История образования демо сцены в Польше
Демо сцена Украины через призму группы Code Busters (НАЧАЛО пути)
как правило ААА не согласен с авторами статей,
но тем не менее эти людишки имеют небольшое право на своё незначительное мнение...
(C) Павел Высоцкий/Gendalf, 1998
http://zxpress.ru/article.php?id=666
В свете грядущего FunTop'a, a также в отблесках прошлых Enlight'ов есть некоторый смысл задуматься о таком интересном явлении, как МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, или просто DEMO. Ведь значительная часть софта, который был создан в ex-USSR принадлежит, как ни странно (хотя, может, как раз,
и не странно), к этому, так сказать, жанру.
Вначале стоит отметить одну интересную вещь: все DEMO творились на одном компьютере и для него одного (отгадайте, для какого), но тем не менее, сравнить DEMO 1989 года и 1998 не придет в голову никому. То есть при полном отсутствии эволюции платформы, успешно проходит эволюция идей, а также естественный отбор на фестивалях, где выживают сильнейшие из них. И такой прогресс радует. Заканчивая это лирическое отступление, а точнее - вступление, хотелось бы сказать, что с подвигло меня на написание сего чуда. Вернее даже не что, а кто, а именно Хакер Рашпиль, главный редактор нашей газеты. Он высказал идею о полезности такого материала и попытался предоставить весь необходимый материал (я имею в виду, что _ВЕСЬ_материал, то есть все демошки мира, предоставить вообще не очень-то возможно, так что главный редактор сделал все, что мог). Не знаю, что помешало Рашпилю самому взяться за работу, но идею я все-таки решил воплотить в нашу сумасшедшую жизнь.
──══ I. Прелюдия ══──
Вот представьте: 1987 год, трое (или четверо) почитателей Speccy собрались за пивом отпразновать пятый день рождения предмета почитания. Один хвалится, что комп перепаял, второй, что игру прошел, а третий, что эту игру сломал и изъял оттуда неплохой музон. Оказывается, что переломал он уже тысячу и одну игру и теперь ищет, куда бы деть музоны из этих игр. Тут кому-то (именно ему надо бы поставить памятник) приходит идея все эти музоны склеить, прибавить красивую картинку и проигрывать. Именно тогда и родилось название "Демонстрация", потому как эти музоны именно демонстрировались широким массам, которые не умели ничего ломать.
Хотя сейчас может показаться, что те далекие творения восьмидесятых совсем и нe Demo, и названы так по ошибке. Но если бы не те неказистые программки, в которых при переключении музонов поднимался вой, то не бывать и сегодняшним шедеврам.
Назывались эти творения тоже просто: какое-то странное слово, а потом "demo" или "demo 128". В некоторых из них первого слова не было, что усложняло их разделение. По сути, все эти первые демки мало чем отличались друг от друга: немного кривая картинка, иногда с элементами анимации, бегущая строка, в которой то на польском, то на ломанном английском передавались приветы, список музонов, которые можно услышать, нажимая на соответствующие клавиши. Кстати, традиция передачи приветов - тоже возникла благодаря тому поколению демок. Ну а элементы анимации были более чем скромные: где-то пытались изобразить пыхтящий в работе плейер (у меня эта демка фигурирует под названием Demo 3),
youtube.com/watch?v=vYBTrfj6ydw
где-то очень наглядно демонстрировали игру музыкантов (Drum Warriors),
youtube.com/watch?v=8s9yKcYmMUY
a в Szafran Demo 128 рисованная от руки красавица подмигивала при выборе музона.
youtube.com/watch?v=L-M0TulF4O8
То есть и здесь были какие-то изыски, новые идеи, но в целом эти демонстрации музонов (не путать с музыкальными демонстрациями - это далеко не одно и тоже) были уж очень стандартными. Небольшое разнообразие внесли оцифровки: все оставалось на своих местах, но музон был уже один. К примеру, Lambada,
youtube.com/watch?v=2HV2iEAlpqM
которая даже сейчас приятно удивляет качеством оцифровки. Или демка Laugh - смех, смех поистине идиотский - никогда так не смейтесь. Но все равно, нужны были по-настоящему новые идеи, новые концепции, и уже староватому жанру пришлось умереть.

