Пионеры Отечественного Спектрума на подступах к Спектруму.

Ответить
Аватара пользователя
бох в отпуске
Сообщения: 37437
Зарегистрирован: 08 июл 2016, 23:04
Откуда: Москва
Контактная информация:

Пионеры Отечественного Спектрума на подступах к Спектруму.

Сообщение бох в отпуске »

Пионеры Отечественного Спектрума на подступах к Спектруму.

http://zxpress.ru/article.php?id=1805

Пионеры отечественного Спектрума

{}А.Стегницкий, С.Филимонов

Продолжение. Начало в || 6, 15

На подступах к Спектруму

Евгений Натопта (ЕН):
- Прежде всего, хочу поблагодарить вас
за интерес, проявленный к моей особе, и
извиниться за то, что в моих письмах к вам
некоторые буквы плохо читались на вашем
компьютере - ответственность за это несёт
Б.Гейтс с его Windows.
Опубликованные в "Оптроне" ваши интервью
с Добушем и Старостенко я читал. Основные
факты там изложены правильно. А относи-
тельно деталей - так ведь на них у каждого
своя точка зрения.
Попробую дать ответы на все ваши вопросы.
Сергей Филимонов (СФ):
- Начнём с предыстории. Как Вы и ваша
группа пришли к мысли о работе над Спект-
румом?
ЕН:
- Это был длительный процесс. Идея
пришла к нам с нескольких сторон одновре-
менно...
В 1979 г., после окончания Политеха, я
стал работать в ОКБ ЛПИ - в лаборатории
Леонида Мальца (затем её возглавил Орест
Козевич, сейчас он - гендиректор львовской
фирмы оптовой продуктовой торговли
"ИРИС").
Мы занимались дисплеями, затем перешли к
микропроцессорным комплексам (МПК). Тогда
нас интересовало любое возможное их приме-
нение.
Мы разные штуки клепали, в том числе и
на Zilog'овском процессоре - например, де-
монстрационную ЭВМ. Слава Богу, до Спект-
рума это дело не дожило...
А сделанный нами шахматный партнёр наш
тогдашний сотрудник Вячеслав Куприяненко
даже как-то демонстрировал по телевидению.
Из него был неплохой менеджер на то время,
но он как-то затерялся...
Вначале прибор был слабенький: даже че-
ловек, имеющий лишь элементарное понятие о
шахматах, легко его обыгрывал. Мы добыли у
иностранных студентов программное обеспе-
чение. Там было около десяти килобайт, и
стало возможным уже на уровне второго-пер-
вого разряда играть - но очень медленно.
Его макет нам собирал Виталий Лев (сей-
час он работает в одной из львовских
компьютерных фирм). Виталик, могу сказать
прямо, - мой ученик. Приходилось в то вре-
мя объяснять ему - что такое бит, что та-
кое байт. Мы вместе учились на подготови-
тельных курсах. С тех пор и подружились. А
шахматный партнёр до сих пор у него стоит
и работает.
Так что богатый опыт, накопленный при
работе с Z80, послужил нам солидной базой
для работы над Спектрумом.
Параллельно с нами работа над тематикой
МПК и ПЭВМ велась на кафедре ЭВМ ЛПИ. С её
преподавателями (а они работали и в ОКБ -
совместителями) у нас шёл достаточно ин-
тенсивный обмен информацией.
Внедряя МПК, многое мы буквально силком
вносили в тематику ОКБ. Работа постоянно
шла с огромным напряжением, и в то же вре-
мя - с удовольствием. Бывало, засиживались
до полуночи. Такой, я бы сказал, родствен-
ной, "семейной" рабочей атмосферы я с тех
пор больше нигде не встречал.
На одном из семинаров, которые проводил
тогдашний профессор кафедры ЭВМ (и научный
руководитель нашего ОКБ) Б.И.Швецкий, мы
познакомились с Павлом Годлевским из
исследовательско-конструкторского институ-
та при ПО радиоэлектронной медицинской ап-
паратуры (НИКИ РЭМА). Сейчас он - сотруд-
ник одной из львовских компьютерных фирм.
Оказалось, что мы работаем над схожей те-
матикой. С тех пор нас с ним связывают
тесные дружба и сотрудничество. Должен
сказать, Годлевский был и остаётся ярым
противником игровых (и домашних) компьюте-
ров. Когда мы начали работать над Спектру-
мом, его это интересовало только с точки
зрения ещё одного возможного применения
МПК - не более того. Он одним из первых в
Союзе стал заниматься процессором Z80, и
свой первый Z80 производства ГДР мы полу-
чили именно от него.
Игорь Боженко (ИБ):
- А как микросхемы Zilog попадали в Со-
юз?
ЕН:
- Оригинальные микросхемы фирмы Zilog -
контрабандой, в мизерном количестве. А то,
с чем мы работали - это, в основном, были
ГДР'овские микросхемы.
ИБ:
- Считается, что Z80 мы тогда получали
из Польши.
ЕН:
- Неправильно. Поляки привозили их разве
что поштучно. Этим занимались "челноки"
(тогда этот промысел только начинался) и
студенты (как наши, так и иностранные). А
массовый завоз - и официальный, и контра-
бандный - вели немцы.
Андрей Стегницкий (АС):
- А с "фирменным" Спектрумом Вы познак-
комились тоже через иностранных студентов?
ЕН:
- В некоторой степени. Впервые "фирмен-
ный" Спектрум я увидел собственными глаза-
ми летом 1984 г. в студенческой общаге.
Потом другой человек что-то рассказал,
третий ещё что-то увидел. Всё это создава-
ло, скажем так, критическую массу информа-
ции о вещи и её полезности. И уже после
этого начался конкретный поиск: как бы это
раздобыть, посмотреть, узнать.
При этом речь шла не о том, что вот,
мол, завтра садимся и делаем. Нет, проис-
ходило длительное накопление информации.


