1

Вспоминаем «Денди – Новую реальность»: Супонев называл гонки «гонялками» и сам обставил студию огромными геймпадами

Первая российская передача про видеоигры.

В сентябре 1994 года, почти за год до запуска пилота известнейшей видеоигровой передачи «От винта!» с Бонусом и Гамовером, в эфир канала «2х2» вышла «Денди – Новая реальность». В этом шоу Сергей Супонев, популярный детский телеведущий, рассказывал всей России о новинках для игровых консолей тех временем. И делал это так душевно и ярко, что передача осталась в памяти выросших в то время геймеров до сих пор – хотя «Новая реальность» была в эфире всего два года, и вышло меньше 70 выпусков.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/cb02e8fc83e00d15ea2fffacf9aba718.png

Супонев – талантище
Конечно, никакой «Новой реальности» не случилось бы без самого Супонева, который был там не только ведущим, но еще и режиссером и сценаристом. После службы в армии Сергей окончил факультет журналистики МГУ, успел поработать грузчиком, а затем начал работать в Детской редакции Центрального телевидения СССР.

В 1993 году генеральный директор ОРТ Влад Листьев лично пригласил Сергея провести детскую телевикторину «Звездный час», где он показал себя прирожденным ведущим. Дети, которым удалось попасть на шоу в качестве участников, рассказывают, что с Супоневым было необычайно легко и комфортно – он умел создать дружескую атмосферу даже для юных гостей, которые волновались на съемках такой популярной передачи. Да и Сергею опыт явно понравился – в то время он запустил собственную детскую телеигру «Зов джунглей», которую придумал во сне. Супонев отличался от всех ведущих даже тем, что постоянно без стеснения носил в кадре фирменные шорты и шляпу. Харизма и талант ведущего в итоге принесли «Зову» премию «ТЭФИ».

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/c0868d38685d5ec4425ff0b459426d65.jpg

Он постоянно был чем-то занят – родственники и коллеги удивлялись, откуда у него такая неисчерпаемая творческая энергия. Сергей вел несколько передач (все – культовые), был менеджером в собственной телекомпании «Класс!» и Дирекции детских и развлекательных программ ОРТ, даже успел сняться в экранизации Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» режиссера Игоря Апасяна.

Секрет успеха стольких начинаний Супонева, кажется, лежит на поверхности: он искренне верил в то, что детское телевидение должно существовать не для детей, а семьи. Сергей знал, что какой-нибудь «Зов джунглей» дети, как правило, смотрели не в одиночестве – у экрана были и их родители, которым тоже должно быть интересно. Эта философия отражалось и на том, как ведущий общался со детьми – как со взрослыми. Никаких излишних упрощений в речи, насмешек или надменности – только приятельские разговоры и разделение интереса. Соавтор и друг Супонева, Александр Гольдбурт, отмечал, что отсутствие актерского опыта не мешало Сергею, а помогало быть в кадре максимально искренним.

«Денди, Денди, мы все любим Денди!»
«Денди – Новая реальность» в свое время была уникальной – ранее передач про видеоигры на российском ТВ не было, и даже первый геймерский журнал «Великий Dракон» отправился в печать совсем недавно. Инициатива создания шоу принадлежит руководству Dendy, самостоятельного подразделения фирмы Steepler. Последняя – крупная IT-компания 90-х, по сути заложившая фундамент рынка видеоигр в России. Именно Steepler подарила геймерам тех времен «Новую реальность», «Мир Денди» и журнал «Видео-Асс Dendy» (будущий «Великий Dракон»).

Разумеется, именно Сергей Супонев стал единственным ведущим передачи. И без того известный каждому ребенку постсоветского пространства, необычайно харизматичный и позитивный мужчина как нельзя кстати подходил для выполнения основной задачи «Новой реальности»: раскрутки продукции, которую привозила Steepler. Странно осознавать, что эта любимая миллионами передача по сути была креативной и дорогой рекламой – и, как и большинство других проектов Супонева, стала настоящим хитом.

