Интервью <JV> Julia Vasilkina c <PS> Peter Sobolev

Ответить
Аватара пользователя
AAA
Сообщения: 39109
Зарегистрирован: 08 июл 2016, 23:04
Откуда: Москва
Контактная информация:

Интервью <JV> Julia Vasilkina c <PS> Peter Sobolev

Сообщение AAA »

Интеpвью о демосцене журналу "Компьютерра" (2003 г.)
Интервью состоялось в марте 2003 года, опубликовано в жуpнале "Компьютерра" от 8 апреля 2003 г.
(в печатном варианте интервью немного сокращено, здесь на zxdemo.ru публикуется полный вариант)
<JV> - Julia Vasilkina, <PS> - Peter Sobolev



<JV> Фестиваль компьютерного искусства Enlight стал первым мероприятием, собравшим российское демо-сообщество. Его организатором и идейным вдохновителем был Петр Соболев (псевдонимы - CodeRipper, Frog), ведущий Fido-конференции DEMO.DESIGN и составитель DEMO.DESIGN.FAQ - одного из наиболее полных источников информации о демосцене в Рунете.

<JV> Как лично вы пришли в демосцену, в каком качестве и какими проектами занимаетесь сейчас?

<PS> Впервые я столкнулся с демо в последних классах школы, в 1989-1990 гг. На уроках информатики у нас использовались компьютеры Commodore 64. Тогда я, конечно, никакой роли на демосцене не играл, поскольку только начал учиться программированию. В 1994-м, уже на платформе PC, мы создали группу Realm Of Illusion и одновременно выпустили первый номер журнала Infused Bytes, а затем интро. Я в этом участвовал в качестве организатора, программиста и, иногда, художника (как пишут в credits: organizer, programmer, graphician).

Сейчас я занимаюсь программированием с уклоном в сторону web (php, mysql, actionscript), а также веб-дизайном, цифровой фотографией. Интересуюсь общественными науками, социальными аспектами развития сетевых сообществ (FidoNet, главным образом). Что касается проектов, то это "Бродячая Камера" (фотозаметки о Санкт-Петербурге и окрестностях, http://www.enlight.ru/camera) и большая работа, связанная с модераторами и управлением в FidoNet (пока не завершена). А также, конечно, кое-что связанное с зарабатыванием денег.

<JV> Почему, на ваш взгляд, именно в скандинавских странах возникла демосцена как движение?

<PS> В одних странах это произошло раньше, в других позже, в третьих вообще не получило распространения - это связано, во-первых, с менталитетом людей, во-вторых, с распространением там вполне определенных компьютеров в определенный момент времени. Какую-то отдельную серьезную причину я бы не рискнул назвать. Например, в США компьютеры Commodore 64 были в конце 80-х достаточно распространены. Но демосцена там была развита слабо, а позднее, с ее переходом на Amiga и затем PC - почти вовсе исчезла. Проще всего было бы сказать, что американцы жадные до денег и потому демки для души и "for fun" - не любят. Но то что происходит в США в других областях (разные виды хобби), эту версию не подтверждает. В некоторой степени США было изолировано от Европы из-за телевизионного стандарта NTSC - демки и игрушки для C-64 нельзя было смотреть в Европе (где был PAL) и наоборот. Многие группы занимались модификацией софта из PAL в NTSC и обратно.

Или пример СССР/России - казалось бы, люди у нас любят делать разные вещи исключительно "из любви к искусству". Но сначала не хватало компьютеров, на которых был бы приличный звук и графика, а когда их стало хватать - демосцена на Западе перестала быть слишком уж интересной. Как раз между этими двумя моментами (94-97 годы) у нас был наибольший всплеск интереса к демосцене. Конечно, развитию способствовали и наши Enlight demo party, но сам интерес существовал и без них. После 1997 года был перерыв, и в 1999-м нашу эстафету подхватили организаторы Chaos Constructions'99-2001 (также в Санкт-Петербурге). Правда, там акценты несколько сместились в сторону Спектрума, на PC работы были менее интересны, чем представленные ранее на Enlight.

