1

Демосцена ZX Spectrum: Как это было в Рязани

Alone Coder
https://zxdemos.ru/uploads/images/2/c3818445df878f73cdf153aadafed664.jpg

   В рязанский  технологический кластер во времена СССР входило множество предприятий разного профиля:
   - Рязанский   станкостроительный  завод (сейчас  на  его территории не меньше двух разных станкостроительных предприятий, работающих явно не на полную мощность)
   - Рязанский  завод счётно-аналитических машин (после  долгого анабиоза недавно освоил производство новых кассовых машин)
   - Рязанский приборный завод (обслуживает военные заказы,породил в том числе наше РКБ "Глобус" )
   - Рязанский  телевизионный  завод (тоже связан  с ним, производил переносные телевизоры "Сапфир", в том числе цветные)
   - Рязанский  радиозавод (уже лет 10 нет новой  продукции, остались какие-то радиостанции для военных)
   - Рязанский  завод электронных приборов ("Лампочка",  на  его  костях  сейчас  ООО  "ЭВП", которое утверждает, что всё ещё делает радиолампы)
   - Рязанский  завод металло-керамических приборов (РЗМКП, в своё время один из крупнейших  мировых  производителей герконов, также занимается солнечной энергетикой)
   - завод "Красное знамя" (производит технологическое оборудование)
   - Рязанский конденсаторный завод и многие другие, а также:
   - Рязанский   политехнический  техникум (ранее  Рязанский  электровакуумный техникум, теперь Рязанский колледж электроники)
   - Рязанский  радиотехнический  институт ("Радик", сейчас университет)
   - НИИ  газоразрядных  приборов (НИИГРП, "Плазма", делали лазеры и плазменные кинескопы)
   - Научно-исследовательский технологический  институт (НИТИ, специализировался на разработке  и  производстве  аналитических приборов  сверх высоковакуумного оборудования  для анализа химического состава материалов, изучения физико-химических свойств поверхности  твёрдых тел, получения тонких плёнок  и  гетероструктур,  представляющих интерес для микроэлектроники).

   НИТИ - это огромное и загадочное место, истории  которого  нигде нет. Был каким-то образом  связан  с  НИИГРП,  "Лампочкой" и РЗМКП - говорят,что было одно объединение, даже с общей газетой. Злой Злоевич рассказывает, что примерно в 1989 году, когда ему было 12 лет,его водили в этот НИТИ и показывали некие компьютеры, под названием "Электроника". Он думает,что там разрабатывали или даже производили микросхемы. Максим Митькин (Cyberdaemon) соглашается с возможностью этого и пишет:
  "Точно  знаю, что они придумывали и делали  всякие  штуковины. Я  там был в 1994 году, когда учился в колледже электроники, на  экскурсии. В то  время  НИТИ уже почти умерло - было  много  пустых цехов, и сами работники  говорили, что ещё недолго осталось и всех распустят."

   KSA-7G вспоминает про НИИГРП: "Это ведь то, которое рядом с колледжем было - на  другой стороне шоссе (с подземным переходом через дорогу, из здания примыкающего к колледжу). Так я тоже, примерно тогда, был там на экскурсии, уже не помню, в каком именно году, и нам ещё лазеры показывали, голограммы,а также первые разработки  цветного действующего плазменного экрана - квадратной
формы, с  диагональю, наверное, всего дюймов семь и шумами спонтанных  пятен - из-за несовершенства (кучи наводок/проводов  к  контроллерам матрицы) тогдашней конструкции - как нам объяснили.
Но  я помню - как прибалдел от той цветной картинки,  как  замечтал, чтоб у меня комп так показывал..."

На  месте НИТИ (или фундаментов его новых  корпусов)  теперь  огромные мебельные магазины.  Особняком   осталось  небольшое предприятие, производящее газоанализаторы.Технологию  плазменного
экрана продали то  ли  японцам, то ли корейцам, до нашего телезавода  она  так и не дошла, телезавод обанкротили. Монтажник  с  "Глобуса"  Рома Борисов, в те времена связанный  с телезаводом, уточняет,что завод обанкротили специально, это не было связано с его возможностями.

Slash_AtD:
   Был еще на Южном, недалеко от моего дома  ВНИИМС (Всесоюзный научно-исследовательский  и  проектный институт по организации, экономике  и  технологии материально-технического  снабжения  сельского  хозяйства). С  1992  года  институт находился в ведении Российской академии сельскохозяйственных  наук, осуществляя фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам материально-технического и агрохимического  обеспечения сельскохозяйственного производства, проектирования  и  внедрения систем технологий, машин и оборудования по грузопереработке   материальных  ресурсов, поставляемых селу, исследования рынка продукции производственно-технического назначения  в АПК с использованием информационно-компьютерных  технологий.
   Я там в 10-11 классах (93-94) учился напрофессию "оператор ЭВМ". В этом институте было колоссальное количество мощных компьютеров  старых  и  новых  по тем временам: Robotron'ы,  Искры  (монохромный  диггер - это было что-то!! с чем-то), IBM 386, 486, на  втором этаже были вычислительные комплексы, которые  занимали по несколько комнат!! Всё гудело и шумело. Куча перфокарт,
плёнки, дискеты 5.25", мда... было чрезвычайно  интересно. Там  же  нам преподавали основы информатики.

   В 1986 году  журнал "Радио" опубликовал схемы  и  прошивки компьютера "Радио-86РК"
на  процессоре  КР580ВМ80А  (i8080 compatible). Компьютер мгновенно получил популярность  как  среди  радиолюбителей, так  и среди  промышленных предприятий, которые в связи с перестройкой  переходили на полный хозрасчёт.  В  последующие  годы  выпущено множество компьютеров  на аналогичной схеме, самым  известным  из них был, наверно,"Микроша".
   Рязанский   завод  счётно-аналитических машин  (САМ) не остался в стороне и в 1987
году освоил производство совместимого компьютера "Партнёр 01.01".
   Одновременно в Рязанском радиотехническом институте  на факультете конструирования  радиоаппаратуры  (ФКР)  создаётся СКБ "Design", которое  пишет ПО для Радио-86РК и "Партнёра". О высоком уровне программистов, ни  об  одном  из  которых до сих пор ничего  не известно ( Bony и SDN - если он оттуда же),говорят игры "Zmeya", "Volcano"и "Press" (1986-1987). Эти программы можно найти  на сайте rk86.ru . По-видимому, навсегда  утеряна  только  прошивка игрового автомата  с двумя играми - "Клад" и "Лабиринт", который  одно время стоял в ДК Нефтяников, недалеко  от института. Очень вероятно, что тот автомат делали те же люди.

    С этого начинается история.

                        * * *

   Мой отец,  Быстров  Михаил  Викторович, работал  на  РЗМКП заместителем начальника гальванического  цеха, с 1991 года - и начальником. В другом отделе  работала (и до сих  пор  работает) моя мать, Быстрова Наталья Васильевна. Сосед этажом выше, Зорин Александр  Васильевич, работал  на  заводе САМ. Отец увлекался пайкой электронных устройств  по  схемам из журналов (например, автоматического устройства для проявки фотографий). Сосед тоже.
   Я тоже  листал  эти  журналы ( "Радио", "Моделист-конструктор", про компьютеры было ещё в "Науке и жизни" ),но по молодости ничего там  не понимал. Желание иметь компьютер  у меня возникло в конце 1988 года,когда  журнал "Мурзилка" предлагал выбрать подарок  на новый год с таким вариантом. В то  время "Мурзилка" как раз занимался компьютерным  просвещением  в форме комиксов ("Эдик, Вася, Миша - сокращённо ЭВМ"). А я учился в первом классе.

KSA-7G:

   Примерно в те же годы и я чего-то читал про  компы  и  программы  в журналах "Юный Техник", но толком ничего не знал, то есть не осознавал прочитанное,так как мало чего в этом понимал,да и написано было немного.
   Тогда  я этим совершенно не увлекался и даже не мечтал об этом, из-за непонимания, недоосознавания  и  недоступности. И  даже когда в те же годы, наверно в 1990, я увидел  Спектрум (как теперь понимаю, а тогда даже названия не знал) дома у одноклассника, увидел кассеты с турбозагрузкой, магнитофон со счётчиком ленты,ошибки/глюк и перемотку  с  повтором загрузки, рукояточный джойстик,игры EXOLON, Bruce Lee, несколько набросков программ (из книжки) на BASIC'е, я так и не допонял всего этого!Ведь у меня этого не было, и я понимал, с моим уровнем жизни, что - не  будет, бесполезно об этом мечтать и просить взрослых (они мало зарабатывали,в отличии от отца одноклассника), посему я старался этого не замечать/не мечтать  об  этом/недоступном. Хотя понимал, что  это  чего-то  необычное и интересное, что можно здорово играть... Отец друга/одноклассника  где-то  по блату достал плату (возможно, на  плисине - едва  её  помню), спаял корпус из плат, блок питания, подпаялся к своему цветному телевизору... Тогда на  это  были способны единицы мастеров, и весьма  обеспеченных  людей, либо людей со связями... Поэтому, не смотря на некоторые заметки  в журналах, и единичное посещение друга  с его компом (я бывал у него редко, но  комп помню лишь единожды, возможно, он быстро сгорел...),я почти не интересовался компами  и  почти  не  думал о них - как о всём  дорогом  и  недоступном.
   И  реальный прорыв в мир компов произошёл  для  меня  лишь в конце первого курса колледжа, когда  я  стал практиковаться на Партнёрах  в  BASIC'е, когда случайно сдох мой/брата программируемый микрокалькулятор Электроника МК61, и я,скучая по программированию,купил у однокурсника 48й Спектрум.
   А когда  я был у тебя, то помню, что ты немного рассказывал, что-то типа того, что у тебя  отец  занимался электроникой - как раз поэтому у тебя корОбки и коробкИ с деталями  остались, и  что  он Спектрум тебе спаял. Я  тогда  тебе  позавидовал в душе, вспомнив  и своего одноклассника - у которого была похожая ситуация.
   У  меня нет претензий к отцу, что он не мог мне компьютер купить  или ещё чего-то. Нас - трое детей в семье, и так - как могли, так и жили, а он как мог,так и зарабатывал, и опять же, отец несколько раз проявил важную ключевую заботу: на дни рождения  купил брату микрокалькулятор (которым практически  только  я и пользовался - сам научился программировать), а мне - автомобиль со звуковым управлением (АЗУ, поломка которого послужила дополнительным стимулом освоить электронику - чтобы АЗУ починить), тестер  (основной  измерительный инструмент), электронную лабораторию (практиковался со схемами), цветомузыку (практиковался со  сборкой), оплатил некоторые дефицитные тогда детальки, помог с некоторыми инструментами  и  журналами, и  некоторые конструкторы (электромагнитные, радиоприёмник), наверное, тоже  он купил. АЗУ отец привёз подарил мне-школьнику из Тулы (там эту игрушку выпускали):реагирует на резкие звуки крики, свисты,хлопки,в том числе - паразитно  реагировала на удары/сталкновения с препятствиями;  при  этом  последовательно переключались по кругу режимы - стоп,назад с разворотом, стоп,вперёд с мигалкой и сиреной;при стопе горели задние фары; стилизована под некий гибрид скорой,но окрашена красным  с  надписью  "01" - типа пожарная машина.