Юрий Добуш

СФ:
- С какого времени Вы знакомы с Ю.Добу-
шем?
ЕН:
- С 1982 г. Он начал работать в ОКБ с
1985 г., а появился у нас ещё раньше -
учась на 2-ом курсе. Я, можно сказать,
стал его "наставником". По моей (и многих
других) оценке он был очень талантливым,
сообразительным и инициативным парнем, и
быстро "пошёл в гору".
А вначале приходилось многому его учить,
помогать делать различные курсовые, дип-
ломный проект. Не конкретное руководство
вести, конечно, а давать различные кон-
сультации, вплоть до того, чтобы твёрдой
рукой в некоторых местах направить,
рассказать, объяснить, что, почему, как,
куда, и не только в смысле электроники.


Литовские встречи

АС:
- А с чего началась работа над собствен-
но Спектрумом?
ЕН:
- Осенью 1984 г., находясь в командиров-
ке в Каунасе, я беседовал с несколькими
тамошними аматорами микропроцессорной тех-
ники о том, что неплохо бы сделать такую
штуку на наших элементах.
Тогда же (осторожно, намёками) речь за-
шла о возможном коммерческом использовании
разработки. Ребята не впрямую вели речь об
этом, а только интересовались возмож-
ностью. Должен сказать, что самому мне
мысль о коммерции и в голову не пришла бы.
СФ:
- Ну, тогда о ней вообще мало кто думал.
ЕН:
- Почему же? У них в Литве хоть и не бы-
ло в то время кооперативов, но народ уже
понемногу начал заниматься предпринима-
тельством. Они не были такими зашоренными,
как мы, и всегда чувствовали себя как бы
"отвязанными" от нашей системы. Там, в
Прибалтике, люди жили своим собственным
стилем жизни.


