1

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ZX-SPECTRUM
------------------------
Дмитрий Степанов, "Компьютерра" 1998 г.

Вот  уже  больше  года  прошло с тех пор, как Кузнецов запустил проект
приложений  к "Компьютерре". Планировалось их тогда пять , вышло всего
три:  "Корпоративные  системы  и  сети", "PC" и "Компьюномика". На два
оставшихся  -  "АльтТерра"  (искусство  + компьютер) и "НеPC" - мы все
искали редактора, искали, все вели переговоры, вели, да так ни до чего
ни с кем и не договорились.

Тем  временем  "Компьютерра"  сменила главного редактора, потом грянул
кризис,  уменьшив журнал в объеме. Приложения, вместо того чтобы раз в
четыре  номера  оставаться  16-полосными,  превратились в еженедельные
(теоретически;  на  практике  в  каждом  номере на все три действующих
приложения  места  не  хватает  категорически),  но по две-три полосы.
Рубрики  "Корпоративные  системы  и  сети"  и  "PC"  (превратившаяся в
"Кошелек",    ибо,    в   основном,   посвящена   стоимости   владения
компьютером,  да  так под новым названием ни разу и не за светившаяся)
ждут  свободного  места на конкурентной основе, "Компьюномика" выходит
практически   еженедельно.   Наконец,   нам  удалось  сговориться  и с
редактором  "АльтТерры"  Сергеем Кащавцевым, который в качестве как бы
вступления  к  новой  рубрике выпустил тему номера "Цвет и восприятие"
(его  рубрика  будет  сейчас  появляться в журнале регулярно (хоть и в
прямой   зависимости   от   свободного  места).  Единственная  рубрика
(ex-приложение),  редактора  на  которую  мы так и не нашли до сих пор
(претенденты,  заявляйте  претензии!),  -  "НеPC".  Возможно, не нашли
потому,  что круг "неписей" очень уж широк и почти невозможно отыскать
человека,   равно   разбирающегося   в   суперкомпьютерах   и  игровых
приставках, в "Макинтошах" и Handheld PC.

После   получения  очередной  статьи  на  "НеPC"-те  му  я  подумал: а
непременно  ли  нужен  специальный  редактор  для  того, чтобы рубрика
начала  существовать. То есть очень неплохо было бы, чтобы он был (еще
раз:  вниманию претендентов!), но не начать ли ее уже сейчас с помощью
"самотека".

Вот. Начинаем. Поздравления и предложения принимаются без ограничений.

Евгений Козловский

Сегодня  у многих, наверное, возникает желание хоть на некоторое время
забросить  все  "квейки" подальше и поиграть во что-нибудь старенькое,
до  боли знакомое. Ну-ка, вспомните, с какой платформы начиналось ваше
знакомство  с  удивительным  миром  компьютеров?  И  многие  скажут: с
ZX-Spectrum  [1].  С  помощью  эмуляторов  "Спектрума", обзору которых
посвящена   эта   статья,   я  предлагаю  вам  окунуться  в  прошлое и
вспомнить  свое  компьютерное  "детство". Конечно, после PC вы даже не
взглянете  на  спектрумовские  стратегии  или симуляторы, но аркады на
Spectrum  всегда  были хороши. Лично я с удовольствием провел время за
некоторыми старыми игами после многолетнего перерыва.

Первый  эмулятор "Спектрума" я увидел лет шесть назад, но скорость его
работы  на  286-м  процессоре  и  четыре  цвета CGA вместо шестнадцати
спектрумовских  не  сильно  обрадовали. Недавно я решил проверить, как
же  обстоят  дела с эмуляторами для "Спектрумов" в Интернете. И что вы
думаете?  Оказалось,  народ  писал  и  вовсю  пишет  такие  эмуляторы!
Причем  сейчас на дворе 1998 год, и производительности PC для эмуляции
8-разрядных компьютеров хватает с лихвой. В Интернете хранятся десятки
тысяч  спектрумовских  игрушек  и  программ.  Получается, что Spectrum
почти полностью "переехал" в Интернет.