   Примерно в 1989 году сосед показал отцу самодельный  Радио-86РК, который он собрал в половинке от шахматной доски с клавишами от  "Партнёра".  Отец загорелся идеей собрать  такой  же. Он  уже раздобыл огромное количество  разнообразных микросхем и прочих  радиоэлементов, но у него не было осциллографа  для отладки. Насколько я понимаю,отлаживалось это всё у соседа. Однажды он приносил огромный осциллограф и к нам.
   В  1990 году компьютер был готов. В качестве клавиатуры использовались опять-таки клавиши от "Партнёра", состоящие каждая из  множества деталек. В качестве магнитофона  была  магниторадиола  "Романтика"  с двухскоростным   4-дорожечным   катушечным приводом.В качестве монитора - чёрно-белый телевизор.
   У  нас было множество игр, а также язык Бейсик и программы, написанные на нём. Было несколько книг про радиотехнику, микрокалькуляторы  (программируемый был у двоюродного брата Андрея),компьютер Радио-86РК и язык Бейсик. Со временем отец даже спаял устройство, чтобы  грузить  Бейсик  из ПЗУ вместо ленты.
   Особенно интересными были "Клад", "Лестница-1"  и  текстовые  игры "Президент" и "Орегонская тропа".  Я даже  придумал, как играть в  "Орегонскую  тропу"  на бумаге с кубиком  и играл в деревне, вместе с сестрой Таней. Тетрадь с этими записями сохранилась, и её вместе с тысячей других исторических бумажек отфотографировала Louisa.

               В это время:

   В 1990 году кооператив "КАПЛЯ" из Рязани публикует рекламу услуг по программированию ПЗУ, в том числе компьютеров, совместимых  с "ZX-Spectrum", и ПЗУ их ДОС, они же продают комплект для сборки контроллера дисковода для CP/M на ВГ93 или 8272 (Радио 1990-07 79).

   Около 1990 года (по данным  Паши Юлина, сейчас  монтажника на "Глобусе" ) начинает действовать  рязанский радиорынок на танцплощадке  в центральном  парке  культуры и отдыха рядом с радиоинститутом. Где раньше доставали детали? Надо полагать, таскали с заводов. Кроме того, была тусовка радиолюбителей.  Многие  помнят старого гуру Юрия Ивановича,  также  известного  Slash'у  по прозвищу  "Самоделкин" (идентификацию провожу  по адресу - старый дом около пл. Мичурина). Однажды в 1999 году и я был там с Dissonator'ом, не помню  по какому поводу. От радиолюбителей у нас пошёл "коммунистический" подход  к обмену деталями и девайсами: "мне не надо, возьми, но береги добро, не ломай и не выкидывай".

Дмитрий Девяткин:

   После  общался я еще с каким-то ремонтником, живущим  на Полевой в частном доме, за  станцией скорой помощи. Кажется, вышел на него через Дениса (Ред.: продавца, так же известного как Карсон, с плохо читаемыми  и  иногда  гнутыми дискетами, про него Cyberdaemon  и  Slay даже писали минидемо-факи). Ремонтник был выпивохой, инвалидом, но  умел  чинить  жесткие  диски  для PC и перепаивать стабилизаторы питания на материнках томато.
   Ремонтника звали Юрий Иванович. Я с ним познакомился  уже  после Спектрума, как-то вышел  на него с темой починки материнок и жестких дисков.Я тогда собирал знакомым PC на заказ и часто нужно было чинить. Скорее всего,через него я купил себе Пентагон-128 в сером корпусе  с двумя дисководами - это уже для баловства было. Потом он мне подогнал  АТМ-Турбо  для друга. То есть он был хоть и барыга, но как-то связан со  спектрумовской  тусовкой. Было это уже в начале двухтысячных.

Cyberdaemon:

   В  1989  году  в центральном универмаге (сейчас ТД Барс ),на первом этаже, под эскалатором,стояли кооператоры с тремя Атари и тремя советскими цветными теликами.То же было в детском мире на ул.Соборной. Может, где  ещё стояли, я не видел. Эти два места в то время были самые популярные и посещаемые. Ценник  тот  же - 1 руб. за 10 минут игры. За рекорды иногда давали призы - ещё чуток поиграть... Исчезли  они где-то примерно  в 1992  году  (в  Барсе ). В 1991 в Детском мире  вместо компьютеров появились игровые  автоматы - настоящий американский "однорукий бандит". Денег оно, ясное дело, приносило больше.
   В то же  время в ДП-4 (Дашково-Песочня, 4-й микрорайон), в совсем  нелепом помещении, стоял  стол  с  одним монитором и одним  Спектрумом. Там  играли  в основном в R-Type.
   По  соседству  был Дом Пионеров (сейчас это дом детского творчества). Я туда ходил на кружок программирования - учили Бейсику на компьютерах Партнёр 01.01 V3. Посещал с 1990  по  1992. Потом  мне  купили  первый "Синклер", и я перестал туда ходить.Сейчас кружка программирования там нет.
   Ещё  в 1990 или 1991 годах в кинотеатре"Родина" стояли  какие-то советские компы, их  было  много - штук  десять. Но  народу там  почему-то было мало. Я там был только один раз.
   Были  фирмы  в 90-е, которые записывали на кассеты игры для Спектрума. Самое популярное место было здесь:

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/28d11d9024123126c2e3b8e0073f152a.png

   Каталог  там был чуть более, чем на сто игр. Он пополнялся,но очень медленно. Принцип работы: приносишь им чистую кассету и выбираешь  игры. Через несколько дней возвращаешься, забираешь  свою  кассету с уже записанными  играми  и платишь за них. Вот расценки я не помню.
   Там же  стояли игровые автоматы, внутри которых  было  что-то синклер-совместимое, судя по играм. Сам я там ничего не записывал. Так получалось,что очень легко и быстро находил новых знакомых со Спектрумом и просто обменивался играми.В моей коллекции было почти 90 кассет.Был знаком с парнем, у которого  была кличка "стосорокакассетник" именно столько у него было кассет.

Новое м е г ААА д е м о готово на 14%

2

1991-1993
          Учимся программировать
Alone Coder

   В 1990-1991 годах я увлекался написани─
ем стихов и рассказиков. Но я всё это заб─
росил (в прямом смысле - выбросил тетрадку
со  всем этим творчеством) из-за компьюте─
ра. Тут  надо  уточнить,  что  мне  давали
только  час в день на компьютер, поэтому я
особо не заигрывался, хотя каждую програм─
му  попробовал. Помню, что  в  ноябре 1991
года написал поздравление маме с днём рож─
дения,состоящие из одних операторов PRINT.
Я также с некоторым трудом выучил оператор
FOR smile
   Сосед же решил собрать новый компьютер.
Это  был "Синклер" в виде Pentagon 48K. Он
однажды  пригласил меня его увидеть. В по─
лутьме маленький телевизор "Сапфир" (ряза─
нский, да) показывал Бейсик,где рисовались
грампластинки  из концентрических окружно─
стей. Радио-86РК  так  не мог. Потом сосед
принёс  компьютер  к  нам поиграть. А отец
начал паять такой же.
   Насколько  я  могу  восстановить,  отец
спаял свой Pentagon 48K в конце 1991 года.
На  май  1992, когда я попал в больницу со
сломанной ногой, он уже точно был, с кучей
игр. И  я  хорошо помню копирайт 1991 года
после  сброса. Как эта прошивка ПЗУ попала
к  нам? Говорят, она  сделана  в  Луганске
Сергеем Дегтярёвым  на  основе то ли поль─
ской, то ли чешской прошивки 1987 года.
   Компьютер  был собран опять в половинке
от  шахматной  доски, опять с клавишами от
"Партнёра" (у меня  их осталось ещё много,
только не хватает пружинок), с самодельным
источником  питания. Со временем отец сде─
лал на заводе аккуратный корпус из клееных
пластмассовых   деталей,  куда  поместился
весь  компьютер вместе с клавиатурой и ис─
точником  питания. На нём красовалась гор─
дая  наклейка "TOSHIBA", срезанная с паль─
чиковой батарейки.
   Первыми  играми  у нас были Locomotion,
Elevator Action, Stop the Express и какая-
то  с летающим роботом. Грузили мы их сна─
чала  с  катушек, потом  купили  кассетный
магнитофон. Отец однажды  привёз кассеты с
играми  из  командировки в Горький (Нижний
Новгород).С этих кассет помню,в частности,
Bruce  Lee, Ikari  Warriors, Phanton Club,
Street  Hassle и такую экзотику, как Eddie
Kidd  Jump  Challenge, Luna  Crabs и выре─
занный  с  фирменной  PSIONовской  кассеты
Thro' the Wall на Бейсике. Никакие игры не
были защищены. Часть игр мы переписывали с
удвоенной   скоростью  копировщиком  Turbo
Comp, прошивка 1991 года легко такое чита─
ла. Отец  также  поставил маленькую платку
фильтра  магнитофонного  сигнала. Не знаю,
насколько она помогала.
   Из  литературы был только самиздат, на─
печатанный  заглавными  буквами на кальке,
причём вместо квадратных и фигурных скобок
стояли  немецкие  буквы  с умляутами. Одна
книга  называлась "БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВА─
ШЕГО  СПЕКТРУМА", а  другая была описанием
встроенного Бейсика от Викерса.