Поиск информации

СФ:
- Вернувшись из Каунаса, Вы приступили
непосредственно к разработке?
ЕН:
- Не совсем так. И до, и после того
большая часть работы состояла в поиске и
добыче необходимой информации. Мы искали
не только её, но и людей, имевших различ-
ные подходы к решению проблемы. Ничего
конкретного, выражавшегося в битах, бай-
тах, тогда не было. Всё, что мы добывали,
буквально приходилось "вырывать из рук".
Чтобы достать какую-то ерунду, надо было
ездить по всему Союзу. Можно целые романы
писать о внедрении процессоров, потому что
ради этого буквально приходилось жертво-
вать собой!
ИБ:
- И не ради комплектующих, а именно
из-за информации?
ЕН:
- Да, ради информации, особенно - ПО.
Приходилось идти на самые разнообразные
завязки, комбинации, обмены.
ИБ:
- Информационный бартер?
ЕН:
- Да. Невозможно было заниматься микро-
процессорной техникой, не обладая хоть ка-
кой-то информацией.
Приходилось преодолевать множество самых
неожиданных затруднений. Например, в полу-
чаемой нами информации содержалось мно-
жество "дезы". Нам попадались статьи, спе-
циально написанные так, чтобы схемы, по
ним собранные, заведомо не могли работать.
В справочниках было множество грубейших
ошибок и просто опечаток.
СФ:
- В нынешних справочниках - то же самое.
ЕН:
- То же самое было и при личном общении.
Одни добросовестно заблуждались, другие -
сознательно утаивали информацию: ведь,
единолично владея ею, можно было поддержи-
вать свой статус "незаменимого"! Информа-
ция была самой настоящей валютой. Многое
было просто засекречено. В частности, ка-
талоги шли исключительно по линии 1-го от-
дела, а добыча информации оттуда была свя-
зана с нарушениями всех их правил. Так что
роль 1-го отдела в затормаживании науч-
но-технического прогресса в СССР - тема не
для одного исторического исследования!
В общем, информацию по Z80, которым в
Союзе в то время никто конкретно не зани-
мался, мы добывали из множества различных
источников, сопоставляли её, устраняли
ложь и неточности.
А для Спектрума правильная и очень точ-
ная информация была особенно важна. Вре-
менные зазоры и стыки между некоторыми
сигналами были от 25 до 10 наносекунд, а
когда один сигнал заканчивался, другой
сразу же должен был начаться. Исключи-
тельно важно было добыть всю эту информа-
цию, чтобы правильно понять, как же это
всё работает.
СФ:
- А была ли возможность ознакомиться с
работой фирменного Спектрума?
ЕН:
- Спектрум был тогда недостижимо дорог
для обыкновенного человека.
Во Львове фирменный Спектрум был тогда
всего лишь у трёх-четырёх человек, самых
"крутых". Они, естественно, были техничес-
ки не образованы, и поэтому наотрез отка-
зывались передать "цацку" в чужие руки: не
дай Бог, что случится! Каждый чужой чело-
век был опасностью и для их компьютера, и
для них самих.
В то время, если помните, начались гоне-
ния на "видаки", и под горячую руку "борь-
бы с порнографией" запросто можно было
схлопотать лет пять. А ведь Спектрум - это
тогда было покруче видака! Вот потому-то и
было чрезвычайно трудно добиться, чтобы
хотя бы вечерок поработать, посидеть один
на один со Спектрумом.


"Момент истины"

АС:
- И что же стало переломным моментом
разработки?
ЕН:
- Несколько месяцев не удавалось выйти
на человека, который бы согласился дать
нам Спектрум хотя бы на несколько часов.
Наконец, в августе 1985 г. мне позвонили в
17.00 и сказали, что есть Спектрум, до
20.00. Мы с Юрой подхватились, не помню
уж, каким чудом вытащили через проходную
ОКБ здоровенный осциллограф С1-99 и через
парк Костюшко, под проливным дождём, с ос-
циллографом на горбу - помчались на улицу
Гоголя...
Два часа лихорадочной суеты и споров
промелькнули как одна секунда. Наибольшая
сложность была в том, что в Спектруме од-
новременно работают две достаточно сложные
системы: видеопроцесор (ULA) и процессор
Z80: они создают очень сложные временные
диаграммы на своих выводах, практически не
позволяя даже сложить представление о вза-
имодействии этих систем.
Как работает Z80, мы уже более-менее
знали к тому времени. Так что самое глав-
ное было эту изюминку - ULA - выдрать. Там
ведь нет никакого автомата состояний - всё
проходит без задержек. Сигнал выбирается,
|BB|DB<@<B<■BBBBB<┐┐Cпропускается через систему мультиплексоров
- и получается RGB.
Ну, начали мы смотреть сигналы на выво-
дах ULA. Там, конечно, жуткая "каша" была.
Мы мучились, мучились какое-то время,
потом я предложил "прижать" Z80 сигналом
RESET. Смотрим - из ULA уже идут более ре-
гулярные сигналы! Ну, а поскольку мы зани-
мались дисплеями в нашей группе, то для
нас и дисплейные сигналы, и весь процесс
уже не был секретом.
Все это позволило нам снять базовые вре-
менные диаграммы ULA и прояснить некоторые
моменты синхронизации обмена между обоими
процессорами. Мы выяснили самое главное -
как по времени Z80 сопрягается с ULA. То
есть, - как они вклиниваются в работу друг
друга.


