Интервью с Jonathan Smith.

Джонатан Джоффа Смит считается одним из самых лучших программистов ZX Spectrum своего времени. Большую часть своей карьеры он проработал в компании Ocean Software. Его главным направлением в работе была конверсия аркадных и приключенческих игр сделанных по сюжетам фильмов со сторонних платформ на ZX Spectrum. В этом интервью, которое я взял в январе 2001 года, Джонатан расскажет о своих ранних годах, том, чем он занимался и как завершил карьеру программиста на ZX Spectrum.
Как ты приобщился к компьютерам?
Это сейчас может показаться странным, но в детстве мне не разрешали заниматься на компьютере в школе. У моего друга был компьютер BBC model B и я у него играл.
BBC Model B German Version
И когда же ты впервые увидел ZX Spectrum ? Какие у тебя были первые впечатления?
Впервые я увидел рекламу ZX Spectrum в журнале Your Computer. Он был запечатлен в полный размер на развороте журнала. Мне ещё показались странными его кнопки, которые были кремового цвета )) Даже сейчас помню, что подумал тогда, - «Я собираюсь взять тебя, детка!». Но для этого мне пришлось продать часть своих личных вещей. И это всего лишь, чтоб купить ZX Spectrum 16kb.

Как называлась первая игра, которую ты сделал?
Сначала я разбирался с программированием на Бейсике. Но это не давало мне результатов, которые я получил позже. В какой то момент я всё таки продал две игры журналу. Правда я уже не помню в какой. Затем я апгрейдился до 48 килобайт и научился программировать в машинном коде. Моей первой коммерческой игрой, которую я выпустил в свет, была Pud Pud In Weird World.


Так же я написал игры: Donkey Kong, Pacman и Invaders.
Какие игры ты опубликовал на ZX Spectrum?
Pud Pud - Ocean
Kong Strikes Back (with Nigel Alderton) - Ocean
Hypersports - Imagine
Daley Thompson's Super Test (with Paul Owens) - Ocean
Mikie - Imagine
Green Beret - Imagine
Cobra - Ocean
Terra Cresta - Imagine
Hysteria - Special FX/Software Projects
FireFly - Special FX/Ocean
Hyper Active - Sinclair User cover game
Batman The Caped Crusader - Special FX/Ocean
Расскажи пожалуйста о истории создания своего псевдонима, которым ты подписывался в играх, а так же о том почему иногда ты его писал в обратном порядке? И что такое Plip Plop Programming?
Я писал 'Smifff' потому что так было заведено в школе где я учился (Widnes, Cheshire), а все, кого зовут Джонатан, получили прозвище «Joffa». Что касается переворота надписи? Да фиг его знает, наверно в то время я подумал что это круто и весело. )) Ещё как то использовал имя J.M.Sweed в игре Super Test, потому что был ею сильно недоволен. Хотя потом я поменял мнение о игре. Кстати говоря, мне приписывают имя 'Eric Richgit' в игре Firefly, хотя почему так, для меня загадка? Но это точно не из за моего финансового положения, которое было в то время.
Plip Plop программирование это один из способов написания звуковых процедур, когда совместно с музыкой звучат барабаны. Это называется "'phasing' music".
Что думаешь о выпущенных тобой играх? У тебя есть любимчик?
Мне не очень нравятся мои первые игры. Моё единственное оправдание в том что они были плохого качества это то что для написания игры мне давали только три месяца. А этого времени явно не достаточно для написания качественной игры. Моей любимой игрой является FireFly. Мне показалось что в этой игре всё было сбалансировано. И ещё мне очень сильно нравится в этой игре загрузочный экран, он довольно крутой.

