ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ZX-SPECTRUM
Добавлено: 17 июн 2017, 23:10
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ZX-SPECTRUM
------------------------
Дмитрий Степанов, "Компьютерра" 1998 г.
Вот уже больше года прошло с тех пор, как Кузнецов запустил проект
приложений к "Компьютерре". Планировалось их тогда пять , вышло всего
три: "Корпоративные системы и сети", "PC" и "Компьюномика". На два
оставшихся - "АльтТерра" (искусство + компьютер) и "НеPC" - мы все
искали редактора, искали, все вели переговоры, вели, да так ни до чего
ни с кем и не договорились.
Тем временем "Компьютерра" сменила главного редактора, потом грянул
кризис, уменьшив журнал в объеме. Приложения, вместо того чтобы раз в
четыре номера оставаться 16-полосными, превратились в еженедельные
(теоретически; на практике в каждом номере на все три действующих
приложения места не хватает категорически), но по две-три полосы.
Рубрики "Корпоративные системы и сети" и "PC" (превратившаяся в
"Кошелек", ибо, в основном, посвящена стоимости владения
компьютером, да так под новым названием ни разу и не за светившаяся)
ждут свободного места на конкурентной основе, "Компьюномика" выходит
практически еженедельно. Наконец, нам удалось сговориться и с
редактором "АльтТерры" Сергеем Кащавцевым, который в качестве как бы
вступления к новой рубрике выпустил тему номера "Цвет и восприятие"
(его рубрика будет сейчас появляться в журнале регулярно (хоть и в
прямой зависимости от свободного места). Единственная рубрика
(ex-приложение), редактора на которую мы так и не нашли до сих пор
(претенденты, заявляйте претензии!), - "НеPC". Возможно, не нашли
потому, что круг "неписей" очень уж широк и почти невозможно отыскать
человека, равно разбирающегося в суперкомпьютерах и игровых
приставках, в "Макинтошах" и Handheld PC.
После получения очередной статьи на "НеPC"-те му я подумал: а
непременно ли нужен специальный редактор для того, чтобы рубрика
начала существовать. То есть очень неплохо было бы, чтобы он был (еще
раз: вниманию претендентов!), но не начать ли ее уже сейчас с помощью
"самотека".
Вот. Начинаем. Поздравления и предложения принимаются без ограничений.
Евгений Козловский
Сегодня у многих, наверное, возникает желание хоть на некоторое время
забросить все "квейки" подальше и поиграть во что-нибудь старенькое,
до боли знакомое. Ну-ка, вспомните, с какой платформы начиналось ваше
знакомство с удивительным миром компьютеров? И многие скажут: с
ZX-Spectrum [1]. С помощью эмуляторов "Спектрума", обзору которых
посвящена эта статья, я предлагаю вам окунуться в прошлое и
вспомнить свое компьютерное "детство". Конечно, после PC вы даже не
взглянете на спектрумовские стратегии или симуляторы, но аркады на
Spectrum всегда были хороши. Лично я с удовольствием провел время за
некоторыми старыми игами после многолетнего перерыва.
Первый эмулятор "Спектрума" я увидел лет шесть назад, но скорость его
работы на 286-м процессоре и четыре цвета CGA вместо шестнадцати
спектрумовских не сильно обрадовали. Недавно я решил проверить, как
же обстоят дела с эмуляторами для "Спектрумов" в Интернете. И что вы
думаете? Оказалось, народ писал и вовсю пишет такие эмуляторы!
Причем сейчас на дворе 1998 год, и производительности PC для эмуляции
8-разрядных компьютеров хватает с лихвой. В Интернете хранятся десятки
тысяч спектрумовских игрушек и программ. Получается, что Spectrum
почти полностью "переехал" в Интернет.
Я выудил из Сети с десяток эмуляторов и спешу поделиться с вами
результатами. Но сначала необходимо сказать несколько слов о
форматах файлов, с которыми работают эти программы. Все файлы можно
разделить на два типа: это так называемые tapes и snapshots.
Первые представляют собой виртуальное подобие магнитофонных лент,
используемых в ZX-Spectrum. Эмуляторы умеют "загружаться" с таких
файлов. Как вы догадываетесь, загрузка в этом случае происходит
намного быстрее реальной загрузки с ленты. Существует несколько
основных форматов этого типа.