Мозговой штурм

АС:
- А затем?
ЕН:
- У иностранных студентов удалось раздо-
быть принципиальную схему Спектрума на
еле-еле видимой синьке. Tакже достали фо-
топлёнку с листингом дизассемблированного
монитора Спектрума, что позволило запрог-
раммировать его на 8 штук 573РФ2. Потом
Юра занялся синтезом и воспроизведением
схемы ULA. Наибольшая сложность была в
том, что она манипулировала тактовым сиг-
налом CLC Z80. Для воспроизведения нор-
мальной работы этой цепи нужно было иметь
очень детальную временную диаграмму про-
цессора.
Детальное описание MK3880 (аналог Z80)
фирмы Mostek нам достал Годлевский.
После того, как мы "раскололи" ULA, наш
Спектрум заработал не позже, чем через два
месяца.
СФ:
- Ничего себе темп!
ЕН:
- Работа шла всё время в режиме "Brain
storm" (и при этом мы умудрялись ещё вы-
полнять напряжённую работу по нашей основ-
ной тематике) не считая времени. Над раз-
рабатываемой схемой никто долго не сидел:
здесь так-то фаза затягивается, здесь та-
кие-то мультиплексоры - всё!
И вот, в конце сентября 1985 г. мы уви-
дели на мерцающем экране телевизора
"Юность" долгожданный копирайт. И в тот же
самый поздний вечер перед нами запрыгал
"Джампинг Джек"!..
ИБ:
- "Натопта аж со стула упал от радости,"
- так описывал мне Годлевский этот эпизод.
ЕН:
- Да, примерно так оно и было.
СФ:
- Ещё кто-либо участвовал в разработке?
ЕН:
- Авторами схемы однозначно были я и До-
буш. Мы вместе с ним сидели за общим сто-
лом, и схема рождалась в живой творческой
дискуссии, это был стиль нашей работы. Ав-
тором ключевой схемы ULA был сам Добуш, и
в этом я нисколько не стыжусь признаться.
Иногда к нам подходил Козевич, что-то
подсказывал. Но, опять же, для того, чтобы
нарисовать схему, надо собрать информацию,
изучить её. Этим занимались только мы с
Юрой. А в обсуждениях, "мозговом штурме",
обмене информацией - участвовали многие: и
те, кого я назвал раньше, и другие.