               В это время:

   В  3-м  общежитии  РГРТУ на 2-м этаже с
1991 года действовала  неофициальная фирма
по  сборке  "Синклеров". Там  работал Паша
Юлин, ныне монтажник  на  "Глобусе". Всего
было человека  три. Они собрали  и продали
пару сотен "Пентагонов 48K". Платы,корпуса
и  клавиатуры  закупали на рынке в Москве,
сразу  в виде наборов в целлофане. Это был
непонятного  происхождения чёрный шершавый
корпус, который  они специально допиливали
под клавиатуру. Не корпус от "Профи". Ком─
пьютеров, соответствующих  этому описанию,
я не видел. Зато видел у Николая Медведева
забавное подобие фирменной чёрной коробоч─
ки, но  с прямоугольным расположением кла─
виш.
   Тогда в Рязани многие собирали "Синкле─
ры". В частности, вышеупомянутые  Рома Бо─
рисов и мой двоюродный брат Андрей сделали
себе компьютеры именно тогда.
   Причём у Андрея с первой попытки остал─
ся  образец плохо протравленной платы, где
ширина дорожек на их протяжении менялась в
два  раза и они отваливались при прикосно─
вении. Продавались  не  только платы, куп─
ленные в Москве  или напечатанные на тогда
лучшем  в Рязани оборудовании "САМа", но и
откровенная  кустарщина. Но кустарный - не
всегда  значит плохой: отец Ldir'а сам из─
готовил  плату "Ленинграда", проработавшую
с доработками  до 2003 года - если это был
тот самый компьютер, который я у него зас─
тал.
   Примерно в 1991 году и я впервые увидел
игровой  зал (с компьютерами, а не автома─
тами) - с  River Raid  на  Atari  и Freddy
Hardest  на  ZX Spectrum. Freddy Hardest к
тому  времени у меня уже был дома, на пер─
вой  же  кассете, причём  без заставочного
мультика. А  этот  игровой зал (в магазине
на ул. Черновицкой) помнит и Slash.
   John Silver  вспоминает магазин "Элект─
роша"  в  Дашках, где  продавали кассеты с
играми. Первые  игры  вживую  он увидел на
Спектруме  у  двоюродного  брата Ромы, это
были Tai Combat и Saboteur.

Cyberdaemon:
   В 1991-92 гг. в Песочне,в "Дом Сад Ого─
род" были самодельные  Спектрумы. Как сей─
час помню, самые  хитовые игры - Bomb Jack
и  Exolon. Их  выгнали, когда  на их место
пришли  продавцы видеомагнитофонов и теле─
визоров - самая  ходовая техника того вре─
мени.

Дмитрий Девяткин:
   В тот момент, когда выдавались ваучеры,
ко  мне в гости приехал двоюродный брат из
Ижевска  Иван Попов, который  там  активно
собирал  и  продавал  Спектрумы. У них там
чуть ли не промышленная мастерская была по
их сбору. Так вот, брат мой купил у нас на
радиорынке корпус от какого-то телефона со
словами "спаяю в нём 48K" ))). Мне он ком─
пьютер сделал в корпусе от какого-то сове─
тского большого калькулятора программируе─
мого. Очень удобно  было ) Я когда поеду к
родителям, попробую фотографии того перио─
да посмотреть - вдруг на них дата стоит.

   Я продолжал изучать Бейсик. Ощутив воз─
можности  растрового  экрана, я стал рисо─
вать  шрифты  через  PLOT  (изобрёл  шрифт
3x3), потом  через  DATA.  Когда  я осилил
DATA, я ощутил себя настолько прокачанным,
что попытался записать свой шрифт в ПЗУ. И
был  сильно удивлён, что там ничего не из─
менилось smile
   У меня  была своя кассета, на которую я
одну за другой записывал игры "Очко", "Пи─
тон",  "Перепрыгни через камень" (по моти─
вам  Bruce Lee ), минидему "Едущая машина"
и игру в одну строчку "Точка над i". Также
там  была пара картинок в Art Studio, одну
из которых я помню - это был розовый кот.

   Кроме  того, я рисовал мультики в блокнотах, тетрадках  и  отрывных  календарях. Вдохновился  этим  по статье Котёночкина в "Весёлых картинках"  и  телепередаче  "Сам себе режиссёр". У меня в тетрадках был даже  целый  сериал  "Залезание на кеглю". К сожалению,  часть  тетрадок утеряны, осталось только один-два мультфильма.
   Ещё  вместе с соседом Серёжей Чемодановым (у него была "Дельта", а до этого, кажется, "Партнёр") и одноклассником Андреем Ионкиным  (у него  было  что-то похожее на "Дидактик" ) мы играли в "Скачки на ипподроме", которые  я писал на компьютере Ионкина. Я перенёс  идею игры с Радио-86РК, в будущем планировал перенести оттуда и игру "Президент" в виде "Губернатора" с привязкой к рязанским реалиям, но дело не пошло. Мы  нарезали  из бумажек "деньги" (в нашем дворе  были в ходу ещё игровые "деньги" из чайных  упаковок с соседней чаеразвесочной фабрики) и делали  ставки. Причём сохранение на компьютере Ионкина не работало, поэтому каждый раз я набивал программу заново. (Я  так  же  делал  дома с программой, имитирующей  пианино - иногда  я её вводил даже  с выключенным монитором, чтобы родители  не  заподозрили. У меня же был всего час разрешённого  компьютерного  времени в сутки!)
   "Дельта" Сергея Чемоданова была подключена к цветному телевизору. Для него я набрал на Бейсике простой графический редактор "Рисующая точка". Насколько я понимаю, многие  делали  такие редакторы. Например, другой  сосед Сергей Галишников. Или неизвестный  гражданин, который  затёр чёрными линиями заставку первой части Dizzy, которую я  потом  восстанавливал и раскрашивал вручную. Но это было уже в дисковые времена, о которых ниже.
   Однажды мы втроём пытались снять на кинокамеру  Ионкина  свою версию мультфильма про  приключения  капитана Врунгеля. Я был художником-постановщиком. Некоторые рисунки сохранились. Мы разрезали фигуры на части и пытались использовать метод перекладки. Это ужасный метод, потому что фигурки гнутся  и разлетаются от малейшего дуновения, а результат  при этом  далёк от рисованной анимации. Но мы попробовали.Правда, уже  при проявке выяснилось, что на плёнке ничего  не видно - от недостатка света при съёмке.
   В другой раз я сделал на компьютере Ио─нкина анимацию с псом Плуто псевдографикой на Бейсике.Тогда Ионкин снял его на камеру с экрана - и на этот раз уже получилось.

   Всё  это привело меня к мысли о написании  редактора анимации на Бейсике. Я сделал такой редактор, с увеличением в 4 раза и  хранением кадров в виде 8x4 штук символов шрифта. Настоящее увеличение Бейсик бы не  потянул, поэтому  пользователь начинал работать с пустым кадром, редактировал одновременно  увеличенную копию и рабочую, а новый  кадр делал из старого. Назад мотать было  нельзя. Сначала я хотел назвать этот шедевр "Notebook" (блокнот, от мультиков в блокнотах),  но  потом  передумал и назвал"Animator" (см. ACNews #53 ).

   В декабре  1993  года  я отправил  свой редактор  анимации письмом на какой-то городской  конкурс. Текст  программы написал там  от руки. Причём отправил версию с опросом клавиш не через INKEY$ (как было изначально), а через IN.
   Адреса  портов  клавиатуры  я  узнал от другого ученика нашей школы Коли Медведева (Nick), которому передал записку через Чемоданова. Лично я его тогда не знал, Чемоданов  называл  его  "Николай Трофимович". Что  мне было о нём известно - он перескочил через класс (кажется, пятый), сдав экзамены экстерном. Это мне было близко, поскольку  я  сам  после полугода обучения в первом классе перешёл во второй.
   Что я не учёл - что старшие биты портов клавиатуры  на  разных  компьютерах  могут быть в разных состояниях. А я их не маскировал. Поэтому  (а может, по какой-то другой причине) организаторы конкурса не смогли запустить мою программу, хотя и похвалили - об этом мне потом сообщил Nick, когда мы познакомились лично осенью 1994 года. А  вообще  на  конкурсе были программы для  разных  платформ, как минимум одна на уровне  рисования  снеговика кружочками, о чём я услышал по радио.