«Денди – Новая реальность» выходила на старом телеканале «2х2» по субботам, каждый выпуск длился 25 минут и стоил огромных тогда 9000 долларов в производстве. Каждую неделю Супонев рассказывал зрителям о новинках для 8 и 16-битных приставок, среди которых Dendy (клон Famicom или Nintendo Entertainment System), Sega Mega Drive, SNES, Gameboy и другие. В первых выпусках упоминались еще и Sega CD-X и Panasonic 3DO, обладающими фантастическими технологиями (читали диски, а не картриджи!) – но вскоре Steepler поняли, что спроса на такие дорогие устройства очень мало. Больше всего внимания уделялось самым доступным (хоть и все равно недешевым) 8-битным играм для «Денди».

Сергей регулярно устраивал викторины и лотереи – для многих зрителей это было единственным шансом получить мифическую «Супер Нинтендо».

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/44caadecf87481471cb28ff8775cd6ec.jpg

Конечно, в передаче было много назойливой (по меркам 2019-го) рекламы продукции Steepler, а отдельной рубрикой были регулярные походы в фирменный магазин Dendy. Там Сергей брал интервью у детей и часто вел при этом монолог – понятное дело, связные ответы маленькие посетители магазина давали не всегда. Отчасти из-за частых визитов Супонева магазины Dendy для детей тогда были каким-то сказочным местом: там можно было посмотреть на баснословно дорогие приставки, опробовать некоторые новинки и, если повезет, попасть в любимую передачу.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/47ef93b76c3c29a9c48b9be93d8f5a84.jpg

Супонев говорил об играх максимально доступным и живым языком – и это при том, что игровая журналистика тогда еще только формировалась. Гоночные аркады Сергей называл «гонялками», а первую The Legend of Zelda окрестил «умной логической бродилкой». В секциях геймплея использовались либо записи с прохождением зрителей (их часто присылали на кассетах вместе с письмами), либо геймплей якобы самого Сергея – и он не стеснялся показывать, как падает с платформ в «Аладдине» и всячески фейлит в других играх. На самом деле за запись игрового процесса, описание секретов и даже консультацию по прохождению позвонивших зрителей отвечал Денис Панов – парень позвонил в Steepler и рассказал, что хорошо умеет играть, после его позвали на работу в компанию.

Рассказы Супонева об играх напоминали одновременно и рецензии с критикой, и гайд по прохождению, и летсплей. Пожалуй, в целом формат был похож на обсуждение новой игры с друзьями – потому и резонировал у детей. Да и у взрослых: пересматривать выпуски сейчас все так же интересно, ведь Сергей не упрощал речь и в целом рассказывал о новинках довольно грамотно и информативно, учитывая ограничение по хронометражу. К тому же он обладал здоровым цинизмом и чувством юмора: «Водка – плохо. Super Nintendo – хорошо!»

Поскольку в 90-х было дикое время в том числе для гейминга, даже в таком дорогом и популярном шоу, как «Новая реальность», закрадывались некоторые ошибки и странности. Например, в то время не было понятия «пиратства» и в одном из первых выпусков Сергей, рассказывая о Duck Tales («Утиные истории») для Dendy (то есть NES) показывает крупным планом очевидно нелицензионный картридж с какой-то случайной уткой на наклейке. Еще более веселый случай был с Super Mario 16: в одном выпуске о ней рассказывали, как о подлинной игре, а позже Сергей назвал Joe & Mac (оригинал, из которого неизвестные сделали Super Mario 16) «переделкой».