Я  выудил  из  Сети  с  десяток  эмуляторов  и спешу поделиться с вами
результатами.   Но   сначала   необходимо   сказать  несколько  слов о
форматах  файлов,  с  которыми работают эти программы. Все файлы можно
разделить на два типа: это так называемые tapes и snapshots.

Первые  представляют  собой  виртуальное  подобие  магнитофонных лент,
используемых  в  ZX-Spectrum.  Эмуляторы  умеют  "загружаться" с таких
файлов.  Как  вы  догадываетесь,  загрузка  в  этом  случае происходит
намного  быстрее  реальной  загрузки  с  ленты.  Существует  несколько
основных форматов этого типа.

.tap  -  самый  простой,  поддерживается  многими программами эмуляции
(аналогичные  форматы: .ltp, .spc); хранит лишь файлы и их заголовки -
последовательно,   как   и   на  ленте.  Если  записываемые  программы
используют   нестандартную   загрузку,   от   этого  формата  придется
отказаться. Зато в нем можно хранить программы, использующие подгрузку
с ленты (например, многоуровневые игры).

.voc - широко известный формат хранения звуков . Файлы содержат звук с
магнитофонной   ленты,  позволяя  хранить  программы  с  нестандартной
загрузкой  (хотя  довольно расточительное это дело, скажу я вам); чаще
всего используются при переносе программ с кассет на компьютер.

.tzx  -  примерно  то  же,  что  и  .voc,  но при хранении учитываются
особенности  записи  на  магнитную  ленту,  благодаря чему файлы этого
формата занимают меньше места.

Для  загрузки программ из таких файлов необходимо в Бейсике-48 набрать
на  клавиатуре LOAD "" или выбрать [Tape Loader] в меню Spectrum-128 и
"запустить" ленту с помощью эмулятора.

Теперь рассмотрим второе семейство форматов.

Snapshot  (.z80,  .sna, .snp, .prg) - файл с содержимым спектрумовской
памяти  и  регистров. В этом случае полностью отпадает необходимость в
загрузке  программ  с  лент  и  дискет  (виртуальных или настоящих). С
помощью   таких   файлов   можно  хранить  программы  с  нестандартной
загрузкой  после  того,  как вам однажды удалось загрузить их в память
эмулятора,  а  также  можно  сохранять  игры,  в которых вы установили
новый рекорд в таблице результатов.

Кроме  того, существуют файлы образов дискет TR-DOS (.trd, .dsk, .fdi,
...)   и   файлы   микродрайва   (.mdr,  ...),  но  они  встречаются и
используются   реже.   Часто  вам  будут  попадаться  и  .sc  r-файлы,
содержащие образ видеопамяти "Спектрума" (картинку).

Информация о возможностях программ приведена в таблице.

Теперь  несколько  слов  о  каждой из них. Чтобы не возникало путаницы
(так  как  названия схожи), я буду указывать имена создателей программ
(в  скобках)  и  номера  версий  (возможно, когда вы будете читать эти
строки, в Сети появятся более свежие).

Первым  был  найден  эмулятор  Z-80  v3.03  (G.  A.  Lunter).  Он-то и
вдохновил  меня  на  дальнейшие  поиски,  так  как  в этой программе я
наконец увидел все шестнадцать цветов, поддерживаемые "Спектрумом". Но
была  одна  загвоздка: это shareware-программа, и за регистрацию нужно
выложить  23  доллара,  иначе  определенные функции работать не будут.
Регистрация  -  дело,  конечно,  хорошее,  но  существует  множе  ство
абсолютно бесплатных эмуляторов, не уступающих этому по возможностям.

JPP  v14/12/92  (A.  Gulbrandsen)  и  Irish  (K.  Phair)  -  известные
эмуляторы,  но  уже  довольно  устаревшие,  поддерживают мало форматов
файлов  и  эмулируют только ранние модели Spectrum. Я упомянул их лишь
затем, чтобы вы не тратили на них время.