   Я  тогда  уже  интересовался, какие ещё бывают  языки  программирования, и пытался влезать  в загрузчики  через кнопку BREAK. На  сохранившемся  листке с тем же розовым котом (см. выше) есть байты машинного кода какого-то  загрузчика. Я  читал содержимое памяти  одно строчными  циклами на Бейсике, которые  опять-таки набирал каждый раз заново. Единственное доступное мне руководство  по машинным кодам было в виде маленькой жёлтой книжки с эмблемой АК на обложке и  кучей опечаток внутри. Оно повествовало про  ZX Spectrum 16K  и как на нём сделать редактор  машинного  кода (не ассемблера). Насколько я помню, набранный пример не работал. Эту книжку мы с отцом купили на радиорынке. Ещё  была голубая книжка издательства  "Солон"  с описаниями языков программирования и книжка с разноцветной обложкой издательства "VA Print" про компьютерную  графику. И  ещё советская книжка про компьютерную графику  с компьютерами 1980 года некоторыми непрочитанными страницами. Так что я осилил только LDIR.

   В  том же  1993  году отец собрал новый Пентагон-48 - уже  с дисководом. Это  была печатная  плата,  у  которой половина была аналогична старой, а вторую половину занимал Beta 128 disk interface и параллельный интерфейс  на  ВВ55 (который мы никогда не использовали).Половинки были отделены друг от друга земляной шиной,поэтому все соединения между ними производились проводочками.
   Этот компьютер опять размещался в половинке  шахматной доски. Для его клавиатуры пришлось  разобрать клавиатуру Радио-86РК. Дисковод 5305 был притащен непонятно откуда  и был  явно  б/у: каждый раз, когда он должен  был читать диск, надо было вручную подтолкнуть  его крутящуюся часть. Потом я пытался  эту часть снять и поломал совсем. А отец принёс другой такой же дисковод, но уже без проблем. Хотя, впрочем, была проблема. В  самом  компьютере: мощности самодельного  блока питания не хватало на компьютер  и дисковод. В любой момент доступа к диску всё могло повиснуть насмерть. Немного помогало, если держать руку на корпусе дисковода.

   Но  мы  с  отцом  всё-таки умудрились в 1993 году сделать дисковую версию iS-CHESS 48 с картинкой.

(оригинал К. Мошкина с кубиками вместо шахмат см. в книге Л. А. Расстригина "По воле случая").

   С этого  началась череда  дисковых версий, которые дальше делал только я - с помощью ручного пересохранения,утилиты Tape-copy, а потом и родионовского PCOPIER. Защиты я ломать не умел, но их на наших кассетах и не было.
   Помню, как  пытался  сделать монолоадер через  PEEK в Бейсик-интерфейсе TR-DOS. Не грузился первый сектор. Отец сказал, что я далеко  не "Serge Moscow" (у нас была дисковая версия чего-то с монолоадером и надписью "Disked by Serge Moscow" ).
   Потом  мы ещё раз сходили на радиорынок и  купили  книги издательства "Питер": "ZX Spectrum  для  пользователей и программистов"  (1-е  издание) и "Диалекты Бейсика". Это уже было действительно полезное чтиво. Мы достали все нужные программы, и я начал изучать  ассемблер  (мои  эксперименты  со шрифтами,  теперь  уже  в Art Studio, отец почему-то считал бессмысленной тратой времени).  Но  моя  первая  попытка  написать сдвиг  экрана  влево  не сработала, так же как  и попытка  написать  аналог карманной игры  "Ну, погоди!"  (у  меня была такая с Микки-маусом - и не только у меня, см. интервью Sergio в этом номере) через RST 16. Кое-чего  в книжках не хватало - как отлаживать.

Cyberdaemon:

   Первый раз на радиорынке я оказался зимой 1992 года, когда у меня уже был "Синклер". Тогда, полагаю, это был расцвет торговли. Вход там был всегда платный. (Ред.: в Москве на Митинском рынке  как минимум в 1994 был платный вход:

http://tushinec.ru/index.php?link=forum … amp;page=1

За  вход  платили  и в Санкт-Петербурге на "Юноне".) Цена  билета для  продавцов была значительно выше.
   Почему-то  сразу  вспомнился колоритный персонаж,  которому на рынке дали прозвище "Красная  шапочка"  (в холодное время года он ходил в красной вязанной спортивной шапке). Это  был участник одной из рязанских ОПГ, который  собирал  дань с продавцов на радиорынке. Часто  приходил  с несколькими "друзьями". Позже, когда  рынок уже пришел в   упадок,  чаще  появлялся  в  одиночку. Где-то в 98-99 случайно встретил его в Дашках и сильно удивился. Ибо к этому времени  всех  членов ОПГ либо 'выпилили', либо посадили.
   А  в  Радике, сразу после  центрального входа, слева, в холле, был  магазинчик компьютерной  литературы  во второй половине 90-х.

Crutch:

   Вся специфичная литература только там ибыла, сильно  позже появилась в "Барсе". В других  магазинах  был  шлак попсовый. Всё интересное от Радика, что не касается учёбы, это - общаги. А  место  тусы  делающих что-то  не  только  для себя - радиорынок. Те, кто  закончил  Радик  (и не только Радик ),в начале 90-х открывали магазинчики. Помню  Кукера, он, вроде  бы, единственный был, кто  принимал им изготовленные Спектрумы  при покупке нового. Потом перешёл на ПЦ, но  свои Синклеры принимал даже тогда. Он  с Украины  и, говорят, учился в Радике лет 8 (наверное, косил, уже  от украинских ВС).
   Кукер жил в первой общаге радика, в угловой комнате (у перекрёстка) на последнем этаже. На  радиорынке  стоял слева у входа на  сцену. Уехал (выпустился) в 1997 г. Он активно заниматься начал со 128-х пентагонов, 48-е  он тоже собирал и потом забирал на  апгрейд. Было бюджетнее сделать апгрейд, чем  брать  новый, но  он  брал только своей  сборки. Делал в корветовских корпусах с клавиатурой на проводе. Потом цеплял ПЦшные  клавиатуры.Платы из Москвы, думаю, а паяли несколько человек в общаге.

Cyberdaemon:

   Кукера я много раз видел. Покупал у него  (кроме компов, он торговал и литературой по Спектруму ). У него был напарник,не знаю его имени. Он, в основном, и торговал на  рынке сопутствующими товарами. Однажды я  вместе  с Мишей (Crutch) был у Кукера в общаге,  в святая святых - его комнате. Не помню точно, но Миша у него что-то покупал в тот день.

Новое м е г ААА д е м о готово на 14%

3

1993-1995
      Вперёд, на ассемблер!
Alone Coder

   С конца 1992 года до середины 1994 года
мы  жили бедно, потому что на РЗМКП задер─
живали зарплату.У нас была машина "Запоро─
жец" и дача с картошкой, этим и спасались.
   Однажды  отец  предложил  мне  написать
свою  книжку  по программированию, а он бы
организовал  её издание. Это было довольно
смелое предложение, потому что ничего сло─
жнее  редактора  анимации  на Бейсике я не
писал.
   Значительным  прорывом была стопка дис─
ков, которую отец принёс с работы от свое─
го друга Макса. Насколько я помню,я был не
уверен,что он их не заберёт,не относился к
ним  как к своим и изучил не сразу. И ско─
пировать тоже не мог,потому что было неку─
да.

Быстров М.В.:
   Теперь  про Макса. Его настоящая Ф.И.О.
Абрамов Максим Фёдорович. Он работал у нас
на заводе  у представителя заказчика (т.е.
был  военным, так мы их звали. Он был в то
время, когда  отдал мне эти диски, старшим
лейтенантом).Примерно был моим ровесником.
Может быть,года на 2-5 младше меня. Внешне
был весьма симпатичным парнем.Потом насту─
пили/были  весьма  сложные годы и для всей
нашей  страны, и для нашего завода. Где он
оказывался в эти годы - не знаю. Знаю лишь
то, что сейчас он окончательно потерял че─
ловеческий  облик от чрезмерного потребле─
ния алкоголя.

   Я  взял  розовую  общую тетрадь и начал
писать текст. Старательно переписал преди─
словие  из книги Ларченко и Родионова. Па─
раллельно  записал  разбивку  по  байтам в
служебной дорожке TR-DOS (чего в имеющейся
у  меня литературе не было). На этом запал
закончился.
   Я  взял  другую тетрадь, уже голубую, и
начал  записывать  туда  лучшие  процедуры
своего  сочинения. Первой из них был сдвиг
экрана влево,который наконец-то заработал.
Также  были сдвиги во все остальные сторо─
ны.
   Я решил написать то ли новый Supercode,
то ли графический редактор. Адреса  разме─
щения  процедур для графического редактора
попадали  в розовую тетрадь, а список про─
цедур для нового Supercode гулял по бумаж─
кам. Оригинальный  Supercode, который меня
вдохновил, когда мы купили книжку "Систем─
ные программы для ZX Spectrum", при реаль─
ном знакомстве сильно разочаровал. А книж─
ка была рулезная smile

   Через  некоторое  время  отец выдал мне
личную дискету. Её неполная копия сохрани─
лась на оцифрованных TRDшках в виде затёр─
того каталога на 159-й дорожке. Это позво─
лило  вытащить  несколько  картинок  (типа
той, что  выше), но  от ранних программ не
осталось ничего,кроме записей на тетрадках
и  листочках. Впрочем, бумажный  архив  от
этого периода остался почти исчерпывающий,
а покопавшись с годик, я смог и датировать
каждую бумажку, пользуясь датами своих ре─
лизов  и  привязкой  к урокам в тетрадях и
дневнике.

