1

[b]Интервью с Mark R Jones из Ocean Software [/b]

[i]Перевод осуществил ААА.[/i]

[b]Mark R Jones[/b] в 1980 году работал в компании Ocean в качестве художника. Он рисовал заставки для большого количества игр. В их числе:  Arkanoid и Arkanoid: Revenge Of Doh

[img]http://zxaaa.net/store/images/mjones1.gif[/img][img]http://zxaaa.net/store/images/arkanoidmj.gif[/img]

[img]http://zxaaa.net/store/images/taipanmj.gif[/img][img]http://zxaaa.net/store/images/roadracemj.gif[/img][img]http://zxaaa.net/store/images/magmaxmj.gif[/img]
стрелялка Mag Max, Road Race , Tai Pan и многие другие...

[img]http://zxaaa.net/store/images/wizballmj.gif[/img]
Так же он нарисовал картинку для игры Wizball, которая для многих геймеров стала классикой жанра.

[img]http://zxaaa.net/store/images/MarkJones1990.jpg[/img]

Мне посчастливилось встретить Марка и получить от него интервью. В котором он с удовольствием рассказал о годах, которые провел в качаестве художника в фирме Ocean.

[b]1.Привет Марк! Расскажи пожалуйста о том какой у тебя был первый компьютер на котором ты работал и сколько в то время тебе было лет?[/b]
Самый первый компьютер который я увидел находился в какой то школе и было это в начале 80-ых, вроде бы в 1983 году. Насколько я помню это был какой-то древний компьютер бежевого цвета. В средней школе в которой я учился совсем не было компьютеров. Поэтому я увидел компьютер только в 13 лет, когда перешел в высшую школу. На нём мы писали программу на Бейсике, которая считала процентное соотношение людей до 35 лет проживающих в домах с 3 спальнями. После написания,  программу мы распечатывали на принтере на какой то старой бумаге. Принтер чертил всё синими линиями, а бумага была с перфорированными краями.

Первая игрушка в которую я играл скорее всего назывались «Mazogs» или «3D Monster Maze». Играли мы на компьютере ZX-81 у моего двоюродного брата.

https://www.youtube.com/watch?v=N-r5JMyyOVM

Сейчас я вспоминаю как прошел эту игру до половины и случайно выключил телевизор. Я думал что игра сбросилась и её надо заново проходить, ведь не понимал тогда что просто надо включить телек и игра продолжится. ))

[img]http://zxaaa.net/store/images/Mazogsscreen.gif[/img]
[b]Классическая игра на ZX81 под названием Mazogs[/b]

Я посещал дом двоюродного брата каждую вторую субботу. Мы ходили в торговый центр, где покупали одну игру. Так же вспоминаю как мы покупали альбом группы Beatles на 7 дюймовом диске и в довесок получали одну игру Billing Aquadrome. Чаще я просто смотрел как играл мой двоюродный брат со своим родным братом. Они играли в “Space Invaders”, “Boothill”, “Mr Do” & “PacMan”, это было первое поколение аркадных игр. "Ничего себе!", - думал я тогда наблюдая всё это. Ведь я понятия не имел, как это создано, потому что ещё совсем недавно рисовал обычной ручкой и карандашом.

[b]2. Как назвалась игра (на любой платформе), над которой ты работал первой?[/b]
Самая первая игра, которую я сделал и её опубликовали была [b]MagMax[/b]
Тогда я только начинал работать в фирме Ocean и не думал что мой босс Gary Bracey сразу объединит меня с программистом. Мы работали в подвале и я на несколько дней потерял связь с реальностью. MagMax конвертировался на ZX Spectrum и Amstrad. Когда игра была закончена я доделывал графику у себя дома. Мне дали кассету с последней версией, которую я загружал. Помню, как впервые увидев сделанное, был просто испуган тем как всё ужасно смотрелось. Гэри попросил меня переделать главный спрайт игры.

