1

За железным занавесом: как играли в СССР, ГДР и КНДР
https://zxdemos.ru/uploads/images/2/85dee35896937bec25d3a666753f43c8.jpg

Любишь кататься — люби и саночки возить. Вроде бы поговорка стара как мир, но смысл её дошёл не до каждого. Например, некоторые из наших читателей пишут в комментариях, что Telegram им даром не нужен, да и Facebook тоже — пущай блокируют, раз так надо. А игровая индустрия вообще скатилась — и поляки не угодили, и французы не в ту степь, и американцы опять пробивают дно. Но представьте себе жизнь без социальных сетей, без Steam и PSN, без интернета и вообще в изоляции от цивилизованного мира. Что, нравится? А ведь так уже было.

In Soviet Russia video games play you

В 1970-е Запад пережил бум электронных развлечений: во многом благодаря консолям Atari 2600 и аркадным автоматам на микросхемах — таким, как Killer Shark от SEGA, Wild Gunman от Nintendo и F-1 от Namco, адаптированным для американской публики специалистами той же Atari. Но до советских границ докатилось лишь эхо большого взрыва. Потому что холодная война, железный занавес, кругом сплошь враги. И хотя молодёжь эпохи брежневского «застоя» тоже хотела играть, стране, выражаясь словами поэта, были нужнее паровозы и чёрный металл. Тем не менее, благодаря указке свыше и заводам оборонки, кое-какие заокеанские забавы прижились и здесь. О перспективах этой затеи тогда никто не задумывался.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/f6577dfad519ac7ce4c7904f969f6a34.jpg

Бытует мнение, что все электронные игры СССР — копии американских. Оно отчасти справедливо, но на деле встречались и оригинальные разработки. Такие как, например, «Городки» и «Автогонки» на основе винницкой схемы ТИА-МЦ-1 или «Викторина» по правилам дорожного движения. Хотя чаще всего юноши и девушки коротали время за репликами западных устройств, которые перед запуском в производство нужно было ещё достать, разобрать и исследовать. То есть, по сути, украсть — с лицензированием буржуйских машин развитой социализм не заморачивался.

«Игры требовали познаний в алгебре и внимательности при вводе кодов»

Только вы зря думаете, что это просто: за отсутствием импортных деталей умельцы использовали менее совершенные аналоги и громоздили такие зиккураты плат, что копия оказывалась гораздо тяжелее и крупнее исходника. Поэтому о «локализации» всего аркадного парка не было и речи, а за критерий отбора взяли практическую пользу для комсомольцев с пионерами. Отсюда тематическая зацикленность на стрельбе, вождении, спорте и развитии смекалки в целом. «Снайпер», «Морской бой», «Охота», «Сафари», «Авторалли-М», «Магистраль», «Обгон» — прежде чем попасть в зал, каждая железка с монетоприёмником получала ведомственное одобрение.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/10c49a9695b4cbc310b5337ada6ae709.jpg

Выпускали в СССР и домашние консоли, причём на основе чипов советского производства. Если «Турнир» 1978 года дословно повторяла Odyssey 200 (один из вариантов Pong) и работала на той же микросхеме AY-3-8500, то приставки серий «Электроника» и «Видеоспорт» имели под крышкой отечественную схему К145ИК17. Впрочем, раздобыть чудо техники было чертовски сложно: дефицит могли купить жители больших городов, да и то по блату или по знакомству с директором «Детского мира». Иначе приходилось обращаться к спекулянтам, раскошеливаясь на пресловутую зарплату инженера в 120 рублей — цена у спекулянтов как минимум пятикратно превосходила магазинную. И как тут быть? Не на калькуляторе же играть в самом деле. Хотя… погодите-ка.

С 1977 года началось серийное производство микрокалькуляторов Б3-21 — компактных и, что ещё важнее, программируемых. Теоретически их можно было использовать для развлечений, но этот потенциал рубила на корню цена — покупали счётные машинки сугубо предприятия и конструкторские бюро. Лишь устройства следующих поколений, такие как Б3-34, МК-52, МК-54 и МК-61, стали доступны рядовым пользователям, включая геймеров. Поскольку всё советское непременно должно быть суровым, игры требовали познаний в алгебре и внимательности при вводе кодов, опубликованных где-нибудь в «Науке и жизни» или «Технике — молодёжи». Причём от модели зависело количество команд, которое она могла обработать — скажем, у МК-52 предел составлял 512 шагов программы. Ни дать ни взять эксклюзив! Только без графики и интерфейса, но разве это главное?