Средства массовой информации 80-х годов создавали ложное впечатление о жизни программистов. Они рисовали радужную картину в которой все программисты немыслимо богаты, у них спортивные тачки и они добились невероятных высот благодаря написанию игр. Общение с программистами тех лет развеяли этот миф, появились совсем другие истории. Как ты чувствовал себя в то время. Как тебя спонсировали? И как ты думаешь, получил ли ты заслуженную награду за свой труд?
Я начинал с очень маленькой зарплаты, однако довольно таки быстро стал получать большие гонорары за работу. Я очень хорошо относился к работе в фирме Ocean, возможно я работал усердней других. Поэтому моё вознаграждение за работу постоянно росло. Всё это благодаря тому что я очень быстро писал игры и при этом они были хорошего качества. Я старался держатся в то время подальше от общения с прессой и отказывался от очень многих рекламных проектов. Если кто - то вспомнит мой рекламный ролик, то я взбешусь!
https://www.youtube.com/watch?v=XnVqttcDT7g
Как ты ушел со спектрума? Тебе было тяжело уходить с платформы?
Фирме Special FX получила двух недельный контракт на производство анимации для комедийного фантастического сериала Red Dwarf II.

Мне тогда показалось что это идеальная возможность для перехода на другую компьютерную платформу - Atari ST. На самом деле бюджет этого проекта был настолько мал, что 'beeb' пришлось заимствовать компьютеры для монтажа нашего шоу! В то время я был счастлив распрощаться со спектрумом. Мне очень хотелось работать на компьютере Amiga.
Чем ты занимался после ухода со спектрума и чем ты занимаешься сейчас?
Special FX Software (Liverpool)
На платформе Atari ST я сделал игру Midnight Resistance, Red Heat (причем это заняло всего несколько недель и это видно по качеству игр!) Потом я сделал Hudson Hawk. Что то я уже не помню, всё таки возможно сначала сделал Red Heat, а потом Midnight Resistance? Не могу вспомнить. Ещё я сделал игровую заставку Recoil для компьютерного журнала Zero. Я тупа сделал конверсию из Defender.