[img]http://zxaaa.net/store/images/MagMax_1.gif[/img]

Он был крошечного размера и у меня было совсем мало пикселей чтобы сделать что-то стоящее (памяти не хватало). Так же мне необходимо было переделать ещё две части графики, которые образовывали робота на картинке.  Я думаю, что Гэри просто смирился с тем какая ужасная получилась игра и он хотел побыстрее её доделать и просто забыть про неё. Я помню первоначальную рекламу игры, где не было даже заставки пока я её не сделал смотрибельной.

[img]http://zxaaa.net/store/images/magmax2.png[/img]
[b]незавершенная заставка игры до переделки[/b]

[img]http://zxaaa.net/store/images/MagMax.gif[/img]
[b]переделанная мной заставка[/b]

Если позволите себя похвалить, то я проделал хорошую  работу с этой заставкой. В конце концов я обязан был произвести хорошее впечатление о своей работе, потому что это был первый загрузочный экран. Я был безумно доволен когда моя картинка к игре была отмечена в журнале Crash, как “brilliant loading screen”!

[img]http://zxaaa.net/store/images/Crash4200020.jpg[/img]

Первой игрой к которой я сделал графику полностью была [b]Wizball[/b] на ZX Spectrum. За эту работу я впервые получил бабло. Первоначально мне досталась говеная конверсия, сделана ужасно.

https://www.youtube.com/watch?v=yMjhhzJ23yA

Программист который её делал был конченный гандон! Уххх и сейчас вспоминаю с матом!

[img]http://zxaaa.net/store/images/wizball1.png[/img]
[b]первоначальная картинка до переделки[/b]
[b][img]http://zxaaa.net/store/images/wizballmj.gif[/img]
завершенный вариант[/b]

[b]Что тебе больше всего нравилось делать из графических направлений на ZX Spectrum?[/b]
Самое лучшее что я делал?  До того как начал работать в фирме Ocean я никогда не занимался рисованием анимированных спрайтов. Чтобы устроится на работу в Ocean я посылал им только экраны загрузки которые рисовал. И мне очень хотелось попробовать себя на новом поприще - рисования анимированных спрайтов. Поэтому после того как я начал работать и сделал первую заставку я попросил материал чтобы научится делать спрайты. В этом обучении мне помогал освоится знаменитый художник Simon Butler и художник рисовавший спрайты в Renegade - Ronnie Fowles. Кроме спрайтов мне очень нравилось рисовать экраны загрузки. Мне нравились те ограничения, которые накладывал ZX Spectrum при рисовании. Иногда при создании спрайтов лицо главного героя умещалось только в трёх пикселях! У меня получалось очень хорошо и моя работа выглядит даже сейчас неплохо, а в то время превосходила других художников. Свои лучшие работы я повесил у сеья дома на стену в комнате, которую сделал  в ретро стиле в 2011 году.

[b]4. Следующий вопрос о том что тебе  не нравилось в работе с графикой на ZX Spectrum?[/b]
Мне уже неоднократно задавали этот вопрос и я неизменно на него отвечаю одинаково. Представьте себе, что вы создали отличные фазы спрайтов и Ваш герой прекрасно анимирован. Твою работу посмотрели друзья и даже похвалили. И вот ты приходишь с этим к программисту, а он тебя обламывает, говоря что нет места для всех фаз. Вот это меня убивало больше всего. Я сейчас понимаю что моя проблема это ничто по сравнению с тем с чем сталкивались некоторые художники, которые тратили кучу времени на проекты игр, делали тонну графики, а их работу просто клали на полку.

[b]5. Какими графическими редакторами ты пользовался для создания своих работ?[/b]
Если мне не изменяет память то для создания спрайтов мы использовали немного измененную программу [b]Melbourne Draw[/b].