   В это время отец с моей помощью русифи─
цировал базу данных Masterfile и вбил туда
каталог статей журнала "Моделист-конструк─
тор". Этот процесс вызвал у меня идею упа─
ковки шрифта, где часть русских букв дела─
ется из английских с модификаторами и без,
а разные  размеры получаются  вырезанием и
наложением столбцов букв. В бумажках отра─
жено несколько  попыток создать такую сис─
тему  печати, но  полноценную библиотеку я
так и не сделал.
   Ещё  отец  предлагал мне написать прог─
рамму каталогизации дисков. Сначала я сде─
лал  версию  программы  из книжки Очкова и
Пухначева  "128  советов  для  начинающего
программиста" ,  потом  написал  несколько
своих  процедур. Но  до конца не доделал -
это  было не особо-то и нужно. Я начал то─
лько  вести  список  игр  на своих дисках:
первая  версия  на  бумажке, вторая в виде
экранного файла (у меня не было текстового
редактора), а дальше много-много версий на
разных листках. По ним тоже удобно датиро─
вать:
   - на конец 1994 (gmslist.scr со стёрто─
го  конца  диска COMPDISK.TRD) имелось как
минимум  53 игры (51 в списке + Quackers +
Saga, не считая невнесённого с дисков "Ма─
кса")
   - на  весну(?)  1995 (лист Knight Lore)
имелось  120 игр (там 1 Elite, 2 Breakers,
есть  Olli&Lissa, 3D Grand и Test Drive 2,
не считаем зачёркнутые Savage и SQUARCOL)
   - весна(?)  1995 (самый короткий список
игр) - имелась 131 игра
   - конец 1995 (лист Rolla Round) имелось
около 156 игр (есть Olli&Lissa1, Ranarama,
Draughts(в  утерянной  части списка?), Ski
Star, Vampire's Empire, которых потом нет,
2 Breakers)
   - начало  1996  (лист  Zigzag)  имелось
около  216  игр (видно 206, потому что Toi
Acid   1-4,   пропущены  буквы  Q,U,W,X  и
Fantastic Voyage)
   - на  20.03.96 имелось 225 игр ("список
игр   несортированный",  там  2  Elite,  1
Breakers,  а  "самый большой список" = 219
игр  (1  elite, 2 breakers), там пропущены
Prison  Riot,  War  Cars, Quondam, Mig-29,
Timetrax и ещё какая-то игра)
   - до конца 1996 найдено ещё 18 игр (ре─
ально должно быть больше)

   Кроме  списка игр, я ещё рисовал в виде
экрана таблицу команд Z80  и даже фрагмент
какого-то рассказа малоизвестной писатель─
ницы Валентины Соловьёвой...

   Когда в августе 1994 года родителям на─
конец  дали  зарплату, они  купили цветной
телевизор. К этому  телевизору меня с ком─
пьютером  не  подпускали  ("посадишь труб─
ку!"), я  смог  провести  только несколько
подключений через разъём SCART,но это было
позже.
   Ещё   в  1994  году  отец  купил  плату
Pentagon 128 и начал её набивать и настра─
ивать. В  это время на РЗМКП устроился Вя─
чеслав Михеев, и он  помогал отцу настраи─
вать  новую  плату. Это заняло два года, в
течение которых 48K с дисководом постепен─
но умирал - сбоев было  всё больше и боль─
ше. Можно было играть без доступа к диско─
воду, но писать программы получалось толь─
ко по одной процедурке. Это, а ещё ограни─
чение  в  1 час  в день, и есть объяснение
моего   тогдашнего  неэффективного  метода
программирования   мелкими  огрызками.  Но
благодаря  этому на бумагах осталось прак─
тически всё.

KSA-7G:
   Предположительно, в  1994 году, в конце
первого курса Колледжа электроники, в мае,
наверное,  купил  компьютер у однокурсника
Dead Angel'а/Валерки Моисеева, друга/одно─
курсника  же Олега Каплунова/Steve Gibson,
друга  Валерки Филяева/Dave Gibson,  хотя,
теперь  я так предполагаю, в том году ADG,
по-видимому, только формировалась.
   Купил, кажется, за  50 рублей, вместе с
десятком (наверное) кассет, и простенькой/
тонкой книжонкой, которая, вроде бы, так и
называлась  "48K", и в ней почти ничего не
было, а то, что было, содержало опечатки и
неточности, из-за которых я промучился,пы─
таясь  достучаться до истины, и сперва был
в ужасе от BASIC редактора - после Партнё─
ра недопонимая его и пробуя все инструкции
без  описания. Пытался  доходить  до всего
"наощупь", ругаясь и нервничая с непривыч─
ки.Спустя два дня распробовал и прибалдел!
Я  понял - насколько  это  классный BASIC!
Как и обещал Валерка - "самый лучший в ми─
ре", разве что без русского языка...
   Компьютер  был  "Питерским  Вариантом":
КР1858ВМ1,матричное (надёжное/нестираемое)
ПЗУ (Didactic scalica с исправленным NMI),
посылал в любой порт без дешифраций (треск
бордюра в играх под AY ), чётный Wait, то─
роидальный встроенный транс и стабилизатор
на КРЕНке (едва тянувший, порой сбоивший),
отличная  плёночная  клава - 58  клавиш, с
красным BREAK и закономерным расположением
функций (по  Symbol Shift - надпись  ниже,
для Extend Mode - надписи сбоку).
   Именно Steve показал мне радиорынок - о
котором  я раньше разве что слышал: просто
Steve (как и Dave ) жил в том районе и,са─
мо  собой, частенько  мог радиорынок посе─
щать... Могу  спутать, но Steve меня кому-
то  (возможно, Slash'у ) представлял - как
потенциально  хорошего программиста (в РКЭ
я  был  из лучших  и очень полюбил Speccy,
проникся   демками,  эффектами,  творчест─
вом...).
   Мне пришлось с нуля выкручиваться, дос─
тавать  компы  за  скромные деньги, самому
много времени повышать опыт - пытаться ко─
мпы  наладить.  Конечно: обучение  и  опыт
возни с ними - привёл  к прогрессу, и я не
жалею, но без нормальных знаний и поддерж─
ки - я  тратил  на это слишком много энер─
гии, сил  и  даже  здоровье. Я считаю этот
период - ненормальным  выживанием,  и  мне
обидно, что в жизни приходилось так посту─
пать, без хорошей поддержки. В этом смысле
мне  не  повезло, как  и  миллионам других
творческих  личностей - которые изначально
хотели быть лучше, хотели заниматься, мно─
гое  знать  и  уметь, но  возможностей для
этого  у нас всех почти не было: с личнос─
тями  в  то  время почти не считались, был
трудный  безденежный  период, а  в вузы за
хорошими  знаниями просто так не попадёшь,
да  и если попадёшь - учат далеко не тому,
что реально знать хочется.
   Очень  грустно осознавать, но я слишком
много сил потратил на собственное личност─
ное выживание и самообразование - в отсут─
ствие нормальной поддержки!А в теории,если
бы  меня освободили от нафиг мне не нужных
школьных и вузовских предметов,а предоста─
вили возможность вместо этого заниматься с
грамотными  технарями/электронщиками/прог─
раммистами - я  обладал  бы  тогда гораздо
большими  знаниями и способностями, меньше
тратил  бы  времени  на многие неудачные и
бесполезные  усилия чего-то сделать в оди─
ночку... Короче:в жизни не всё так как хо─
чется!
   Помню, как мы мотались несколько раз за
кассетами: то я сам, то брата посылали по─
купать. Они  продавались  в  магазине "Дом
Книги" на Московском шоссе (сейчас, кажет─
ся,эта остановка называется Военный комис─
сариат - согласно  тамошнему зданию по со─
седству,а вместо книг там уже другое заве─
дение). Как заходишь - сразу справа прила─
вок был, и под стеклом кассеты лежали. Со─
вершенно не помню, сколько они стоили,хотя
для  нас почти недорого/доступно это было,
но качество их было очень хорошим!Картинок
на  них не было, зато отличным (лазерник -
уже  тогда?) жирным курсивом были написаны
названия  программ  и  краткое описание на
русском!На каждой стороне по 6 игр,кассеты
60 минут.Грузилось почти всё и почти с пе─
рвого раза, хотя записи были "глуховаты".
   Позднее  я делал с них качественные ко─
пии через копировщики и восстанавливал не─
которые ненадёжные записи.К сожалению,сей─
час осталось лишь несколько таких кассет -
надо у себя глянуть...

   В  октябре  1994  года я познакомился с
Nick'ом  лично. В то время его звали "Вун─
диком" (от слова "вундеркинд"). У него был
Pentagon 128K  с дисководом, и у него были
демы  (тогда  это  называлось "музыкальные
демонстрации" или просто "музыкалки"). Сам
он  уже  написал  одну  игру (что-то вроде
Pacman'а  или  Питона  с  врагами) и писал
другую - драку с кучей анимации. Эту драку
он  потом  выставил  на городской "Конкурс
хакеров"  при Институте развития образова─
ния в начале 1995 года.А потом писал игру-
платформер  типа  Rex.  Он  копировал  мне
фирменные игры, но никогда не свои работы.
Поэтому они не сохранились,в том числе эта
драка и недописанный платформер. А фирмен─
ные игры он брал от Вячеслава Михеева.

