[i]История демо ZX Spectrum от ААА в период 1986 - 1995 г.[/i]
Этот уникальный исторический очерк я пишу в основном после распития спиртных напитков. Этим занимаюсь сознательно не для кайфа, а исторической науки ради, чтоб активизировать потаённые мышцы памяти и с помощью нетрезвых нейронов по активным вспышкам мозга записать для Вас, мои показания мозга. Конечно же многое я давно положил на дальнюю полку в памяти РУ7. Однако мозг у нас устроен как библиотека в которой на дальних полках лежат старые книжки. При просмотре демонстраций, а так же употреблении различных спиртовых веществ я вспоминаю маленький эпизод жизни, рядом с ним стоит еще одна старая книга и еще, таким образом возникает вся картинка, а не только отдельный фрагмент. Читайте, комментируйте, дополняйте, наполняйте свои бокалы! Ах да, кто же ААА такой? Почему посмел рассказать о демосцене 90 годов? Я тот кто делал демо для души, а не ради раскрутки бренда магазина, как это делали Magic Soft. К тому же с 1992 года коллекционер музыкальных демонстраций с компьютера ZX Spectrum, и о старом демо я знаю всё.
[b]История демосцены в СССР[/b]
У каждого спектрумиста будет своя личная история демосцены, она вряд ли будет совпадать с моей. Поэтому я не претендую на 100% достоверности фактов, ибо старею и могу что-то забыть по прошествию многих зим. Но мой рассказ может помочь при сопоставлении разных рассказов спектрумистов. Я изложу свою историю, как всегда, немного преувеличивая и перевирая события.
В те давние 90-ые годы мне доводилось соприкасаться, почти со всеми спектрумистами любителями музыкальных демонстраций, которые жили в городе Москва. Я познавал тот мир, когда мне было 13 лет. Сейчас, спустя 30 лет я вспоминаю то время, когда рассказав в школе о своём компьютере, который у меня был дома слышал в ответ обидные слова: врун, пионеры так не делают! Потому что в 1986 году никто не мог поверить что у меня в дома был свой собственный компьютер РК86. Этот компьютер мне собрал своими руками отец по схемам из журнала Радио. Демок на РК86 не было, поскольку в то время о их существовании даже не знали. Но были игры: киндза-дза, быки и коровы, крестики нолики. Эти игры загружались с огромных кассет - бабин. Сам магнитафон был размером с меня))
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/11530deb00cbf93396c5d5b3d7ac5104.png[/img]
Спектрум в корпусе как был у меня в 1987 году...
Чтобы не прослыть вруном в коллективе честных пионеров мне пришлось всех одноклассников поочередно приводить домой на экскурсию. Каждому показывал свой компьютер и тем самым доказывал что не вру. Выглядело это примерно так:
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/574710e12b470b067e6ff9fdff3baa77.png[/img]
Уже в 1987 году я стал обладателем Ленинграда 48к, который мне снова собрал отец.
Самого понятия демосцена до 1996 года не существовало. Поэтому в своём дальнейшем рассказе я заменю это импортное слово пришедшее к нам в 1996 году с демо пати, на простое "демо" или "демки". Так ласково, но с глубоким уважением и трепетом их называли в 90-е годы. А начало всему положил музыкальный сопроцессор AY8910.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/9c594e23877ba421dbc0f349f7ed8f32.jpg[/img]
Как только в продаде появился музыкальный сопроцессор AY8910 и AY8912 (в простонародье AY чип) на рынке Тушино, сразу появились первые дискеты с музыкальными демонстрациями. Собственно, первоначально демы писались для демонстрации в первую очередь музыкальных возможностей биппера, и в последствии АY 8912. Поэтому в первых демах основой всего была музыка и яркое оформление - мерцания эквалайзера под музыку. На первых дискетах в основном были демонстрации из Польши, где спектрум как и у 6ас получил широкое распространение.