[img]http://zxaaa.net/store/images/80516929.jpg[/img]

Эту программу переделывал программист фирмы Ocean - [b]Paul Owens[/b]. Он добавил в неё несколько функций для создания анимации. Программа была очень простой в использовании.  Кстати говоря, я не уверен, что эта версия программы у кого-то есть кроме как у меня. Она у меня хранится на картридже microdrive и я бы мог его кому нибудь одолжить для того чтобы редактор перевели, пока он совсем не исчез. Для рисования экранов заставок использовал три разных программы. Одну только что упомянул выше, кроме неё я рисовал в программе Artist 2 и Art Studio. Все эти программы были классными и каждая из них справлялась с определенным видом работы. Поэтому использовал три программы. Artist 2 и Art Studio я купил на собственные деньги заработанные ещё в школьном кооперативе. Думаю, что не зря потратил свои деньги.

[b]6. За какую игру сделанную на ZX Spectrum ты до сих пор испытываешь гордость и почему?[/b]
Я не горжусь своими играми. Я гордился отзывами в журнале Crash Smash и Sinclair User Classic о моей работе сделанной в игре Wizball. И я бы мог сделать ещё лучше, если бы долбанный программист, который её конвертировал, сделал свою работу лучше. А он бросил её на пол пути и программисту Paul Owens пришлось выпускать игру в том виде как она есть. С другой стороны я критически рассматриваю то что сделано через задницу. Понимаете, я то делал всё хорошо. Однако, как только передавал графику программисту, уже не контролировал её дальнейшую судьбу. Например в игре Gruzor, спрайты были сделаны нормально, но из-за ограничений в памяти верхняя половина спрайта была аннимирована не в том виде, в каком я передал. Программист просто выкинул несколько фаз сверху. В принципе он выглядит там и сейчас хорошо, но мог бы выглядеть ещё лучше. С заставками иначе. Если я что-то  сделал хуёво, то виню только себя. Я старался не делать свою работу плохо, но пару раз всё таки было сделано ужасно. Это были прежде всего ужасные первоначальные конверсии, которые были конвертированы неправильно.

[img]http://zxaaa.net/store/images/roadracemj.gif[/img][img]http://www.worldofspectrum.org/pub/sinclair/screens/load/p/gif/Platoon.gif[/img]

[b]7. Расскажи, каково было работать в то время в фирме Ocean?[/b]
Ахуенно! Это реально было здорово работать в фирме Ocean. Многие тогда даже не понимали какая у нас была фантастическая обстановка для работы. Ведь это реально было классно!
Во первых это была моя первая работа вдали от дома. Во вторых я был полностью самостоятелен, жил отдельно от родителей. В третьих  делал работу, которая по сути была моим любимым хобби. Мне за это ещё и платили! И плюс к этому моя работа гарантировано публиковалась по всему миру. При этом я работал со своими кумирами, которые делали первые аркадные игры в которые я играл в школе в обеденное время. А теперь я рядом с ними, это реально было классно!

[img]http://zxaaa.net/store/images/oceangang1987.jpg[/img]
[b]коллектив фирмы Ocean[/b]

Я работал с величайшими людьми! Среди них были: Simon Butler, Mike Lamb, John Brandwood, John Meegan, Andy & Ivan, Paul Hughes, Dawn Drake, Martin Galway, Jon Dunn, Matthew Cannon, Allan Short, Steve Wahid, Steve Thompson, Colin Porsche, Paul Owens и многие другие. Все ребята были ахуенные как в работе, так и после работы, когда мы просто тусовались.

[b]8. Кто тебя больше всех удивил во времена ZX Spectrum из программистов и художников?[/b]
[b]Steve Turner[/b] - я был влюблен в такие игры, как “Avalon” и “Dragontorc”

https://www.youtube.com/watch?v=5D2iYcEAK-A


https://www.youtube.com/watch?v=wgQeYPQAVdA

Играя в эти игры я погружался в их богатый  мир, какой-то непередаваемой атмосферой. Я мог бродить по этим мирам часами. У меня не было какого-то причудливого оружия и я обходился простыми ударами. Я бродил в этих играх просто так. Кстати говоря я не прошел ни одной из них. ))

[b]Bo Jangeborg[/b] с игрой [b]Fairlight[/b]

https://www.youtube.com/watch?v=U7S4xIs1WZE

Я бродил там часами. Мне очень нравилась атмосфера игры, правда раздражало то что когда на экране появлялось очень много объектов игра немного тормозилась.