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/4ce9c1bcd0ff3bdd34f117debd0a2060.jpg

Картина маргарином. До середины 80-х диета советского геймера действительно не блистала разнообразием: всё-таки автоматы требовали карманной мелочи, на калькуляторах развлекались люди особого склада ума, а на приставках — дети успешных родителей. Но затем подул ветер перемен. Из-за леса, из-за гор на предприятия, в школы и обычные дома попали компьютеры: советские «Агаты» (неточные копии Apple II), болгарские «Правец» (точные реплики Apple II), машины семейства БК и многочисленные клоны ZX Spectrum. Стоит ли говорить, что виртуозы BASIC превращали любой из этих аппаратов в геймерскую платформу? А предприятие «Электроника» наводнило страну гаджетами в духе Nintendo Game & Watch — речь о яйцеловке «Ну, погоди!» и её вариациях, которые, в отличие от того же «Турнира», были доступны всем.

«На одну оригинальную технологию приходилась дюжина ворованных»

Железный занавес дал трещину с началом Перестройки (1985 — 1991) и смягчением условий комиссии КОКОМ — за это время многие смекнули, что догнать и перегнать Запад не получилось. Особенно в области развлечений, где на одну оригинальную технологию приходилась дюжина ворованных, а советская молодёжь не видела и десятой доли забав, доступных американским сверстникам. Началась совершенно другая история — с «Тетрисом» и Color Lines, тайваньскими клонами приставок, первой тематической прессой и последними иллюзиями относительно счастливого детства.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/58f89d7ddbc941a9b6e0bd4961edb2a1.jpg

Eins, Zwei, Polizei

Образованная в 1949 году Германская Демократическая Республика стала форпостом СССР в Европе. Так что здесь сложилась своя атмосфера. С одной стороны, больше свободы: восточные немцы раньше прочих пролетариев получили музыку The Beatles, джинсы, компьютеры. С другой — именно через ГДР пролегал фронт идеологической борьбы, а железный занавес обрёл в Берлине конкретное воплощение — в форме знаменитой стены. Пропаганда марксизма-ленинизма пронизывала все сферы жизни. Была она и в фильмах студии DEFA с «индейцем» Гойко Митичем, и на страницах детского журнала ABC-Zeitung, где малышей пугали израильской военщиной, и, конечно же, в области интерактивных развлечений.

Поскольку совсем игнорировать достижения цивилизации неприлично, тайная полиция Штази — так называли немецкий филиал КГБ — вознамерилась построить свою, коммунистическую индустрию игр. Без американского, знаете ли, насилия — или, как писало об этом издание «Франкфуртер», без бомбёжек, стрельбы и резни. В 1980 году сумрачные гении комбината имени Карла Маркса в Эрфурте клонировали чип Zilog Z80, известный благодаря ZX Spectrum и MSX, назвав новодел по-военному кратко — U880. Этот процессор лёг в основу восьми вариантов аркадных автоматов Poly Play, одобренных спецслужбами. Среди них — хит середины 80-х Hase und Wolf («Ну, погоди!»): забава дословно копировала геймплей Pac-Man, но вместо желторота и призраков — персонажи советского мультсериала.

https://youtu.be/Pwpg0UF-Onw

По дизайну и габаритам аппарат напоминал шкаф, а по конструктивным решениям — что-то среднее между самолётом Можайского и паровозом Черепановых. Например, в основании джойстика конструкторы спрятали обычные кнопки со стрелками из компьютерной клавиатуры, чтобы рычаг при наклонах нажимал одну из них. К тому времени в ГДР наладили производство собственных клавиатур мембранного типа, но их качество оставляло желать лучшего. И когда за экраном вскипали нешуточные страсти, «джойстики» автомата могли выйти из строя. Тем не менее с подачи Штази тысячи немцев приобщились к цифровым развлечениям.

«Тайная полиция Штази вознамерилась построить свою, коммунистическую индустрию игр»

Со стороны ситуация выглядела абсурдно: в 1986 году в ФРГ (Западной Германии) состоялась официальная презентация NES, а в ГДР росли очереди к угловатым ящикам с «Ну, погоди!». Между прочим, автоматы требовали по 50 пфеннигов за тур (стоимость хлеба или литра молока — воистину азиатское расточительство). Социализм нуждался в домашних системах. И ими стали не какие-то приставки, а персональные компьютеры, разработанные на основе всё того же процессора U880. Речь об устройствах серий KC (Kleincomputer) и LC (Lerncomputer), которые выпускались предприятиями по всей стране.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/665540a6644cecdf5dfe3a346d2563ef.jpg