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/c5a4b5cd2f10aacaa0c34efed48fa7ab.jpg

Но это все были мелочи. Куда важнее сама атмосфера шоу, которую создавали и очень геймерские декорации. Сначала в кадре «Денди – Новая реальность» Супонев стоял за маленьким столом, на котором была Dendy, несколько картриджей для нее и неизменный серый слоненок на фоне. Позже на столе появилась целая россыпь игр и приставок. Они постоянно менялись, а в одном выпуске в кадр забежал сын Супонева Кирилл, беспардонно забравший заинтересовавшие его игры. Импровизированный диалог и искренний шок ведущего попал в эфирный вариант:

— Мальчик, ты чего?
— А ты чего?
(Кирилл убегает из кадра с охапкой картриджей для SNES).
— А вот я сижу и думаю, а что это я?... А он тогда чего?....
Во втором сезоне, когда передача стала называться просто «Новая реальность», действие происходило уже в просторной и очень колоритной студии, которую обставил лично Супонев. Здесь было множество консолей, радужные декорации, гигантские геймпады вместо стойки ведущего, иллюминация и, конечно, гигантский Game Boy, на котором Сергей показывал игры для карманной консоли. Не стыдитесь, если ломали голову над тем, сколько батареек требовалось для работы этой «приставки» – ведущий часто получал подобные письма от озадаченных зрителей.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/1ba954cc4b8d80788fa9cf1e2550e8e8.jpg

Жизнь Сергея закончилась внезапно. Его сестра, певица Елена Перова, связывает увлечение Сергея экстремальными видами спорта с трудным периодом в жизни. По словам Елены, у Супонева было все и он не знал, чего хочет дальше, отчего покупал лодки, дорогие машины – и купил тот самый снегоход. На нем 8 декабря 2001 года Сергей разбился в деревне Едимоново Тверской области: катаясь по Волге, врезался в полусокрытую снегом пристань и получил смертельные травмы. Странно, что тогда он уже имел приличный стаж управления снегоходом и наставлял всех друзей держаться на нем подальше от береговой линии – и сам совершил ошибку новичка.

Сергей Супонев прожил всего 38 лет, но успел перепридумать детское телевидение – его любили не только зрители и друзья, но даже просто коллеги. Ведущий Леонид Якубович, считавший себя приятелем Супонева, но не другом, очень тяжело перенес новость о его смерти. Якубович рассказывал, что очень редко смотрел телевизор, но включал передачи Супонева и пытался хотя бы частично скопировать его манеру непринужденного общения с детьми.

Возможно, если бы Сергей был жив, современное семейное телевидение выглядело бы совершенно иначе. Он всегда стремился повлиять на него в целом, ради чего в 1997 году основал радиотелекомпанию «Зов», запустившую такие передачи как «Щас спою» и «Ням-ням» на разных каналах.

Но Супонев совершенно точно изменил детство целого поколения зрителей – а это уже много.

https://zxdemos.ru/uploads/images/2/3908daa8aba3b797164e02106851a29e.jpg

2

https://youtu.be/8qbt6FJEwbg

3 (изменено: daniel, 02.02.2020 18:06:06)

Хороший дядька был. Забыли про программы "до 16-ти и старше", Марафон 15".

4 (изменено: abelenki, 02.02.2020 20:31:07)

Да хороший дядька. Как пришла к нему всенародная слава, начал бухать, гонять на дорогих тачках, пытаться самовыпилиться на перевернувшейся яхте, любовниц менял как перчатки. В общем, пацан к успеху шел. Но если очень стараться, то ведь всего добъешся. Итог: уебался на снегоходе в дерево вместе с любовницей, какой-то школьницей, а сын, видать такой же долбоёп, недавно покончил жизнь самоубийством.

5

А супонева недавно посмотрел старые передачи. Это жесть, так самозабвенно вкручивать детям говно это надо уметь. Там чистый бизнес, непонятно откуда эти темы про святого благодетеля.

6

krt17 сказал:

А супонева недавно посмотрел старые передачи. Это жесть, так самозабвенно вкручивать детям говно это надо уметь. Там чистый бизнес, непонятно откуда эти темы про святого благодетеля.

На самом деле было голодание по таким передачам, ничего же не было по компам. Поэтому это говно жрали обыватели. Настоящие спектрумисты никогда не смотрели это шоу говнюков. Лично я не смотрел. Паренек который для этой передачи проходил игры жил в соседнем дворе и я у него все время зависал, классный парень, у него дома была Сега, Амига и денди. Он был крут. Ну я тоже был среди спектрумистов легенда, так мы и нашли друг друга.