Nick:
   Я не помню дат, к сожалению. Естествен─
но, до того был 48К, его мне собрал какой-
то студент (крутой, видать, студент),самое
клёвое  в  нём  был  корпус - созданный из
обычного фольгированного текстолита, т. е.
спаянный изнутри по швам, но почти ювелир─
ная  работа. А  самое мерзкое - неизбежный
тандем с разными магнитофонами типа "Элек─
троника" и отвёрткой для подстройки голов─
ки. Как там,  "tape loadind error" - когда
наконец  добрался до предпоследнего уровня
игры? smile Может, я с ним на "конкурс" и вы─
бирался.
   48-й  я потом  поменял на приставку для
ТВ, которая  должна была ловить дециметро─
вый диапазон - но ни хера не ловила )) И я
начал  мутить деньги на 128K - то ли нали─
чие дисковода меня вдохновляло, то ли игры
типа  "Терминатора".  Возможно  (и  скорее
всего), были  ещё какие-то "промежуточные"
варианты, не помню.. Кстати,какой-то "Пен─
тагон" до  сих  пор валяется  на веранде в
Подмосковье - может, даже в рабочем состо─
янии ))
   Вроде  бы, участвовал  на  конкурсе два
раза. Вот  реально  полезным приобретением
были не всякие там "128К", а книжка по ас─
семблеру для Z80 )
   Интересно вспомнить, кто помог разобра─
ться и сделать первые шаги? С парнем обща─
лся,который жил не очень далеко от Радика,
вроде, Вадим  его  звали. Когда у меня был
48 с магнитофоном - у него был уже 128-й с
диском. У меня  128-й - у него  386-й )) и
т.д. )
   Последние  шаги, вроде, помогло сделать
понимание  того, что  за  время работы над
программой (игра типа Rex, которую удалил)
я потерял где-то диоптрию-полторы зрения -
вместо  монитора был какой-то горе-телеви─
зор )

   Диск от Михеевых со сборником Dizzy 1-6
я брал у Nick'а. Там  все Бейсик-загрузчи─
ки  были  длиной  0, а диск был заклеен. У
меня  не было командера. Я попытался копи─
ровать  файлы через COPY B, но TR-DOS стал
ругаться на защиту. Тогда я отклеил защит─
ную  полоску, и  TR-DOS скопировал файл на
тот  же диск. boot на том диске стал выда─
вать "No more than 20!". Положение затруд─
нялось тем, что в каталоге ещё был Invalid
colour (оттуда я взял идею назвать будущий
журнал словом "Ламопёр", накладывая симво─
лы  в каталоге спецкодами - но потом пере─
думал).  Nick,  видимо, не  смог  починить
диск. Другой копии найти не удалось. Слава
Михеев  не отдал свою коллекцию дисков. Он
давал только диски со старыми играми. Ста─
рые диски от Михеевых были с пронумерован─
ными и перепутанными кодовыми файлами игр,
без упаковки.

   Что  мы ещё делали?  Пытались проходить
Dizzy (в Dizzy 5  Nick делал бессмертие, я
тестировал  и строил карту), Jet Set Willy
и  Sir Fred  (тут  оказалось  безуспешно).
Изучали  мультиколоры  и  бордеры, о чём у
меня  сохранилось  много записей с разными
методами.
   Nick  подсказал простой способ находить
бессмертия  в играх - искать два байта: 3D
32  (dec a : ld (..),a).  Этим  способом я
обессмертил несколько игр, так что мои ди─
сковые версии получились более "профессио─
нальными" (хоть  и на Бейсике). Ещё у меня
появилась  книжка  "Тайники ZX Spectrum" с
огромным  списком  готовых  POKE, иногда я
использовал и её.
   Nick  увлекался музыкой, играл и до сих
пор  выступает на гитаре (можете найти его
дуэт "Вместо темноты" ). Я тоже увлекался,
но по-своему. Ещё раньше я пытался освоить
игрушечное пианино дома и настоящее везде,
где  попадалось  под  руку, читал книги по
музыке и пытался редактировать в Wham. Пи─
сал  много раз программу, имитирующую пиа─
нино (в том числе  с выключенным экраном),
писал свои биперные движки и даже свой му─
зыкальный  редактор на Бейсике с синтакси─
сом типа команды PLAY на ZX Spectrum 128K.
В  это же время я выучился паять и припаял
магнитофонный  разъём  параллельно динами─
ку-"пищалке". Закончилось  это  тем, что я
записал  музыку  из  игр поверх всех своих
программ  на моей кассете. Так пропали все
мои  шедевры на Бейсике, кроме Animator'а,
который я перенабрал под TR-DOS с соответ─
ствующими доработками для компактности.
   Отец  говорил, что  в  Animator'е  надо
хранить разницу между экранами, чтобы вле─
зло больше кадров. Я не понимал - ведь XOR
соседних кадров займёт столько же места! И
игры на кассетах и дисках все были непако─
ванные (в том  числе  от  Михеевых ). Nick
говорил,  что  упаковщики  работают  очень
сложно, "сам ни за что не придумаешь так".
Несколько раз писал пакер-депакер RLE. От─
лаживать не умел, поэтому просто переписы─
вал  сначала. Он попал в мою дисковую вер─
сию  Gun Fright, для чего  я немного менял
картинку (чтобы не было единичных 0 и ff -
они у меня были спецкодами с N для повтора
их N раз).
   Из  других апгрейдов, кроме того разъё─
ма, я  вспоминаю  замыкание  ножек у одной
микросхемы,  чтобы расширить экран по вер─
тикали. Была ещё идея подключать неисполь─
зуемые  16К  ОЗУ вместо ПЗУ (сначала я ду─
мал, что  вынуть  ПЗУ  достаточно, а потом
стало лень). Тогда многие расширяли память
разными методами, обычно до 256K или 512K.
А  ещё я ремонтировал кнопки в клавиатуре,
сделал  Delete  и  Edit  через  диоды, а в
стрелочки  даже запаял по два геркона (ка─
жется,взял пример со Славы Михеева ). Nick
же  как-то  сумел  подключить  себе пцшную
клавиатуру, проведя внутри кучу проводков.
А самой дикой идеей у меня тогда было пос─
тавить антенну и вещать километровыми вол─
нами  на  радиоприёмник. Но  идея  утонула
среди других славных дел.

Новое м е г ААА д е м о готово на 14%

4

1995-1997
Alone Coder
         Выход в широкое плавание

   Радиорынок работал по утрам в субботу и
воскресенье.
   Я  почти  не покупал игры на рынке. Мне
хватало своих,иногда копировал у Nick'а, а
иногда  приносил  отец  (он ушёл из дома в
1995-1996   годах).  Но  однажды  я  купил
Lemmings на  целый  диск  с инструкцией на
бумаге  и  взялся составлять полное описа─
ние. Кроме того, нарисовал таблицу с пара─
метрами уровней. Я даже хотел отнести своё
описание и эту таблицу на рынок и поменять
на какой-нибудь новый софт.
   Почему  была  версия  на весь диск,а не
кряк от Prestige?  Думаю,потому что после─
дний  завоз  на рынок из Москвы был в 1995
году,ничего новее Steg и Simpsons я там не
видел  вплоть до фидошных времён.

   Помню, что на радиорынке слева от сцены
или  на самой сцене был кто-то с крошечным
монитором  типа "колокольчик". Кто-то кру─
тил  на  мониторе  Тетрис для АТМ Турбо. У
кого-то  висело объявление "пишу программы
на заказ". Справа от сцены висела картинка
"что  у вас с головой?  В тетрис люблю иг─
рать" (эту  картинку  я потом нигде не ви─
дел). "Леммингов" на целый диск  я покупал
у неизвестного продавца на правой лавочке.
У него, вроде бы, больше ничего и не было.
Обычно  по лавочкам сидели продавцы радио─
деталей. А  у  входа  был стол с кассетами
(наверно, там сидел Дмитрий Михеев, но я с
ним так и не познакомился).

   В  то  время в Рязани действовали такие
команды:
   - Пал    Палыч    и    Сергей   Бирюков
(Fomalhaut)  переводили  игры  на  русский
язык. В 1993 году они уже освоили появлял─
ку экрана, заточенную  под 128K ( 48K тоже
поддерживается, но без неё). Из них я зас─
тал  только  первого,  когда  он  уже стал
ди-джеем.
   - Дмитрий  и  Вячеслав Михеевы (не бра─
тья) торговали кассетами и дисками с собс─
твенными  дисковыми  версиями.  Они  также
сделали сборник Dizzy 1-6, который не сох─
ранился. Насколько помню, там был и ориги─
нал,  и русификация, а картинки появлялись
вместе с рисующей полоской на бордере. Вя─
чеслав Михеев  также создал с Ильёй Катар─
гиным (известен  его кряк Peter Pack Rat и
несохранившийся  boot для ленты в эмулято─
ре) и  композитором  Александром Романовым
(Alex X)  группу  STR Group  (или STRg, от
слова Strategy ),которая писала и не допи─
сала чёрно-белую версию King's Bounty. Де─
моверсия  выкладывалась в Fidonet, в буду─
щем  исходники  попали  ко мне. Вячеслав и
Илья были окном рязанского спектрумовского
мира в Fido, потом  таким окном стал Dave,
потом Crutch.
   - Double-Вова ( Владимир Стасурик и его
сын, тоже Владимир ) торговали дискетами с
играми и системками из разных источников.
   - Triada group торговала дисковыми вер─
сиями  с распечатанными картинками и своей
эмблемой. Wanderer зарелизил через них иг─
ры MURK3320, MURK3327 в 1995-1996 годах.
   - Более  известная  Atomic  Destruction
Group (ADG) - Steve, Dave, Slash и отдель─
но Deckard. Они делали собственные интро к
играм  (в том  числе  к MURK ) и дему, а в
1995  году  вступили в объединение Russian
Prestige. В орбите ADG вращались автор Cat
Creater'а  Sane Gibson/Global Unnuclearis─
ation Group, автор первого рязанского ком─
пьютерного  журнала ZX Doze - Cyberdaemon,
композиторы  Mimic (Groloson)  и Listat, а
также  железячник  KSA-7G и другие люди. С
радиорынком  они были связаны через Triada
group и своего продавца Юрия Староверова.

   Интересно отметить, что ADG и STRg друг
о друге ничего не слышали.