.tap - самый простой, поддерживается многими программами эмуляции
(аналогичные форматы: .ltp, .spc); хранит лишь файлы и их заголовки -
последовательно, как и на ленте. Если записываемые программы
используют нестандартную загрузку, от этого формата придется
отказаться. Зато в нем можно хранить программы, использующие подгрузку
с ленты (например, многоуровневые игры).
.voc - широко известный формат хранения звуков . Файлы содержат звук с
магнитофонной ленты, позволяя хранить программы с нестандартной
загрузкой (хотя довольно расточительное это дело, скажу я вам); чаще
всего используются при переносе программ с кассет на компьютер.
.tzx - примерно то же, что и .voc, но при хранении учитываются
особенности записи на магнитную ленту, благодаря чему файлы этого
формата занимают меньше места.
Для загрузки программ из таких файлов необходимо в Бейсике-48 набрать
на клавиатуре LOAD "" или выбрать [Tape Loader] в меню Spectrum-128 и
"запустить" ленту с помощью эмулятора.
Теперь рассмотрим второе семейство форматов.
Snapshot (.z80, .sna, .snp, .prg) - файл с содержимым спектрумовской
памяти и регистров. В этом случае полностью отпадает необходимость в
загрузке программ с лент и дискет (виртуальных или настоящих). С
помощью таких файлов можно хранить программы с нестандартной
загрузкой после того, как вам однажды удалось загрузить их в память
эмулятора, а также можно сохранять игры, в которых вы установили
новый рекорд в таблице результатов.
Кроме того, существуют файлы образов дискет TR-DOS (.trd, .dsk, .fdi,
...) и файлы микродрайва (.mdr, ...), но они встречаются и
используются реже. Часто вам будут попадаться и .sc r-файлы,
содержащие образ видеопамяти "Спектрума" (картинку).
Информация о возможностях программ приведена в таблице.
Теперь несколько слов о каждой из них. Чтобы не возникало путаницы
(так как названия схожи), я буду указывать имена создателей программ
(в скобках) и номера версий (возможно, когда вы будете читать эти
строки, в Сети появятся более свежие).
Первым был найден эмулятор Z-80 v3.03 (G. A. Lunter). Он-то и
вдохновил меня на дальнейшие поиски, так как в этой программе я
наконец увидел все шестнадцать цветов, поддерживаемые "Спектрумом". Но
была одна загвоздка: это shareware-программа, и за регистрацию нужно
выложить 23 доллара, иначе определенные функции работать не будут.
Регистрация - дело, конечно, хорошее, но существует множе ство
абсолютно бесплатных эмуляторов, не уступающих этому по возможностям.
JPP v14/12/92 (A. Gulbrandsen) и Irish (K. Phair) - известные
эмуляторы, но уже довольно устаревшие, поддерживают мало форматов
файлов и эмулируют только ранние модели Spectrum. Я упомянул их лишь
затем, чтобы вы не тратили на них время.
Nuclear ZX Spectrum v3.69 (R. Garabik, L. Salanci) - неплохой
эмулятор, однако отсутствие поддержки PC-джойстика и звуковой карты
разочаровывает.
Warajevo v1.50 (Z. Juric, S. Ribic) - примерно то же самое, что и
предыдущий эмулятор, но с PC-джойстиком и базой данных для программ.
Скачав эту версию, позже я обнаружил, что в Сети есть и более поздняя
версия (v2.00), поддерживающая tzx-формат и еще много чего. Этот
эмулятор неплох и продолжает развиваться; так что рекомендую. Авторы
начали создавать программу в Сараево, когда там шла война. В doc-файле
можете почитать, как нелегок труд программиста в полевых условиях,
когда нет электричества и прочих благ мирной жизни.
Следующие три эмулятора созданы нашими соотечественниками (громкое
"Ура!!!").
UKW v1.2 (?). Программа имеет довольно мощный отладчик.
ZX-Emulator v0.30b - видимо, автор этой программы В. С. Юдин является
большим специалистом в области программирования видеокарт, так как
этот эмулятор лучше всех из мною виденных справляется с эффектами на
бордюре и прочими, связанными с частотой строк и кадров. Отличные
эмуляция и звук. Неудобства: низкая частота смены кадров (около 50 Гц
- как в телевизоре) и отсутствие поддержки джойстика.