Я очень любил игры [b]Gargoyle Games[/b], такие как [b]Tir Na Nog[/b], она была моей любимой игрой.

https://www.youtube.com/watch?v=cUdO0DTU1ik

Так же мне нравилась [b]Heavy On The Magick[/b]

https://www.youtube.com/watch?v=KOAiMdTONBA


Хотя эти игры были очень трудные. Очень жаль что мы никогда не увидим такие игры, как “Fornax” и  “Gath”, которые должны были выйти после игры [b]Marsport[/b]. Было бы интересно увидеть эти игры сейчас или услышать хоть что-то о их создании. Как раз недавно я читал интервью одного из двух парней, которые в то время ушли из фирмы Gargoyle.

Я любил игрушку [b]Trashman[/b]

https://www.youtube.com/watch?v=xUB_Mm9YBnA

Эту игру купил сам на своё 14-летие. Я помню что купил первую оригинальную версию и эта игра до сих пор классная.

[b]Ultimate, of course[/b] - я не буду описывать тут о том какие они делали пиздатые игрушки, потому что это было написано неоднократно в разных интервью. Я лишь хочу сказать, что когда впервые увидел игру [b]Knight Lore[/b] на одном из школьных вечеров, то она меня очень сильно впечатлила.

https://www.youtube.com/watch?v=7n7qtErhF-A

Ведь я до сих пор помню тот вечер в деталях. У меня дома есть две копии каждой игры в новой упаковке с книжечками. Они стоят в моей ретро комнате на видном месте. Эти загадочные инструкции к играм до сих пор пахнут новой краской как в 1984 году! Я иногда открываю эти инструкции к играм чтобы перенестись в то время, словно обратно на 14 лет!  Я продолжаю восхищаться работами этой фирмы, которая превратилась в Rare. Они выпустили прекрасные игрушки на приставке Nintendo 64. И это безусловно лучшие игры из когда либо написанных: «Donkey Kong 64», «Banjo-Kazooie» и другие версии этих игр: "Conker's Bad Fur Day". Я обожаю эти игрушки! Когда я откопал свой старый Nintendo 64, первое что я сделал - это собрал себе полную коллекцию своих любимых и редких игр. Nintendo 64 это моя вторая любимая платформа после ZX Spectrum!

[b]9. Есть у тебя самые любимые игры на ZX Spectrum? Назови их и объясни почему?[/b]
Основные игры, которые я люблю назвал выше. Я их любил тогда и люблю сейчас только потому что эти игры великие! Список игр в которые я играю до сих пор:
Pogo", “Jumping Jack”, “Antics”, “Jet Set Willy”, “Chuckie Egg”, “Karnov”, “Rex”, “Ant Attack”, “Thanatos”, “Bugaboo”, “Way Of The Tiger”, “Boulderdash”, “Dynamite Dan 1 & 2”, “Zub”, “Maziacs” and “Sabre Wulf”
Я бы мог продолжать список любимых игр бесконечно. Но оставлю это занятие для Вас))

[b]10. Заставка к игре Total Recal до сих пор впечатляет. Как ты смог это сделать при таких скромных возможностях ZX Spectrum?[/b]
[img]http://zxaaa.net/store/images/TRecallUnused1.png[/img]
не использованная в игре картинка сделаная для получения отзывов по работе с графикой к Total Recall

[img]http://zxaaa.net/store/images/TRecallUnused2.png[/img]
ещё один не использованный в игре экран к Total Recall

[img]http://zxaaa.net/store/images/TRecallFinal.png[/img]
великолепная картинка заставки к Total Recall

Ой, да ладно пездеть то! Там не было никакой серьёзной работы. Просто кто-то из Ocean сканировал лицо Arni, это делал даже не я. Bobby Earl я думаю сканировал. А я лишь грамотно расположил объекты и нарисовал маленький логотип - треугольник плюс к этому ещё крошечную планету и какие то звезды. Это было легко!