<JV> Когда сформировалось демо-сообщество в России (экс-СССР)? Кого из "наших" можно назвать первопроходцами и многие ли из них продолжают заниматься этим сегодня?

<PS> Думаю, что начиная с 1995 года - с первой demo party в ex-СССР (Enlight'95 в Санкт-Петербурге).

Я бы назвал следующие имена: Михаил Широбоков и группа QMG (Самара), Андрей Заболотный (Кишинев), Roman Lout, Олег Хоменко, Action (Украина), Владимир Медейко и группа Future Hackers (Санкт-Петербург), Ren, Royal Ghost (Москва). Насколько мне известно, большинство из них сейчас никак не связаны с демосценой и преимущественно занимаются программированием - системным и игровым. Или дизайном.

<JV> Какие ныне существующие российские проекты вы считаете наиболее интересными?

<PS> Из проектов мне сейчас известен только сайт www.demoscene.ru, который жив и поддерживается. Кроме того, в России и СНГ по-прежнему ежегодно проходят demo party (CAFE, Millennium, Paradox). Правда, интересно, что в последнюю пару-тройку лет - не в Питере/Москве, а в Минске, Казани, Ростове-на-Дону.

<JV> Существует ли некая специфика российской демосцены, или она полностью интегрирована в мировое (европейское) сообщество?

<PS> Сложный вопрос. Мне хотелось, чтобы существовала. Потому что на момент появления демосцены в России на Западе как раз начинался серьезный кризис в этой области, который продолжается и сейчас. Дело, конечно, не в количестве работ и мероприятий (оно там не падает, скорее растет). Дело в постепенном пропадании из работ признаков сюжетной линии, идей. Люди гордятся исключительно тем, что реализовали (или повторили - это уже стало неважно) сложный графический эффект, либо уместили алгоритм в наименьшее число байт. Вот такого сходства с европейской демосценой мне (и всем, кто организовывал Enlight) хотелось избежать. Можно констатировать, что наши усилия общего результата не дали.

По прошествии этих шести-семи лет я вижу причины более ясно. Для создания интересной работы необходимо вдохновение. И это зависит не от каких-то бытовых эпизодов (пусть даже значительных), а от общей атмосферы, в которой живет человек. Если популярными в обществе являются так называемые "буржуазные" ценности, альтруизм официально считается отклонением от нормы, цели ограничены ростом личного благосостояния - во всем этом трудно найти что-то притягательное для искусства. И никакие возможности и технологии не помогут.

Напротив, когда общество (чаще всего - под жестким руководством) целенаправленно предпринимает попытки к социальному или национальному прогрессу - появляется стимул к творчеству. Это можно наблюдать на многих примерах. Мне лично представляются очень показательными памятники и здания, созданные в разные исторические периоды.

<JV> Есть ли какие-то проблемы с распространением демосцены, притоком новых людей?

<PS> В России - да, конечно. Сейчас притока почти нет - царит некое "запустение". Основная активность проявляется на Спектруме либо на PC/Amiga специально к крупным зарубежным party.

<JV> А нуждается ли вообще демосцена в том, чтобы росла ее популярность?

<PS> Как и во многих других областях, важно вначале качество, а уже потом количество. Популярность самой демосцены не нужна. Нужна популярность демок среди обычных людей (которые со сценой не связаны). Демки для того изначально и писались, чтобы их видело и оценивало как можно большее число зрителей. Это уже потом постепенно все начало переходить в соревнованию между специалистами. Здесь как и с картинами - их пишут художники ("специалисты"), а смотрят обычные люди. Но потом некоторые художники начинают считать себя особенными, появляются картины, которые могут оценить лишь они сами да немногие избранные.

<JV> Можно ли назвать демосцену субкультурой и взаимодействуют ли ее участники с другими субкультурами (кракеры, хакеры и т.п.)?

<PS> Конечно, демосцена - это субкультура. Исторически она составляла одно целое с кракерским сообществом. Первые интро писались как заставки к взломанным игрушками и софту. Потом эта традиция отмерла (с переходом демосцены на PC), но по-прежнему остается некоторое объединительное начало - и то и другое требует достаточно высокой квалификации в компьютерной области и любопытства, любознательности.

