Глухая древность: 1977 год в истории видеоигр (часть 1,2)

Ответить
Аватара пользователя
бох в отпуске
Сообщения: 37437
Зарегистрирован: 08 июл 2016, 23:04
Откуда: Москва
Контактная информация:

Глухая древность: 1977 год в истории видеоигр (часть 1,2)

Сообщение бох в отпуске »

Глухая древность: 1977 год в истории видеоигр (часть 1)

Я попробую рассказать о том, что творилось в нашем с вами любимом мире на самой заре видеоигр, когда количество приставок можно было перечислить по пальцам одной руки, а почти каждая новая игра создавала новый жанр.
Итак, год 1977-й, Atari 2600.

Изображение Изображение
Air-Sea Battle

Уже в первой серии игр на Atari 2600 показана любопытная особенность этой системы. Игра Air-Sea Battle включает в себя аж 27 различных развлечений. Собственно, речь во всех играх идет о противостоянии морских и воздушных войск. Игрок управляет то средствами ПВО, то кораблями, то бомбардировщиками. Задача во всех случаях заключается в том, чтобы правильно рассчитать угол движения снаряда, его направление, исходное положение стреляющего объекта (иногда его можно менять, а иногда это стационарная пушка). Конечно, графика схематична, но уже в первых играх, и в частности в Air-Sea Battle заметно, что она симпатичнее, чем в Channel F. Игра достаточно яркая, разнообразная, самолет действительно выглядит не так, как вертолет и оба они отличаются от подводных лодок.

Вообще интересная ситуация: на сайте Mobygames, в принципе богатом на отчеты, но в основном по сравнительно известным играм, в списке игрушек за 1977 год обнаруживаются даже обзоры по игре Basic Math, представляющей собой банальный набор упражнений на простейшие арифметические действия.

Третья игра в стартовом наборе Atari 2600 тоже с сегодняшней точки зрения не представляет собой ничего особенного, но фактически является первой дошедшей до наших времен симуляцией карточной игры на компьютере/приставке. Симулировался Блэкджек, он же «21». В первой версии этой игры все происходило в верхней правой части экрана, вместо карт были цифры с условным их обозначением (без масти в маленьком квадратике. Чем хороши карточные игры, так это тем, что на любых по красотам и трехмерности компьютерам они играются абсолютно одинаково, если внешний вид не мешает восприятию игры. В Atari 2600 он пока мешает. Неудобно играть в карты, когда они выглядят не так, как на столе. Уже скоро сама компания Atari исправит свою ошибку, и в Atari-8 bit будут замечательные карты.

Combat

Прообразом этой игры стали аркадные автоматы Tank и Anti-aircraft, на которых игроки управляли , соответственно, танками и самолетами. Прямым предшественником, наверное, можно считать именно Tank, потому что вторая игра ближе к описанной ранее Air-Sea Battle. Combat, выпущенный в октябре 1977 года, - это один из примеров «чистого» геймплея, который даст так много игровой индустрии в дальнейшем. Как сказано в одном обзоре: «Это Чарли Чаплин компьютерных игр. Посмотришь – кажется – муть какая-то, но если поиграть, выясняется, что замечательная вещь!» Combat очень прост по своей сути, и может быть именно поэтому в него легко и приятно играть даже сегодня. С одним условием: играть надо против живого человека. Интеллект компьютерного противника практически отсутствует, а вот при игре с приятелем можно открыть достаточно много тактических хитростей. Многое еще зависит от выбора конкретной игры: Combat, как и Air-Sea Battle, представляет собой набор из многих (27) игр, которые отличаются друг от друга не только внешним видом объектов, но и кое-какими еще параметрами: возможностью управления полетом пули ( интересно, что эта фишка еще долго будет блуждать из игры в игру, несмотря на ее очевидную нереалистичность), отражением пули от стен (то есть от сторон экрана). Кроме этого, есть такие варианты, в которых один игрок сражается за три самолета, а второй за один гигантский «бомбардировщик», невидимые до самого выстрела танки, игра в чистом поле и в разной степени сложности лабиринте.