https://zxaaa.net/STARYO.html
[img]https://zxaaa.net/DISKI/dia2.gif[/img] [img]https://zxaaa.net/DISKI/dia4.gif[/img] [img]https://zxaaa.net/DISKI/dia5.gif[/img]
Скорее всего это было связано с тем что большое количество так называемых "челночников" посещали Польшу, а именно Варшавский рынок - барахолку. Сейчас челночников называют коммерсантами, а в те годы это были люди привозившие товары народного потребления в клетчатых сумках-баулах из-за рубежа. В основном добро тащили с Польши и других постсоветских стран. Туда возили алюминиевые кастрюли и ложки, оттуда везли кроссовки и разный импорт, до кучи, те кто разбирался, везли кассеты для спека. Благо у Поляков были клоны спектрума, аналогичные Советским и адаптация программ была проще, чем например с клонов Didaktik Scalika от Чехословаков. Чехи пользовались в качестве носителя информации - микродрайвами (типа нашей usb флешки или картриджа денди), а мы пользовались до 1992 года кассетами, а потом дискетами. Хочется отметить, хоть прогресс до нашей страны дошел спустя 4 года после Английского спектрума, тем не мнее русские клоны довольно быстро развивались в плане доработки их переферийными устройствами. Несмотря на общую экономическую и технологическую отсталость СССР, наши люди всегда были рукастые, а инжинеры с пытливым умом, особенно когда касалось личного, домашнего. Дисковод 5.25, микросхема AY8912, были почти у всех, а после 1992 года память в 128 кб и выше была обычным делом. В Англии же, не побоюсь этого слова, до седой жопы пользовались кассетами. Что касается демонстраций, то с Англии хороших дем небыло никогда. Связано это было с жестокими законами и авторским правом. Этот народ просто помешан на соблюдении законов, авторства в графике и музыке. А ольдскул сцена это противоречие авторскому праву, почти всегда заимствование графики, музыки из игр и повторение чьих то эффектов с добавлением своих штрихов, зачастую глюков возникших в ходе эксперимента с кодом. Поэтому английские демосценеры просто отсутсвовали как класс. И первая серьёзная группа из Англии, которая появилась в 2000-ых годах это AteBit. Парадокс конечно, но это факт.
[b]Демо и авторское право не совместимо! [/b]
Адаптацией программ: игр и музыкальных демонстраций на кассеты и дискеты занимались опытные, я бы даже сказал матёрые спектрумисты. Демо на кассеты конечно не адаптировалось в России точно. Фактически демо сразу заняло нишу дисковода. Одним из первых таких московских спектрумистов, который адаптировал игры на кассеты, а затем дискеты был знаменитый Дупанов Алексей, который был здесь.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/5e34c08f1d0f9210cdbe2fc046406825.jpg[/img]
Дупанов Алексей (современный образ)
Надо отметить, что Лёха сумел противопоставить себе всех пользователей спектрума своими надписями на экранах игр, которые он переводил: - "Дупанов Алексей был здесь". Он это писал на заставках там где ему хотелось, что задевало чувство верующих в истинную картинку игры. На самом деле мужик он классный. Я познакомился с ним в зрелом возрасте и он мне отдал на перевод всю свою коллекцию. Жил Дупанов Леха в Новогиреево в трех комнатной квартире. А его берлога с компами распологалась прямо в кладовом помещении этой квартиры между комнатами и была она размером два на два метра)) Смотрелся он в берлоге как настоящий хакер из фильмов. У меня с ним конечно же была эпичная встреча во время которой он много рассказывал о том времени, но мой грех в том что я ничего не запомнил. В голове какие то обрывки воспоминаний, о том что кассеты ему поставляли Румыны или Молдоване. Он их денно и ночно лично адаптировал.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/c6a63f1a40e8194c3a4104fa1b9bc47e.png[/img]
В Ленинграде на тот момент спектрумили: Родионов Николай, Васильев Антон, Сергей Скоробогатов и многие другие...
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/f058b9cabbd2631aeae03f7f627e1111.png[/img] [img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/de79c579c6046e25e7a6c6dac668a739.png[/img]
Родионов Николай
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/8d1e016f7e83a70739f54889edc5f448.jpg[/img]
Куликов Дмитрий, Москва годы деятельности 1993-1994, интервью с ним есть на этом форуме:
https://zxdemos.ru/oldforum/viewtopic.php?id=12305
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/c0781d47ecee40ac113e98f3495ff8c1.jpg[/img]
Sergei P. Skorobogatov Russia Hacker's , сейчас работает в Кембйридже, помогает искать потайные места в микросхемах производимых по заказу США в Индии и Китае для того чтобы защититься от отключения военной техники США.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/e79f7cc58b95fa186283d253ddd026ad.jpg[/img]
Павел Никитин 1992 год Хакер, Москвич, один из первых Московских демо производителей
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/124651de6a813857d3fbaaa085d79070.jpg[/img]
ShiSoft - Titus его узнал это он!
