Интервью с Аки (Factor 6)
Добавлено: 07 янв 2025, 16:53
Встретить женщину на вечеринке любителей ретро-компьютеров — это удивительно. Мне пришлось воспользоваться этим случаем, и я узнал, что эта девушка-трансвестит — всемирно успешная создательница чиптюнов и демо, Аки (factor6), она же Элла Шеновска, благодаря которой ZX Spectrum начал серьезно восприниматься на демо-сцене. Ходили слухи, и примерно через неделю после этой встречи в Atariáda в Оломоуце мы вместе завели разговор о том, как проходят соревнования, какие мировые достижения и награды имеет Аки или для каких платформ он чаще всего создает. А вы знаете, что такое демо-компо?
Вы регулярно ходите в Atariádu?
Я прихожу сюда всего несколько лет и не очень регулярно, так что с этой точки зрения это действительно довольно старое мероприятие.
И на другие мероприятия посещаете?
Верно. Поскольку в центре моего интереса в компьютерной сфере находится демосцена, - я в основном посещаю мероприятия, связанные с этой темой. Поскольку в нашей стране их не так много, я иногда выезжаю за границу.
Как вы пришли к созданию демо?
Это было так. Я всегда хотел использовать компьютер как творческий инструмент. Хотя изучил много игр для ZX Spectrum, до мельчайших деталей, но мне никогда не нравилось играть в них. Я предпочитал копаться в коде, и больше всего меня увлекали различные загрузчики и программы копирования. Затем я обнаружил ДЕМО, этот период был в то время, когда я обменял Spectrum на C64, а затем на Amiga.
Сначала я начал пробовать сочинять музыку в трекерах на Амиге, а потом, когда появился системный софт для ZX Spectrum, снова купил Спектрум с AY чипом, и начал создавать с чиптюн музыку на нём. Со временем я стал лучше в этом разбираться. Стал наблюдать, как это делают другие, а люди из сообщества постепенно начали задавать мне вопрос, нет ли у меня музыки для демонстрации.
С графикой было то же самое, хотя начало было очень смешным с сегодняшней точки зрения. Не думаю, что у меня есть талант к графике, но я уже нарисовал несколько картинок или анимировал некоторых персонажей в играх. Но всё же я в первую очередь сосредоточен на музыке.
https://zxart.ee/rus/avtory/a/aki/
Для каких платформ вы создаёте?
У меня широкий выбор платформ. Моя домашняя платформа конечно же — ZX Spectrum, я создаю в подавляющем большинстве под чип AY-3-8912, который есть в ZX Spectrum 128 или дополнительные интерфейсы для классического Spectrum. Spectrum 128 и его клоны стали практически стандартом на демо-сцене, но существуют и демо-версии классического Spectrum 48. Ещё одним моим радующем сердце чипом в создании музыки является SID Commodore 64. За ним следуют компьютеры с той же или совместимой схемой AY, что и Spectrum, то есть Amstrad CPC, MSX и ATARI ST. Я также писал для Amiga, однажды я сделал что-то для Game Boy, и конечно же я не должен забывать восьмибитную ATARI.
Какая платформа вам ближе всего?
Однозначно ZX Spectrum. Моим первым компьютером был Timex Computer 2048, который представляет собой португальский клон Spectra 48 с некоторыми улучшениями, такими как порт для джойстика или улучшенный вывод на клавиатуру и монитор. По сути, это клон американской версии Timex/Sinclair 2068, но совместимый со Spectre. Без эмулятора это не TS2068. TC2048 продавался в Португалии и Польше, куда его завезли при интересных обстоятельствах. Отец привез его оттуда. Другие платформы включают C64 и Amiga, которые открыли мне дверь к творчеству и демо-сцене.
Вы создаёте полностью демо или, может быть, «просто» музыку для него?
