1

Интервью с Gasman'om

http://zxpress.ru/article.php?id=9510

От редакции: в оригинале  интервью было на
двух  языках - на русском и на английском.
Мы же размещаем здесь только русскоязычную
версию  интервью. Те, кто  не шарит в рус-
ском, пускай идут на официальный сайт Con-
struction Chaos'a...

Random: Для начала, расскажите мне немного
о  себе, своей  группе  и  как вы узнали о
CC4? Что  сподвигло  вас  приехать в Санкт
Петербург?

Gasman: Хорошо...  Обо  мне. Я  Gasman, из
Оксфорда, что в Англии. Я кодер и музыкант
и  люди все время мне говорят, что я самый
большой  маньяк-спектрумист, которого  они
знают. Моя группа - Hooy-Program, возможно
самая  активная группа на Спектруме сегод-
ня, выпускающая постоянный поток дерьмовых
и  не  очень  работ. Я также состою в Raww
Arse, группа о которой меня все спрашивают
хоть она и практически мертва, кроме ново-
стного портала raww.org
  Я  думаю, что  впервые  я узнал о CC4 из
email'а  Mitchell'а. Однако, поскольку это
было основное событие в календаре Спектру-
мовской  сцены, нет  сомнений я бы узнал о
ней  задолго  до  проведения (в отличии от
других  пати, которые  проходят без каких-
либо публикаций в прессе).
  Что меня изначально сподвигло на поездку
в  Россию, это  большой  напор  рекламы на
привлечение  зарубежных посетителей на Ca-
fe'03, о  которой я узнал всего две недели
до  начала  пати. В этот момент я пообещал
себе, что  я  приеду  на следующее большое
Российское  демопати, которое будет прохо-
дить. Промотаем  6 месяцев вперед. Я напи-
сал Mitchell'у, что я заинтересовался CC и
что  может  быть  в этом году я наконец-то
совершу  путешествие. До  того, как  я  об
этом  узнал, слухи увеличивались по полной
и  Scenergy опубликовала новость, кричащую
"GASMAN  ЕДЕТ  В САНКТ ПЕТЕРБУРГ!!!" Есте-
ственно, моя  реакция была "ну что-же, по-
хоже этот выбор за меня сделан" http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif

Random: Как вы добрались до России? Сложно
ли это было? Как вы уладили вопрос с визой
и где остановились в Санкт Петербурге?

Gasman: Поездка  в  Россию  была очень не-
опредленной... Все  началось  с самолета в
Амстердам  и  потом в Ригу и это можно на-
звать  демонстрацией  причин, по которым я
ненавижу  полеты с пересадками. Первый вы-
лет  был задержан из-за плохой погоды и до
того, как мы приземлились, нам просто ска-
зали "пассажиры летящие в Ригу: вы опозда-
ете на свой самолет". Удивительно повезло,
что  Рижский  полет  задержали на такое же
время и я на него успел.
  Из Риги я поехал в спальном вагоне поез-
да  в  Санкт Петербург. Честно говоря, это
немного  недружелюбный  маршрут для любого
человека, не владеющего Латвийским или Ру-
сским. Конечно, я  не  ожидал, что  охрана
будет  говорить на разговорном английском,
но  они  могли  хотя бы предложить мне чая
или  кофе, как  они  делали для всех оста-
льных... Мы  пересекли  границу в середине
ночи, что  было  весьма странным испытани-
ем - лежать в безмолвном темном черном ва-
гоне, слушая  шаги  пограничников и ожидая
в  любой  момент, что  двери распахнется и
они  будут спрашивать ваши документы. Поч-
ти, как  будто меня тайно ввозят в страну.
  Улаживание визы было достаточно просто и
включала  в себя много ожидания (и оплат в
разных  местах). В  сети я нашел агенство,
которое  устроило  приглашение  и заказало
отель  "Выборгская", рядом с метро "Черная
Речка". Сначала  я  надеялся снять комнату
в  самом  ЛДМ, но  он был полностью занят,
причем  мне  понадобилось разъяснить аген-
ству, что  я  действительно хочу отель так
далеко от мест обитания туристов в СПБ http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif

Random: Какого  вы мнения о работах, пред-
ставленных на CC4? Каковы были ваши ожида-
ния? Они  оправдались? Есть ли у вас самая
любимая работа с CC4 и почему?