Только вот эффективность производства оказалась низкой: скажем, 150 рабочих завода VEB Mikroelektronik «Wilhelm Pieck» в Мюльхаузене собирали за сутки всего шесть устройств — насытить такими темпами рынок было нереально. Да и по цене восточногерманские компьютеры догоняли западногерманские автомобили. За «учебный» LC80 просили 3500 марок, а «бытовой» KC-85 стоил все 4300. Будто этого мало, ситуацию осложняли знакомые по СССР обстоятельства: продавали технику только в специальных магазинах и зачастую по знакомству. Но геймерам с программистами даже эти неказистые гробики казались пределом мечтаний. Андре Вайсфлог, знакомый многим по Drakensang Online, вспоминал в интервью изданию Zeit: «Я месяцами уламывал родителей купить мне маленький KC 85/3. И, поскольку у них была приличная зарплата, они поддались на уговоры».

Поддержка явилась, откуда не ждали. Ещё в 1979 году суд Лейпцига с рабоче-крестьянской прямотой постановил, что программное обеспечение нельзя считать ни техническим, ни научным, ни творческим достоянием — закон действовал вплоть до упразднения ГДР в 1990-м. Что это дало энтузиастам? Да много чего: раз уж на игры не распространяются авторские права и их не пришьёшь к делу о промышленном шпионаже, значит, можно копировать программы и распространять среди знакомых. Для конспирации компьютерщики встречались во время одобренных властями мероприятий, таких как весенние или осенние ярмарки. Из этих подпольных тусовок и вышли пионеры немецкого геймдева, включая уже упомянутого Вайсфлога.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/8b26951bd2aaeefb20ca4bf7eb427a18.jpg
«Диздок» Андре Вайсфлога времён ГДР

Ким Чен Ын будет устанавливать все игры

А почему мы всё о прошлом да о прошлом? Для чистоты эксперимента взглянем туда, где железный занавес высится и поныне — в КНДР. С тех пор как её отрезали от цивилизованного мира границей вдоль 38 параллели, страна достигла небывалого уровня самоизоляции. И до недавнего времени трудно было понять, есть ли там вообще доступ к глобальным сетям, компьютеры и технические специалисты, способные с ними работать. В конце концов, что такое интернет на фоне голода, отсутствия лекарств в больницах и тетрадок в школах? Так, пустяк, забава праздного буржуя. Но с приходом к власти Ким Чен Ына стало ясно, что северные корейцы — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Впрочем, железный занавес на месте: не положено ещё гражданам гуглить мемы про своего вождя.

«Студенты выпустили симулятор езды по Пхеньяну с кавайной регулировщицей»

Вы не поверите, но видеоигры там всё же разрабатывают. По большей части они предназначены для внутреннего использования, а не презентаций на выставке E3, но в 2012 году группа учащихся Политехнического университета имени Ким Чхэка замахнулась и на глобальный рынок. Парни попали в чуть ли не единственное место Северной Кореи, где есть современные компьютеры, доступ к интернету и учебники по программированию. Но использовали это не для хакерских атак на США и не для взлома японских криптовалютных бирж, а ради высокого искусства. Студенты выпустили Pyongyang Racer — симулятор езды по Пхеньяну с кавайной регулировщицей, отчитывающей горе-шофёров за нарушение ПДД. Стоит ли говорить, что продукт по нынешним меркам ужасен?

https://youtu.be/B0WhdhbImLM

Они там что, Crysis не видели? Не знают о бесплатных 3D движках вроде Unity? В том-то и дело: и видели, и знают, но — не все граждане, а сугубо сотрудники спецслужб. Они контролируют культурную жизнь страны, поэтому должны быть в курсе враждебных происков. Развлечения же обычного подростка из города знакомы по нашим реалиям 90-х. Его батя, уезжая на заработки в Китай, привозит обратно клон NES или SNES — в силу экстремальной дешевизны этого бутлега. Также китайцы по сей день штампуют пиратские картриджи — вот тебе, сынок, приставка, а вот игротека. Современная консоль, не говоря об эксклюзивах для неё, кажется северокорейскому обывателю такой же роскошью, как личный автомобиль.