(карта из несостоявшегося ZX-Guide #1.5)

Cyberdaemon о Double-Вовах:

   Старший в то время работал водителем на
машине  скорой  помощи.  Любил гонки (игры
этого жанра). На работе, наверное, не вдо─
воль лихачил... Младший был знаком со Сла─
ем,  увлекался  ролевыми играми и пробовал
писать  фэнтезийные произведения. Я не чи─
тал, но Слай говорил, что он слишком увле─
кается  описаниями  в  своих  литературных
творениях.Однажды мимолетом был у них дома
- хотел продать им некоторые свои дисковые
версии. Кажется, это  было  96 или 97 гг.,
зимой. Привел  меня  к  ним  CoolIce. В то
время  жили они на Шлаковом, на улице Тру─
довой.

Wanderer о Triada group:
   За  давностью лет уже не упомню поимен─
но, по  фамилиям не знал, на рынке сначала
был  некий  харизматичный  Руслан, рядом с
которым тусовались ещё 1-2 человека (а мо─
жет, это были соседние продавцы).
   Эмблему если нужно могу сфоткать и при─
слать - как  раз вчера нашел новую (хорошо
забытую  старую)  стопку  дискет и кое-где
есть их печать.

Cyberdaemon:
   У  Руслана  фамилия  Чубарь. Он человек
довольно известный в Рязани. Во время учё─
бы в Радике играл в команде КВН самого Ра─
дика. По другой информации учился в РГУ на
Истфаке.  Торговал  на радиорынке. Человек
действительно  харизматичный и практически
всегда улыбался. Вместе с ним на рынке то─
рговали  два прожжённых барыжника - Саша и
Лёша. О них я ничего не знаю. Вот их трои─
ца  и называлась Триада. Торговали они иг─
рами и софтом для Спектрума и литературой.
В   одно   время   сотрудничали  с  Atomic
Destruction Group - Slash им подгонял све─
жие игры.
   После благополучного исхода с радиорын─
ка, Руслан  стал  работать  продавцом ком─
пакт-дисков с играми и варезом для PC. Ле─
гендарный  магазинчик  находился в подвале
на Первомайском проспекте. Многие это мес─
то  знали, там практически постоянные нео─
фициальные  тусовки  происходили, пока его
тогда  ещё будущая жена всех не разогнала.
Где-то в начале нулевых он работал в Софт-
Стайле (была  такая крупная контора, номер
два после ДВК по размеру), вроде кладовщи─
ком.Ушёл оттуда из-за конфликта с начальс─
твом. Чем он сейчас занимается, я не знаю,
но  если  тебе  интересно, могу спросить у
одного  своего  знакомого - они  постоянно
раньше общались, пока этот мой знакомый не
уехал на ПМЖ в Австралию.
   Crutch с ними общался, когда сам торго─
вал на радиорынке.
   Некоторые  упоминания о Руслане в инете
(нашел на скорую руку)
https://forum.rzn.info/
viewtopic.php?t=3374 - упоминается он и
Софт-Стайл
http://k.7w7.us/vk/cs9834.vkontakte.ru/
u2425385/a_1ecfc38c.jpg - его фото,
довольно старое
http://www.list-org.com/company/2847082 -
вроде его организация, но не уверен
(возможно,однофамилец,но он вроде как тоже
увлекался ролевыми играми)

Wanderer:
   Да, про подвальчик забыл )
   Там   ещё   они  продавали  Magic:  the
Gathering (карточная коллекционная игра) и
игрались в неё.
https://www.facebook.com/ruslan.chubar.9 -
может быть, это тот самый Руслан и есть )

Дмитрий Девяткин:
   У  меня Спектрум был где-то до 1997 го─
да, наверное, может, до  1998.  Помню, был
Пентагон-128  самодельный,  который  помог
завести  двоюродный  брат  из Ижевска - он
там их паял.
   На радиорынок я ходил постоянно - поку─
пал софт в начале. Помню там некоего Дени─
са  (Ред.: Карсон, см. выше), он стоял пе─
ред сценой, слева. По-моему, Денис работал
чуть ли не оператором на телевидении. Дру─
гих не помню.Да и Дениса запомнил,кажется,
потому,что он мне что-то был должен, но не
отдал.

Cyberdaemon:
   У Дениса фамилия Демёшин. Действительно
работал (а может, и сейчас работает) выез─
дным  оператором на рязанском ТВ, кажется,
на "Оке".

   В  1995  году  на  рязанский радиорынок
приезжал  известный  программист  Rst7  из
Харькова - точнее, тогда он жил в Москве у
KAN0. Я  не  застал это шоу, но у Dave/ADG
сохранились фотографии.

Slash_AtD (ADG):
   Да,  дело  было  так:  после Enlight'95
Rst#7 (Дима Опарин) с Питера поехал погос─
тить  у  Kan0 (Андрей Исаев)  и там, мягко
говоря, немного  загостился  ))) Помнится,
что в те месяца вышло много Prestigе'вских
интро, сделанных Рстшником с моей музыкой.
И  как-то в ноябре, по-моему, я, Олег Кап─
лунов (Steve) и  Валера Филяев (Dave) пое─
хали  опять  к  Кано. Там всё ещё был Рст.
Просидели  за  Амигой  всю ночь, и потом я
предложил  махнуть в гости в Рязань. Гово─
рю: я в декабре в армию ухожу - типа пред─
лагаю устроить проводы) Рст был за)), Исаю
ничего  не  оставалось  как согласиться)))
приехали в Рязань ко мне домой, ну а потом
да - отвели  на  следующий день Рст на наш
рынок. Было весело))

KSA-7G:
   1995. Зима  вроде (снег, мороз). Суббо─
та. То  ли  с последней пары РКЭ мы решили
смотаться, то  ли  её  не было/отменили...
Steve Gibson/ADG  говорит  мне:  хочешь, я
покажу   тебе  самого  крутого  чувака  на
Speccy? Как-то  так  мне сказал, и мы пош─
ли... Он  вёл меня пешком, своими тропами,
через  стадион... Приходим  на радиорынок,
он  билетик  мне  через  ограду передаёт -
чтоб  я бесплатно прошёл, и я вижу, где-то
в центре рынка  несколько человек отдельно
стоят, и  Steve  в  шутку (он вообще часто
прикалывался) пинком на одного из них сза─
ди  указывает... А  тот  парень  одет был,
вроде  бы, просто - может, в шапке-ушанке,
и небритый, кажется...

Дмитрий Девяткин:
   На  лавочках продавали всякие запчасти.
Кажется,  слева от сцены стояли одно время
мужики с АОНами. Электричество, вроде, бы─
ло только на сцене. На самой сцене, сбоку,
стояли перепрошивальщики ПЗУ. Стирали уль─
трафиолетом и заливали другую версию.Я там
себе перепрошил версию с редактором машин─
ных кодов для 48 Спектрума. С помощью него
я переписал подпрограмму распечатки скрин─
шотов для своего ифсп принтера, у которого
не работала одна крайняя игла. Решил проб─
лему  интерфейса принтера и отсутствия иг─
лы  программным  способом ) Фактически это
всё,что я написал под Спектрум. Начал раз─
рабатывать  игру  какую-то  и забросил это
дело - ассемблера  ещё не было, а писать в
машинных кодах...
   У правого входа со сцены стоял мужик, у
которого можно было купить многоконтактные
разъёмы.  Не  помню  зачем, но я их у него
покупал. Также  у меня откуда-то появилась
микросхема ПЗУ 271000, хоть убей,не помню,
как  я её приспособить собирался, но точно
к Спектруму.
   Софт  в тот момент наши привозили с Ца─
рицынского и Тушинского рынков ( ММ: После
марта  1993  радиорынок переехал из Тушино
на   платформу  Малиновка,  прямо  в  лес.
Rindex: А до этого он был в Опалихе, вдоль
станции. Но его оттуда выгнали местные жи─
тели и менты в Малиновку, чтобы не мешали.
Titus: Потом  рынок переехал в Митино, а в
промежуточном этапе был на поле от станции
электрички Трикотажная до самого рынка.) и
копировали-продавали в Рязани.Новые релизы
в Москве были раза два в месяц. Я пару раз
ездил в Москву, покупал  там  новый софт и
за себестоимость продавал  нашим. Софт был
уже дорогой )
   Ещё помню, как я ездил на Кутузовский в
Москву  на  почтамт  за  книгами ZX-Ревю и
прочими. Там  была точки того издательства
(Ред.: Инфорком ). Прочёл всё, что они пи─
сали)
   Когда  я  ездил  в  Москву, это  где-то
1995-1997 годы, больше софта под Спектрумы
было  на Царицынском  радиорынке  -  между
двух ж/д  веток, вроде. Это  были уже рус─
ские  релизы, с  защитой  от  копирования,
большую  часть  которой  мне  не удавалось
взломать имеющимися программами. Вроде как
я  к тому времени уже и iS-DOS использовал
для этого. Сам я в Москву ездил в Инфорком
за книгами - они там были доступнее, деше─
вле, вроде и потому что новые релизы в Ря─
зань  завозили  не  так часто. То ли раз в
две  недели, то ли раз в месяц. По крайней
мере  я пару раз купленное продавал по се─
бестоимости барыгам нашим. Может,так с Де─
нисом и познакомился, черт его знает.
   Я в то время продавал газеты, имел свой
заработок,  потому  скупил  все  имеющиеся
книги по Спектруму - прочел всё.
   А  ещё вот мелькнуло в памяти, что про─
давали  распечатки  какие-то?  Или, может,
каталоги  софта были у барыг - переплетён─
ные распечатки А4 на ч/б принтере?
   У меня был один товарищ, у которого был
Спектрум - Колчин Вадим, из  моего  класса
паренёк. И всё (
   В Fido я общался  с Володей Смолеем и с
Пашей Байковым /3, но про Спектрум там уже
не тусовался - у меня был pc.