ZX-Spectrum v3.04b (Н. Шалаев) - неплохой выбор для любителей
экспериментировать. Программа предоставляет богатый выбор настроек и
позволяет самостоятельно создавать и подключать расширения, например,
для загрузки файлов какого-либо формата. К сожалению, через звуковую
карту выводится только звук синтезатора, звук динамика выводится через
PC-спикер.
ZX-32 v1.03b (V. Kapartzianis) - единственный из всех представленных
эмуляторов для Windows 95. Из недостатков отмечу искажения звука, а
также то, что при работе в полноэкранном режиме появляется
чересстрочная развертка.
X-128 v0.8 (J. McKey) - этим эмулятором я пользуюсь чаще всего.
Эмуляция, в том числе и под Windows, отличная, программа
поддерживает все необходимые форматы, хорошо работает с джойстиком,
неплохо выводит звук.
Конечно, существует еще очень много эмуляторов для разных платформ.
Возможно, я не нашел самый совершенный и мощный из них, но если это
так, то здесь вам и карты в руки.
Ресурсы
The World Of Spectrum (void.demon.nl/spectrum.html) - здесь
находятся как новейшие версии эмуляторов, так и архив программ с
поисковой системой.
The Planet Sinclair (nvg.unit.no/sinclair/planet/index.html). The
ZX-Spectrum Software Museum (http://zx-museum.org.ru).
Помимо всего прочего, на вышеуказанных страничках вы найдете много
ссылок на другие страницы, посвященные этой же тематике. Если этого
окажется мало - поисковые машины к вашим услугам.
Сводная таблица (см.)
----------------------------------------------------------------------
[1] Несколько лет назад "Спектрумы" были самыми распространенными
домашними компьютерами в нашей стране. Для тех, кто с этим семейством
ПК не знаком или знаком понаслышке, сообщу, чт о ZX-Spectrum был
разработан в 1982 году в Великобритании компанией Sinclair Research
Ltd под руководством Клайва Синклера. Наибольшее распространение
"Спектрумы" получили в Европе. В СССР они появились в середине 80-х,
несколькими годами позже было нача то производство
Spectrum-совместимых ПК. К этому времени число выпущенных программ
исчислялось десятками тысяч.
------------------------
Дмитрий Степанов, "Компьютерра" 1998 г.
Вот уже больше года прошло с тех пор, как Кузнецов запустил проект
приложений к "Компьютерре". Планировалось их тогда пять , вышло всего
три: "Корпоративные системы и сети", "PC" и "Компьюномика". На два
оставшихся - "АльтТерра" (искусство + компьютер) и "НеPC" - мы все
искали редактора, искали, все вели переговоры, вели, да так ни до чего
ни с кем и не договорились.
Тем временем "Компьютерра" сменила главного редактора, потом грянул
кризис, уменьшив журнал в объеме. Приложения, вместо того чтобы раз в
четыре номера оставаться 16-полосными, превратились в еженедельные
(теоретически; на практике в каждом номере на все три действующих
приложения места не хватает категорически), но по две-три полосы.
Рубрики "Корпоративные системы и сети" и "PC" (превратившаяся в
"Кошелек", ибо, в основном, посвящена стоимости владения
компьютером, да так под новым названием ни разу и не за светившаяся)
ждут свободного места на конкурентной основе, "Компьюномика" выходит
практически еженедельно. Наконец, нам удалось сговориться и с
редактором "АльтТерры" Сергеем Кащавцевым, который в качестве как бы
вступления к новой рубрике выпустил тему номера "Цвет и восприятие"
(его рубрика будет сейчас появляться в журнале регулярно (хоть и в
прямой зависимости от свободного места). Единственная рубрика
(ex-приложение), редактора на которую мы так и не нашли до сих пор
(претенденты, заявляйте претензии!), - "НеPC". Возможно, не нашли
потому, что круг "неписей" очень уж широк и почти невозможно отыскать
человека, равно разбирающегося в суперкомпьютерах и игровых
приставках, в "Макинтошах" и Handheld PC.
После получения очередной статьи на "НеPC"-те му я подумал: а
непременно ли нужен специальный редактор для того, чтобы рубрика
начала существовать. То есть очень неплохо было бы, чтобы он был (еще
раз: вниманию претендентов!), но не начать ли ее уже сейчас с помощью
"самотека".