Добавить к этому можно разве что две вещи. Родиной и главным пристанищем "Демонстрации музона" стала Польша - во всяком случае, основная масса дошедших до нас демок того золотого века была сделана именно там. Когда эти демошки начали отживать, пришел 1989 год - время расцвета Speccy на Западе, когда игрушки перестали быть плосковатыми, а графика стала красивой.
──══ II. Lyr'ическая революция ══──
Только-только демонстрации стали называть килодемами, как появилась одна из первых МЕГАдем, которая, кстати, более других оправдала свое громкое название:
Lyra II Megademo!
youtube.com/watch?v=bzir5x_-jPo
Был еще Shock,
youtube.com/watch?v=p759eULdiRg
были другие неплохие творения, но мне, да и не только мне, особенно запомнилась именно эта демка, также сделанная в Польше некой группой под интересным названием Ethanol Soft Inc. (более известной как E.S.I.) примерно в том же памятном 89'om. Лично мне не раз приходилось слышать очень лестные отзывы о ней, к примеру: "На Speccy просто мучал игрушки, лень было делать что-то самому, но когда я
увидел Lyra II..."
Это был действительно рывок вперед: даже сейчас многие идеи из демки не утратили своей притягательности: взять хотя бы часть с плавающей бутылкой (кстати, вы знаете, что она не пустая - там, в демке, так и написано, еще кого-то грузят за то, что он полную бутылку так обидел) или с танцующей незнакомкой.


Все девять частей демки явно неплохие, особенно для того далекого времени. Lyra II - это классика, о которой знают все. Это одна из первых настоящих, а не "усеченных" демок. Это... Да вы и сами знаете! Не видел я, к сожалению, Lyra I (a такая, судя по всему, должна быть). Жаль.
От ААА, я всё видел ))
Lyra, The
youtube.com/watch?v=8uJJZo5W2-E
Вот и вся лирика. Дальше полякам, как и многим другим нежителям СССР почему-то вздумалось предать Speccy: расхотелось делать новые гигадемы, и все ненадолго зачахло. Но совсем ненадолго, так как скоро Speccy возродился в том же СССР, а затем процветал в СНГ. Но демомейкинг развился далеко не сразу.
──══ III. Интры ══──
Если кто не понял, ИНТРЫ - это множественное число от "ИНТРО". Так вот, почему-то эти самые "интры" вначале полюбились нашим кодерам значительно больше, чем
демки в чистом виде. Хотя некоторые интро и были неплохими, но были чисто утилитарными: их существование было целиком и полностью посвящено конкретной игре. А настоящая дема не может быть утилитарной - она должна быть искусством ради искусства и только. Тем более, на первых порах, до появления новых харьковских мегадем, эти интро были более чем однотипными и какими-то скучными. Но все же это была и школа для многих.
Со временем интры преобразились, но их и дальше многие ругали. К тому же, это не настоящие демки, так что распространяться о них сейчас особенно нечего.
──══ IV. А в Харькове... ══──
...творились новые шедевры. В 94 - 95'ом годах, в основном при участии группы Code Busters, в Харькове были созданы небезысвестные Satisfaction и Insult (удовлетворение и инсульт соответственно).
youtube.com/watch?v=KcCBo4dBfMkyoutube.com/watch?v=b_aX9mke23A
Писались они долго, зато результат превзошел все ожидаемые результаты

Примерно в то же время (так и неизвестно, кто на кого позитивно повлиял), на далеком острове под названием Британия проклятые капиталисты пытались реанимиривать Speccy (поздно спохватились). Группа Extasy-3, которая еще и выпускала журнал, подарила своему народу, да и не только ему, несколько демок. Я приостановлюсь на одной из них: Inner Universе.
youtube.com/watch?v=U-aWcrOP0FM
Это название довольно трудно перевести, во всяком случае, вариантов перевода может быть несколько. Например, "Внутренний мир (мироздание)". Но в их демках, несмотря на несколько интересных моментов, преобладают бегущие строки и другие традиционные вещи. Словом, авторам никто не открывал глаза на истинную сущность МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕМОНСТРАЦИИ. Тоже жаль. А то, может быть, был бы еще один пример для подражания (что-то их в последнее время слишком много развелось