Это всегда зависит от того, с кем я работаю. В последнее время я создаю музыку, концептуальные демо на основе готовых эффектов от программистов, а если лучшего художника-графика не найти, то и графику. Я сам не пишу демоверсии, но это не значит, что я не умею программировать. Просто недостаточно эффективно, чтобы собрать целую демо-версию. У меня есть люди для этого ))
У вас есть редактор для этого или вы создаете на оригинальном оборудовании?
Это зависит от платформы. В основном я использую смесь кроссплатформенных инструментов на PC или редакторы непосредственно на данных платформах. Эмуляторы также очень помогают.
Розовая кепка — ваша торговая марка?
И да и нет. Я ношу то, что мне нравится и то, что каким-то образом описывает мою личность. На демо-сцене у меня есть возможность представить себя очень свободно, и это тоже одна из вещей, которые я ценю в этом. А я очень люблю свободу выбора.
Некоторые авторы используют для творчества популярный сегодня искусственный интеллект. Как вы относитесь к использованию искусственного интеллекта в такого рода творчестве?
Многим читателям моё мнение может показаться непопулярным, но я считаю, что ИИ — убийца человеческого творчества. Эта тема особенно популярна на демо-сцене, потому что многие люди начали использовать ИИ, особенно при создании визуальных эффектов и графики, и если в правилах конкурса прямо не указано, что использование ИИ запрещено, это всегда тема для обсуждения. Это вопрос "о честной игре".
Я записал специальную композицию только для творений ИИ, в других местах автор был обязан указать информацию о том, что работа создана с использованием ИИ. Но определенно, такое произведение, наверное, теряет свою привлекательность не только в моих глазах, когда его создателем является не человек из плоти и костей, изобилующий каким-то талантом, а простая текстовая подсказка, введенная где-то в облаке. Я думаю, что, по крайней мере, в сфере демосцены, построенной на человеческом творчестве, ИИ в определенных случаях должен регулироваться.
Кто был Вашим кумиром, образцами для подражания? Будь то в области музыки или графики.
Мои музыкальные образцы взяты со сцены C64 и Amiga. Итак, из старых и ранних, вероятно, Jeroen Tel, Johannes Bjerregaard, Matt Gray, ale i jiní jako JCH, Mitch&Dane, Drax, Laxity, Tomas Danko, Chris Hülsbeck, Morten Kristensen (MSK), Thomas Dettert, Dwayne Bakewell (DJB), PVCF, Link и другие.
Вернемся теперь к Амига: Chris Hülsbeck, Allister Brimble, Andrew Barnabas, Richard Josephh, Volker Tripp (Jester) nebo třeba Tip & Firefox, Interphace, Moby и многие другие. Время летит, меняются и музыкальные направления и появляются новые, так из современных наугад (С64) Psycho8580, Linus, AMJ, Agemixer, LMan, PRI. Амига - H0ffman, Subi, MAZE, Slash, JosSs, Interphace (снова). ATARI ST — gwEm, MadMax, Excellence In Art. ZX Spectrum — MmcM, nq, Pator, oisee и многие другие. Многие люди в наши дни также создают произведения для нескольких платформ, поэтому сложно точно классифицировать их по одиночным платформам.
В графике я предпочитаю: Archmage, Critikill, Deekay, Cyclone, Lazur, Ra, ZSV, Diver, Pheel, Adam, Trixs, CVM, Ellvis (он будет кричать, что это ошибка, но мне нравится его абстрактная графика для ZX, мне очень нравится на Спектруме). Художников много, и мне трудно выбрать из них. Меня всегда больше интересовала конкретная графика и идеи, которые я могу из неё почерпнуть, нежели автор, хотя, наверное, здесь тоже играет роль то, кем он является.
А как насчет Роба Хаббарда или Дэвида Уиттакера? Классический чиптюн ))
Конечно, они тоже повлияли на меня, но на моё вдохновение они не оказали большого влияния, потому что, проще говоря, они не совсем соответствуют моему вкусу. Из старой гвардии музыкантов, действовавших в то время, на меня повлияли упомянутый Jeroen Tel, а также, возможно, Johannes Bjerregaard и, возможно, Matt Gray. В конце концов, JT по-прежнему активен на демо-сцене вместе с некоторыми другими музыкантами.