Линии развития

АС:
- А что было дальше?
ЕН:
- Дальше развитие нашего Спектрума пошло
по нескольким достаточно независимым лини-
ям.
Появились десятки интерпретаций. Наш-
лись более умные люди, внесшие в схему
свои доработки. Главным во всём этом было
то, что уже существовала живая схема. Жи-
вое ядро задышало, а уж потом, как, напри-
мер, любую музыкальную пьесу, схему можно
было интерпретировать на разный манер...
СФ:
- Конечно, имея у себя уже готовую схе-
му, работающий компьютер, многое можно бы-
ло делать: и совершенствовать её, и на ка-
кую угодно элементную базу переводить, и
тиражированием заниматься, и коммерческим
распространением.
ЕН:
- Например, нигде не фигурирует компью-
тер, сделанный на базе Спектрума ОКБ груп-
пой аматоров под руководством Малышева -
на них нас вывел Годлевский. Вначале они
работали на "Поляроне", потом все дружно
переместились на "Микроприбор", а с него -
на "Гидроприбор". Практически, те же самые
люди и стали ядром фирмы "MIKO" - их груп-
па даже не раскололась и сильно не разду-
лась.
Они выпускали Спектрум даже до недавнего
времени. Собственно, и сама-то их фирма
образовалась благодаря нашему Спектруму:
они пустили это дело "на поток". Затем там
было разработано более десяти различных
модификаций.
Следующая линия - Виталий Лев. Он маке-
тировал и испытывал нашу схему, собрал на
второй макетный образец - на нём я прора-
ботал около пяти лет.
ИБ:
- А Годлевский? Он говорил, что у него
осталась какая-то ваша плата Спектрума -
наполовину разведённая, наполовину на пе-
ремычках.
ЕН:
- Это было уже уже почти через год после
того, как эти платы "пошли на поток". Он
занимался вопросами практического примене-
ния Спектрума.
СФ:
- А ещё ваш Спектрум был "переведён" на
планарные микросхемы и выпускался во
львовском научно-исследовательском радио-
техническом институте (НИРТИ). Были попыт-
ки что-то сделать на РЭМА и ПО "Электрон".
ЕН:
- Дальнейшая история мне неизвестна.
После 86-го года я уже не следил, кто и
что пытался делать.
СФ:
- А известно ли Вам, как Спектрум поя-
вился в Прибалтике? Добуш говорил, что там
вели работу паралельно с вами, но кое-что
всё-таки брали у вас.
ЕН:
- У меня лично - никаких схем не брали.
Я, правда, туда ездил пару раз. И они к
нам приезжали. Мы обменивались кассетами с
ПО. "Подвязывался" под них я не по своей
инициативе, а по указу начальства. Всё в
руках держал Козевич. О том, "куда" и "ко-
му" - его надо спрашивать.
В последний раз литовцы заглянули к нам
проездом из Славска к себе домой, в Кау-
нас. А плата, спаянная Виталиком Левом,
как раз стояла у меня на журнальном столи-
ке. Когда литовцы увидели её в работе - то
не поверили своим глазам. Начали осматри-
вать, поднимать. Вертели и так, и эдак.
Один даже заглянул под стол: мол, не спря-
тан ли там какой-нибудь суперкомпьютер - а
им демонстрируют муляж. С тех пор я никого
из них не видел.
СФ:
- Так что вам неизвестно - в какой сте-
пени каунасский вариант совпадает с вашим?
ЕН:
- Надо смотреть по схемотехнике.
СФ:
- А они все похожи в той или иной степе-
ни.
ЕН:
- Там есть генератор фаз процессора -
это самая ключевая часть. Кусочек схемы,
синтезирующий эти сигналы - это как бы
"подпись" схемы. Если эти узлы в чём-то
совпадают - уже понятно, что и откуда.


Бум

ИБ:
- А родимое ОКБ? Всюду бегали взбудора-
женные слесари и монтажники. На "химию":
"Очень нужна плата!" По лабораториям: "По-
могите с комплектацией и наладкой!" Каждый
считал делом чести обзавестись собственным
Спектрумом.
СФ:
- А научные сотрудники?
ИБ:
- Те помалкивали: у них была возможность
клепать Спектрумы втихаря.
СФ:
- Для себя?
ИБ:
- Не только...
ЕН:
- Вы понимаете, тогда в народе была соз-
дана такая напряжённость, что каждый хотел
к этому делу приобщиться. Это ж было тогда
не просто модно, а и в какой-то степени
таинственно... "Микропроцессорная лихорад-
ка" - даже было такое выражение. Это сей-
час уже всё затихло, а тогда - это был ры-
вок в другой мир.
В общем, мы обеспечили повсеместный де-
фицит ряда микросхем на долгое время. На-
пример, там было много коммутаторов...
СФ:
- И ИР'ки.
ЕН:
- Да, с трёхстабильным выходом, 555ИР16.
До самого конца Советского Союза нигде их
не было. А мы просто, что имели в шкафу,
то и поставили, тем самым обусловив их
стопроцентный дефицит. А были б у нас дру-
гие регистры - мы бы их поставили.
СФ:
- А РУ5?
ЕН:
- А вот этого не надо! Тогда в Киеве как
раз запускали один суперкомпьютер. Видел я
его платы: прямо, как золотая плитка.
Сплошные РУ5 с обеих сторон. Вот туда-то,
как в прорву, и ушла вся масса РУ5.
А мы ориентировались на РУ6. Поначалу
даже РУ3 собирались ставить...
А в дальнейшем - когда всё завертелось,
когда народ начал возить программы из-за
границы, обмениваться - массовое произ-
водство было налажено в течение года. Уже
в 1987 г. на львовском радиорынке можно
было купить печатную плату Спектрума с ха-
рактерным гидроприборовским знаком -
7104ННН.
Но бум среди "солидных" производителей,
серьёзное развитие ПО - всё это началось
гораздо позже того, как мы закончили свою
разработку - года через два, если не боль-
ше. Я встречал людей, которые тогда бук-
вально "по битам" раскладывали програм-
мы...