[img]http://zxaaa.net/store/images/fanaticstasmoscow.png[/img]
[b]Fanatic Stas[/b], хаккер, взломщик, адаптатор игр
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/97fb24d34fe33b8d91c4a877d2a3a4cc.png[/img]
[b]Вадим Смольянов[/b] -знакменитый спектрумист хакер - Крякер с 1990-ых годов.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/3ed1ba89c690c7b347533fb56e9a718b.jpg[/img]
[b]Agaev Eldar[/b], рыночный торговец Царицино, Москва
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/2d0a60b6b86de88d7763d944a40a6dc0.jpg[/img]
[b]Валера[/b] продавец дискет на тропе к рынку Митино, Москва
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/3e51839f801b2cea82b9815ae83f6f91.jpg[/img]
[b]Лузьянов Павел[/b], Москва , создатель кучи итрошек
Диски с музыкальными демонстрациями первоначально продавали те торговцы, кто занимался продажей микросхем AY8910 и музыкальными платами под сборку. Начиналось это на рынке в Тушино. Вскоре демками стали торговать все продавцы дискет. И эти сборники с демо стали самыми желанными. Демки были чем то нереальным, я бы сказал космическим. Это для нас, детей того поколения, была настоящая электронная музыка, точно такая же, как для взрослого поколения попса, психоделика или ацид продаваемая на кассетах. Звук сопроцессора завораживал до дрожи. Названия демок и их авторов знали наизусть, да что авторов, каждый трек звучащий в демо помнили откуда украден. У точек по продаже музыкальных чипов всегда стояла толпа жадно смотрящая на маленькие пластмассовые колонки из которых доносилась музыка. В основном крутили [b]Song in Lines[/b] от busy и fuxoft, а так же Blava от Rumatisoft. Интервью с этими музыкантами есть на этом форуме:
https://zxdemos.ru/oldforum/viewtopic.php?id=12257
https://zxaaa.net/view_demo.php?id=1988
[img]https://zxaaa.net/screen2/songline0.png[/img]
Хотя демонстрация [b]Lambada[/b] была с цифровым звуком знаменитой песни, звучала она не реже.
[img]https://zxaaa.net/screen4/lambada.png[/img]
https://zxaaa.net/view_demo.php?id=4037
Это сейчас, в век бесконечного mp3 звука никого ничем не удивить, а в 1991-1992 годах звук АY был фантастичный. Одной из первых советских групп выпускавших музыкальное демо стала THD.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/84d6ffc351ff3260abfd7b0fdab109ca.png[/img]
https://zxaaa.net/THD.html
Их демонстрации под незамысловатыми названиями: BEST 1,2,3, TAM поступили в продажу на одной дискете. Помимо музыки, которая там глючила из-за неправильного запуска мелодии, в демо были спрайты зайчика, ниндзи, а так же скролл с текстом. Всё это смотрелось и слушалось безумно круто. Скролл сообщал об изготовителе демо, а так же новостях и предвосхищал (комингсонил) ожидания нового демо. Скролл это как сейчас новостная лента стены Вконтакт, а демо как новый ролик знаменитого блогера. Группа THD была первопроходцем, поэтому им пришлось повторить судьбу Дупанова Алексея и в последствии схлопотать множество негатива в виде fuck в скроллах демо.
Я бы не стал утверждать что музыкальных демонстраций до 1993 года было много. В продаже наблюдалось не более 10 дискет, у матерых коллекционеров дома набиралось, максимум 15. Я как раз был фанатом музыкальных демонстраций и собирал их с жадностью коллекционера. Очень скоро от собирательства перешёл к их изготовлению. Помогал мне в этом спектрумист под ником [b]GAM[/b] или в народе Александр Громилов (Гром). Он был двигателем приводившим в движение множество ребят объединенной идей коллекционирования и производства музыкальных демонстраций. Сашка знал много народу, ездил то к одному, то к другому и именно он по крупицам собирал информацию как написать демку самому. Каких либо книг в те годы у нас не было. А если и были то купить их было не на что ибо у детей в те годы денег не было. А научится писать программы самому с нуля очень трудно. Мы учились в основном методом тыка и поиском тех ребят, кто что-то умел и мог понятно рассказать. Так например, я тыком собирал свои первые демо под бейсик. У меня была программа, которая из Magic файлов делала образ "под Бейсик" ("B"), в виде одного файла. Свои демки состоящие из кучи файлов сначала бросал на маджик, потом сжимал их под бейсик. Чтобы небыло эффекта мусора от маджика на экране я заранее в демо предусматривал черный папер, черный инк, черный бордер на выводе-паузе. Так я заставлял программу перед запуском повисеть на черном и в этот момент скрывал маджик глюки экрана от глаз. Все это нестандартно, но работало. В те годы в Москве активно работали спектрумисты: MusicSoft, KSA Soft, Sey Soft. Чуть позже из одноклассников Ksa Software: Stever, Nomy, Fantomassoft образовалась Centronics Group. И закрутилось! Процесс создания демо это прежде всего процесс общения спектрумистов. Сейчас я вспоминаю те годы с умилением. Мы невероятно дружили между собой. Это была первая online тусовка компьютерщиков. И не удивительно, что к 1994 году у нас на спектруме появился модем.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/0a917cf6d4f6c852fbbac792ab0f2ebf.jpg[/img]
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/f84246c8571c03b58a531568191492c4.jpg[/img]
Бортников Павел, человек изобретший модем в России, впервые подключался к Спектруму! Имел скорость 2400 бод. Это был единственный модем для спектрума. Широкое распространение он получил в Москве. Подпольная кличка среди хаккеров: Robert. Именно он подорвал продажи софта на рынке Митино и навсегда избавил мир от Исайской мафии. За его голову Исаев готов был заплатить миллион, но модемы настолько быстро распространились, что остановить джихад сцены было невозможно. Всего было продано около 600 модемов.