Наверное, к вопросу об этой игрушке уместно будет сказать, что приставка Atari, как и большинство игровых приставок того времени, включала по умолчанию два джойстика. Нормой было наличие двух игроков, ведь даже во всех рекламных роликах играют всегда как минимум двое, а то и всей семьей с участием бабушек и дедушек. Позже стало нормой продавать наборы с одним контроллером. Что послужило причиной этому – понять сложно. Можно предположить например, что подростки, игравшие в футбол (бейсбол) во дворе/на поле, всей компанией приходили домой и садились перед телеком…

Indy500

С 1911 года в Индианаполисе начали проводиться гонки на асфальтовом овале протяженностью 4 км. Общая длина трассы составляет 500 миль. Это одна из трех самых знаменитых и самых дорогостоящих гонок в истории автомотоспорта. Именно ее призвана отображать игра Indy500, вышедшая вместе с восемью другими играми в первой серии творений, появившихся на свет в 1977 году для Atari 2600.
В то время создать искусственный интеллект, способный самостоятельно пройти трассу, не врезавшись в препятствия, причем сделать это так, чтобы игрок смог конкурировать с таким противником, было задачей практически нереальной. Поэтому авторы прибегли к уже многократно испробованному способу: игра для одного человека существенно отличалась от игры для двоих. Вдвоем игроки нарезали круги по трассе, кто первый проходил 25 кругов – тот и победитель. В одиночку игрок сражался только с временем.

Изображение
Очень любопытная картинка – специальный джойстик Atari для гоночных игр.

Если верить автору единственного отзыва на Indy500, обучиться управлению машиной с его помощью было делом непростым. «Ни одного круга не проходило без того, чтобы кто-нибудь во что-то не врезался… Причем у моих друзей получалось не лучше!» Для того, чтобы сделать жизнь геймера 70-х интереснее, существовало еще несколько модификаций: версия Ice, в которой помимо собственных кривых ручек нам еще мешает и мощная инерция автомобиля при малейших маневрах, версия Crash and Score, в которой основной задачей было взять (читай врезаться в) белые квадратики, периодически возникающие на поле, Tag, в котором машины игроков поочередно становятся мишенями, которые нужно нещадно таранить, чтобы заработать очки. Как только смена происходит, для новой мишени начинается отсчет времени. Выигрывает тот игрок, чья машина продержится в сумме 99 секунд.

Да, также как и вариации на тему Pong, Indy 500 была основана на аркадном прототипе. Исходные версии носили названия Sprint1 и Sprint2, и заметно уступали последней версии. Вообще надо сказать, что это редкий случай.

В 1977 году Indy500 задала планку качества для всех последующих видеоигр. Единственным, может быть, недостатком ее была необходимость наличия второго игрока. Да, норма игры снова - только вдвоем. Впрочем, может статься, это и неплохо…
Аватара пользователя
бох в отпуске
Сообщения: 37437
Зарегистрирован: 08 июл 2016, 23:04
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение бох в отпуске »

Глухая древность: 1977 год в истории видеоигр (часть 2)

Спасибо всем, кто рискнул написать, что готов прочитать еще и вторую часть! Расскажу еще о четырех невообразимо древних игрухах, опять же на Atari 2600. Очень рекомендую посмотреть на них, самый простой способ — скачать с сайта http://www.mess.org/ программу MESS.

Outlaw
Еще одна легендарная игра. Outlaw — по-английски «преступник», человек «вне закона». Механика игры основана на тех же принципах, что и Combat. Вас двое. Вновь в игру на Atari и атмосферно, и необычно, и весело играть именно вдвоем. Версию с одним игроком я даже не буду рассматривать в силу бессмысленности такого времяпрепровождения. Итак, вас двое. У каждого револьвер,… ну или (второй вариант) некое оружие с неограниченным числом патронов… Но лучше все-таки старый добрый револьвер с шестью зарядами. Друг напротив друга, как в старых добрых вестернах. Единственный элемент пейзажа — повозка или кактус, которые в некоторых вариантах игры можно подразрушить, тогда задача попасть в противника существенно упростится. Увы, тогда компьютеры еще не могли играть музыку Морриконе…
Да, по идее это всё та же упрощенная версия дуэли на танках, которая хоть и включает в лучших традициях приставки аж 16 игр, но все они об одном и том же. В дуэли, конечно, странно выглядят рикошетящие пули, перебравшиеся сюда всё из того же Combat.
Но игра мне нравится гораздо больше Комбата. Хотя официальное мнение, например, VideoGameCritic принципиально отличается от моего — они считают, что большое количество разных фишечек однозначно важнее. Конечно, это дело вкуса. Но все мы любим вестерны, и вот эта атмосфера «Ну давай, один на один, только ты и я! Трусишь?!» — без нее мы не можем представить себе ни одного финала мало-мальски значимой игры, не говоря уже о том, сколько игр на таком столкновении основаны. Черт его знает, почему вестерн на Atari мне симпатичнее военной баталии: может фигурки больше, может картинка ближе. Не знаю, выбирайте по душе.
Существует несколько переделок Outlaw, в которых ковбои оборачиваются ниндзя или пак-менами. На игровой процесс, впрочем, это влияния не оказывает.

