1

[b]Патисоник. Приход первый, часть первая[/b]
http://indifound.livejournal.com/

Из всех компаний, где мне довелось поработать, первой (и любимой) навсегда останется "Патисоник".
Они начинали в бриллиантовые 90-е. Почему бриллиантовые, спросите вы? 90-е - это же братки, беспредел, кризис, жопа и депрессия.

А вот нихуя. Для нового бизнеса и развития 90-е были идеальным временем, особенно в ИТ-сфере. Конкуренция поделена на ноль. Привод CD-ROM 2х скоростной сколько стоит? 460 рублей?
Хуев пачку, за 1000$ не хотите ли приобресть? Хотя, тут я уже забежал на пару лет вперед...

Во времена, когда я устроился на свою первую работу, Патисоники производили ZX-Spectrum собственной разработки. Я не опечатался, не просто пайка и сборка по схемам какой-нибудь "ленинградки". В компании были свои разработчики, а Спектрум омской версии имел 2 ПЗУ, между которыми можно было переключаться с помощью комбинации клавиш.
Одна версия ПЗУ была от классического Синклера, вторая - поддерживала загрузку с картриджей. Как, прости господи, приставка какая-то.

Картриджи собирались, как и Спектрум, на советских микросхемах. Для этого использовалась травленая печатная плата с распаянным разъемом (5-контактный DIN), все это запихивалось в мыльницу. Походный вариант мыльницы, половина голубого цвета, половина красного, разбиралась на две части, как пенал. Для разъема вырезалась круглая дырка. Фото мыльницы в Интернете не нашел. Короче, игра, как и положено с картриджа, грузилась за 2 секунды, вместо 5 минут писка с кассеты. В ПЗУ-шку прошивалось 2 игры, больше не влазило, похоже 128 килобайт был объем.
Программер писал менюшку с рисунками, для выбора игры.

И это еще не все. Вместе со Спектрумом разрабатывался более мощный комп, на базе Амстрада и Yamaha MSX, для него писали свой софт и пилили DOS. Вершиной же творения примочек для этого чуда была (сейчас олдфаги охуеют, остальные тупо ничего не поймут): звуковая карта на советских микросхемах! Пиздец, ребята реально взяли оригинальную звуковуху от AMIGA, и сделали идентично звучащую на нашей элементной базе.

Ее запихали в железный(!) корпус и любовно покрасили черной краской, а затем покрыли лаком. Черной - в цвет корпуса компа, к которому карта цеплялась. А подключалась она, кстати, сзади, в разъем неебического размера. Сам же комп назывался Алеста.

Много лет прошло, я вообще помнил, что они вроде бы даже Creative Sound Blaster 8-bit скопировали. Но (удивительная вещь) поиском нашел в Википедии статью про Алесту!
Вот она , и там пишут, что от Амиги была звуковуха. Звучала, впрочем, как Саунд Бластер.

В общем, это было техническое отступление, чтобы вы поняли, какие великие компании-производители были в Омске. 1993 год. Производство - это была принципиальная позиция Виктора Иваныча, одного из двух директоров компании. Если бы он и в дальнейшем придерживался принципа, возможно, в Омске сегодня был бы свой ИТ-производитель с собственными технологиями. Но все сложилось более печально, для компании.

Только об этом я расскажу в другой раз.

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39520.jpg[/img]

[b]Патисоник. Приход первый, часть вторая[/b]

В первой части был рассказ о величии Патисоника и значимости его для Омска, а сегодня расскажу, как я все-таки смог устроиться туда работать. Помогли мне в этом, как ни странно, компьютерные игры.

Мой геймерский стаж начался примерно с 10-11 лет, об этом я писал здесь. Патисоник не был первым местом работы, туда я попал примерно в 16 лет, но он стал первым в смысле настоящей работы, одним из атрибутов которой является заработная плата.

Что было до него?
Помню, какие-то дядьки на улице, возле остановки "улица Герцена" (где она была раньше), тормознули нас с другом и попросили помочь разгрузить машину с соком в пластиковых полторашках.
Тогда на Герцена был какой-то двухэтажный особнячок, потом на месте него был магазин "Красное дерево", потом все снесли к ебеням. В двухэтажный особнячок мы все и таскали, и получили за работу упаковку сока в полиэтилене, бутылок шесть. Не помню, что был за сок, желтый, апельсиновый, по вкусу как будто на основе концентрата Invite или Zuko. Может быть даже, это было зарождение омской торговой марки напитков Spring.