Я знаю, что у Вас много наград за Вашу работу. Какие из них вы считаете наиболее важными?
Что я ценю больше всего, так это победное место на демо-вечеринке Breakpoint в 2009 году, где я соревновался с музыкой для ZX Spectrum, и я думаю, что это помогло поставить его в число признанных платформ на демо-сцене, потому что до этого PC был более или менее лучшей платформой - стандарт на большой западной сцене, так же это была Amiga. Из 8 битных платформ и только C64. Мне удалось переломить тенденцию, и я этим очень горжусь, хотя я бы не сказал, что это вообще был самый первый в истории конкурентный выход ZX Spectrum на подобную вечеринку.
Демо STOPgenocide для ZX Spectrum 128 от 2023 года, в котором использована моя победная музыка с демо-тусовки Breakpoint от 2009 года, а в аутро есть музыка от Revision 2021, хотя у нас не принято использовать уже прозвучавшие треки, но они так понравились ребятам, что я дал разрешение использовать их в демо-версии повторно.
Лично я считаю, что возвращение 8-битных и классических 16-битных на демо-сцену из первого десятилетия нашего века в некоторой степени связано с ретро-волной, когда к этим возвращаются люди, которые были им преданы в детстве. Такие платформы они воспринимают их с некоторой ностальгией, и поэтому на демо пати имеют более высокий моральный статус, чем современные компьютеры. А ещё потому, что разработка на этих старых платформах существенно упрощается благодаря современным инструментам кроссплатформенной разработки. Но я отвлекся.
Ещё я ценю первые несколько мест на демо-вечеринках Revision, которая является преемницей Breakpoint с 2011 года и одновременно самой большой демо-вечеринкой в мире, потому что там смешаны компосы (декорационный жаргон соревнований - конкурсы) для всех платформ, которые соответствуют определенному критерию - например: музыка для всех 8-битных систем в одной категории - и участвуют действительно известные и опытные демосценографы.
В этом году мне также впервые представилась возможность принять участие в этом мероприятии в качестве организатора, за что я ему очень благодарен и это дало мне много ценного опыта и знаний.
Вы регулярно ходите в Atariádu?
Я прихожу сюда всего несколько лет и не очень регулярно, так что с этой точки зрения это действительно довольно старое мероприятие.
И на другие мероприятия посещаете?
Верно. Поскольку в центре моего интереса в компьютерной сфере находится демосцена, - я в основном посещаю мероприятия, связанные с этой темой. Поскольку в нашей стране их не так много, я иногда выезжаю за границу.
Как вы пришли к созданию демо?
Это было так. Я всегда хотел использовать компьютер как творческий инструмент. Хотя изучил много игр для ZX Spectrum, до мельчайших деталей, но мне никогда не нравилось играть в них. Я предпочитал копаться в коде, и больше всего меня увлекали различные загрузчики и программы копирования. Затем я обнаружил ДЕМО, этот период был в то время, когда я обменял Spectrum на C64, а затем на Amiga.
Сначала я начал пробовать сочинять музыку в трекерах на Амиге, а потом, когда появился системный софт для ZX Spectrum, снова купил Спектрум с AY чипом, и начал создавать с чиптюн музыку на нём. Со временем я стал лучше в этом разбираться. Стал наблюдать, как это делают другие, а люди из сообщества постепенно начали задавать мне вопрос, нет ли у меня музыки для демонстрации.
С графикой было то же самое, хотя начало было очень смешным с сегодняшней точки зрения. Не думаю, что у меня есть талант к графике, но я уже нарисовал несколько картинок или анимировал некоторых персонажей в играх. Но всё же я в первую очередь сосредоточен на музыке.
https://zxart.ee/rus/avtory/a/aki/
Для каких платформ вы создаёте?