Изображение
StarShip (Atari)

Обозреватель на Mobygames назвал эту игру самой недооцененной за всю историю. Star Ship представляет собой переделку более старой игры Atari Starship 1, выпущенной на аркадных автоматах. Последовательность создания этих игр не совсем понятна, потому что уже после Star Ship появляется Lunar Lander на автоматах, который повторяет третью игру в данном наборе.
Да, как мы уже привыкли тогда, Star Ship вновь представляет собой сборник из 17 игр, которые делятся на три группы: собственно Star Ship, где игрок в течение фиксированного времени охотился за различной дрянью, обитающей на космических просторах: космическими роботами, летающими тарелками и просто маленькими зелеными человечками. Есть версия и для двух игроков, в которой напарник управляет космическим модулем, задача которого — за заданное время не попасть в прицел первого. В Warp Drive игрок должен пролететь как можно большее расстояние, уворачиваясь от встречных метеоритов-астероидов… В Lunar Lander, пожалуй, самой многообещающей и концептуальной игре, надо посадить свой космический челнок на луну, которая максимум раза в 3 больше этого самого челнока.

Проблема этой серии была именно в мультиплеере. Привыкшие к интереснейшим взаимодействиям в Комбате и Outlaw не могли понять, чего хотят от них здесь. Игра с другом в формате Star Ship оказалась ненужной, в Ward Drive — отсутствовала, а в Lunar Lander второй игрок управлял луной, которая двигалась и не давала челноку опуститься на ее поверхность. Редко где удается поиграть за луну, конечно, но возможность эта оказалась не только диковинной, но и малоинтересной.
В общем, по всем пунктам при сравнении с предыдущими игра получилась неудачная. Но что же так завело того ревьюера, который поставил Star Ship пятерку на Mobygames? А всё просто — играется быстро, просто и, видимо, можно не тратиться на пиво для друга. Трудно сказать, в плюс или в минус игре ее направленность на соло-прохождение, но какую-то часть облюбовавших Combat и Outlaw игроков наверняка обошли ее вниманием.

Изображение

Street Racer
В отличие от Indy500, для игры в этот симулятор стритрейсинга используется обычный джойстик Атари. Играть можно даже вчетвером за одним компьютером. В этот раз Atari включила в набор 6 совершенно разных по своей сути игр, как сейчас принято говорить, на одном движке. Мы смотрим сверху на движение машин, лыжников, преодолевающих слаломную трассу (Slalom), самолеты, уничтожающие противника (Jet Shooter), мотоциклы, сбивающие гигантские цифры (Number Cruncher) (создается впечатление, что логика разработчиков развивалась одновременно с увеличением числа операций, производимых компьютерами — почему цифры? откуда они там взялись? — пусть бы огромных лягушек давил — понятнее было бы… Но с другой стороны — может это такое проявление нейтралитета и неагрессивности игры). Немного изменились пиксели дороги и ее окружения, немного сменил форму главный герой, и уже другая игра.
Опять же, мнения по поводу качества этой игры разнятся: большинство критиков считают ее отличным развлечением для компании друзей, некоторые называют бездарной. Но все сходятся в том, что основная часть игры, посвященная машинам, в разы лучше всех дополнительных.

Изображение
Surround

Чистая идея. Практически без графики и практически без звука. Два игрока. Две линии. Задача — не пересечься. Тот, кто заставляет оппонента врезаться в его линию, получает очко. Матч идет до десяти. Суть игры.
Конечно, в ней, как и в предыдущих играх Atari, есть еще 13 вариантов с возможностью диагонального движения, «слепыми лабиринтами» (в которых оставляемый линиями след не виден) и даже прообразом грядущей программы Paint. Но самое главное, что эта идея совершенно точно была использована в линейке продуктов Tron, там, где такие линии образовывались при движении мотоциклов, и наверняка была взята на вооружении при создании знаменитого «питона» и его многочисленных потомков. Критиками воспринята в целом благосклонно, хотя все ныне доступные обзоры игрушки публиковались уже в середине 80-х, а VideoGameCritic поругал Surround за «плохую графику».

Изображение

А вот и кадр из фильма Tron…

Изображение
Ответить