интересна история взлома музыкального редактора [b]Sound Tracker[/b]. Хочу сказать ,что сейчас бы я не решился взломать и переделать редактор, но в те годы я был молод у меня не было каких либо обязательств, было время заниматься таким грандиозным проектом. Все версии музыкального редактора Sound Tracker который ходит сейчас по Интернету являются нашим взломанным и доработанным релизом. Ну что же перейдем к истории взлома:
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/1ade71162a8b4cce487ea9af6c1634a7.gif[/img]
Наконец то в свободном доступе появилась демо версия музыкального редактора Sound Tracker, которая была полностью функциональна за исключением отсутствия компилятора и возможно ещё каких то функций. В тот же день Bajtek начал продавать официальную полную версию этого редактора по цене 80000 злотых за одну копию. Причем продажа осуществлялась после предъявления паспорта, данные с которого фиксировались, затем Bromba записывал на дискету 1 копию редактора. Версии для работы с кассетой не было. Первый экземпляр программы я купил сам, правда за деньги Szafrana, которому в те дни ещё не исполнилось 18 лет и у него не было паспорта. Мы посмотрели программу и выяснили что она очень хорошо защищена и её невозможно скопировать. Я присмотрелся к данной программе и подумал что неплохо было бы приобрести второй экземпляр для Ziutek. Что я и сделал после того как получил заработную плату. Sound Tracker был защищен каким то механическим способом через FDD 3000
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/f346b43ed849e328c88848b1c929fc96.jpg[/img]
Позже "какой то очень мудрый человек" всё таки смог взломать защиту Bromba программным способом и скопировать программу. )) Мы получили доступ к оборудованию и установили, что Bromba в начале программы Sound Tracker установил определитель всех самых популярных "взломщиков" со всех платформ. При их определении происходил сброс программы. Я уже не помню точно что послужило причиной нашей поездки на следующий день в Mikropol до города Bydgoszczy, то ли попытка сломать защиту Sound Tracker, то ли ещё какая то причина, но уже на следующий день мы были там. Сделав две неудачные попытки взлома Mikropol сказал что у Sabe есть плата с помощью которой можно будет попробовать взломать защиту, назвалась она: POLBASIC ZX Spectrum. Она позволяла взламывать сообщения об ошибках поступающие с Бейсика.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/e3322709c7aa2689565f723e1cf8c89a.jpg[/img][img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/0326d4bdb03816a62110190e599412bd.jpg[/img]
Помимо других функций платы она могла остановить программу в любой момент её работы. Так же она позволяла устанавливать RAMTOP на низкое значение и переключать память на new. Но что ещё более важно POLBASIC не был популярен и возможно его значения не занесли в загрузчик Soundtracker для последующего определения при запуске.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/0866a725301487e96dc2d0f278a30589.gif[/img]
Поэтому мы взяли на время эту плату. Запустив через неё Sound Tracker сброса не произошло. Быстрый анализ содержимого памяти, а так же дампа данных, загрузчика и незащищенной версии показал что вся защита содержалась только в загрузчике программы. Далее в программе никакой защиты не содержалось. Что касается взлома этой программы то нам особо хвастаться нечем. В то время это делали многие, хорошо ли или плохо, но делали. Мы же решили пойти дальше и добавить в программу новые функции. В частности мы решили сделать загрузку и выгрузку с кассеты в компиляторе Sound Tracker. Работа по доработке редактора Sound Tracker упала на плечи KAZ. Мне же досталась работа с компилятором. Всего несколько дней спустя вся работа над двумя программами была выполнена. Всё что Вы можете скачать сейчас сделано именно нами. Версия редактора, которая сейчас лежит в архиве WOS так же сделана нами. Первоначально мы хотели сделать подпись к взломанной версии "Crazy Man - Bajtek", но потом испугавшись того что Bajtek разозлится и начнет искать хакеров взломавших его версию решили не высовываться лишний раз. Я не знаю, как поступил Kaz, но я всё равно оставил свою «визитную карточку» в компиляторе. Эта информация находится в последних двух байтах за заголовком данных (длина программы в BASIC - только для программ, а не для блоков кода). Преобразованный код записывает мои данные (данные во всех последующих demach) и выдает там мой номер телефона;)
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/dea47fd38d397c37ff2b9fc914c6af02.png[/img]
Я могу сказать что конец этой истории вышел и вовсе анекдотичным, достойным исторического эпилога. После того как мы выпустили нашу версию Sound Tracker в журнале Bajtek было написано сообщение что они знают что редактор взломан и будут искать злоумышленника. Однако не через месяц не через два этого не произошло. А затем появилась статья о выходе новой версии Sound Tracker. Каково же было наше удивление когда мы узнали что вторая защищенная версия редактора ни что иное, как наша версия Sound Tracker. Сам я не покупал вторую защищенную версию, но мне об этом рассказывали люди купившие её.
21. [b]Sam Coupe позиционировала себя как 16 битная машина. Правда ли это? Расскажи о том как ты стал Самкоповцем?[/b]
Машина концептуально была хорошая. К сожалению, по финансовым причинам проект вышел так, как вышел, и, к сожалению, по сути, не имел шансов на успех на рынке, на который в качестве mid-end решений к тому времени уже вошла Amiga. Моё погружение в эту платформу скорее всего было таким как и у всех Польских Самкоповцев -после прочтения гиппер хвалебных статей в журнале Bajtek. Компьютер был представлен так, как будто он и в правду мог конкурировать с Amiga. На самом деле Sam Coupe был ни чем иным как обычным ZX Spectrum на стероидах. По крайней мере так считало большинство Самкопвчан. Если бы такая начинка была у Синклера в ZX Spectrum 128 или вместо QLa, то судьба компании могла пойти по-другому.