Вот. Начинаем. Поздравления и предложения принимаются без ограничений.
Евгений Козловский
Сегодня у многих, наверное, возникает желание хоть на некоторое время
забросить все "квейки" подальше и поиграть во что-нибудь старенькое,
до боли знакомое. Ну-ка, вспомните, с какой платформы начиналось ваше
знакомство с удивительным миром компьютеров? И многие скажут: с
ZX-Spectrum [1]. С помощью эмуляторов "Спектрума", обзору которых
посвящена эта статья, я предлагаю вам окунуться в прошлое и
вспомнить свое компьютерное "детство". Конечно, после PC вы даже не
взглянете на спектрумовские стратегии или симуляторы, но аркады на
Spectrum всегда были хороши. Лично я с удовольствием провел время за
некоторыми старыми игами после многолетнего перерыва.
Первый эмулятор "Спектрума" я увидел лет шесть назад, но скорость его
работы на 286-м процессоре и четыре цвета CGA вместо шестнадцати
спектрумовских не сильно обрадовали. Недавно я решил проверить, как
же обстоят дела с эмуляторами для "Спектрумов" в Интернете. И что вы
думаете? Оказалось, народ писал и вовсю пишет такие эмуляторы!
Причем сейчас на дворе 1998 год, и производительности PC для эмуляции
8-разрядных компьютеров хватает с лихвой. В Интернете хранятся десятки
тысяч спектрумовских игрушек и программ. Получается, что Spectrum
почти полностью "переехал" в Интернет.
Я выудил из Сети с десяток эмуляторов и спешу поделиться с вами
результатами. Но сначала необходимо сказать несколько слов о
форматах файлов, с которыми работают эти программы. Все файлы можно
разделить на два типа: это так называемые tapes и snapshots.
Первые представляют собой виртуальное подобие магнитофонных лент,
используемых в ZX-Spectrum. Эмуляторы умеют "загружаться" с таких
файлов. Как вы догадываетесь, загрузка в этом случае происходит
намного быстрее реальной загрузки с ленты. Существует несколько
основных форматов этого типа.
.tap - самый простой, поддерживается многими программами эмуляции
(аналогичные форматы: .ltp, .spc); хранит лишь файлы и их заголовки -
последовательно, как и на ленте. Если записываемые программы
используют нестандартную загрузку, от этого формата придется
отказаться. Зато в нем можно хранить программы, использующие подгрузку
с ленты (например, многоуровневые игры).
.voc - широко известный формат хранения звуков . Файлы содержат звук с
магнитофонной ленты, позволяя хранить программы с нестандартной
загрузкой (хотя довольно расточительное это дело, скажу я вам); чаще
всего используются при переносе программ с кассет на компьютер.
.tzx - примерно то же, что и .voc, но при хранении учитываются
особенности записи на магнитную ленту, благодаря чему файлы этого
формата занимают меньше места.
Для загрузки программ из таких файлов необходимо в Бейсике-48 набрать
на клавиатуре LOAD "" или выбрать [Tape Loader] в меню Spectrum-128 и
"запустить" ленту с помощью эмулятора.
Теперь рассмотрим второе семейство форматов.
Snapshot (.z80, .sna, .snp, .prg) - файл с содержимым спектрумовской
памяти и регистров. В этом случае полностью отпадает необходимость в
загрузке программ с лент и дискет (виртуальных или настоящих). С
помощью таких файлов можно хранить программы с нестандартной
загрузкой после того, как вам однажды удалось загрузить их в память
эмулятора, а также можно сохранять игры, в которых вы установили
новый рекорд в таблице результатов.
Кроме того, существуют файлы образов дискет TR-DOS (.trd, .dsk, .fdi,
...) и файлы микродрайва (.mdr, ...), но они встречаются и
используются реже. Часто вам будут попадаться и .sc r-файлы,
содержащие образ видеопамяти "Спектрума" (картинку).
Информация о возможностях программ приведена в таблице.
Теперь несколько слов о каждой из них. Чтобы не возникало путаницы
(так как названия схожи), я буду указывать имена создателей программ
(в скобках) и номера версий (возможно, когда вы будете читать эти
строки, в Сети появятся более свежие).