Потом начал работать над игрой Mr.Do! на платформу Gameboy, это было на Рождество 1991 года. К сожалению Special FX Software закрыли и проект не был закончен. Странно, ведь Ocean давало ему распространять программы ограниченным выпуском по Европе.
Software Creations (Manchester)
В этой фирме я работал всего несколько месяцев. Там я занимался графикой для платформы SNES в частности для The Xmen - Arcades Revenge. Мне не понравилась атмосфера которая складывалась в коллективе на работе и я вернулся обратно в Ливерпуль, чтобы присоединится к старой команде Special FX, которая к тому моменту запустила компанию Elephant Software. Я взял новый псевдоним и начал работать в Rage!
Rage часть 1
В новом офисе в Bootle я начал работать над оригинальной игрой Cluster Buster на платформе SNES. Это был eight-way scrolling (скроллинг экрана состоящий из восьми слоев) с огромными взрывающимися планетами и лунами. К сожалению никто так и не заинтересовался публикацией этой игры. Sonic the Hedgehog был в ярости, поэтому проект был заморожен.
Потом я демонстрировал сорцы игры сделанной на основе сюжета про Тин Тин на Sega Megadrive. Этот проект заказывала Sega UK. Они хотели получить эксклюзивные права на персонажа. К сожалению из-за того что они хотели делать игру только для платформы Sega, они потеряли контракт.
Затем я сделал версию игры для Sega Megadrive - Power Drive. Это была игра с прокруткой сверху вниз. Хуйня игра, но по крайней мере она была выпущена!
https://www.youtube.com/watch?v=Lg4UEDDImR8
До лета 1995 года мне было очень досадно терять время которое я проводил за играми на компьютере. У меня была перспектива написания Striker (игры про футбол) на приставку Sega Saturn и я ждал эти дни.
Мои последующие годы я помню смутно. В те годы я диджействовал в Blackpool.
Rage часть 2
Примерно в марте 2000 года ко мне обратились с Rage с просьбой сделать игру для телефонов с WAP. Я согласился потому что очень сильно нужны были деньги. И этим я занимаюсь сейчас. Если у тебя есть телефон с WAP, тогда ты можешь играть в мою последнюю игру по ссылке: www.btinternet.com/~joffa.smifff/airlock/main.wml
Что было хорошим и самым плохим при работе на ZX Spectrum?
Я сейчас вспоминаю как мы использовали Sinclair Microdrives для сохранения данных в фирме Ocean. Они были невыносимы! Я потерял уйму времени в работе сними. Одна из стенок в моей комнате по центру была увешана сломанными корпусами микродрайва с инструкцией о бережном отношении к ним.
Какие у тебя любимые игры на спектруме и почему?
Мне очень нравились игры фирмы Ultimate's. Потому что они были полностью отточены и играбельны. Я играл в Lunar Jetman, потому что был крутым игроком в аркадах. Кто нибудь находил там таинственный мультик?
Какие у тебя любимые кодеры, музыканты и художники на платформе ZX Spectrum?
Паренек по имени Mike Webb был просто потрясающим программистом в Ocean. Он был талантливым и простым парнем, у него всё получалось легко. Сейчас он под ником M.D. работает в Software Creations. И кстати он богатый! Colin Grunes (Nodes of Yesod) был отличным художником аниматором. Мне очень нравился стиль графики фирмы Ultimate.
Martin Galway невероятный музыкант, он делал музыку к играм Ocean. Недавно я с ним встречался. Он долгое время прожил в Соединеных Штатах Америки. Fred Gray's делал классные вещи, он был независимым музыкантом и работал на Denton Designs.
Ты пользуешься эмуляторами, чтобы играть в свои любимые старые игры?
Да. Я кстати подумал что неплохо было бы сохранить все свои старые работы чтобы они не потерялись на всегда для будущего поколения. В свои игры я не играю никогда.
Какую игру для спектрума ты написал последней? У тебя есть какие-то незавершённые проекты? Есть шанс что мы их когда то увидим?
Последней игрой, которую я написал для спектрума, была Batman The Caped Crusader. Первоначально я должен был написать её на Atari ST, но программисты спектрума смогли ее перенести! К счастью мне удалось завершить все мои проекты на спектруме. У меня есть первая копия игры Donkey Kong, под названием The Thing, которую я написал перед Pud Pud и она никогда не публиковалась.
Ты никогда не задумывался о написании ещё одной игры, просто ради ностальгии по старым временам? Я думаю в Интернет сети был бы огромный ажиотаж по этому поводу.
Конечно я бы хотел! Например режиссерскую версию игры сделанную по фильму Cobra! Это стило бы сделать! Кто нибудь может получить права на публикацию?
Что думаешь о современных играх? Могут ли они конкурировать со старыми игрушками? Что ты думаешь о музыкальных демоснтрациях?
Все эти музыкальные демонстрации - это просто пустая трата времени! Для чего они нужны? Вы их смотрите более двух раз? Современные игры должны разрывать старые игрушки на Британский флаг! Но разве это нужно? На работе в обед мы играем в сетевую версию Unreal Deathmatch Tournament на PC. Вот это действительно безумие!
Заставляет тебя хоть что-то скучать по старым временам?
Думаю да! Я скучаю по старым временам. Ведь я не помню ничего плохого что происходило в то время. Но особенно я скучаю по секретаршам из фирмы Ocean, среди них были действительно классные девчонки.

секретарша фирмы Ocean

разно-рабочие фирмы Ocean
Расскажи что-то забавное, смешное из прошлого?
Я помню, как кто-то случайно выключил питание удлинителя в тот момент когда

Martin Galway делал музыку для игры Cobra. И я потерял всю сделанную работу. Это объясняет почему музыка в игре не соответствует стандарту.


рабочая обстановка в Ocean Software
У тебя есть что сказать пацанам, которые всё ещё пользуются ZX Spectrum?
Мужики! На самом деле создание игр у меня очень много времени и сил отняло, поэтому я очень рад, что до сих пор кто-то в них играет.
Несколько фото сотрудников фирмы Ocean из архива ААА:

Joon Woods - коммерческий директор фирмы Ocean