Кроме низкой стоимости ископаемых гаджетов, жизнь геймеров КНДР зависит от другого фактора — пропаганды. Суть примитивных забав для смартфонов и планшетов (произведённых на местных заводах) сводится к тому, что вам нужно победить США в войне, избить или как-либо унизить лидера враждебного государства — допустим, премьер-министра Японии. На ответ THQ с её шутером Homefront у корейцев ушло шесть лет — в 2017 они выпустили тир Hunting Yankee, где предлагается методичный отстрел американских морпехов. Ну, или сделали вид, что выпустили — с точки зрения пропаганды суть та же. Даже открытие зала аркадных автоматов — дело политической важности, поэтому без участия начальства оно немыслимо.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/4663e229afc17fc87c937411cca51e95.jpg

Зато Ким Чен Ын владеет магией, недоступной его западным коллегам. Потому что ни президент США, ни американский сенат не в силах приказать компании Activision изготовить экшен под заказ. А лидер КНДР ещё как может. Ребёнком он полюбил мультфильмы «Мальчик-генерал», рассказывающий о приключениях юного полководца в царстве Когурё, но когда сериал закрыли — очень огорчился. Наследная власть помогла восстановить справедливость: по указу верховного главнокомандующего аниматоры засели за новые эпизоды фильма (заказ довольно скромный — 50 серий), а разработчики принялись усиленно кодить приложение для смартфонов. Сегодня игра — северокорейский хит. Скачать её можно в специальных пунктах через Bluetooth. Как тебе такое, Илон Маск?

«Железный занавес — путь в тупик»

А если без шуток, то наверняка любой мало-мальски адекватный человек понимает: железный занавес — путь в тупик. Потому что приводит он к выдаче чужих технологий за свои, к появлению чёрного рынка с низкопробными бутлегами, к убогим потугам на творчество, к превращению развлечений в инструмент пропаганды. И чтобы не наделать собственных ошибок, достаточно посмотреть на чужие — с интернетом это проще простого.

Автор текста: Александр Бурсов

2

Любимая игра детства - MARS smile
https://zxdemos.ru/uploads/images/102/cb1ffcefc5a44f52c9127c88395e24a1.png

3

На РК 86 была у мну такая в 1986 году

4

"Ну погоди!" и прочее собирали у нас на радиоламповом заводе.

Нельзя сказать, что Атари вытеснила всех, просто игры предоставляли немного - International Karate. Народ так и рубался в Питон и в Тетрис, пока не появились Спектрумы и масса игрулек.
Все это творилось в к/т "Юбилейный", который снесли в этом году.

кстати, а KC85/3 видел кто живьем?

Смазловский перхоть подзалупная

5

Я видел живьем Конек Горбунок. В люберцах он стоял в магазине. Ездили туда сомтреть на него.

https://www.youtube.com/watch?v=jAmUmK7VfM8

6

а у меня случился культурный шок, когда на Казанском вокзале я увидел игровой автомат с цветным R-Type.

Смазловский перхоть подзалупная

7

Странно что они все исчезли. неужели сейчас не рентабельно 8 биточки бы поиграть. Навекрняка очередь за ривер райдом выстроилась

8

Шыншыл сказал:

"Ну погоди!" и прочее собирали у нас на радиоламповом заводе.

Нельзя сказать, что Атари вытеснила всех, просто игры предоставляли немного - International Karate. Народ так и рубался в Питон и в Тетрис, пока не появились Спектрумы и масса игрулек.
Все это творилось в к/т "Юбилейный", который снесли в этом году.

кстати, а KC85/3 видел кто живьем?

https://www.youtube.com/watch?v=dvMksrZiB2g

9

бля я не про ютубы.  раз упоминался в статье, то мелькал в ниризиновой. можыд в "Лейпциге"?

Смазловский перхоть подзалупная

10

Шыншыл сказал:

бля я не про ютубы.  раз упоминался в статье, то мелькал в ниризиновой. можыд в "Лейпциге"?

Я видел токма РК 86, Микрошу, БК010, ПОИСК, АМИГА 500, PC 286 всё остальное загадка.

11

Ну погоди стоила 25 рублей. Зарплата моего отца 120. Я бы не сказал про доступносуть.

12

РК видел, но простые игрушки были унылые.

Смазловский перхоть подзалупная

13

Шыншыл сказал:

РК видел, но простые игрушки были унылые.

Отец собрал сразу как появилась схема. Так что я был 1 в районе у кого оно было. Кнопки герконовые, игры с бабин грузил.

Киндза дза, быки и корова, ксоникс (не помню был или нет) , вообщем то оочень круто. Всех ребят со школы водил домой играть. Никто даже не верил поначалу.

14 (изменено: Weiv, 16.05.2018 20:21:12)

скажем, у МК-52 предел составлял 512 шагов программы

Сильно сказано. 104 шага у МК-52 предел был, так же, как и у MK-61. Всей разницы между ними была энергонезависимая память для хранения программ/данных и разъем для подключения блока расширения памяти у МК-52. То есть можно было записывать набранные программы в эту память, и считывать после выключения/включения аппарата, не парясь с повторным набором (реально полезная фича была), плюс считывать прошитые в БРП программы.