Помню счастливые полгода на Центральном рынке. Возле трамвайной остановки был павильончик с советскими игровыми автоматами. Среди этих автоматов стояла пара компьютеров ATARI 800XL, светлой мечты моего детства. Ходил играть туда за деньги, но потом познакомился с местным механиком, который обслуживал игровые автоматы и следил за порядком в зале. Звали его дядя Саша, мужик хороший был. И мы с ним, значит, выработали взаимовыгодное сотрудничество - когда ему было надо, он уходил по своим делам и оставлял на меня павильон. Оплата там была монетками, которые кидались в слот, так что клиенты обслуживали себя сами, а я присматривал за залом и невозбранно, бесплатно играл на Аtari. Да и на игровых автоматах тоже. У меня был ключ, можно было открыть дверцу и нажать там секретную кнопку, которая запускала игру (Морской бой, Сафари, потом лошадки где скачут через барьеры, вот это всё).
Когда оба компа были не заняты, а дядя Саша находился в павильоне, он тоже был не дурак сесть и за компанию захуярить в какой-нибудь Boulder Dash.
Счастье длилось недолго, хозяин свернул павильон по какой-то причине, и мне пришлось искать новое место, куда ходить играть.

Этим местом оказался Торговый центр Омский. Кто помнит, там был такой отдел бытовых услуг, если зайти со стороны областной стоматологии и нынешнего "Флагмана". В этом отделе сидели мастера по ремонту часов, гравировки, и еще там много чего было. И была огороженная зона, где на столах стояли 4 советских телевизора и 4 компьютера Atari 65XE. Стоял кассовый аппарат, сеанс игры продавался за деньги. До сих пор помню цены, 1 час 20 минут обходился 5 руб. 20 копеек. Родители давали мне 5,20 то ли каждые выходные, то ли раз в месяц, и я ездил играть в Торговый центр. Следила за порядком, вела учет времени, принимала деньги и выбивала чеки в отделе игр женщина средних лет, звали ее или Надежда, или Вера, тут уже плохо помню что-то.
И она конечно, любила в рабочее время погулять по ТЦ и поболтать с другими продавцами. Но это уже потом выяснилось.

А сначала я отыгрывал оплаченный час двадцать минут, и потом до закрытия стоял и смотрел. как играют другие. Игры там на компах не менялись, так как у Веры-Надежды была строгая инструкция, по бумажке: утром включить все компьютеры, подключить магнитофоны (у Atari свой, фирменный кассетник был), загрузить с магнитофонных кассет игры, вечером перемотать кассеты на начало, отключить магнитофоны и убрать в сейф. И больше она ничего не знала про компьютеры. Если игра зависала, или кто-то по ошибке нажимал RESET, то он сидел и ждал минут 10 за счет оплаченного времени, пока снова загрузят игру.

Поскольку игры не менялись (помню, там стояли: International Karate, Preliminary Monty, River Raid, и вроде бы, Super Cobra), я прекрасно знал, куда там идти и что делать. И когда люди, не слишком хорошо понимающие, спрашивали женщину, какую кнопку им нажать, или куда идти дальше, то я им подсказывал. И так, постепенно, попал в помощники администратора (видимо, она с кем то это согласовала). Денег я, конечно, не получал, но снова играл на незанятых компах совершенно бесплатно. А когда женщина уходила - выполнял ее обязанности, научился работать с кассой, следил за временем, менял игроков и т.д. При мне на точке иногда загружались новые игры, когда народу было мало, так как я не боялся загрузиться с других кассет. Кстати, от того, что игры были почти всегда одни и теже в течении нескольких лет, на люминофоре экрана оставалось выгоревшее изображение, которое было видно, даже когда телевизоры выключались.

Но настоящий рай на земле наступил, когда администратором стала молодая девушка Ира. Той вообще было пофиг на работу, и она целыми днями где-то зависала. А у меня к тому времени появилось трое "компьютерных" друзей из числа посетителей, таких же маньяков, как и я. Олегон, Стас, и Нос.

Самый крутой из них был, конечно, Нос (настоящее имя - Саша). Не помню, почему Олег его звал Носом, вроде бы потому, что когда Саню кто-то доебывал, он в шутку говорил: "Ща как дам тебе в нос". Чето вроде этого. Так вот, Саня Нос через кого-то имел выход на Польшу. А Польша для компьютерщиков в 90-х была священной землей - там жили все крутейшие кулхацкеры, Биллы Гилберты и так далее, которые ломали игры и снимали защиту. Поэтому праздник начинался, когда появлялся Саша со спортивной сумкой, полной пиратских кассет, записанных в турбо-режиме.
Турбо-режим Atari позволял уместить на одну сторону 5-10 игрушек, вместо 1-2, и грузились они быстрее. Вробе бы надо было иметь особый магнитофон, который Нос тоже приносил с собой.