Gasman: У меня были очень серьезные ожида-
ния  в отношении Спектрумовских работ - за
последние  несколько  месяцев, к  большому
разочарованию, Спектрумовских  демок  было
выпущено  очень мало. Это означало одно из
двух - либо  Спектрумовская сцена действи-
тельно умерла, либо все берегли свои рабо-
ты  для  CC. Естественно, я очень надеялся
на  последнее... и  я  не был разочарован.
Traumwerk было демкой, которую мы все жда-
ли, которую  можно  теперь  показать людям
вне  Спектрумовской  сцены  и сказать "ЭТО
современная Спектрумовская демо". В каком-
то  другом  конкурсе  меня впечатлила демо
Imagination - одна  из редких демок, в ко-
торой все сделано безупречно. Музыка, код,
дизайн  прекрасно сочетаются вместе в еди-
ное целое.

Random: Я  представляю себе, сколько евро-
пейских  пати  вы  посетили. Чем  они были
схожи, чем различались по сравнению с CC4?
Что  вы  думаете  о русской сцене? Что вам
больше  всего  запомнилось на CC4? Есть ли
что посоветовать организаторам на будущее?

Gasman: Самое явное отличие - CC4 было бо-
лее  структурировано, чем другие пати что,
насколько  я понял, было продиктовано рас-
стоянием которое людям приходилось преодо-
левать  (делая непрактичным привозить свое
железо). А  также  фактом  того, что пати-
плэйс  не  был  открыт  24 часа в сутки. В
этом есть и хорошее и плохое. С одной сто-
роны, ты  теряешь часть той атмосферы, ко-
гда  что-то происходит в каждом углу, тво-
рческая  энергия льется везде (на большин-
стве  европейских  пати  было бы немыслимо
установить сроки сдачи за неделю до прове-
дения...)  А  с другой стороны, было очень
приятно видеть конкурсы в центре внимания,
как  и должно быть, вместо того чтобы люди
скрывались в барах или игнорировали бы ко-
нкурсы  ради продолжительной партии в DOOM
3.
  Я  боюсь советовать что-либо для будущих
пати, так как здесь определенно существует
своя культура демосцены и то, что работает
на западных пати, может полностью провали-
ться  на российской. Тем не менее, было бы
интересно  увидеть, что  может  произойти,
если добавить больше перерывов и свободно-
го времени в графике (может быть объединив
какие-то   музыкальные  конкурсы...).  Кто
знает, может  быть мы сможем наблюдать ин-
тересные творения и совместную работу...
  Что действительно открыло мне глаза, это
показ "Assorty Mega Shock" в конкурсе wild
и  то, как все в зале понимали шутки, при-
чем  не только Спектрумовские сценеры. Это
заставило меня осознать насколько огромным
Спектрум  был в Русской компьютерной куль-
туре - до  того, что  Shock Megademo стало
практически  mainstream'ом, каким было Se-
cond Reality для остальной сцены.

Random: Планируете  ли вы поездку на CC5 и
если  это  так, планируете  ли  вы принять
участие в конкурсах? В каких?

Gasman: Сейчас  еще  рано говорить, но ду-
маю, есть хороший шанс,что я снова решусь.
Также, я все время говорю себе, что если я
поеду на следующий год, я возьму несколько
дополнительных  отгулов, полечу на дешевом
рейсе в Германию и затем поеду по живопис-
ным краям на поезде, где у меня будет пол-
шанса  иметь  возможность говорить с охра-
ной. Скажем  так, такие планы у меня в го-
лове  есть. Насчет  конкурсов - я  набираю
все  больше и больше обязательств на сцене
(с проектами типа AY Riders и более недав-
ним увлечением Javascript демками на Asse-
mbly ). Так что, все  труднее  найти время
сесть и написать что-то типа настоящей де-
мо, а  еще сложнее знать, где я буду через
12  месяцев  http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif Но я точно подготовлю как
минимум  очередную  музыкальную  работу и,
может быть, что-то еще. Кроме того, я даже
начал  писать  512  байт  интро на CC4, но
через  ночь написания кода было вполне по-
нятно, что я ничего не успеваю :-/

Random: У  вас есть что сказать нашим рос-
сийским  читателям? Что бы вы порекомендо-
вали тем западным сценерам, кто думает по-
сетить CC5, но колеблется?

Gasman:  Я  хочу  поблагодарить  всех, кто
сделал  мою  поездку  настолько приятной и
запоминающейся. А  западным сценерам - да-
вайте, не стесняйтесь, решайтесь! Я сделал
это и выжил... и вы сможете http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif

17/09/2004

2

О разном - миниинтевью с западным спектрумистом кодером и музыкантом Gasman/Raww.

http://zxpress.ru/article.php?id=8432

(C) GASMAN
(C) MITCHELL (вопросы)
(C) PARACELS (перевод)


   В: У меня есть к  тебе несколько вопро-
сов. Ну что ж, начнем... Какая у тебя дис-
ковая система?