Я являлся одним из первых счастливчиков, кто вкусил передачу демок и игр "по модему". Сам модем - это простая плата подключаемая к порту спектрума и телефонной линии городской связи МГТС. Сразу скажу насчет игр. Конечно же я играл в игрушки, прошел все Dizzy, Myth, Exolon, Saboteur. Но как только вкусил демо, игры сразу отошли на второй план в основном для того что бы из их крактро выдрать мелодию в свои демки.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/05f62bf3f2ddb7c902e1989982917b54.jpg[/img]
Связь при передаче программ по модему зависела от качества телефонного оборудования городских сетей определенного района города Москвы. Чем старее район, тем старее оборудование АТС и соответственно хуже связь. Поэтому передача демок всегда была настоящим испытанием. Одну дискету в 2544 сектора (720 кб) можно было безуспешно передавать сутки. Если ты выделил весь диск на передачу и произошел обрыв связи, то не сохранялось ничего. Ходили слухи, что это было связано с тем что у некоторых МГТС сетей провода находились в колодцах, которые были затоплены водой и от этого провода намокали, телефонная связь глючила. Не знаю, правда, или это просто наше детское объяснение того что связь была паршивой. На самом деле гораздо быстрее было сесть в автобус, заплатить 5 копеек доехать до метро, там заплатить ещё 5 копеек и легонько съездить на другой конец Москвы за этой самой дискетой, чем весь день трансмитить и рекайвить диск. Слова трансмитить и рекайвить происходят от слов записаных в программе C-Dos используемых при передаче и приеме: Transmit и Recive. Чаще я так и делал, мотаясь к KSA Soft за "новьём" в виде демо и исходным кодом, постигая, так сказать в живую азы программирования в TASM от создателя самого ТАSМ. Проблема модемной связи была в постоянных сбоях при передаче файлов. Надо было снова созвониться, договориться и одновременно нажать трансмит и рекайв. При этом отгонять всех родственников от городского телефона. Потому что в момент передачи нужен был постоянный доступ к городскому телефону. Мобильного телефона в то время не было и ничего не было. Только только циферблат-крутилку заменили на кнопочные аппараты, да и то не везде, у меня дома в телефоне была крутилка куда надо было вставлять палец и кружить им по часовой стрелке для набора номера.
[img]https://zxdemos.ru/oldforum/uploads/images/2/7af2161919696f411132e1d073b9d9ca.png[/img]
Фейковое меню программы передачи модема о которой я мечтал...