Мы ебошились в такие хиты, как Draconus, ZYBEX и другие наикрутейшие вещи, которых не было ни на одной игровой точке города (а точно знаю еще про точку на Автовокзале и на ЖД вокзале). И зрители, конечно, нам завидовали, и иногда просили продать им сеанс именно на одну из наших игр. Пока Саня был в гостях, кому то даже удавалось поиграть.

Так вот. Тем, кто все таки дочитал до этого места, расскажу про трудоустройство в Патисоник. Дело в том, что без всей вводной информации тяжело понять мою страсть к играм, которая привела меня в ОПЦ.

В какой то момент загнулась и точка в Торговом центре. Вокруг начали появляться первые IBM PC XT, AT 286, люди стали обзаводиться Спектрумами для домашнего использования, количество игороков за деньги стало сокращаться. Возможно, точка закрылась по этой причине. Не помню и не анализировал тогда. Я вроде бы уже и не ходил туда в моменту закрытия - Ира уволилась, с новой администратором не сработались, или может быть, у меня тогда уже появился свой Спектрум, который купила мама. Есть определенные провалы в памяти.

В ОПЦ попал тоже как-то случайно, и заметил там точку, где как раз и продавали Патисоники 48ST, о которых речь шла в прошлой части. Как я мог не заметить? Компьютеры были сферой моих главных интересов. На точке тогда работала Светлана Николаевна, жена Виктора Ивановича, одного из директоров Патисоника. Мне она сразу понравилась, когда я слушал, как она общалась с посетителями. Светлана Николаевна - женщина редкой порядочности, и добрая. В то же время я заметил, что ей не хватало иногда технических знаний, чтобы объяснить покупателям какие-то детали. И когда я случайно оказался возле прилавка, а у какого-то клиенты были вопросы про компьютеры, я ему объяснил, что с чем едят.

Потом подошел второй человек, его интересовало, что за игры скрываются под названиями на картриджах для Patisonic 48ST. Откуда про то было знать Светлане Николаевне? Это у меня дома лежали все сборники книг "Лучшие игры для ZX Spectrum", со вкусными описаниями совершеннейших хитов. И я охотно объяснил человеку, про что игрушки.
У Патисоников в то время на торговой точке был также уникальный сервис по замене картриджей. То есть, поскольку картриджи собственной разработки фактически не выходили из строя, человек покупал пару картриджей, проходил игры, а потом за определенную плату приходил и менял на другие.

Так что, был целый клуб поклонников торговой марки Патисоник, клуб лояльных клиентов. В общем, после того, как пару раз помог Светлане Николаевне, мы с ней разговорились, и видимо, она поняла, что я неплохо подкован, в плане компов. Не знаю, тогда или позже, я писал на спектрумовском бэйсике, изучал по книжке ассемблер и писал для себя какие-то утилитки, для поиска и замены последовательности байт. Что позволяло находить в играх информацию о количестве патронов, жизней, и менять количество на гораздо большее. Не то, чтобы я был читером, мне просто было интересно добиться результата, сломать игрушку и поменять код.

В общем, видимо приглянулся я Светлане Николаевне. Общаться умел, в компах понимал, и она пообещала мне просто переговорить с директором, ни больше, ни меньше. И рассказала про меня Виктору Ивановичу.
На следущий день, или позже - не суть важно, мы сидели с Иванычем на скамейке в ОПЦ и имели задушевный разговор. Я был так рад, что сижу и общаюсь на тему работы, да еще и с директором, что предложил работать вообще за бесплатно, лишь бы приняли. Поскольку очень любил компы, а работа в Патисонике - это был доступ к интересным людям и технологиям, а также общению с клиентами. Но Иваныч понимал, что на голом энтузиазме долго не продержишься, и с самого начала назначил какую-то, вполне разумную зарплату.

То есть, на следущий день после разговора, я вышел на свое первое, "серьезное" место работы - вторым продавцом на торговой точке Патисоника, в помощь Светлане Николаевне.
И надо сказать, мы были довольно таки убойной командой.

В следущей части расскажу про Патисоник изнутри, что он представлял из себя в 90-годы. Инсайды, епте.

[img]http://zxdemos.ru/oldforum/img/posts/posts_21/39520.png[/img]

[b] lytdybr, Омск, Патисоник[/b]