[b]Насилие, секс и дичь: Почему надо идти на выставку Уно Моралеса[/b]
[i]Накануне открытия выставки в «Триумфе» художники, кураторы и музыканты рассказывают о том, чем важен Uno Moralez для современной культуры[/i]
[img]http://lamcdn.net/the-village.ru/post-cover/QkJzZjEkAyRRVlR_nHIExw-default.gif[/img]
31 марта в галерее «Триумф» открывается первая персональная выставка российского диджитал-художника Uno Moralez, который рисует анимированные графические новеллы в узнаваемом пиксельном стиле. «Синие зубы» — мистическая история в перестроечном антураже по мотивам детской страшилки, которую будущий художник услышал в пионерском лагере. Выставка не ограничится рисунками: специально для экспозиции в «Триумфе» Uno стилизовал пространство выставки в духе книги. Поклонники художника — журналисты, музыканты, другие художники — рассказали The Village, зачем идти на выставку Uno Moralez.
[img]http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/-bjta2xv1aCsvnESesgucg-wide.gif[/img]
[b]ЕВГЕНИЙ ГОРБУНОВ
(Glintshake, Interchain)[/b]
Я, как и многие, узнал Уно Моралеса со времен ЖЖ и сразу мощно зафанател. Интересно, что все иллюстраторы, которые мне тогда нравились, сегодня уже совсем проехали, а Стас, наоборот, еще больше раскрылся — чем старше я становлюсь, тем глубже меня трогают его работы. Они очень самодостаточные и какие-то неприручаемые — то есть ты понимаешь, что да, Стас, предположим, мог бы в таком духе нарисовать обложку альбома, или журнала, или афишу, но тогда его мир просто поглотит то, с чем соприкоснется, он не может быть прикладным и общедоступным. Поэтому выставка — идеальный формат для того, чтобы тебя затащило внутрь уноморалесовских фантазий, и я очень рад, что она состоится.
[img]http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/M42GE52iQfiH7R-Hzy_Gqg-wide.gif[/img][img]http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/1ALOzzXp5JtWIi4xr7Geog-wide.gif[/img]
[b]ЕВГЕНИЯ БОНЕВЕРТ
художник (автор проектов «Вкус бумаги», State of Print, «Мир/принтпроект»)[/b]
Сложно ответить, почему Уно Моралес так крут. Это зона, в которой не хочется рефлексировать, возможно потому, что ответ кажется слишком очевидным. Для меня Уно — очень редкое явление для России, где весь визуальный имаджинариум сводится к наивной советской книжной иллюстрации, эстетическим последствиям русского авангарда или сатана-хардкору. В наших культурных кодах еще не прописаны алгоритмы, которые позволяет адекватно считывать такие многоуровневые и непростые сюжеты, как насилие, секс или дичь. Все воспринимается однозначно и оценивается детскими категориями «правильно» и «неправильно» — промежуточных вариантов нет, что я понимаю как симптоматику консервативного закомплексованного социума, не склонного к рефлексии и юмору. Поэтому художники, которые ломают привычную сетку восприятия, прорабатывая альтернативные форматы, мне кажутся важными и интересными. В нашем обществе много болезненных тем, которые нужно прорабатывать и проговаривать.
[b]РИТА ПОПОВА
(бывший главный редактор Look At Me, продакт-менеджер Replica.ai)[/b]
Два года назад Уно говорил в интервью LAM о влиянии окружения на личность и субъективную реальность — и его творчество служит главным доказательством этим словам. Реальность работ Уно слишком комплексна, чтобы легко распадаться на составные части, но в ней перемешиваются мистика и чувственность, прогресс и ностальгия, советское и японское, — художник заимствует архетипы, но оставляет пространство для их интерпретации. То, как уверены персонажи Моралеса в собственной фантастической реальности, как они игнорируют повседневные странности, — урок нам всем. Находясь в своем информационном пузыре, мы считаем за злодеев с синими зубами всех, кто с нами не согласен, но и невольно тянемся к ним же. Возможно, потому так привлекательны все непонятные нам вещи: от гаданий и детских страшилок до чужих культур и новых технологий.
[img]http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/OC8K8cpeQLRjp6Hzw4z7Mg-wide.gif[/img]
[b]Саша Пас, Аглая Демиденко (проект Playtronica)
САША:[/b]
[b]Давным-давно, когда у меня был первый компьютер ZX spectrum, у каждой игры была своя заставка. Всматриваясь в пиксельную картинку, пока загружалась игра, я предвкушал, в каком мире сейчас окажусь: какие там будут драки, или гонки, или полеты.[/b]
[b]А так как кассеты часто копировали криво, то в большинстве случаев игра не загружалась до конца. Поэтому впечатление от заставки зачастую было сильнее, чем от самой игры.[/b]
[b]Это была эпоха цифрового романтизма.[/b]
[b]С тех пор я в игры не играю, но когда вижу картины Уно Моралеса, то ощущение погружения в пиксельную реальность возвращается.[/b]
[b]АГЛАЯ:[/b]
Эту выставку я ждала с того момента, когда увидела впервые работы Стаса. Уно Моралес — это художник, который работает без оглядки на зрителя, тренды, моду, он сам погружается в мир, который создал. Это Дэвид Линч в мире графики. Обычно такие истории существуют только в пределах блогов. Поэтому выход в физический мир — очень важное и вдохновляющее событие.