Помимо исторического аспекта, есть ли еще какие-то причины тому, что многие демо до сих пор создаются на "альтернативных" платформах? Что привлекательного для демосценеров в платформах типа ZX Spectrum, Amiga, которые давно не имеют утилитарного применения?

На тех машинках все было иначе чем на PC. Другие взаимоотношения между людьми, другие цели. У многих с этими компьютерами связаны приятные детские/юношеские воспоминания.
Есть и технические причины - тогда компьютеры делались так, что в рамках одной модели между собой не отличались. Не было ситуаций с сотнями разных видео- и звуковых карт, процессоров, разного быстродействия, объема памяти. Поэтому можно было писать программы, работающие напрямую с железом, и быть уверенным, что во всем мире твоя программа будет работать так же, как у тебя. В таком программировании есть своя прелесть, когда понимаешь как все работает, когда доступны все возможности компьютера без ограничений. Нет посредников в виде громоздких ОС, разных от модели к модели BIOS'ов, несовместимых карт расширения и т.п.
И еще одна причина - людей привлекает маломощность этих платформ, их скромные технические характеристики. Всегда интересно сделать то, что, казалось бы, невозможно на такой слабой машинке.

<JV> Можно ли на сегодняшний день говорить о тотальном переходе на PC?

<PS> Я не интересовался этим вопросом специально, но думаю что на PC (Win32) приходится процентов 80-90% выходящих сейчас демо. Остальное - Linux, старые компьютеры, различные мобильные устройства.

<JV> Имеет ли вообще значение, на какой платформе создается демо?

<PS> Если говорить в общем, то нет - не имеет. Технически - конечно, везде свои особенности и сложности.

<JV> Демо - это искусство или технология?

<PS> Если так жестко ставить вопрос, то скорее искусство. Придумать алгоритм и реализовать его - тоже искусство. А технологии - обычно средство.

<JV> Приходят ли в демо-арт какие-то новые идеи и технологии? Если да - то откуда?

<PS> Довольно часто. Идеи заимствуются из фильмов, видеоклипов, из жизни, ТВ-новостей. Это и сюжеты, и спецэффекты. Раньше, помнится, были даже демо политического характера или прославляющие любимые напитки.

Новые технологии тоже приходят. Растет мощность компьютеров, их возможности, и демо пишут исходя из этих растущих возможностей. Появляются новые платформы (Linux, PocketPC, Palm, Java, Flash) - под них через некоторое время тоже начинают выходить демо.

<JV> Что бы вы назвали основными тенденциями современной демосцены?

<PS> Как я уже говорил, уменьшение роли сюжета в демо. Кроме того - невозможность просматривать все выходящие работы из-за их большого числа, что отрицательно сказывается на мотивации демомейкеров: зачем писать хорошую вещь, если ее мало кто увидит и оценит?
Соответственно, возрастание роли крупных demo party - ведь работы, которые там выиграют, уж точно многие посмотрят.
Другим ключевым изменением стало, с появлением Интернета, распространение исходных текстов спецэффектов или даже целых демо, интро. В результате очень многие вместо того чтобы писать что-то свое, копируют фрагменты старых работ, немного их меняя.

<JV> Как осуществляются коммуникации между участниками демогрупп?

<PS> Очень часто общение происходит виртуально, даже если все члены группы проживают в одном городе. Раньше существовали BBS, затем появился Интернет. В России важную роль играет еще и FidoNet. Личное общение именно для создания демо бывает нужно редко. Другое дело, что члены одной группы могут учиться в одном месте или вместе пить, к примеру :) Но с написанием демо это совсем необязательно связано.

<JV> Какое значение для сегодняшней демосцены имеют demo party и фестивали?