В первые у меня был физический контакт с компьютером Sam Coupe дома у Sabego. Он купил полный комплект, а так же множество программ к нему. После того как мы посмотрели на этот комп у него дома мы попросили у Sabe этот компьютер на два дня. Мы забрали компьютер домой к Ziutek где вдвоём его рассматривали и думали что на нём можно сделать.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/e1595d6c4088d5eef475babf5bbb51b2.png[/img]
Первой нашей работой на компьютере Sam Coupe была демонстрация Surprise. Нами было сделано две части. Первую сделал Kaz, вторую сделал я. Самой серьёзной проблемой было отсутствие программы-редактора для написания музыки SamCoupe. К счастью случилось то что кто-то приспособил плеер Sam Coupe под модули Sound Tracker, правда уже не помню, кто это сделал. Конечно не всё работало как надо. Но всё равно Ziutek сумел адаптировать свои мелодии написанные на трех каналах. Чтобы обойти ограничение создаваемое спектрумом (3 канала а не 6 как на Sam Coupe) мы использовали два Sound Trackera для написания музыки, каждый канал играл со своим модулем и на своем наборе регистров. Чтобы преодолеть все проблемы самодельного редактора Ziutek разделил мелодию на два модуля, затем расширил тему до 6 каналов (отредактировав естественно три за один раз) и конечный результат Вы моежет услышать во второй части демонстрации Surprise.
https://www.youtube.com/watch?v=XYR7ViaGXB8
Позже Ziutek сделал окончательную версию редактора, в ней музыка звучала намного лучше. Но для первого раза даже то как мы сделали первый раз - было неплохо. По крайней мере музыка звучала используя максимальные возможности генерации звука.
Сейчас я уже не помню точную очередность покупки компьютера SamCoupe. Но мне кажется что я был первым, потом Ziutek. Kaz купил SamCoupe намного позже нас. Он как раз в это время заканчивал работу над Shock Megademo для ZX Spectrum. И насколько я помню он купил его у Sabego.
22. [b]ETracker был ответом на отсутствие трекера на компьютере SamCoupe. Расскажи, как проходила работа над ним?[/b]
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/cf7d04b86ea6097cb16be50d7ae70d7e.png[/img]
Прежде всего Ziutek обозначил свои потребности. Ранее он работал в Sound Tracker, а в связи с тем что AY на ZX Spectrum и SAA c Sam Coupe относительно близки, речь идет о их архитектуре, то и Etracker был близок с Sound Tracker. Основное отличие это отсутствие управления стрелочкой при отсутствии управления мышью было достаточно удобным. Остальные функции редактора, как то: конструкция дорожки, инструментов и прочее было полной копией редактора Sound Tracker с ZX Spectrum, который в свою очередь был полной копией редактора с компьютера Amiga. Когда мы уже знали что нужно сделать, нам ничего не оставалось как реализовать задуманное.
С самого начала работы над редактором было изучено техническое руководство компьютера в котором очень хорошо был описан способ настройки генератора сигналов. Первая версия редактора была написана за две недели. Ziutek сделал первые попытки написания на ней музыки. Я помню что это были модули с Sound Tracker под названиями: Enola Gay и Axel F. Позже для переноски нотной композиции я сделал простенький конвертер, на котором Ziutek перевел свои композиции.
Продолжение работы это стандартная интеграция и вскоре вышла следующая версия с исправленными ошибками и повышенными функциональными возможностями. Вскоре работа программы была окончательно стабилизирована Kaz. После этого Kaz начал делать компилятор, который опять же полностью повторял компилятор сделанный на ZX Spectrum для Sound Tracker. Законченный редактор первоначально предназначался только для внутреннего пользования нашей группой. Однако, когда мы выпустили демо-версию редактора с проигрыванием музыки без возможности редактирования, программа встретила небывалый интерес. И мы подумали что было бы глупо этим не воспользоваться.
23. [b]Таким образом ETracker был не просто хорошей программой, но ещё имел коммерческий успех. Ты помнишь сколько копий этого редактора было продано?[/b]
Не знаю можно ли считать это коммерческим успехом. В любом случае с прибыли мы не стали употреблял кокаин. Наш редактор ETracker продавался в журнале Fred (это самый популярный журнал для Sam Coupe). Одна копия этого журнала стоила 25 фунтов и это была самая дорогая программа для Sam Coupe. Проблема заключалась в том, что в подписанном нами договоре не было четко указано, сколько стоит одна копия нашего редактора при продаже копии журнала. Так же не было четко оговорено как будет производиться продажа. В начале, конечно кое какие деньги с этого мы получили, насколько я помню это было 100 фунтов, а до этого момента Ziutek получил какое то оборудование для компьютера Sam Coupe, вроде бы дисковод, который вскоре сломался, а я получил компьютерную мышь и интерфейс для неё. В общем и целом это стоило еще 100 фунтов. Учитывая то что стоиомсть журнала в 25 фунтов включала в себя стоимость дорогой полиграфии к нему в которую входило довольно таки объемное руководство и упаковка, думаю что прибыль Fred составляла не менее 15 фунтов за журнал. Кроме того, наш доходы от продажи журнала это не только музыкальный редактор ETracker, но и наша игра The Bulgulators.
https://www.youtube.com/watch?v=mqqaYFw4fYU
Из-за отсутствия данных о реальных продажах журнала, трудно судить о том какой доход мы должны были получить. Но под конец этого так называемого "сотрудничества" мы чувствовали что нас очень сильно обманули и это мягко говоря.