[b]11. Игра Tai-Pan была с очень интересной графикой. Эта игра с большими спрайтами. Средневековые Японские фоны сделаны прекрасно. Что ты можешь рассказать о создании графики для этой игры?[/b]
Эта игра рисовалась не у меня дома. Насколько я помню её  сделала фирма [b]Sentient Software[/b]. Моя работа заключалась только в создании экрана загрузки. Мне пришлось сделать небольшую рекламку для игры, а я это делать не любил. И я не считаю эту заставку своей удачной работой. Ведь всё это было спизженно! (конвертировано)

[img]http://zxaaa.net/store/images/tai1.png[/img]
Tai-Pan в процессе производства

[img]http://zxaaa.net/store/images/taifinal.png[/img]
оконченная версия картинки

Я не знаю почему авторы игры сами не смогли нарисовать картинку. Я в эту игру не играл ни разу. Такая работа не прибавляла мне баллов. И мне совсем не нравился внешний вид игры. Тьфу бля! Эта игруха всё же была отмечена в Crash Smash. Ахуеть!

[b]12. Wizball  (это еще одна классная игра, которую я мог бы добавить в твой список). Она же была конвертирована с С64. Много ли работы было сделано в этой игре в процессе перевода на ZX Spectrum?[/b]
Ммм. На мой взгляд "Wizball" на С64 была одной из лучших игр. [b]Mr Gary Bracey[/b] увидев эту игру сказал что у неё огромный потенциал, к тому же она не требовала лицензии для производства. Люди, которые её сделали были очень умными парнями.

https://www.youtube.com/watch?v=uK82X9VlE38

Версия игры для ZX Spectrum не была оконченным продуктом. Игра на спектруме начинается как черно - белая версия. Почему то был потерян цвет земли?! Хотя можно было спокойно сделать это на спектруме. Можно было совершенно просто раскрасить эту игру заполнив ландшафты цветом.

[img]http://zxaaa.net/store/images/wizballlairbits.png[/img]
спрайты из игры Wizball

[img]http://zxaaa.net/store/images/wizballsprites.png[/img]
спрайты и графика из игры Wizball

[img]http://zxaaa.net/store/images/wizballyinyan.png[/img]
Знаменитая графика из Wizball  - Инь-Янь!

Я знаю, что на [b]С-64[/b] у этой игры более тонкая работа с графикой. Там гораздо лучше сделано затенение объектов и фонов. И это , вполне можно было повторить на ZX Spectrum. Да, там были бы проблемы с некоторыми объектами, но в целом игру можно было сделать гораздо лучше. В любом случае все эти претензии не ко мне, а к программистам, которые "криво" конвертировали игру. Я дал графику программисту в белом цвете и не сказал в каком цвете должны быть объекты. Wizball должен был быть зеленого цвета, это же очевидно. Но все остальные косяки не мои а Mr Maths.