15

Забыл, к чему шли модули памяти - к МК-52?
Вроде было ограничение по объему программ.

Я вбил "Охоту на лис", запихал в модуль, поэтому часть программы не влезала.


я забывал об этом и как последний лох рубался(:

Смазловский перхоть подзалупная

16

водолазики были у двоюродного брата - просто мечта.

17

Шыншыл сказал:

Забыл, к чему шли модули памяти - к МК-52?
Вроде было ограничение по объему программ.

Я вбил "Охоту на лис", запихал в модуль, поэтому часть программы не влезала.


я забывал об этом и как последний лох рубался(:

Да, блоки расширения памяти (типа картриджей) и энергонезависимая память были у МК-52. Но там был нюанс - сохранить в неё можно было только 98 шагов программы, а максимальная длина программы была 104 шага, поэтому длинные программы надо было после чтения донабивать. Ну всё равно, 6 команд донабить это не все 104 заново вводить.

18 (изменено: Weiv, 16.05.2018 20:50:06)

daniel сказал:

водолазики были у двоюродного брата - просто мечта.

Я в детстве дико тащился по этим игрушкам. Мечтал о яйцеловке года два, пока не купили, пришлось привлечь знакомую из универмага, они были дефицитом. А водолазиков только пару раз у незнакомых людей видел, поиграть в детстве не довелось, вроде бы. В школе у чувака был Весёлый повар, менялись с ним поиграться. Да знакомые купили Автослалом, тоже менялись. Уже не так давно, лет 10 назад, начал собирать коллекцию этих игрушек, собрал все советские с оригинальными прошивками, кроме Веселой Арифметики, но она редкая, да и не очень интересная. Все модификации яйцеловки не собрал, это нереально - некоторые очень редкие и большие деньги стоят, одну знакомый коллекционер из Киева за штуку баксов покупал, это максимум цены на такую игрушку, известный мне)

19

Ещё одна игра советских времён

https://youtu.be/zOrmgd8-nhA

20 (изменено: AAA, 17.05.2018 00:10:09)

Я помню что самая крутая из электроники была водолаз. Но я в то время собирал машинки 1:43 и тратил деньги на них, а не на игры по 25 рублей. За эти деньги я бы купил штук 7 машинок. А бабушка спонмор была не железной))

21

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/918717493f380afb51a9a3eabc5b93b8.jpg

22

До сих пор помню как за 15 копеек в Морской бой можно бесконечно играть smile

23

daniel сказал:

До сих пор помню как за 15 копеек в Морской бой можно бесконечно играть smile

она самая легкая игра была из всех. Я помню запах резины черной в смотрелке))

24

15к были популярны, ага.
в "Морской бой" набирали призовую игру влегкую: ловишь корабль у входа слева, стреляешь, резко поворачиваешь перископ вправо и валишь второй. И так подряд, пока всех не потопишь.

Батя катался по командировкам, рассказывал, что в вокзале познакомился с дядькой-наладчиком игровых автоматов. Тот в "Снайпере" одним выстрелом гасил по две мишени. Как он ствол дергал - я хз.

Смазловский перхоть подзалупная

25

AAA сказал:

Я помню запах резины черной в смотрелке))

а звук - этож сказка какая-то smile

26

Шыншыл сказал:

15к были популярны, ага.

родители давали 10 копеек на билет и 12 копеек на проезд - как умудрялись играть - хз! в основном смотрели, короч как на фотке - богач играет, остальные слюни пускают.

27

daniel сказал:
AAA сказал:

Я помню запах резины черной в смотрелке))

а звук - этож сказка какая-то smile

есть же на писи диск там все эти автоматы сделаны можно играть звук тама такой же я как то давно даже клал его бораз на файлообменник на форуме был такой форум пк рую

28

http://www.15kop.ru , надо чуть вниз страницу промотать, там есть симуляторы Магистрали, Морского боя, Городков, Авторалли, и Зимней Охоты, очень приличные. Мне для полного счастья не хватает Воздушного Боя.

29

чо, запах резины был? xD

Смазловский перхоть подзалупная

30 (изменено: Weiv, 19.05.2018 06:50:26)

daniel сказал:

До сих пор помню как за 15 копеек в Морской бой можно бесконечно играть smile

Как?

Я помню, раз у нас в игровых автоматах что-то случилось с Авторалли, она запускалась без 15 копеек, по нажатию на Старт. Игрались целый день) А на следующий день починили, шара закончилась.