   На рубеже 1995-1996 годов (тогда, кста─
ти, у нас началась и информатика на УК-НЦ)
мой новый одноклассник Сергей Куренков дал
мне ещё несколько кассет с играми и книжку
с  односторонней ксерокопией описаний кучи
игр.  Не все игры с кассет заработали, ещё
меньше удалось взломать, но кое-какой улов
был. В  ответ  я  записал ему дему с двумя
скроллами  одновременно,  с  универсальным
загрузчиком с дискеты и кассеты. К сожале─
нию, и она пропала.
   Однажды  отец  сказал, что сосед сверху
(Сергей Галишников) пишет  крутые програм─
мы. Оказалось, это  был текстовый редактор
на Бейсике, редактирующий прямо на экране.
Галишников спрашивал меня, как прочитать с
экрана  псевдографику. Я рекомендовал поп─
робовать  Beta Basic. (Сам я написал в нём
минидему.)
   Именно для демонстрации Галишникову я в
декабре 1995 года начал писать на базе на─
копленных  процедур  редактор шрифтов Font
Editor v1.00. Галишников в те времена имел
128K, и  у него  я увидел  цветную  версию
King's Bounty,  разработанную  не  STRg, а
совсем  другими людьми в совсем другом го─
роде. Я не любил стратегии, и когда у меня
появился  128K, я  сперва  подумал  просто
попробовать, но  в итоге  засел в эту игру
надолго!(Потом то же повторилось с "Чёрным
вороном" .)
   Font Editor v2.06  я  зарелизил  весной
1996  года на "Конкурсе хакеров". Ради де─
монстрации  друг  Nick'а ,  Алексей Бугров
(он тогда, кажется, писал ассемблер), пре─
доставил свой компьютер. На самом конкурсе
я видел не все работы. Помню игру для двух
БК-0010 (по играм этот компьютер показался
мне тормозным) и редактор спрайтов от Дми─
трия Привалова  по мотивам книги Капульце─
вичей. Ещё  я видел  несколько программ на
PC, которые потом скопировал на ZX - в ви─
де скринсейвера Raduga и игры Trix с пада─
ющими фигурками из трёх цветных клеточек.
   Посещение этого мероприятия должно было
существенно  расширить круг моего спектру─
мовского  общения,  ведь  до  этого я знал
всего 10-15 человек. Но, к сожалению, я не
догадался  обменяться адресами и телефона─
ми. Ещё я посещал олимпиаду по информатике
и там тоже не сделал этого (там был диалог
с  бывшим  спектрумистом - который  уже  в
1996  году говорил о "Синклерах" в прошед─
шем времени).
   Других соседей по подъезду - Серёжу Че─
моданова  и братьев Зориных (не тех, кото─
рые  этажом выше - те перешли на PC раньше
всех,  мой  отец мог только завидовать при
нашем  бедственном финансовом положении) я
так и не сумел привлечь к творчеству. Спе─
ктрумовская  эпопея братьев Зориных (кото─
рые  любили играть вдвоём в Commando и то─
лько  один раз пытались набрать бейсиковс─
кую  программу из какого-то журнала и не с
нашей  платформы)  закончилась  с  отказом
плёночной  клавиатуры. Я не смог её припа─
ять. Но у них уже была приставка "Денди".

   Но  осенью  1996  года я пошёл на курсы
программистов  в "Радике", там познакомил─
ся,  в частности, с музыкантом Игорем Мои─
сеевым, который  с двоюродным братом (Юри─
ем?) делал если не демы, то интры. Во вся─
ком случае, я его смог удивить только пры─
гающим  через  экран и бордер мячиком. Это
была  уже  другая  моя  дема "48K demo". А
софт Моисеевых, как и музыка,которую писал
Игорь, исчезла  уже тогда - он быстро про─
дал Спектрум вместе с дискетами и не сооб─
щил кому.
   В 1996 году Галишников купил PC и забил
на ZX. Он никому не отдал свои диски - це─
лую  антресоль. Зато  он  отдал мне книжку
"ZX Spectrum  и TR-DOS для пользователей и
программистов" (я ей пользуюсь до сих пор)
и познакомил меня с другим пцшником Серге─
ем  и  другими  играми,  одну из которых -
графический  квест - я тоже пытался скопи─
ровать. (Тогда  было  и много другого, что
скопировать  -  распространились   игровые
приставки. Одну только Super Mario Bros. я
начинал  писать три раза, а ещё почти оси─
лил  Balloon Fight, пока меня не отправили
на  каникулы  в деревню. Отдельной истории
заслуживает  Wolfenstein 3D, который я пи─
сал аж с 1995 года, сначала сплошными вок─
селями с 1 FPS, потом точками, потом атри─
бутами... выпущен только в 2004 году.) Са─
ма  идея копирования - вполне естественное
развитие  отношений  "смотри,  что  у меня
есть!", совмещённого со "смотри, как я мо─
гу!" smile

   Летом 1996 года я писал на даче и в де─
ревне свой дизассемблер для монитора-отла─
дчика  (даже  не  помню, релизил ли я этот
дизассемблер)  и  игру "Сапёр". До этого я
делал  версии  "Сапёра" на Бейсике, ещё на
Бейсике  у  меня тогда были игры "Space" и
"16", а также  пара психологических тестов
- один сохранился. Параллельно пытался пи─
сать  гонку  с  вращением экрана и решалку
для  Пентамино  (потом  я её реализовал на
Delphi  в виде курсовой работы). В декабре
1996 года я наконец донабрал "Сапёра" (см.
ZX-Guide #2) на умирающем 48K и перешёл на
недоотлаженный 128K.

   Но  в следующем  году "Конкурс хакеров"
не состоялся. Была только игра в Core War.

   7  марта  1997  года в Москве закрылись
спектрумовские торговые точки.
   Фирма   "Инфорком"  перестала  издавать
ZX-Ревю.
   Закрылся журнал "Спектрофон".

   А  в Санкт-Петербурге в этот момент на─
чинают продавать General Sound и GMX.

   В 1997 году John Silver успел купить на
рязанском   радиорынке   Пентагон  128  со
встроенным AY у официального представителя
фирмы "Солон". Сам компьютер не сохранился
(модель  редкая, схему я тогда не скопиро─
вал,  есть только фотография одной стороны
платы от r0bat'а из Барнаула ).

Cyberdaemon:
   Забыл  рассказать  про  Солон. Да, было
представительство. Вернее, был официальный
дистрибьютор. Появился под закат радиорын─
ка. Но кто - не известно. В книжках Солона
на  одних из первых страниц печатался спи─
сок дистрибьюторов  по городам с телефона─
ми. То  есть  город такой-то - телефон та─
кой-то. И вот однажды там появился рязанс─
кий телефон. Барыжники тогда всю литерату─
ру  из  Москвы возили. Слышал такой разго─
вор, не  дословно:  "Видел телефон рязанс─
кий? - Видел, даже  позвонил. ХЗ  что  де─
лать, можно  смело  у них книги покупать и
не ездить в Москву, разница в цене неболь─
шая.  Проблема  в том, что они и в розницу
их  продают дешевле, чем мы". В результате
все  солоновские книги на нашем радиорынке
продавались  с вырванной  страницей с теми
телефонами. У  меня  была  только одна ка─
кая-то книга, где чудом страничка уцелела.
Но  вся  моя  литература по Спектруму и по
Амиге уже много лет как продана коллекцио─
нерам...

   Slash>  У  меня  Пентагон, по-моему, до
сих  пор на чердаке где-то валяется. Вроде
он даже рабочий.
   Alone> Вот такая плата? http://
alonecoder.nedopc.com/zx/pics/
pent_ay_r0bat.jpg
   Просто у обычного Пентагон 128 нет AY и
корпуса  по-другому  расположены. Ещё есть
GRM  с  AY, но там тоже по-другому. У тебя
некоторые композиции звучат, как будто на─
писаны  под  частоту  AY  3.5 MHz  (вместо
1.75/1.77 ). А такая только в этой плате.
   Slash> Слушай, похоже на то )

   В том же году радиорынок убрали с танцплощадки, и  он  переместился  на открытое место у входа в парк. Продавцов спектрумовского софта оставалось только два,точнее, два стола с парами продавцов - "Дабл-Вова" и "Саша  с Лёшей". Софт  им  уже  отдавали энтузиасты бесплатно. К 2000 году, когда я последний раз приносил туда софт,оставался только "Дабл-Вова", которого  гоняла милиция, уже за пцшные диски...

   Около  февраля 1997 года я написал чанковый графический редактор,о котором будет отдельная статья.
   Весной 1997 года компьютер у меня отобрали, чтобы  я готовился к выпускным экзаменам  в школе  и вступительным в Радик. Я решил учиться на программиста. Не имея компьютера, я писал много программ на бумажках,  которые  потом набрал только летом и осенью. Это  была процедура линии, перебор ходов  для  шахмат, игра  "Life", эмулятор процессора с 4 командами (то ли по мотивам Core War, то ли ещё раньше), очередная версия Вольфа, мультиколор шириной в 24 знакоместа, мультиколор  с косой сеткой и выводилка BMP в полосатом графическом режиме предке  R-Mode. Параллельно под влиянием Моисеева  я  перешёл  на  MASM,  потом  на ALASM.
   Ещё я стал регулярно ходить к Вячеславу Михееву  и показывать ему своё творчество, пока он не перешёл на платформу Real Life.

   Осенью 1997 года, когда я в Радике познакомился с Юрой Свиридовым и Sane/G.U.G.,я  наконец  написал упаковщик методом Хаффмана. А ещё я написал свой первый текстовый редактор для институтского расписания. И 3D движок. И ещё много всего. Но это уже совсем другая история.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/6545380a92c0be208e41414b6aabf411.jpg

Новое м е г ААА д е м о готово на 14%

5

Форматирование рассказа сделаю завтра.

Новое м е г ААА д е м о готово на 14%