[b]НАСТЯ МИХАЙЛОВА
(сценограф, соорганизатор серии вечеринок «Пика-Пика»)[/b]
Стас — уникальный в своем роде мастер, который как будто живет в мире чуть более интересном, долбанутом и мудром, чем наш. За его филигранной, почти гравюрной техникой кроется настоящая дыра смыслов и образов, в которую проваливаешься, испытывая смешанное чувство узнавания, страха, стыда и веселья. Его герои не добрые и не злые, не умные и не глупые, сопереживать им трудно или невозможно, но наблюдать за ними очень хочется. Дешевые поп-культурные атрибуты он встраивает в свою мистическую картину мира с немного хамской, но тончайшей иронией и неоспоримой любовью. Вообще любовь, принятие и неизбежность — главные слова, которые стоит держать в голове, разглядывая эти картины.
[b]НАДЯ ГРИЦКЕВИЧ
(Наадя)[/b]
Простые, архетипические сюжеты работ Uno Moralez, помещенные в российскую реальность, в спальные районы, отбрасывают к Андрееву, Мамлееву, Масодову, Балабанову — ко всему, что в нашем сознании покосилось не то от страха, не то от хохота. Именно так, мне кажется, и должно работать искусство — заманивать и причинять тебе добро. Или зло. В любом случае ты уже никогда не будешь прежним.
[b]http://lamcdn.net/the-village.ru/post_i … w-wide.gif[/b]
[b]МИША БЛОСЯК
(художник-иллюстратор)[/b]
Это приятное ощущение ужаса под звуки бракованной тысячной VHS-копии, что застряла в детских воспоминаниях. Все эти космические черти и дети-убийцы, которые должны встретиться за углом того самого опасного пустыря, за теми многоэтажками. В какой-то момент ловишь себя на мысли — а вдруг ты смотришь что-то запрещенное и тебя посадят в тюрьму? Но пока все в порядке, и ты продолжаешь смотреть на это черное очарование, раздражая неведомые доли мозга.
ДАНИИЛ ТРАБУН
(один из продюсеров проекта, медиадиректор «Яндекс. Дзен», бывший главный редактор Look At Me)
[img]http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/yjCrZ5Pvw4oDVjAdtMNw5g-wide.gif[/img]
КАТЯ ШИЛОНОСОВА
(NV, Glintshake)
Уно для меня художник, вытаскивающий мои самые потаенные страхи, которые я так усердно пытаюсь спрятать, забыть, никак не анализировать с самого своего детства.
Все эти пустые остановки посреди лесопосадки с одиноким троллейбусом, идущим откуда-то из самого мрака, панельные девятиэтажки, маленький телевизор, стоящий на угловатом невысоком холодильнике, ковер, висящий на стене за прямоугольной жесткой кроватью, вся эта обыденная болезненная реальность, которая засасывает тебя в себя и заставляет вновь почувствовать себя как в детском лагере, когда ты слушаешь страшилки поздно ночью, сидя на своей кровати с железным изголовьем, и понимаешь, что самые странные и пугающие вещи на самом деле — это тот быт, который тебя окружает с самого рождения.
Именно эта чуткость и любовь к деталям, с которой он подходит к антуражу вокруг, заставляет узнавать какие-то элементы, которые видел очень много раз и никогда не задумывался, почему же они тебя так пугают. Это то, что я больше всего ценю в работах Стаса.
Его работы — это и есть то самое жуткое ощущение, когда ты слышишь шум на лестничной клетке возле знакомого лифта и боишься глядеть в дверной глазок, потому что не хочешь увидеть что-то действительно страшное и необычное. И если в реальности ты все же решаешься и выдыхаешь, когда видишь, что там пусто, то в мире Уно Моралеса все твои самые жуткие предположения и ночные кошмары настигают тебя с какой-то невероятной бескомпромиссностью, как бы сообщая, что они никуда не делись, что они на самом деле всегда существовали и будут существовать и от них совершенно невозможно скрыться.
Странно, что выставка Уно не состоялась раньше. Есть очень много фанатов его искусства, в числе которых, конечно, и наша команда. В итоге все сложилось благодаря галерее «Триумф», поддержке Absolut и тому, что наконец сошлись звезды. Стас создавал новеллу «Синие зубы» больше пяти лет, это большая история с началом, серединой и концом. И магией. Мне каждый раз не по себе, когда я смотрю на работы Уно, но это очень верное и важное ощущение, особенно для сегодня. Это чувство того, что реальность — штука зыбкая.
[img]http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/IMHX3hUmshxGhNzRabifgQ-wide.gif[/img]
[b]ИЗОБРАЖЕНИЯ: Uno Moralez/Галерея «Триумф»[/b]