У меня широкий выбор платформ. Моя домашняя платформа конечно же — ZX Spectrum, я создаю в подавляющем большинстве под чип AY-3-8912, который есть в ZX Spectrum 128 или дополнительные интерфейсы для классического Spectrum. Spectrum 128 и его клоны стали практически стандартом на демо-сцене, но существуют и демо-версии классического Spectrum 48. Ещё одним моим радующем сердце чипом в создании музыки является SID Commodore 64. За ним следуют компьютеры с той же или совместимой схемой AY, что и Spectrum, то есть Amstrad CPC, MSX и ATARI ST. Я также писал для Amiga, однажды я сделал что-то для Game Boy, и конечно же я не должен забывать восьмибитную ATARI.
Какая платформа вам ближе всего?
Однозначно ZX Spectrum. Моим первым компьютером был Timex Computer 2048, который представляет собой португальский клон Spectra 48 с некоторыми улучшениями, такими как порт для джойстика или улучшенный вывод на клавиатуру и монитор. По сути, это клон американской версии Timex/Sinclair 2068, но совместимый со Spectre. Без эмулятора это не TS2068. TC2048 продавался в Португалии и Польше, куда его завезли при интересных обстоятельствах. Отец привез его оттуда. Другие платформы включают C64 и Amiga, которые открыли мне дверь к творчеству и демо-сцене.
Вы создаёте полностью демо или, может быть, «просто» музыку для него?
Это всегда зависит от того, с кем я работаю. В последнее время я создаю музыку, концептуальные демо на основе готовых эффектов от программистов, а если лучшего художника-графика не найти, то и графику. Я сам не пишу демоверсии, но это не значит, что я не умею программировать. Просто недостаточно эффективно, чтобы собрать целую демо-версию. У меня есть люди для этого ))
У вас есть редактор для этого или вы создаете на оригинальном оборудовании?
Это зависит от платформы. В основном я использую смесь кроссплатформенных инструментов на PC или редакторы непосредственно на данных платформах. Эмуляторы также очень помогают.
Розовая кепка — ваша торговая марка?
И да и нет. Я ношу то, что мне нравится и то, что каким-то образом описывает мою личность. На демо-сцене у меня есть возможность представить себя очень свободно, и это тоже одна из вещей, которые я ценю в этом. А я очень люблю свободу выбора.
Некоторые авторы используют для творчества популярный сегодня искусственный интеллект. Как вы относитесь к использованию искусственного интеллекта в такого рода творчестве?
Многим читателям моё мнение может показаться непопулярным, но я считаю, что ИИ — убийца человеческого творчества. Эта тема особенно популярна на демо-сцене, потому что многие люди начали использовать ИИ, особенно при создании визуальных эффектов и графики, и если в правилах конкурса прямо не указано, что использование ИИ запрещено, это всегда тема для обсуждения. Это вопрос "о честной игре".
Я записал специальную композицию только для творений ИИ, в других местах автор был обязан указать информацию о том, что работа создана с использованием ИИ. Но определенно, такое произведение, наверное, теряет свою привлекательность не только в моих глазах, когда его создателем является не человек из плоти и костей, изобилующий каким-то талантом, а простая текстовая подсказка, введенная где-то в облаке. Я думаю, что, по крайней мере, в сфере демосцены, построенной на человеческом творчестве, ИИ в определенных случаях должен регулироваться.
Кто был Вашим кумиром, образцами для подражания? Будь то в области музыки или графики.
Мои музыкальные образцы взяты со сцены C64 и Amiga. Итак, из старых и ранних, вероятно, Jeroen Tel, Johannes Bjerregaard, Matt Gray, ale i jiní jako JCH, Mitch&Dane, Drax, Laxity, Tomas Danko, Chris Hülsbeck, Morten Kristensen (MSK), Thomas Dettert, Dwayne Bakewell (DJB), PVCF, Link и другие.