[img]http://zxaaa.net/store/images/wizballmj.gif[/img]

[b]13. Какие современные игры ты можешь противопоставить старым 8 битным игрушкам?[/b]
У меня дома есть Wii и Xbox 360. Wii поначалу была очень перспективной приставкой. У меня на полке собран почти полный комплект игр для него. В основном это игрушки для самых маленьких и игры всей семьей. Это викторины или конверсии дерьмовых игр или игрушки чтобы в них петь например.  Вряд ли люди будут оглядываться назад и вспоминать старые игрушки. Они скорее скажут, - "что это за ерунда!" Я читал старенький журнал N64, 1999 года и в нём тогда уже писали о том что надо избавиться в играх от "детского" изображения графики. Теперь игры стали ещё хуже. Я не понимаю зачем так реалистично выглядят некоторые игры на Xbox. За Вас в этих играх всё делает герой игры. Вы сидите и просто смотрите мультики. Это не игра, её хочется поскорее выключить. Чтобы ощутить действительно настоящий игровой процесс я должен включить N64, Sega или ZX Spectrum! Там действительно много участия. И если у Вас нет бесконечного времени или жизней - игра становиться просто непроходимой. Я например всё время застреваю в одном и том же месте. Приходиться тренироваться или психовать что просто хочется выкинуть компьютер из окна и больше никогда не прикасаться к нему. Но обычно я так не нервничаю. Я предпочитаю смотреть как играют другие ребята. Я никогда не кричал на экран телевизора если у меня что то не получалось))

[b]14. Когда ZX Spectrum стал исчезать, куда ты двинулся далее?[/b]
Я участвовал в создании нескольких 16 битных игрушек, которые производили в фирме Ocean. Потом подрабатывал внештатно, когда я переехал из  Manchester в Northampton. Там я работал над некоторыми проектами, названия которых уже и не вспомню. Немного работал над созданием Bullfrog на "Flood 2". Его я делал с большим удовольствием. И если б всё было нормально я должен был отправиться в Израиль. Я считаю что моя самая большая ошибка, это то что я ушел из фирмы Ocean. Я был идиотом!

[b]15. Можешь рассказать ребятам, что ты делаешь в настоящее время?[/b]
Сейчас я занимаюсь обучением подростков с ограниченными возможностями. Моя работа мне очень нравится. Так же я известный эксперт по [b]Syd Barrett & the early Pink Floyd[/b]. Моё имя написано в титрах к документальному фильму и трёх книгах опубликованных по истории этой группы. Я помогал управляющему компании [b]Pink Floyd[/b] с официальным сайтом после смерти группы. Эта работа мне то же очень нравилась и была интересной. Ещё я играю на гитаре и немного пою. Когда у меня хорошее настроение дома пою и записываю свои песни. Так же я делаю дизайн обложек для сборников [b]Syd/early Floyd/Beatles[/b] DVD и CD, которые продаются в сети Интернет. Эта работа держит меня на плаву.

[b]16. А ты бы не хотел сделать графику для новой игры в ретро стиле? Сделай! Я же знаю что ты хочешь ))[/b]
Ч огромным удовольствием сделал бы графику для новой игры на компьютере ZX Spectrum. Я уже даже прозондировал насчёт этого почву и кинул клич на форуме. Но никто из программистов не откликнулся. Для производства игры мне нужен хороший программист, готовый поделиться своими идеями и советами. В настоящее время я занимаюсь рисованием обложек для 8 DVD Beatles set, под названием [b]'The Cathode Ray Tube Collection'[/b]. Как только я сделаю этот проект у меня будет время, так что если кто-то хочет сделать игру с моей графикой, просто дайте мне знать! Я всегда на месте!

[img]http://zxaaa.net/store/images/MarkGaryJimNov2010.jpg[/img]
[b]Mark со своим старым боссом Gary и лучшим программистом фирмы Ocean - Jim Bagley в 2010 году
[/b]


[b]Марк! Огромное тебе спасибо выражают спектрумисты нашего форума за подробный рассказ о лучших днях фирмы Ocean и за предоставленный эксклюзивный материал![/b]

2

Душевно рисовал дядька.

Ненависть- это подарок
защеканец gpv хорошо сосёт.

3

[quote=Шыншыл  43786]Душевно рисовал дядька.

Че то гей какой та ебанутый. Отвечает странно, как будто бы вабще хуй поеймеш что. даже сделал перерыв, закипел ))