   О: У меня +D - мало известная за преде-
лами Англии. У  других  членов  Raww  Arse
стоит  MB-02  (я  полагаю,  из  Словакии).
LaEsq перенес свой Speccy в достаточно хо-
роший  корпус от PC http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif  Однако  на данный
момент  я использую только эмуляторы Spec-
cy, т.к. не смог  взять свой Speccy в уни-
верситет. Зато  теперь я могу использовать
большинство  форматов, включая  TRD, SCL и
др., и  смотреть  русские  демы без всяких
проблем с железом http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif

   В: Сколько  в   Англии   Спектрумовских
групп?

   О: Я думаю, только одна :-/ ... Больши-
нство  британских  demo-мейкеров состоит в
Raww Arse. Единственный кодер, не входящий
в  состав  нашей  группы, - Breezer, но он
уже давно ничего не делал http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449_2.gif Adam из Hooy
-Programm  официально  является членом RA,
хотя Hooy-Programm  и Raww Arse разные гр-
уппы. Он написал  демы  Do-Little и Cannon
Ball.

   В: Расскажи, пожалуйста, о ваших планах
на будущее.

   О: Я, по-моему, рассказывал тебе  о на-
шей  деме Pondlife, и ты, должно быть, ви-
дел preview и preview-preview. Над ней бу-
ду работать  не  только я, но и  вся  Raww
Arse. Надеюсь, остальные члены группы сде-
лают какие-нибудь  части. В следующем году
я и, возможно, другие  члены RA, поедем на
Doxycon, потому что  в  Великобритании нет
ничего  похожего. Большинство  Спектрумов-
ских  пользователей не интересуются демами
и говорят только о старых-добрых временах,
когда  игры для Spectrum'а  продавались  в
магазинах... Вот такие пироги.

   В: Видел ли ты последнюю дему Antares -
Devotion?

   О: Да! Я думаю, это клевая дема. X-agon
/NC сконвертировал ее в  TAP формат (кото-
рый я предпочитаю и использую на своем web
-сайте). Она  мне  понравилась, и  я скоро
добавлю ее на свой сайт.

   P.S. На  данный  момент я выпустил свою
новую игру Stevie Dotman. Ничего особенно-
го, но  достаточно  приколько http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif Смотрите
на  http://www.demo.eu.org/  Извините,  но
TR-DOS версии пока нет http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449_2.gif

                              Best wishes,
                          Gasman/Raww Arse
                           gasman@raww.org

3

Interface - интервью с британским музыкнтом Gasman/Raww.

http://zxpress.ru/article.php?id=10093

Когда и почему ты начал писать музыку на Спеке?

Я  уверен,  что  каждый  пользователь  спека  на каком-то этапе
игрался  с  BEEP'ами и DATA'ми и я не исключение... Когда я был
моложе,  я учился игре на фортепиано, так что какой-то опыт мне
оттуда  пригодился.  Мой первый опыт написания музыки в трекере
был довольно-таки внезапным - когда моя первая дема была близка
к  завершению,  я  решил, что необходима музыка, потому что все
демы с музыкой. И вот, я загрузил копию Soundtracker'a, который
был  в  комплекте  с  журналом  Your Sinclair, и начал писать -
окончательный результат был не очень, но это было демо, так что
это не важно http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif)

Наверняка  ты  набирался  опыта,  изучая творения других, более
опытных и известных авторов. Кто из спековских музыкантов влиял
на  твою  музыку  в  то  время  и  кого ты можешь назвать своим
учителем?

Определенно LA. На самом деле, единственными треками, которые я
разбирал, были работа LA и примеры из Soundtracker'a.

Твой первый музыкальный редактор.

Soundtracker  -  первый и последний - это то, что я лучше всего
знаю,  и  он  до  сих  пор  дает мне все, что мне надо. Когда я
близок  к  завершению  композиции  и  мне  не хватает сэмплов и
орнаментов,  я  часто  думаю:  "Ну  вот и все, я достиг предела
Soundtracker'a".  И тогда мне удается что-то большее и лучшее в
следующей композиции...

Что  теперь  ты  думаешь  про  свое  музыкальное прошлое, какие
важные вехи в своей карьере ты можешь отметить?