Nuclear  ZX  Spectrum  v3.69  (R.  Garabik,  L.  Salanci)  -  неплохой
эмулятор,  однако  отсутствие  поддержки PC-джойстика и звуковой карты
разочаровывает.

Warajevo  v1.50  (Z.  Juric,  S.  Ribic) - примерно то же самое, что и
предыдущий  эмулятор,  но с PC-джойстиком и базой данных для программ.
Скачав  эту версию, позже я обнаружил, что в Сети есть и более поздняя
версия  (v2.00),  поддерживающая  tzx-формат  и  еще  много чего. Этот
эмулятор  неплох  и продолжает развиваться; так что рекомендую. Авторы
начали создавать программу в Сараево, когда там шла война. В doc-файле
можете  почитать,  как  нелегок  труд программиста в полевых условиях,
когда нет электричества и прочих благ мирной жизни.

Следующие  три  эмулятора  созданы  нашими соотечественниками (громкое
"Ура!!!").

UKW v1.2 (?). Программа имеет довольно мощный отладчик.

ZX-Emulator  v0.30b - видимо, автор этой программы В. С. Юдин является
большим  специалистом  в  области  программирования видеокарт, так как
этот  эмулятор  лучше всех из мною виденных справляется с эффектами на
бордюре  и  прочими,  связанными  с  частотой строк и кадров. Отличные
эмуляция  и звук. Неудобства: низкая частота смены кадров (около 50 Гц
- как в телевизоре) и отсутствие поддержки джойстика.

ZX-Spectrum   v3.04b  (Н.  Шалаев)  -  неплохой  выбор  для  любителей
экспериментировать.  Программа  предоставляет богатый выбор настроек и
позволяет  самостоятельно создавать и подключать расширения, например,
для  загрузки  файлов какого-либо формата. К сожалению, через звуковую
карту выводится только звук синтезатора, звук динамика выводится через
PC-спикер.

ZX-32  v1.03b  (V. Kapartzianis) - единственный из всех представленных
эмуляторов  для  Windows  95. Из недостатков отмечу искажения звука, а
также   то,   что   при   работе  в  полноэкранном  режиме  появляется
чересстрочная развертка.

X-128  v0.8  (J.  McKey)  -  этим  эмулятором  я пользуюсь чаще всего.
Эмуляция,   в   том   числе   и   под   Windows,  отличная,  программа
поддерживает  все  необходимые  форматы, хорошо работает с джойстиком,
неплохо выводит звук.

Конечно,  существует  еще  очень много эмуляторов для разных платформ.
Возможно,  я  не  нашел самый совершенный и мощный из них, но если это
так, то здесь вам и карты в руки.

Ресурсы

The   World  Of  Spectrum  (void.demon.nl/spectrum.html)  -  здесь
находятся  как  новейшие  версии  эмуляторов,  так  и архив программ с
поисковой системой.

The  Planet Sinclair (nvg.unit.no/sinclair/planet/index.html). The
ZX-Spectrum Software Museum (http://zx-museum.org.ru).

Помимо  всего  прочего,  на  вышеуказанных страничках вы найдете много
ссылок  на  другие  страницы, посвященные этой же тематике. Если этого
окажется мало - поисковые машины к вашим услугам.

Сводная таблица (см.)

----------------------------------------------------------------------
[1]  Несколько  лет  назад  "Спектрумы"  были самыми распространенными
домашними  компьютерами в нашей стране. Для тех, кто с этим семейством
ПК  не  знаком  или  знаком  понаслышке,  сообщу, чт о ZX-Spectrum был
разработан  в  1982  году в Великобритании компанией Sinclair Research
Ltd  под  руководством  Клайва  Синклера.  Наибольшее  распространение
"Спектрумы"  получили  в Европе. В СССР они появились в середине 80-х,
несколькими     годами     позже    было    нача    то    производство
Spectrum-совместимых  ПК.  К  этому  времени число выпущенных программ
исчислялось десятками тысяч.

Новое м е г ААА д е м о готово на 14%