
Вячеслав Леонов: Какой у Вас был первый компьютер?
Наталия Борохова: Самым первым был какой-то из PC-совместимых, конфигурацию не помню, помню только, что без Windows на борту, с Norton Commander. Чуть позже, где-то в 97м, дома появился компьютер под первым пнём и Windows 95, затем на него же была поставлена Windows NT. От этого компа осталась на память мышка Microsoft с шариком. Компьютеры достаточно часто менялись - раз в несколько месяцев появлялся новый, а старые "уходили" либо родителям на работу, либо оставались как источник для запчастей. Железо меня окружало с самого детства. По крайней мере, если говорить о PC. Часть всего из остатков этой "коллекции" передала в музей при ВУЗе, где училась, часть - до сих пор дома лежит.
PC-железо для меня представляло интерес, но не настолько сильный, как ретрокомпьютеры других архитектур. В плане коллекционирования последних на меня серьёзно повлиял случай, произошедший в самом начале 2000х. В гости приезжала двоюродная сестра из другого города, мы нашли у родственников ненужный "одноплатник" с герконовыми кнопками, который "развандалили" на магниты с герконами. Несколько лет не покидало чувство стыда за этот инцидент, и в итоге я решила во что бы то ни стало найти такой же компьютер, при необходимости восстановить и оставить себе. Ситуация осложнялась тем, что помнила только его "внешность" и те самые герконовые кнопки. Выяснилось, что это был "Партнёр 01.01". Пока искала на тематических форумах в продаже - параллельно обзавелась коллекцией из других ретрокомпьютеров. Ещё часть подкинул в коллекцию бывший муж, с которым мы познакомились на почве увлечения железом, огромная часть всего остального была куплена в процессе, коллекция пополняется и сейчас.
"Партнёр 01.01" в каком-то смысле тоже считаю своим первым компьютером - без него вряд ли получилось собрать ту коллекцию, которая у меня есть сейчас.
Вячеслав Леонов: Первая компьютерная игра, в которую Вы сыграли?
Наталия Борохова: "Тетрис". Была ещё какая-то игрушка из первых впечатливших типа "Принца Персии", но немного с другой графикой. Её названия, к сожалению, не помню.
Вячеслав Леонов: Писали Вы ли на нем свои программы?
Наталия Борохова: На самом первом - нет.
Вячеслав Леонов: Что Вы использовали в качестве монитора?
Наталия Борохова: ЭЛТ-монитор с защитным экраном

Вячеслав Леонов: С какого носителя грузили программы и игры?
Наталия Борохова: С жёсткого диска и дисковода.
Вячеслав Леонов: Ваша любимая на сегодня платформа среди компьютеров?
Наталия Борохова: Не выделяю любимых платформ. Каждая по-своему чем-то интересна.
Вячеслав Леонов: Назовите пять человек, которых Вы считаете людьми, повлиявшими и развившими движение и развитие сообщества ретро-компьютеров.
Наталия Борохова: Если говорить о России - здесь не очень большое сообщество любителей ретрокомпьютеров, поэтому каждый причастный каким-то образом на него влияет. Можно выделить Сергея Фролова за его музей и информационный вклад в развитие сообщества, ребят из NedoPC за ZX Evolution... В пять человек этот вопрос уже не укладывается

Вячеслав Леонов: Чтобы Вы сказали Клайву Синклеру, оказавшись перед ним?
Наталия Борохова: Наверное, не очень оригинально, но "Спасибо, сэр".
Вячеслав Леонов: ZX Spectrum NEXT годный продукт или бред выживших из ума стариков?
Наталия Борохова: В руках держать не приходилось, поэтому воздержусь от ответа на этот вопрос.
Вячеслав Леонов: Какой операционной системой пользуетесь сейчас? Почему именно ей?
Наталия Борохова: В зависимости от задач. На паре компов стоит Windows 7 и Debian, на "основном" - MacOS High Sierra.
Вячеслав Леонов: Какая конфигурация Вашего сегодняшнего компьютера?
Наталия Борохова: "Основной" - MacBook Pro 15" 2017 года. 4х-ядерный Intel Core i7 с частотой 2,9 ГГц, ОЗУ 16 Гб, гибридный видеоконтроллер Intel HD Graphics 630 + Radeon Pro 560, встроенный SSD на 500 Гб + внешние жёсткие диски.
Вячеслав Леонов: Играете ли сейчас в игры?
Наталия Борохова: Иногда запускаю что-нибудь из "классики" на ретрожелезе. Из относительно современного - изредка в WoW 3.3.5.
Вячеслав Леонов: Как Вы видите будущее ретро-компьютерного движения в России и в мире?
Наталия Борохова: Если говорить о культурных мероприятиях, в России - скорее, печально. Массовых мероприятий, посвящённых только ретрожелезу на данный момент, можно сказать, нет. Здесь если затевают какое-то массовое мероприятие - всё пытаются превратить в косплей, навесив много лишнего, не относящегося напрямую к ретрокомпьютерной тематике. Остаются только тёплые ламповые "квартирники" под трекерную музыку "для своих", но и этот формат вымирает вместе с его участниками.
В мире всё поинтереснее - например, есть достаточно масштабный Vintage Computer Festival, который проходит в Западной Европе и США, и целью которого является пропаганда сохранения ретрожелеза.
Если говорить об интересных проектах, связанных с восстановлением старой вычислительной техники - везде всё держится на отдельных энтузиастах, и будущее за ними.
У зарубежных ребят подход к делам серьёзнее и обстоятельнее. В России не покидает ощущение того, что, по большей части, никому ничего (кроме КМок))) не надо. К слову, "утилизаторы" - это ещё одна очень большая проблема для будущего ретрокомпьютерного движения.
Вячеслав Леонов: Нужны ли альтернативы IBM-совместимым компьютерам сейчас? Если да, то почему?
Наталия Борохова: Нужны, так как пользуются спросом у своей целевой аудитории.
Вячеслав Леонов: Какие языки программирования знаете сейчас?
Наталия Борохова: Не могу сказать, что владею в совершенстве, но в общих чертах С/С++, JavaScript, Python, некоторые диалекты asm'а... В целом, к программированию отношусь прохладно. Мне больше нравится "железная" сторона вопроса, неразрывно связанная с паяльником.
Вячеслав Леонов: Ремонтируете ли Вы сами свои экспонаты?
Наталия Борохова: Да, бывает и такое.
Вячеслав Леонов: Как на Ваше хобби реагирует Ваш муж?
Наталия Борохова: С первым мужем мы познакомились на фоне общего интереса к железу. Относился с теплотой, поддержкой и пониманием - у нас были и до сих пор есть общие проекты. Не на всё, к сожалению, находится время.
У второго мужа немного иная сфера интересов, железо его интересует больше с эстетической стороны, но, в общих чертах, одобряет.