Первым был найден эмулятор Z-80 v3.03 (G. A. Lunter). Он-то и
вдохновил меня на дальнейшие поиски, так как в этой программе я
наконец увидел все шестнадцать цветов, поддерживаемые "Спектрумом". Но
была одна загвоздка: это shareware-программа, и за регистрацию нужно
выложить 23 доллара, иначе определенные функции работать не будут.
Регистрация - дело, конечно, хорошее, но существует множе ство
абсолютно бесплатных эмуляторов, не уступающих этому по возможностям.
JPP v14/12/92 (A. Gulbrandsen) и Irish (K. Phair) - известные
эмуляторы, но уже довольно устаревшие, поддерживают мало форматов
файлов и эмулируют только ранние модели Spectrum. Я упомянул их лишь
затем, чтобы вы не тратили на них время.
Nuclear ZX Spectrum v3.69 (R. Garabik, L. Salanci) - неплохой
эмулятор, однако отсутствие поддержки PC-джойстика и звуковой карты
разочаровывает.
Warajevo v1.50 (Z. Juric, S. Ribic) - примерно то же самое, что и
предыдущий эмулятор, но с PC-джойстиком и базой данных для программ.
Скачав эту версию, позже я обнаружил, что в Сети есть и более поздняя
версия (v2.00), поддерживающая tzx-формат и еще много чего. Этот
эмулятор неплох и продолжает развиваться; так что рекомендую. Авторы
начали создавать программу в Сараево, когда там шла война. В doc-файле
можете почитать, как нелегок труд программиста в полевых условиях,
когда нет электричества и прочих благ мирной жизни.
Следующие три эмулятора созданы нашими соотечественниками (громкое
"Ура!!!").
UKW v1.2 (?). Программа имеет довольно мощный отладчик.
ZX-Emulator v0.30b - видимо, автор этой программы В. С. Юдин является
большим специалистом в области программирования видеокарт, так как
этот эмулятор лучше всех из мною виденных справляется с эффектами на
бордюре и прочими, связанными с частотой строк и кадров. Отличные
эмуляция и звук. Неудобства: низкая частота смены кадров (около 50 Гц
- как в телевизоре) и отсутствие поддержки джойстика.
ZX-Spectrum v3.04b (Н. Шалаев) - неплохой выбор для любителей
экспериментировать. Программа предоставляет богатый выбор настроек и
позволяет самостоятельно создавать и подключать расширения, например,
для загрузки файлов какого-либо формата. К сожалению, через звуковую
карту выводится только звук синтезатора, звук динамика выводится через
PC-спикер.
ZX-32 v1.03b (V. Kapartzianis) - единственный из всех представленных
эмуляторов для Windows 95. Из недостатков отмечу искажения звука, а
также то, что при работе в полноэкранном режиме появляется
чересстрочная развертка.
X-128 v0.8 (J. McKey) - этим эмулятором я пользуюсь чаще всего.
Эмуляция, в том числе и под Windows, отличная, программа
поддерживает все необходимые форматы, хорошо работает с джойстиком,
неплохо выводит звук.
Конечно, существует еще очень много эмуляторов для разных платформ.
Возможно, я не нашел самый совершенный и мощный из них, но если это
так, то здесь вам и карты в руки.
Ресурсы
The World Of Spectrum (void.demon.nl/spectrum.html) - здесь
находятся как новейшие версии эмуляторов, так и архив программ с
поисковой системой.
The Planet Sinclair (nvg.unit.no/sinclair/planet/index.html). The
ZX-Spectrum Software Museum (http://zx-museum.org.ru).
Помимо всего прочего, на вышеуказанных страничках вы найдете много
ссылок на другие страницы, посвященные этой же тематике. Если этого
окажется мало - поисковые машины к вашим услугам.
Сводная таблица (см.)
----------------------------------------------------------------------
[1] Несколько лет назад "Спектрумы" были самыми распространенными
домашними компьютерами в нашей стране. Для тех, кто с этим семейством
ПК не знаком или знаком понаслышке, сообщу, чт о ZX-Spectrum был
разработан в 1982 году в Великобритании компанией Sinclair Research
Ltd под руководством Клайва Синклера. Наибольшее распространение
"Спектрумы" получили в Европе. В СССР они появились в середине 80-х,
несколькими годами позже было нача то производство
Spectrum-совместимых ПК. К этому времени число выпущенных программ
исчислялось десятками тысяч.