Защита приоритета?

СФ:
- Общеизвестно, что первый Спектрум на
отечественных микросхемах был сделан в Ле-
нинграде. Называют также МАИ. А возможно
ли точное выяснение приоритета? Куда и ко-
му передавались из ОКБ схемы? Может, Вам
известно, как появилась в Ленинграде схема
Спектрума?
ЕН:
- В ответ я могу только повторить слова
Старостенко: "Трудно сказать..."
ИБ:
- Ну, это понятно, что и платы разлета-
лись от вас, как птички, и негативы, и
схемы. Но насколько это было бесконтроль-
но?
ЕН:
- На всех наших схемах стояла подпись
Козевича. И он, как руководитель нашей ла-
боратории, должен был, по идее, нести пол-
ную ответственность за контроль над этим
всем процессом.
Но, пока у нас в лаборатории стоял рабо-
тающий образец, там побывало множество на-
роду. Сбегались толпами! Как через проход-
ной двор, шли совершенно незнакомые мне
люди.
Всё происходило как-то само собою. Чело-
век заходит в комнату, видит "Jumping
Jack" - всё! Это потерянный человек для
советской индустрии!
Схемы забирались - "посмотеть на часок"
- и копировались, причём, в массовом по-
рядке. Одним схемы были нужны, чтобы сде-
лать "цацку" лично для себя. Для других
это было "валютой". И кое-кто активно вся-
кие "гешефты" стал крутить. Всё это проис-
ходило совершенно помимо меня. Когда Ста-
ростенко брал нашу схему в Новосибирск -
никто со мной не советовался. Когда ещё
какие-то делали дела - тоже меня не посвя-
щали. А если уже через год каждый второй
приносил мне "Гидроприборовскую" плату и
спрашивал, как бы её наладить, - тогда что
уже можно было сказать?
Когда стало понятно, что дискуссия на
эти темы бесполезна, то это, в общем-то,
послужило одной из причин моего ухода из
ОКБ.
ИБ:
- Так что теперь невозможно выяснить -
какой Спектрум от какого произошёл? Даже
концов не найти?
ЕН:
- Почему же? Понимаете, чтобы в то время
сделать свой личный Спектрум, нужно было
иметь живой экземпляр, его схему. А пер-
вичная-то схема была наша!
СФ:
- Значит, компьютер MIKO был сделан на
основе именно вашей схемы?
ЕН:
- То, что это было так, я могу сказать
совершенно точно: я видел схему, по кото-
рой они это всё клепали.
СФ:
- Однако их схема была значительно пере-
работана по сравнению с вашей?
ЕН:
- Не во всём. Неизменными остались
центральные узлы, которые иначе, как на
основе нашего решения, в то время нельзя
было сделать. И это сразу было видно, как
"Каинова печать" - откуда, так сказать,
"волосатые ноги торчат". Мало того, мне
неоднократно приходилось бывать на MIKO,
отвечая на десятки вопросов буквально по
каждому узлу. Там были обвязки в схеме, и
чтобы это правильно запустить, им надо бы-
ло проконсультироваться у меня.
СФ:
- Печатные платы они прямо на "Гидропри-
боре" делали?
ЕН:
- Не знаю, где их делали. Тем более, что
потом негативы всюду разошлись. Но было
сразу видно - какая это плата, что там
нужно перерезать и перепаять, чтобы она
заработала.
СФ:
- Опять-таки о "Ленинграде": есть такой
Зонов - имеет свою фирму и считается чуть
ли не первым разработчиком Спектрума. Хотя
в его варианте много недостатков. Но о нём
все знают. А о Вас о и "Львовском вариан-
те" - никто!
Но вот что интересно! Когда я анализиро-
вал схемы "Ленинграда" и MIKO, то оказа-
лось: если произвести небольшую переделку
"MIKO 48К", сводящуюся, по сути, к её
упрощению - то получится схема Зонова, -
один к одному! О чём может говорить такое
совпадение?!
ЕН:
- Здесь вы никогда, ничего и никому не
докажете! Я вам расскажу, что тогда проис-
ходило с авторством.
Например, в ОКБ почти все разработки фи-
нансировала Москва, в крайнем случае - Ле-
нинград. И вы все прекрасно знаете, какое
давление на нас оказывала Москва. Особенно
в плане авторства: заказывала и затем за-
гребала себе все законченные разработки,
вместе с их авторством. Мы могли писать
свои заявки на изобретения, но публикова-
лось всё это ближе к концу разработки,
"поближе к туалету".
Помнится, подготовил я сообщение в жур-
нал "Микропроцессорные средства и систе-
мы". Как водится, чтобы "протолкнуть" пуб-
ликацию, пригласили в соавторы одного
москвича-заказчика. Ну, а закончилось это
тем, что наши фамилии в длинном списке
московских "авторов" оказались последними.
Типа "Львовяне нам немного помогли -
что-то там немножко напильничком поправи-
ли". А потом уже это считалось чётко раз-
работкой Москвы.
Вот и становилось "общепринятым", что
всё сколько-нибудь стоящее делается в
Москве и Ленинграде - и больше нигде. Ка-
кие там, к чёрту, "авторские права"!
С этим тяжело бороться и сейчас. Я на
своём опыте убедился, что авторство очень
тяжело доказывается. А наверху это вполне
легко присваивается.
Так что в случае с "Ленинградом" я впол-
не допускаю, что могло произойти нечто по-
добное.
ИБ:
- Всё это продолжается и по сей день,
только роль "Москвы" у нас сейчас зачастую
выполняет Киев. И когда при этом заводят
речь о "защите авторских прав", то вполне
очевидно, что подразумевается всего лишь
защита "прав Центра".
ЕН:
- Совершенно верно. Сколько крови нам в
своё время попортил этот самый московский
снобизм!