Вскоре мы пришли к тому что проще было передавать по одной программе, а не всю дискету. А потом и вовсе всё свелось к передаче файлов кода, музыки, картинки, или части программы при изготовлении демонстрации. Фактически, модем помогал делать демо совместными усилиями побыстрее в реальном времени. Так, я например, звонил KSA Software выпрашивал у него новый AY трек, потом звонил AIG просил исправить мой глючный код, звонил SEY Soft и мы с ним обсуждали общую концепцию изготовления демонстрации, а так же проблемы мироздания. KSA после написания нового музона обязательно давал мне слушать по телефону, потом в зависимости от того какая у меня реакция давал мне трек или оставлял себе в демо. Как правило мне давал треки похуже, а себе оставлял получше. Но я был рад тому что мне давали ровно так же как если бы он мне дал крутой трек. Музыку в то время мало кто сам писал и любой новый трек в демо считался невероятным счастьем. В таком режиме жил непрерывно года три. Постепенно обрастал друзьями - кодерами, музыкантами, рыночными торговцами и художниками. Через скроллы, в которых мы оставляли адреса и телефоны я знакомился с ребятами из других городов, в частности: Воронежа, Тулы. Все вместе мы спектрумили 24 часа в день. Я даже не помню того момента как я учился в школе или училище. Помню только спектрум, демки, и постоянную починку своего компа. Паяльник фактически всегда был рядом, наготове. Еще помню как фактически раз в месяц, а то и два мотался на вокзал, где через проводницу передавал в город Воронеж пачки с дискетами. Оттуда получал неведомое для Москвы "новье", музыкальные треки самого KDF Software. В медицинском училище, в котором я учился были уроки программирования, но то что там преподавали учителя для меня казалось утопией. Я был среди сверстников самым умным и мог запросто научить учителя гораздо большему чем он меня. Общение с KSA Software вскоре дало свои плоды, после десятка простеньких демонстраций я начал делать своё первое мегадемо, хотя нет это было сразу гигадемо! Первая демонстрация на всю дискету, сделанная фактически за 1 год с участием почти всех начинающих Московских хакеров. Я старался вовлечь в работу максимальное количество знакомых ребят в производство демонстрации. Этот год я не помню чтобы спал ночью. Моя жизнь протекала точно так как же, как мы читали про дедушку Ленина. Утром я учился в школе, ночью писал революцию молоком из мякиша хлеба. Больше всех мне помогал SEY Soft (Сергей). Мы с ним общались так много, что мне казалось что он мой родной брат. Шутка ли сделать более 30 частей к мегадемо, при том что в начале его производства я едва мог на бейсике соединить музыку с картинкой и тремя полосками бордера. Я сразу взялся выполнять задачу, которую не мог сделать ни при каких условиях но я её выполнил. Конечно же благодаря титанической помощи: Ksa Software, MusicSoft, Dream Team, Sey Soft, GAM, Karp и многих других парней.
[img]https://zxaaa.net/screen/aymd12.png[/img]
https://zxaaa.net/view_demo.php?id=6529
Мое первое мегадемо.
AY Megademo 1 не брали в продажу такие рыночные торговцы как Magic Soft. И тогда я решил распространять его через Валерку, который стоял на тропе к рынку Митино. Так вот это дало свой результат. Вскоре я стал знаменит, мой телефон разрывался от предложений совместного изготовления демонстраций и обмена дискет с демами. Одновременно с этим я решил выпускать первую компьютерную газету, которую назвал: Golden Pokes, где рассказывал как обессмертить игры. Сделал 17 выпусков и прославился на всю СНГ. К 1995 году меня знал весь спектрумиский мир. Я сделал второе мегадемо, которое уже нашло своего зрителя у матёрых спектрумистов. Ко мне домой приезжал SoftStar, Kasik, ISaev Andrev, кто-то из LOSW. Жизнь закипела!
[img]https://zxaaa.net/screen/aymd2.png[/img]
https://zxaaa.net/view_demo.php?id=6528
Необходимо отметить, что спектрумисты всегда делились на два противоборствующих мира. Первый это так называемые "крутые", которые умели программировать, рисовать и писать музыку, а так же у них были друзья уровня "Ивамото". И вторая группа - это простые пользователи, которые не умели ничего, но тем не менее рисовали, писали музыку и делали демок гораздо больше чем первая группа "умных" . И так было всегда и даже сейчас, это особенность спектрума. Этот компьютер имеет открытую архитектуру и доступ ко всему софту бесплатно. Я всегда и сейчас отношусь ко второй группе спектрумистов. И всегда эти две группы враждовали так как будто одни русские, а другие фашисты. С 1992 года по сей день "умные" спектрумисты унижают простых спектрумистов. А простые спектрумисты делают факи умным. Это я называю эволюционными процессами и считаю нормальным для демо бытия на спектруме. Думаю, так происходит во всех сферах, на любой работе. Что в 90-ые годы спектрумисты группы MKHG постоянно наезжали на нас, простых ребят, что сейчас так называемые "Хайповцы" наезжают и не общаются с нами простыми смертными спектрумистами. Поводов для такого общения много, основной всего служит завышенная самооценка умных. И тупость дураков. Но как показывает история, спектрумисты с низким IQ более дружные между собой и именно они составляют основу oldschole сцены. Я намерено не рассматриваю в этом рассказе то, что произошло после 1996 года, когда прошло первое демопати Enlight, потому что это уже не СССР, а совсем другая история. Я жил и трудился до 1995 года и поэтому свою часть рассказа буду ограничивать именно этим периодом.