──══ V. Enlight'96 ══──
Эх... Вот это по-настоящему оборотный момент в истории спектрумовского демомейкинга. Соискателей получить признание лучшего творца в этой области нашлось сравнительно немного. Но значение данного мероприятия для развития демостроения трудно переоценить.
В этих демках каждый эффект был продуман, почти каждая идея была или свежая или освеженная

Быть признанными на этом Инлайте означало в дальнейшем быть узнаваемыми везде. Отчасти поэтому новгородская группа Digital Reality, демка которой заняла третье место, так быстро стала лидером. (от ААА автор что-то путает с местами, Digital Reality ничего не заняла)
youtube.com/watch?v=__eG4hmuBqM
Первое место долго делили между собой Illusion (X-Trade)
youtube.com/watch?v=TSsY0AUSlWA
и Vibrations (Rush):
youtube.com/watch?v=EUr4uPpptzM
Я совсем запутался, кто же все-таки получил почетный титул, было несколько версий, то есть первой оказывалась то та то другая демка, но мне лично больше пoнравилась Vibrations.
Именно здесь родилась классическая дема, в которой не надо ничего нажимать для подгрузок, в которой должна быть не только анимация. Появился и некий моральный кодекс, по которому в любой уважающей себя
демке должно быть минимум скроллов и все должно быть своим: никакой выдранной музыки.
Наконец окончательно образовался неформальный клуб демомейкеров, которые в большинстве уважают друг друга. Именно Enlight'96 дал толчок и пример для подражания многим кодерам (плох тот солдат, который не мечтает победить на Enlight'e... вернее не мечтал, так как Enlight'97 был, судя по всему, последним

...Digital Reality со своей демкой 7th Reality заняла 3 место. Через год та же группа заняла первое место... (От ААА: опять он попутал, автор запездился )) 2 место с демой Binary Love!)
──══ VI. Через год после Е'96 ══──
Практически ровно через 365 дней после успешного окончания Еnlight'96, скандально закрылся Enlight'97. Но конкурс демошек успели провести, и выяснилось, что идей у кодеров всё ещё хватает (правда, не у всех).
И что самое главное, демки представленные на Enlight'97, несли какую-то общую задумку, идею (мораль сей басни такова...), что, несомненно, существенно повысило их ценность (и не только материальную). Не все, конечно, демки, были такими умными, но, по крайней мере:
- в Binary Love отстаивается ценность истинной любви (романтики);
youtube.com/watch?v=I0W5LYjKKug
- в Noumenon можно ознакомиться с кабалистическими символами и даже немного с
черной магией, а также послушать отличную музыку (чернокнижники);
youtube.com/watch?v=PTExrngptVI
- в Shit 4 Brainz колоритно показано воздействие наркотика на человеческие мозги, даже, я бы сказал, более чем колоритно (наркоманы).
youtube.com/watch?v=pf_9b8HxNhk
В общем, прогресс, прогресс, прогресс... Но! Но во всех этих шедеврах нещадно эксплуатировался один и тот же эффект: плазма. Не буду спорить, эффект отличный, но во многих демках ему уделялось уж очень много внимания. Это однообразие плохо сказалось на общем впечатлении, но повторю: это все равно был прогресс. Жалко только, что сам фестиваль был впоследствии сорван. ЧТО ЖЕ БУДЕТ НА FUNTOP98???
──══ VII. Десерт: перспективы ══──
Все, конечно, происходит исключительно в радужных тонах: фестивали проводятся в каждом городе, изобилие "Новых Васюков", демки со Speccy ставят в пример програм-
мистам с других платформ. Ладно, не нужно нам фестиваля в каждом городе, хватит нам и Москвы (кто едет на FunTop ?!). А в пример нас и так уже можно ставить.

Павел Высоцкий/Gendalf (0322) 64-34-88
youtube.com/watch?v=0NucgZnvjXM