Отстреленная ступень

СФ:
- Много позше появились всевозможные
"Микроши" и "Ириши"...
ЕН:
- И всякие там Пентагоны-шментагоны, за-
тем - Спектрумы на ПЛМ... Весь этот
"компьютерный бум" поднялся у нас в в на-
чале 90-ых - а мне уже было не до того.
АС:
- А когда во Львов пришли музпроцессор,
расширение памяти Спектрума?
ЕН:
- Намного позже 86-го. Скорее даже, бли-
же к 90-ым. Как "разговаривает" фирменный
"Спектрум+" я услышал опять же в Каунасе -
в 1986 г. Играл он, конечно, красиво. Но
когда мы его раскрыли - то увидели там та-
кие элементы, о которых мы даже понятия не
имели.
Насколько я знаю, по крайней мере, до
1992 г. не было никаких серийно выпускае-
мых доработок Спектрума. Только в 94-ом я
увидел плату контроллера TR-DOS...
Закончив работу над Спектрумом, мы сразу
же перешли к следующей - IBM PC. И
Спектрум для нас стал занимать не то что
второе, а, дай Бог, восьмое место в жизни.
Мы отстрелили эту ступень ракеты и полете-
ли дальше. Нас интересовало общее развитие
микропроцессорной техники. Ведь разработ-
чик - как акула: та, если не движется, то
не может дышать и - погибает.


Привет фанатам!

АС:
- Всё продолжает развиваться: теперь на
Спектруме есть и другие звуковые штучки,
кроме музпроцессора: восьмиразрядный
Covox; такая штука, как Soundrive - это
словно четыре Covox'а вместе - 4 канала по
8 разрядов; General Sound - звуковая кар-
та: 4 канала по 8 разрядов с шестиразряд-
ной регулировкой громкости по каждому ка-
налу, не занимающая времени процессора.
Есть и BBS на Спектруме. Во Львове появи-
лись модемы, приспособленные к нашим пога-
ным АТС. Видите, как поднимается Спектрум!
Кто бы мог подумать тогда, что он так дол-
го проживёт? А он жив, и будет жить благо-
даря фанатам-спектрумистам.
ЕН:
- Я - тоже фанат, но несколько в другой
области. И мне трудно понять: как можно
получать какой-то "секс" от подключения к
Спектруму винчестера и прочего?..
ИБ:
- CD-ROM, например...
ЕН:
- Но как фанат фанатов, я спектрумистов
вполне понимаю и поддерживаю. Мне очень
приятно, что появление спектрумистского
движения отчасти является и моей заслугой,
что мы приобщили столько людей к нашему
правому делу.
И поэтому я хочу через вашу газету пере-
дать привет и пожелания успехов всем
спектрумистам.

──══════════─
Ответить