Вернемся теперь к Амига: Chris Hülsbeck, Allister Brimble, Andrew Barnabas, Richard Josephh, Volker Tripp (Jester) nebo třeba Tip & Firefox, Interphace, Moby и многие другие. Время летит, меняются и музыкальные направления и появляются новые, так из современных наугад (С64) Psycho8580, Linus, AMJ, Agemixer, LMan, PRI. Амига - H0ffman, Subi, MAZE, Slash, JosSs, Interphace (снова). ATARI ST — gwEm, MadMax, Excellence In Art. ZX Spectrum — MmcM, nq, Pator, oisee и многие другие. Многие люди в наши дни также создают произведения для нескольких платформ, поэтому сложно точно классифицировать их по одиночным платформам.
В графике я предпочитаю: Archmage, Critikill, Deekay, Cyclone, Lazur, Ra, ZSV, Diver, Pheel, Adam, Trixs, CVM, Ellvis (он будет кричать, что это ошибка, но мне нравится его абстрактная графика для ZX, мне очень нравится на Спектруме). Художников много, и мне трудно выбрать из них. Меня всегда больше интересовала конкретная графика и идеи, которые я могу из неё почерпнуть, нежели автор, хотя, наверное, здесь тоже играет роль то, кем он является.
А как насчет Роба Хаббарда или Дэвида Уиттакера? Классический чиптюн ))
Конечно, они тоже повлияли на меня, но на моё вдохновение они не оказали большого влияния, потому что, проще говоря, они не совсем соответствуют моему вкусу. Из старой гвардии музыкантов, действовавших в то время, на меня повлияли упомянутый Jeroen Tel, а также, возможно, Johannes Bjerregaard и, возможно, Matt Gray. В конце концов, JT по-прежнему активен на демо-сцене вместе с некоторыми другими музыкантами.
Я знаю, что у Вас много наград за Вашу работу. Какие из них вы считаете наиболее важными?
Что я ценю больше всего, так это победное место на демо-вечеринке Breakpoint в 2009 году, где я соревновался с музыкой для ZX Spectrum, и я думаю, что это помогло поставить его в число признанных платформ на демо-сцене, потому что до этого PC был более или менее лучшей платформой - стандарт на большой западной сцене, так же это была Amiga. Из 8 битных платформ и только C64. Мне удалось переломить тенденцию, и я этим очень горжусь, хотя я бы не сказал, что это вообще был самый первый в истории конкурентный выход ZX Spectrum на подобную вечеринку.
Демо STOPgenocide для ZX Spectrum 128 от 2023 года, в котором использована моя победная музыка с демо-тусовки Breakpoint от 2009 года, а в аутро есть музыка от Revision 2021, хотя у нас не принято использовать уже прозвучавшие треки, но они так понравились ребятам, что я дал разрешение использовать их в демо-версии повторно.
Лично я считаю, что возвращение 8-битных и классических 16-битных на демо-сцену из первого десятилетия нашего века в некоторой степени связано с ретро-волной, когда к этим возвращаются люди, которые были им преданы в детстве. Такие платформы они воспринимают их с некоторой ностальгией, и поэтому на демо пати имеют более высокий моральный статус, чем современные компьютеры. А ещё потому, что разработка на этих старых платформах существенно упрощается благодаря современным инструментам кроссплатформенной разработки. Но я отвлекся.
Ещё я ценю первые несколько мест на демо-вечеринках Revision, которая является преемницей Breakpoint с 2011 года и одновременно самой большой демо-вечеринкой в мире, потому что там смешаны компосы (декорационный жаргон соревнований - конкурсы) для всех платформ, которые соответствуют определенному критерию - например: музыка для всех 8-битных систем в одной категории - и участвуют действительно известные и опытные демосценографы.
В этом году мне также впервые представилась возможность принять участие в этом мероприятии в качестве организатора, за что я ему очень благодарен и это дало мне много ценного опыта и знаний.