<PS> Огромное значение. Они - вроде финишной ленточки. Чтобы написать и представить на конкурс свою работу, например, к августу. Это дисциплинирует. В очень древние времена обходились - и так мотивации хватало (выход любой демо был событием из-за их общего небольшого количества).
Кроме того, на demo party можно пообщаться между собой вживую, что довольно интересно. Правда, это больше относится к российским party - на западных общение довольно специфическое. Особенно любопытно их нововведение (ему уже года четыре, наверное) в виде так называемых oldskool area. Это когда на demo party отводится специальная площадь для "заслуженных сценеров". Чтобы им новички, так сказать, не мешали восхищаться друг другом.
На российских demo party такого явления, насколько я знаю, нет. Все друг с другом общаются и сидят в одном зале. Люди, которые считают это для себя зазорным, конечно, есть. Но организаторы их желаний не поддерживают.
Похоже и с голосованием - у нас оно всегда было организовано таким образом, чтобы оценки работам выставляли все присутствующие на равных основаниях, независимо от технической грамотности и статуса. На западных party это не вполне и не всегда так.

<JV> Как эти мероприятия трансформировались за прошедшее время?

<PS> В мире demo party стало больше. Технически обеспечить их проведение стало проще (поскольку железо стало более доступным, да и опыт появился).
Число работ на них растет, появилась необходимость выделять достойные с помощью комиссий по предварительному отбору (преселекту). Число посетителей растет. Появились спонсоры, в том числе постоянные - производители видеокарт, процессоров, игр, средств связи.

Все перечисленное относится к зарубежным demo party. У нас трансформации не наблюдается. Проведение demo party на уровне, соответствующем западному, обошлось бы во многие десятки тысяч долларов. Спонсоров, которые могут предоставить такие деньги, конечно, не интересует реклама на demo party (она не окупит затрат - те же деньги можно потратить куда более эффективно). Поэтому их условия обычно выражаются в требовании преобразования demo party в что-то среднее между компьютерной выставкой и игрой в Quake. В результате те demo party, которые проводятся в России, по-прежнему оплачиваются частично организаторами из собственного кармана, частично спонсорами, которые или просто сочувствуют идее, или являются родственниками и знакомыми организаторов. Все это ограничивает бюджет цифрой примерно $500-1000. Обычно эта сумма включает в себя аренду проектора, помещения, печать дипломов и анкет для голосования. Остаток - на очень скромные призы (впрочем, на мой взгляд, призы и должны быть скромными) и на улаживание возможных проблем с милицией и владельцами помещения и прилегающих территорий.

<JV> Какие мероприятия вы считаете самыми значимыми на сегодняшний день - в мировом масштабе и в России?

<PS> В мировом масштабе - без сомнения Assembly (Финляндия, Хельсинки). В России - трудно сказать. Любая demo party в России - событие. Они не так часто бывают и пока точно неизвестно какая будет следующей, когда и где.

<JV> Чем демосцена заинтересовала вас в свое время и какую часть вашей жизни занимает сейчас?

<PS> Сначала (еще на Commodore 64) это воспринималось как некий своеобразный мир внутри большого мира. Люди там (за границей) что-то делали, исследовали, показывали друг другу, делились опытом, переписывались. Выгода никого не интересовала, все были искренними. Когда кто-то поступал нехорошо, например, использовал чужой эффект под своим именем, это осуждалось другими и на группе/человеке оставалось вполне реальное пятно - могли и руки не подать, в виртуальном смысле слова :) Кроме того, это все же была другая незнакомая культура - западная. Тем более, что короткий период середины-конца 80-х на Западе был в некотором смысле заряжен оптимизмом. Достаточно посмотреть на фильмы того времени. Очень характерен Back to the Future, на мой взгляд. Этот дух чувствовался и в демках, и в игрушках.

Ну а потом людей становилось все больше, сообщество более открытым, традиции игнорировались, число demo party росло и т.д.

Что касается меня, то сейчас я не очень интересуюсь происходящим на демосцене. В общих чертах продолжаю быть в курсе, поскольку и знакомые рассказывают, и FIDO7.DEMO.DESIGN я продолжаю модерировать, да и демо иногда просматриваю - выборочно. Первые места ежегодной Assembly, конечно, всегда просматриваю и интересуюсь, как она проходила.
Ответить