Трудно  указать  на какие-то определенные моменты, потому что я
думаю,  что я медленно прогрессировал за все это время - но мой
трек  'Lucid',  как я думаю, был ключевым. Обычно, когда я пишу
музыку  у  меня  есть  идея для короткого отрывка или риффа и я
начинаю  с  этого,  но  в  тот  раз все было по-другому, это бы
первый  раз, когда я в голове имел четко сформированный трек...
Слушая   его   сейчас,  я  могу  заметить  кое-какие  очевидные
недостатки   (ударные   плоховаты,   и  весь  трек  не  слишком
разнообразен),  но  многие  мои  работы  с тех пор были навеяны
именно тем треком.

Как  ты  думаешь,  у тебя есть фаны, и что особенно они любят в
твоей музыке? Что бы ты хотел им сказать?

В  основном, я пишу музыку, которую хотел бы послушать, так что
если  есть  фанаты,  то  это  круто http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif Я думаю, что моя сильная
сторона  -  мелодия  и  тема,  гораздо  больше,  чем сэмплы - я
стараюсь   сделать   мои   треки   как  можно  разнообразней  и
непредсказуемей,  что,  вероятно,  помогает,  когда  приходится
прослушать 20 треков один за одним на пати...

Какие  музыкальные инструменты ты используешь (если есть такие)
в  процессе  создание  мелодии?  Есть  ли у тебя опыт работы на
других платформах, и что ты об этом думаешь?

Время от времени я что-то придумываю на пианино, когда мне надо
поработать  над  сложными  последовательностями  аккордов, но в
большинстве  случаев,  когда  я  сочиняю,  у  меня нет удобного
пианино  под  рукой http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif На PC у меня был некоторый положительный
опыт  в  Buzztracker'e - я решил, что не стоит тратить время на
изучение  других трекеров, поэтому перешел сразу к делу. Но тем
не менее, на PC мне удалось закончить немногое - все мои лучшие
идеи  я  стараюсь  реализовать в моих Спековских треках, потому
что я могу сделать это быстро и качественно, и чтоб они звучали
именно так, как я хочу.

Ты самокритичен? Что является твоим самым слабым местом - ритм,
мелодия, аранжировка, др.?

Мой   самый  большой  недостаток,  вероятно,  низкокачественные
сэмплы  -  я  склоняюсь  к  использованию  стандартного  набора
сэмплов  и  особенно  много  не экспериментирую вне этих рамок.
Также  иногда  мне кажется, что моя музыка слишком активная - я
могу  сделать  так,  чтобы трек был разнообразен и интересен на
протяжении  2-х  или  3-х минут, но после этого я долго не могу
найти   вдохновение  на  следующую  работу.  Я  удивляюсь,  как
Yerzmyey  смог сделать 9-ти минутный финальный трек для первого
альбома   AY   Riders   используя   всего   лишь   один  модуль
Soundtracker'a http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif)

Какую  музыку  ты  слушаешь?  Какие бригады/проекты повлияли на
твой  подход  к написанию музыки, какие настроения и чувства ты
пытаешься передать через музыку? Что ты думаешь о ремиксах?

Идеи   появляются   отовсюду,   но  никогда  дважды  от  одного
исполнителя  http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif) ОК, есть очевидное влияние из мира электроники
(Jarre,  Robert  Miles,  Tim Follin...), но только единственное
длительное  воздействие на меня оказывает Purple Motion. Всякий
раз, когда наталкиваюсь на какие-то трудности по ходу написания
терка и не совсем уверен, куда двигаться дальше, я часто думаю:
"А  что  бы сделали Purple Motion"... А так, если посмотреть на
мою  музыкальную  коллекцию,  то  можно заметить Mike Oldfield,
Divine  Comedy  и They Might Be Giants - все очень разные, но я
уверен, что это все повлияло но мой стиль.

У  меня  смешанные  чувства  по отношению к ремиксам - я привык
думать,  что  это  немного бессмысленно, чтобы взять совершенно
законченную композицию, выкинуть половину и попытаться втиснуть
ее в 3 канала, и зачастую я бываю разочарован, когда узнаю, что
один  из  моих  любимых  спековских треков на самом деле содран
откуда-то  ещё. Но когда я попробовал сам сделать пару каверов,
я заметил некую привлекательность таких работ в качестве опытов
в  практике  с  техникой,  изучении  новых  последовательностей
аккордов  и тому подобное. Думаю, что ремиксы на пати - немного
глупая  идея - победит тот, кто сделает узнаваемей свой ремикс,
вне зависимости от того, насколько хорошо это у него получится.

На  каких  пати ты участвовал, какое место было самым высоким и
что ты обо всем этом думаешь?

Я  пытаюсь  участвовать по возможности в большинстве компо (при
условии,  что  я узнаю о них достаточно рано, и они не являются
теми  загадочными  пати,  на которых пропадают мои работы... не
будем тыкать пальцем http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif ), и я занял первое место на нескольких
,  самое  недавнее из которых - CAFe'2003. Много раз случалось,
что реальные результаты сильно отличались от того, что я ожидал
(может  к лучшему, а может и нет...), так что я не принимал эти
результаты  всерьез  -  я  думаю,  они  могут  сказать  лишь  о
музыкальных  вкусах  публики,  а  не  о  качестве музыки http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif) Но
хорошие  результаты все же сильно влияют на дальнейшую работу -
они подсказываются мне, что я делаю все правильно.

Что ты чувствуешь, когда твой трек играет на пати? Тебя волнует
звук, используемое оборудование, голосующая публика или все это
не важно?

Чаще  всего  я пытаюсь насладиться моими тремя минутами "славы"
http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif Это не то, что мне доводилось испытывать очень часто - может
2 или 3 раза в году, все же это стоит того.

У  тебя  есть  какие-нибудь  интересные  идеи  насчет  будущего
спековской  музыки?  Может  есть  какие-нибудь  идеи  по поводу
железа  или софта, что могло бы дать новый толчок или привнести
новых красок в процесс написания музыки?

Меня очень поразила работа Poke над движком SidSound, и я думаю
это  вдохновит  многих  демо мэйкеров на "преодоление барьера в
50Гц" - там много неисследованного.

Что  для  тебя сейчас наиболее интересно - совершенствоваться в
технике, находясь в рамках определенного стиля, направления или
же  экспериментировать  со  звуком  и  различными  подходами  в
написании композиции?

Честно   говоря,  я  начинаю  писать  мелодию  не  имея  ничего
определенного  в  голове. Обычно, когда я думаю: "Так, сейчас я
попробую  написать  что-то  в  стиле джаз" или "Я использую все
свои  оригинальные  фишки  в  этом  треке",  все  заканчивается
совершенно по-другому.

Какие  нереализованные  идеи  у  тебя  есть?  Может ты хотел бы
написать   саундтрек   к  игре,  деме  или  вообще  попробовать
что-нибудь,  чего  не  пробовал ранее, что могло бы потребовать
новых сил и нового применения твоему таланту?

Мне  бы  было  интересно  поработать  над  длинной, примерно на
альбом, композицией, что-то, где я бы смог тщательно поработать
над  небольшим  количеством  тем. Большинство треков, которые я
написал  (и  большинство треков на сцене, на самом-то деле), не
являются  сами по себе произведениями искусства, потому что они
либо предназначены для сопровождения каких-то визуальных вещей,
или  для  того,  чтобы  произвести  эффект на как можно большее
количество   людей   за   3  минуты.  Возможно,  это  будет  не
спектрумовский проект, может это потребуется от меня перейти на
другую, более "крупную" платформу.

Что  ты  думаешь  о совместном композировании? Интересно ли это
тебе?   Назови   троих  наиболее  интересных  тебе  современных
авторов.

Полагаю,  что совместно написать трек можно только тогда, когда
оба  человека  сидят  бок  о  бок  за  одной  клавиатурой,  что
означает,  что  в  моем  случае  есть  реальные  географические
проблемы  http://zxdemos.ru/img/posts/posts_21/33449.gif)  Может  мне  стоит кого-то отхватить на следующей
пати...

Наиболее  интересны  - вопрос с подвохом. Проект AY Riders смог
объединить  большинство  из наиболее интересных мне авторов и я
горжусь,  что  я  один из них. Не могу выделить одного... хотя,
отмечу  Megus'a  за  то,  что он может писать в любом стиле и у
него получается музыка, которую реально можно послушать.

Мне   нравится  стиль  Siril'a  -  это  звучит  так,  будто  он
выхватывает  ноты  из  воздуха и складывает из них мелодию... и
ещё  Sergant.  Я  не  большой  поклонник  techno,  но  вот Serg
действительно  представляет,  что  это такое, в его треках есть
что-то большее, чем просто тяжелый ритм и грохочащий бас.

Скажи пару слов начинающим музыкантам.

Продолжайте  композировать каждую минуту, не только когда вы за
компьютером  (и  если  люди  смеются,  потому  что вы постоянно
что-то  бубните  себе под нос, помните - они не секут!). Всегда
будьте  готовы  к  тому,  что  наступит  вдохновение - хватайте
бумагу и записывайте мелодию, прежде чем она исчезнет навсегда!